История развития психологии
Лекции и практикум по психологии - История психологии

Ключевые термины:
этапы развития психологии, классической научной парадигмы, редукционизм, методологический кризис, глубинная психология (психоанализ), бихевиоризм, гештальтпсихология, гуманистическая психология, постулат непосредственности, гештальт, идентификация, компенсация, психотерапия, логотерапия, когнитивная психология.

Психологическое знание развивалось и накапливалось в течение многих столетий. Перед индивидами, которые по структуре своих интересов, либо в связи с традициями социального окружения и профессиональными устремлениями накапливали знания о человеческой психике, открывались возможности для замещения высоких позиций в структуре социального управления обществом.

Условно можно выделить следующие этапы развития психологии:
Донаучный – примерно до VII–VI вв. от н.э. – формировались магические и религиозные представления о сущности души, психологическое знание накапливалось и передавалось от поколения к поколению в виде рецептов магических действий.
Философский – на рубеже VII–VI вв. до н.э. – психология развивалась в рамках философии. В период античности сформировались философские понятия души и различные подходы к ее пониманию. В средние века сущность души изучалась в системе богословского знания.
Становление классической научной парадигмы в общественном и научном сознании Нового времени (сложившейся во многом благодаря научной деятельности И. Ньютона), представители которой полагали, что исследованные классической физикой и механикой законы распространяются на человека и общество), поставило психологию на рельсы поиска объективного анализа фактов психической жизни.
Методологическим принципом для представителей классической научной парадигмы выступило положение, что высшие формы реальности могут быть объяснены на основе анализа закономерностей, свойственных низшим формам (редукционизм). В классических теориях ассоцианизма содержание сознания рассматривалось как комплекс ощущений и представлений, соединенных по законам ассоциаций. Основываясь на этой теоретической платформе, В. Вундт (1832 – 1920 гг.) в конце XIX в. открыл первую исследовательскую лабораторию, что ознаменовало выделение психологии как самостоятельной экспериментальной науки.
На рубеже XIX–XX вв. методология редукционизма стала тормозом для психологии и вызвала методологический кризис. Именно в этот период в общественном и научном сознании возникло представление, что целое не может быть сведено к сущности составляющих его целое частей, а обретает новые свойства, которыми части не обладают. Проиллюстрировать этот пример можно тем, что свойства воды не совпадают со свойствами отдельно взятых водорода и кислорода, из которых она состоит. Редукционистский подход не мог объяснить многие факты психики, эмоциональных переживаний, творческой активности, сущность личности.
Поиск новых методологических оснований привел в 1910 – 1920-х гг. к разделению психологии на несколько направлений. Каждое из них выделяло свои предмет и метод исследования: глубинная психология (психоанализ), бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология. Во второй половине XX в. появляются гуманистическая психология, генетическая (или эпистемологическая) психология, когнитивная психология.

Общая характеристика бихевиоризма (от англ. bihevior – поведение).

В основе лежит мнение, что невозможно разработать метод объективного исследования внутреннего содержания сознания. Отсюда возникает предмет исследования в бихевиоризме – поведение, то есть доступные объективному наблюдению реакции, связанные с внешними и внутренними стимулами. Американские ученые Д. Уотсон (1878 – 1958 гг.) и Э. Торндайк (1874 – 1949 гг.) сформулировали постулат непосредственности, суть которого может быть обозначена формулой S (стимул) → R (реакция). Ученые, принадлежащие к этому направлению, считали, что формирование психики, развитие содержания сознания – результат закрепления тех адаптационных реакций, которые наиболее полно соответствуют требованиям окружающей среды. Само психическое развитие отождествляется у бихевиористов с научением, т.е. с приобретением знаний, умений, навыков в рамках специализированных или стихийно возникающих процессов.
Позднее возникли модификации классического бихевиоризма, которые, преодолевая постулат непосредственности, пытались учитывать в рамках схемы S → R разнообразные внутренние (состояние организма, мотивы, ожидания) и внешние (социальная среда) переменные.
Общая характеристика гештальтпсихологии (от нем. Gestalt – форма, образ, структура). Немецкие ученые М. Вертгеймер (1880 – 1943 гг.), В. Келер (1887 – 1967 гг.), К. Коффка (1886 –1941 гг.) и К. Левин (1890 – 1947 гг.) полагали, что предметом психологической науки является содержание психики, познавательные процессы, структура и динамика развития личности. В основе анализа этих феноменов положено исследование целостных психических структур – гештальтов – целостных единиц сознания, совокупность которых формирует психическое поле сознания. Гештальты определяют особенности восприятия и понимания человеком феноменов внешнего мира, стимулируют определенные рисунки поведения. Свойства гештальтов не сводятся к механической сумме свойств входящих в них элементов.
В исследованиях гештальтпсихологов раскрыты свойства восприятия, исследованы воображение, фантазия, мышление другие функции психики. Важные открытия сделаны ими в области психологии личности и социальной психологии. Нашли развитие методы профилактики заболеваний, лечения больных или реабилитации с помощью средств психологии, получившие в совокупности название психотерапии, которая может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Общая характеристика глубинной психологии (психоанализа).

Предметом исследований в этой школе выступили структуры бессознательного, прежде всего – неосознаваемые побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. В основании школы стоит австрийский психолог и психиатр З. Фрейд (1856 – 1939 гг.). В основе активности лежит биологическая детерминация – сексуальные и агрессивные влечения выступают в качестве ее энергетического источника (либидо – от лат. libido – влечение, желание, страсть, стремление). В ходе социализации им придается социально приемлемая и одобряемая форма, они должны быть преобразованы и переключены на цели социальной деятельности (сублимация), что и состав-ляет внутреннюю суть процессов социализации. Болезненные проявления психики являются результатом неудачной или неполной адаптации биологических источников активности к социальным условиям существования личности. Врожденные механизмы развития личности опосредуются переживаниями и мотивацией, формирующимися уже в раннем детстве, с чем и связан пристальный интерес психоаналитиков к воспоминаниям и психическим «травмам», связанным с этим возрастом.
Пансексуализм З. Фрейда, сводивший все стремления и социокультурные достижения личности и человечества в целом только к имеющим сексуальную окраску влечениям, вызывал критику даже у его учеников и последователей. К.Г. Юнг (1875 – 1961 гг.) и А. Адлер (1870 – 1937 гг.) пришли к выводу, что существуют и другие значимые мотивы, играющие ведущую роль в становлении личности, в частности, стремление к преодолению собственной неполноценности. Они в частности, говорили о механизмах идентификации и компенсации: идентификация (или отождествление) обеспечивает выбор образца, на основе которого выстраивается собственный образ, а компенсация позволяет в достижении желаемого образа опереться на индивидуально своеобразное сочетание качеств и свойств.

Общая характеристика гуманистической психологии.

В основе гуманистической психологии, возникшей в США в 40-х гг., лежит философская платформа экзистенциализма (от позднелат. exsistentia – существование). Вторая мировая война, не опровергнув наличие жестокости и агрессивности в психологических структурах людей, вместе с тем убедительно показала, что их поведение в экстремальных ситуациях часто отличалось стойкостью, стремлением сохранить достоинство, осознанным нравственным выбором. Г. Олпорт (1897 – 1967 гг.), А. Маслоу (1908 – 1970 гг.), К. Роджерс (1902 – 1987 гг.), В. Франкл объясняли развитие человека через его стремление к самоактуализации , творческой реализации своих потенциальных возможностей. В отличие от животных человек стремится не к равновесному состоянию со средой, а наоборот, воспринимает равновесие как опасное для самоактуализации состояние. Поэтому только стремление к развитию, к личностному росту, к реализации всех своих способностей и предназначения в жизни есть основа развития и человека, и общества.
В рамках гуманистической психологии получила дальнейшее развитие психотерапия и логотерапия . Большое значение для экспериментального исследования личности имело введенное К. Роджерсом понятие «самооценка», понимаемое как отражение истинной сути личности, его экзистенции. Исследовались не только проблемные поля личности, но и впервые – ее позитивные достижения, раскрывались механизмы саморазвития и самосовершенствования личности.
Общая характеристика когнитивной (от лат. cognitio – знание, познание) психологии. У истоков школы стоят Д. Миллер (р. 1920) и У. Найссер (р. 1928). Они определили познание как процесс, в котором «входящие» сенсорные данные видоизменяются и трансформируются для удобства их накопления, воспроизведения и дальнейшего использования. Исследования ученых были направлены на изучение структуры интеллекта, понимаемого как комплексная система, его проявлений в различных ситуациях. В результате исследований когнитивных процессов были выделены структурные составляющие (блоки) интеллекта, даны характеристики кратковременной и долговременной памяти, объяснена роль внимания. На этой основе новую трактовку получала природа бессознательного. Оно программирует переработку поступающей информации, начиная с самых первых этапов восприятия нового материала. Поскольку в каждую единицу времени в мозг поступает огромное количество разнообразной информации, то когнитивная система отбирает и доводит до сознания лишь ту ее часть, которая актуальна в данный момент.
Значимое место в современной психологии занимает теория личностных конструктов Дж. Келли (1905 – 1967 гг.). Ученый полагал, что человек, в сущности, является исследователем, стремящимся к пониманию, интерпретации и контролировании себя и окружающего мира. Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы – «персональных конструктов». Возникновение «когнитивного диссонанса» связано с расхождением имеющегося у субъекта опыта с восприятием актуальной ситуации.
Подводя итог сделанному краткому обзору, заметим, что человек представляет собой самый сложный из существующих феномен мироздания. Изучить его комплексно с позиций какой-либо отдельно взятой методологии – задача принципиально невыполнимая. Разнообразие научных подходов как раз и является ярким свидетельством грандиозности изучаемого феномена. Вот почему, потратив многие годы и усилия на постижение сущности человека, человечество вряд ли способно охватить ее во всей полноте. Одновременно нельзя утверждать, что усилия потрачены напрасно. Настойчиво познавая самое себя, человечество вместе с тем занималось и самостроительством, намечая новые перспективы в собственном самосовершенствовании.

Вопросы для повторения:
1. Объясните, как психологические знания влияют на процесс социальной дифференциации.
2. Раскройте особенности влияния классической научной парадигмы на развитие психологии.
3. В чем суть методологического кризиса на рубеже XIX-XX вв. и к каким последствиям в психологии он привел.
4. Дайте характеристику глубинной психологии (психоанализа).
5. Дайте характеристику бихевиоризма.
6. Дайте характеристику гештальтпсихологии.
7. Дайте характеристику гуманистической психологии.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.