На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Куклотерапия
Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Куклотерапия
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Кукла как инструмент практической психологии

У каждого народа с незапамятных времен существуют свои куклы. В них можно увидеть особенности общественного уклада, быта, обычаев и нравов, технических и художественных достижений.
Древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Их возраст ― более четырех тысяч лет. Вырезаны они из деревянных дощечек; прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове ― парики-прически из глиняных или деревянных бусинок.


На протяжении многовековой истории человек очень важное значение отводил кукле, так как видел в ней себя. Она была символом рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим куклам ― быть беде. В колыбель к ребенку клали куклу-оберег, считая, что она охраняет его покой и сон.
Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.
Символические куклы сопровождали другие крестьянские праздники и обряды. Провожали масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы делали из веток Семика и Семичиху, сажали их под березу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в речке.
На современном этапе изготовление и общение с куклой может быть самостоятельным направлением психологической, педагогической и развивающей работы.
Существуют различные виды кукол, которых мы делаем на своих занятиях и используем в дальнейшем для психодраматических импровизаций:

 

  • абстрактные куклы;
  • марионетки;
  • перчаточные куклы;
  • пальчиковые куклы,
  • веерные куклы;
  • куклы на магнитной или фланелевой основе,
  • теневые куклы.

Абстрактные куклы

Эти куклы создаются из различных материалов и носят абстрактный характер. Они достаточно легки в изготовлении и не требуют покупки дорогостоящих материалов. Их можно мастерить с маленькими детьми, с детьми, имеющими особенности психофизического развития, а также с детьми, имеющими нормальное развитие, и их родителями.

Кукла из коробочки
Необходимые материалы: коробочки из-под чая (250 гр.) или мыла. Размер коробочки должен быть таким, чтобы она легко надевалась на ручку ребенка (эффект варежки); цветная  и белая бумага, ножницы, клей, нитки для вязания, фольга, журналы или открытки.
Ход работы: крышка коробочки из-под чая удаляется ножницами так, чтобы получилась картонная варежка. Затем, исходя из того, какую куклу вы собираетесь делать, выбираете материалы для работы. Коробочка оклеивается цветной бумагой по цвету одежды или меха героя. Затем из открытки или журнала вырезаются готовая голова, ручки, ножки куклы и приклеиваются к коробке-варежке.  Ребенок может нарисовать эти части тела своего героя сам и затем вырезать и приклеить их. Из ниток для вязания можно сделать волосы и прикрепить их к голове клеем, скотчем или скрепкой.
Готовая кукла надевается на ручку ребенка как «варежка». Двигая рукой, ребенок манипулирует куклой.

Кукла из поролоновой губки
Необходимые материалы: губка для мытья посуды любого цвета, цветной шнур или лента, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.
Ход работы: цветной шнур или лента повязывается на середину губки, создавая эффект «талии». В верхней части губки приклеиваются сделанные заранее из цветной бумаги глаза, нос, рот. Из вязальных ниток можно сделать «прическу», прикрепив ее к голове несколькими швами или приклеив.

Марионетки

Для изготовления марионетки каждому ребенку понадобятся следующие материалы:

  • два куска ткани размером 50 х 50 см для верхнего платья и 70 х 70 см ― для нижнего платья (брюк);
  • футляр от киндер-сюрприза как основа для головы;
  • 4-5 мелких предметов: бусинки, кнопки, скобки, бисер и т. п., которые помещаются в футляр от киндер-сюрприза. Каждый предмет наделяется качеством, которого у подростка нет, но хотелось бы иметь или развить в себе (эффект «мозгов» Страшилы из сказки «Волшебник изумрудного города»). При движении марионетки мелкие предметы в футляре будут шуметь, создавая тем самым эффект действия заложенных качеств, их присутствия;
  • вата для головы и рук;
  • чулок для головы и рук;
  • нитки, мочалка, магнитная лента от аудиокассеты, либо что-то другое для изготовления волос;
  • пуговицы или клеящаяся бумага для глаз и рта;
  • нитки типа «Ирис» для «подвязывания» марионетки;
  • две иглы   (маленькая и большая), ножницы, клей;
  • украшения для марионетки.

Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсула от киндер-сюрприза (с начинкой из мелких предметов )  плотно оборачивается ватой. Если у куклы должна быть большая голова, значит, ваты понадобится  побольше. После того как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цвета и сшивается на "затылке" куклы. Затем поверх облицованной основы еще раз обтягивается чулком телесного цвета или другой тканью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой и т. д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался "хвостик" из ткани или чулка не менее 5 см.  Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.
Костюм куклы (верхнее платье) шьется из цветной красивой ткани размером 50 х 50 см. В кусочке ткани надрезается середина, куда продевается  «шея-хвостик» куклы. Далее ткань расправляется и пришивается к "шее" куклы.
Для  изготовления нижнего платья возьмите  ткань 70 х 70 см, найдите середину кусочка. На середине нужно сделать маленькую дырочку и просунуть в нее "хвостик", к  которому уже пришито «верхнее платье». Далее "нижнее платье" тоже пришивается к "шее" куклы.
Руки куклы изготавливаются из той же ткани, что и лицо. Из нее нужно вырезать два квадрата размером 7 х 7 см. В центр этой заготовки кладется вата. Затем квадрат связывается узелком, в результате чего получается «кулачок» куклы. Для того чтобы пришить руки, нужно положить куклу на стол,  разложить «верхнее платье» треугольником и, слегка подвернув ткань в двух верхних углах вовнутрь, пришить туда руки.
Когда костюм куклы готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы: сделать ей прическу, дополнительные детали костюма (все, что подскажет воображение изготовителей куклы).

Пальчиковые куклы

Пальчиковыми называются куклы, которые надеваются на палец. Они бывают самыми разнообразными и изготавливаются из разных материалов: бумаги, открыток, фетра, перчаток, меха, кожи и др. Можно использовать готовые наборы пальчиковых кукол. В коррекционных целях ― лучше чтобы ребенок сам изготавливал свою куклу. В Вашем наборе пальчиковых кукол должно быть достаточное количество как добрых, так и злых персонажей.
Самая простая пальчиковая кукла ― это колечко из картона, на которое крепится вырезанная из журнала, открытки или нарисованная фигура желаемого персонажа. Кольцо-основа может быть сделана также из проволоки, резинки, тесьмы, связана из ниток и др.
Другой вариант пальчиковой куклы имеет в основе заготовку, полностью повторяющую форму пальца ребенка (напальчник). Он изготавливается из различных тканей. Особенно подходит для этих целей фетр, так как хорошо держит форму. Можно использовать старые перчатки. Для этого необходимо отрезать все «пальчики» и, если перчатка вязаная, обметать край, чтобы он не распустился. Имея такие заготовки, можно очень быстро сделать разные пальчиковые куклы. На них с помощью клея крепятся нарисованные или вырезанные из открыток (журналов) голова, руки, костюм героя.
С уже готовыми пальчиковыми куклами можно придумывать различные коррекционные сказки и проигрывать их с ребенком.

Перчаточные куклы

Перчаточными куклами называются те, которые изготавливаются  на основе перчатки. Эту куклу сложнее сделать ребенку самостоятельно. Здесь уже обязательна помощь родителей или членов детской группы. При индивидуальной работе с ребенком может помочь психолог. Для упрощения изготовления такой куклы можно иметь перчатки разного цвета, заготовки для головы и ручек, цветную самоклеящуюся бумагу для глаз и рта, что-то для украшения куклы, нитки для волос.
Используются и готовые перчаточные куклы из разных наборов для кукольного театра. Важно наличие  как добрых, так и злых персонажей.
Перчаточная кукла, когда она надета на руку ребенка, становится его продолжением. Это очень «близкая»  ребенку кукла, наиболее полно передающая его настроение, эмоциональное состояние и позволяющая эффективно все это отыграть.
Так же, как и с другими куклами, с ней импровизируют либо проигрывают проблемные ситуации ребенка, разыгрывают придуманные им сказки, устраивают детско-родительские импровизации и др.

Веерная кукла

В основе такой куклы изготовленный из бумаги веер. На центральной части веера в развернутом виде рисуется сказочный герой. Эту работу ребенок может сделать как сам, так и с помощью мамы или психолога. В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачивается ― и получается кукла, с которой можно играть, разыгрывать сказку. Можно прикрыть веером лицо ― и это уже сказочная маска. Такие куклы хорошо хранить, так как веер в сложенном виде занимает совсем немного места. Если у Вас есть желание сделать такие куклы для работы с конкретной сказкой, все куклы-веера прекрасно поместятся в коробку из-под конфет, на которую наклеивается название сказки.

Теневая кукла

Теневой театр был любимым национальным зрелищем в Южной Азии — при свете жаровни, на улице при звоне колокольчиков, с тенями, падающими от силуэтов из обработанной до прозрачности буйволовой кожи. Это — герои, боги, драконы. Показывали их и в другие периоды истории, в Европе — в небольших театрах, трактуя изящно темы реалистические. Показывали и тени от живых фигур — в самом начале этого вида театра — в Китае, задолго до нашей эры.  Часто для таких спектаклей использовались специальные теневые куклы.
Изготовить их с детьми достаточно просто. Достаточно вырезать из темной бумаги силуэт героя и прикрепить его либо на веревочку (за верхнюю часть), либо на палочку или картонную полоску за нижнюю часть. Более сложной может стать фигурка, двигающая ногами и руками. Для достижения такого эффекта руки и ноги вырезаются отдельно, накладываются на тело и закрепляются нитками  так, чтобы их движения в разные стороны были свободными. К концам рук и ног прикрепляются отдельные веревочки, и тогда ребенок сможет «вести» куклу не только за голову, но и управлять ее ногами и руками.
Чаще всего такую куклу психологи используют для работы со страхами.
С взрослыми клиентами использование теневой куклы часто позволяет интегрировать теневые аспекты личности.
Для работы с теневыми куклами психологу также нужен  экран из белой материи. Ткань плотно натягивается и закрепляется за края стульев, поставленных на стол. Свет выключается. Зрители сидят по одну сторону экрана, в темноте. По другую сторону экрана на пол ставится настольная лампа (источник света один). Артисты с той стороны, где лампа, играют у самого экрана.

Куклы на магнитной или фланелевой основе

Фланелеграфы известны многим психологам и дефектологам достаточно давно. Это доска, обтянутая фланелью, на которую крепятся плоскостные куклы, также имеющие  фланелевую основу.
По такому же принципу можно сделать плоскостной театр на магнитной доске. Для этого Вам понадобится магнитная доска, какие используются в школах для закрепления наглядного материала, и небольшие магнитики. К плоскостной кукле приклеивается магнит, и она уже может держаться на доске. Магниты приклеиваются и к декорациям  ― деревьям, домам и др. Такой театр облегчает работу с куклой для детей, имеющих слабо развитую мелкую моторику, и детей с особенностями психофизического развития.
Использование кукол в психологической практике помогает решить следующие задачи:

  • саморегуляция и самоуправление, так как ребенок (взрослый), идентифицируясь с персонажем, учится, в первую очередь, управлять собой;
  • самовыражение через действия и слова куклы;
  • отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения;
  • получение многочисленных алгоритмов разрешения проблемной ситуации через манипуляции с куклами;
  • развитие гибкости поведения;
  • и другие.

Сочинение сценария спектакля и его постановка

Когда мы работаем с проблемой ребенка или взрослого, мы ищем пути ее разрешения. При использовании метода сказкотерапии мы можем зашифровать проблему в сказочный контекст. Это может сделать и сам клиент, если вы попросите его придумать сказочную историю. Если для ребенка или взрослого, с которым вы работаете, это сложная задача, ее решите вы, сочинив для них коррекционную сказку и предложив ее проиграть в виде спектакля. Психолог  исполняет роль рассказчика или ведущего спектакль, а клиент играет все роли по очереди.
При групповой работе чаще всего разыгрывается сказка, сочиненная группой под какую-то проблему или поставленную ей задачу. Роли распределяются внутри группы. Возможно многократное проигрывание одного сценария, при смене ролей в группе.
При работе с семьей и в написании сценария, и в постановке принимают участие все члены семьи. Психолог выступает в роли фассилитатора.
Такие постановки не репетируются. Здесь важна спонтанная импровизация и актуализация чувств. С подростками и взрослыми после таких спектаклей необходимо проводить обсуждение.

Работа с гримом, костюмами и спонтанная импровизация

Сегодня уже существует как самостоятельное направление практической психологии имиджтерапия, смысл которой в изменении образа (имиджа) клиента с целью изменения взгляда на свою проблему и последующего ее разрешения.
В сказкотерапии часто используются технологии данного направления. Для этого психологу понадобится проявить поисковую активность и фантазию. Для работы необходимы:

  • элементы различных костюмов или готовые костюмы;
  • грим или краски для лица;
  • аксессуары или предметы, относящиеся к разным историческим эпохам и героям;
  • большое зеркало;
  • музыкальные композиции, отражающие традиции разных эпох;
  • какие-либо декорации.

Смысл в том, что клиенту предлагается выбрать себе образ и создать его из того, что есть у психолога. Ребенку можно помочь это сделать: подобрать музыку под этот образ и соответствующие аксессуары, подсказать действия (зажечь свечу, взять в руки книгу и т. д.).
Затем психолог ставит перед клиентом большое зеркало и клиент, смотрясь в него, представляется, рассказывает свою «легенду», что-то изображает или танцует под выбранную музыку. Психолог или группа (при варианте группового использования) выступает в качестве фассилитатора: задает вопросы, предлагает разрешить какие-то психологические задачи, которые помогут клиенту в первую очередь говорить о своей проблеме и решать ее.

Источник: "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии Автор-составитель Н.А. Сакович , Минск 2003 г.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.