На главную Коррекционная работа психолога в школе Программы Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Медитации
Сказкотерапевтическая коррекционно-развивающая программа для развития самосознания детей. Медитации
Коррекционная работа психолога в школе - Программы

Глава II
Многообразие сказкотерапевтических технологий

2.1. Статические и психодинамические медитации

Первая задача, которую решает психолог на коррекционных занятиях, ― это снятие психоэмоционального напряжения у детей, накопление положительных эмоций, установление доверительных отношений и настрой на дальнейшую работу. Для этого с детьми проводятся медитации. Они могут быть статическими или динамическими, и в их основе лежат сказки-путешествия, не содержащие конфликтов.

Для проведения статической медитации необходимо, чтобы ребенок занял удобную для него позу. Освещение должно быть не слишком ярким. Места не обязательно должны быть организованы на матах или коврах. Это могут быть простые стулья. Главное, чтобы ребенок сидел удобно.
Психодинамические медитации сопровождаются движениями и обычно проходят на "ура", особенно с гиперактивными детьми. Их сложно усадить даже на пять минут для релаксационного упражнения, а с движением можно достигнуть эффекта снятия напряжения и у них. Можно подобрать музыку, помогающую релаксации. Тогда после первой медитации с музыкой необходимо выяснить у детей, не мешала ли им музыка. Да и к подбору мелодий нужно подходить очень внимательно, так как неправильно подобранная, конфликтная, грустная мелодия может вызвать у ребенка слезы, обострение конфликта. Слишком громкая, активная мелодия может вызвать перевозбуждение нервной системы. Лучше всего для медитаций подходят звуки природы. Сказка, подбираемая для медитации не должна быть сложной и длинной. По времени она должна длиться не более пяти-семи минут. Тексты медитаций психолог может придумывать и сам, по аналогии с готовыми. В них можно использовать наиболее полюбившиеся детям образы.

Статическая медитация "Путешествие на облаке"

Сядь поудобнее и закрой глаза. Два-три раза глубоко вдохни и выдохни…
Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно "увидеть" эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное (30 секунд).
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Психодинамическая медитация "Заколдованная фигура"
Эта медитация помогает быстро расслабиться детям в тех случаях, когда они сильно напряжены. Прекрасно подходит для гиперактивных детей.
― Пожалуйста, все расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место.
Представьте себе, что мы оказались на поляне в волшебном лесу. Эта поляна заколдована злой волшебницей, и кто попадает на нее ― застывает, как каменная фигура. Застыньте, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно так (Можно показать детям как).
И тут мимо пролетала добрая фея. Она взмахнула волшебной палочкой ― и все мы расколдовались. Наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Покажите, что вы уже не "деревянные". Станьте мягкими и подвижными. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, суставы очень подвижными.
Только фея обрадовалась, увидев двигающихся по поляне детей, как злая волшебница налетела тучей и опять заколдовала всех. Все стали негнущимися, застыли, как дерево и камень (10 секунд).
Можно просить детей быть попеременно то в одном, то в другом состоянии, до полного расслабления.
Но фея не привыкла отступать, она снова взмахнула волшебной палочкой и "разморозила" детей. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины. Теперь стряхните воду с волос. А сейчас – с верхней части ног и ступней. Давайте поблагодарим фею за спасение.
Потянитесь, выпрямитесь. Мы бодрые и свежие.

  • Сказочные задачи

Сказочные задачи встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Справляясь с трудностями, наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, это зашифрованные в сказке алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам преодоления трудностей.
Сказочные задачи широко используют в системе ТРИЗ. По этой технологии  издано достаточно большое количество сборников со сказочными задачами, и их можно использовать для занятий. Прекрасно подобраны задачи в сборнике Е. Чернихович [13].
По аналогии с готовыми сказочными задачами вы всегда сможете написать свои. Задачи можно выписать на отдельные карточки и сделать из них целую сказочную картотеку под различную проблематику. Такими карточками вы будете пользоваться достаточно долгое время.

"Спаслание"
Дождь лил неделю не переставая. Вода все прибывала и прибывала. Винни-Пух давно забрался на дерево и смотрел на проплывающий под ним всякий мусор. Вдруг он увидел, что плывет большой горшок с закрытой крышкой. В горшках обычно бывает мед, и медвежонок спустился вниз, чтобы поймать эту ценную вещь. Меда в горшке не оказалось, зато в нем лежала записка.
― "Это Спаслание!" ― подумал Пух.
Писать  умеет только Кристофер Робин, значит, что-то у него произошло. Надо плыть к нему. Только на чем? На ветке не поплаваешь, а бревна как назло не проплывали.
►Что делать Винни-Пуху?

"Лиса и тетерев"
Бежит лиса, видит ― тетерев на березе сидит. Подбежала к дереву, думает, как бы ей тетерева на землю сманить и съесть. Начала лиса такие речи:
― Сойди, тетеревочек, на землю, поговорим, погуляем. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.
►Как же ему проверить, правду ли говорит лиса? Хочет тетерев вниз слететь, но боится: вдруг лиса обманет?

"Сказка без конца"
Один император больше всего на свете любил слушать сказки. Но все сказки имели конец, что не очень нравилось императору. Чем сказка дольше, тем лучше, считал он. Однажды приказал император рассказать ему бесконечную сказку. Если рассказчик доходил до конца, то его казнили. Много длинных сказок услышал император, много голов полетело с плеч, но никто не рассказал бесконечную сказку. Но один юноша не испугался императорского условия и пришел во дворец.
►Что же он придумал?
Необходимо придумать как можно больше вариантов решения сказочной задачи, разбирая плюсы и минусы каждого из них. Варианты, предлагаемые ребенком, дадут психологу диагностическую информацию о тех способах преодоления трудностей, которые он использует в своей жизни.

  • Сказочные головоломки

Сказочные головоломки можно использовать в коррекционно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете "упаковать" в сказочный контекст, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие. В качестве примера хочу предложить сказочные головоломки Мюриэл Мендел [6].

Семимильные сапоги
Великан-людоед обнаружил, что в потемках достал из своего чулана шестимильные сапоги. И с досады зашвырнул их обратно. Чтобы поскорее добраться до намеченной цели, требовались только семимильные сапоги.
Если в кладовке у великана стояли четыре шестимильных сапога и восемь семимильных, то сколько всего сапог ему нужно вытащить не глядя, чтобы среди них оказалась пара семимильных?
(Поскольку в кладовке хранилось четыре шестимильных сапога, то великан наверняка получит хотя бы пару семимильных, если достанет шесть сапог).

В лесу
Желая поупражняться в стрельбе из лука, королевские дети Абел, Бен и Пола вместе со своим старшим другом сэром Каем отправились в лес. Поначалу у каждого из них имелось одинаковое количество стрел. Когда все они были выпущены, выяснилось, что:
1) сэр Кай набрал больше очков, чем принцесса Пола;
2) принц Бэн чаще попадал в цель, чем сэр Кай;

  • принцесса Пола стреляла точнее, чем принц Абел.

►Кто же в тот день стрелял лучше всех?
(Принц Бэн).

Четверо братьев
Рассердившись из-за того, что все попытки провести Абу закончились ничем, джинн превратил купца и трех его братьев в животных. Одного ― в свинью, другого ― в осла, третьего ― в верблюда и четвертого ― в  козла.

  • Ахмед не стал ни свиньей, ни козлом.
  • Шариф ― ни верблюдом, ни свиньей.
  • Если Ахмед не был верблюдом, то Омар не был свиньей.
  • Абу не обернулся ни козлом, ни свиньей.
  • Омар ― ни козлом, ни верблюдом.

►В кого превратился каждый из братьев?
(Омар ― в свинью, Шариф ― в козла, Ахмед ― в верблюда, Абу стал ослом).

Кормушки
Ослу Абу пришлось делить корм с лошадью и коровой.

  • Если Абу ест овес, то лошадь ест то же, что и корова.
  • Если лошадь ест овес, то Абу ест то, что не ест корова.
  • Если корова ест сено, то Абу ест то же, что и лошадь.

►Кто всегда ест из одной и той же кормушки?
(Абу).

Друг или враг?
Надо сказать, что одни обитатели Марса относились к землянам вполне дружелюбно и всегда говорили им правду. Зато другие, настроенные враждебно, им отчаянно врали. Астронавты никак не могли определить, кто им друг, а кто враг.
― Ты тот, кто говорит правду? ― спросил астронавт Джон Армстронг полосатого марсианина.
― Он скажет "да", ― заметил подошедший к ним пятнистый марсианин, ― но он обманет.
►Кто из них никогда не солжет: полосатый или пятнистый?
(Ответ полосатого марсианина будет звучать одинаково).

Сказочные головоломки, как и задачи, могут быть размещены на карточках и объединены в картотеку по сложности или тематике. Это облегчит их использование в дальнейшем.

  • Сочинение и рассказывание сказок

В технологии сочинения сказок мы рекомендуем использовать некоторые приемы, предложенные Джанни Родари [1].

"Перевирание" сказки
― Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка...
― Не Желтая, а Красная!

  • Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и...
  • Да нет же, не папа, а мама.
  • Правильно. Позвала ее мама и говорит: "Сходи-ка к тете Розине и отнеси ей..."
  • К бабушке она ей велела сходить, а не к тете...
    И так далее.

Такова схема старой игры в "перевирание" сказок; ее  можно  затеять в  любой  семье,  в любую  минуту.
"Фантастический бином"
Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной Шапочки: "девочка", "лес", "цветы", "волк", "бабушка", плюс шестое слово, постороннее, например, "вертолет".
Учителя или другие авторы эксперимента исследуют с помощью такой игры-упражнения способность детей реагировать на новый, и по отношению к определенному ряду фактов неожиданный, элемент, их умение использовать такое слово в уже известном сюжете, заставлять привычные слова реагировать на новый контекст.
Сказки "наизнанку"
Один из вариантов игры в "перевирание" сказок состоит в умышленном и более органичном "выворачивании наизнанку" сказочной темы.

  • Красная Шапочка злая, а волк добрый...
  • Мальчик с пальчик сговорился с братьями убежать из дому,  бросить бедных родителей,  но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все согласно первоначальному варианту, но — как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева...
  • Золушка, дрянная девчонка, довела до белого каления покладистую мачеху и отбила у смирных сводных сестер жениха...
  • Белоснежка встретила в дремучем лесу не семь гномов, а семь великанов и стала сообщницей их бандитских набегов.

Карты Проппа
Согласно системе Проппа [9], сказка состоит из функций — их тридцать одна.  Если учесть, что внутри они еще варьируются и видоизменяются, то материала вполне достаточно для того, чтобы составить сказки с опорой на эти функции, оформленные в виде карт.
Функции:

  • отлучка кого-либо из членов семьи;
  • запрет, обращенный к герою;
  • нарушение запрета;
  • выведывание;
  • выдача;
  • подвох;
  • невольное пособничество;
  • вредительство (или недостача);
  • посредничество;
  • начинающееся противодействие;
  • герой покидает дом;
  • даритель испытывает героя;
  • герой реагирует на действия будущего дарителя;
  • получение волшебного средства;
  • герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков;
  • герой и антагонист вступают в борьбу;
  • героя метят;
  • антагонист побежден;
  • беда или недостача ликвидируется;

20) возвращение героя;
21) герой подвергается преследованиям;
22) герой спасается от преследования; 
23) герой неузнанным прибывает домой или в другую страну;
24) ложный  герой  предъявляет  необоснованные притязания;
25) герою предлагается трудная задача;
26) задача решается;
27) героя узнают;
28) ложный герой или антагонист изобличается;
29) герою дается новый облик;
30) враг наказывается;
31) герой вступает в брак.
С помощью этих "карт" ребятам ничего не стоит сочинить сказку, потому что каждое слово ряда (обозначающее функцию или сказочную тему) насыщено сказочным материалом и легко поддается варьированию. Ребята любят также тасовать карты и придумывать свои правила; например, строить рассказ на вытащенных наугад трех картах, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее.
Колоду "пропповских карт" может сделать каждый: достаточно написать на картах названия функций или сказочных тем; без иллюстрации можно и обойтись.

Групповое придумывание сказки

Ведущий начинает сказку, и все по очереди продолжают ее. Когда снова подходит очередь ведущего, он может структурировать сказку либо определять ее дальнейший сюжет.

Сказка из 10 слов

Необходимо придумать 10 слов: существительных нарицательных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у ребенка (взрослого) смысловых ассоциаций и были из разных областей жизни.
Затем нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовывать слова: делать из них имена собственные, другие части речи, читать наоборот и пр.

Рассказывание сказок
Среди психологов, работающих с детьми, бытует мнение, что лучше использовать аудиокассеты, на которых записаны коррекционные сказки. Обычно это объясняется легкостью использования такого сказочного материала для работы и тем, что "актер профессионально рассказывает". Это действительно так, но нельзя забывать о "личностном" факторе в такой работе. Слушая кассету, ребенок активизирует свой аудиальный канал восприятия. Остальные же не задействованы. Когда сказку рассказывает человек, другой человек видит его эмоциональные реакции, мимику. Подключается визуальный канал восприятия. Если в момент рассказывания сказки мама или психолог держит ребенка за руку, то подключается и сенсорный канал восприятия.
Рассказываются сказки несколькими способами: от имени рассказчика; от имени сказочного героя (здесь есть возможность рассказать одну и ту же сказку от имени всех героев) и др.
После рассказанной сказки можно побеседовать с ребенком о смыслах, заложенных в ней; о том, что происходило с главным героем; каким образом он решал сложные ситуации.

Источник: "Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования" (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии Автор-составитель Н.А. Сакович , Минск 2003 г.

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.