На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Исторические примеры педагогических конфликтов
Исторические примеры педагогических конфликтов
Лекции и практикум по психологии - История психологии

В педагогической среде всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты. Участники образовательного пространства методом проб и ошибок находили необходимые средства и способы устранения последних. Однако ими при этом не осмысливался сам феномен конфликта, его основа и механизм разрешения. Подобная ситуация была характерна и для образовательных учреждений Урала конца XIX-начала XX веков.

С 70-х годов и до революции 1905-1907 годов Министерство народного просвещения постоянно проводило политику ужесточения порядков в средних и высших заведениях, усиления надзора за учащейся молодежью, что приводило к конфликтам. Особенно это ярко проявлялось в подходе российских чиновников к вопросу прав и обязанностей учащихся. Еще в 1874 году изданы правила, «долженствующие быть руководством для поведения учащихся в средних учебных заведениях, вне заведений и вне дома». Согласно этому документу «ученики обязаны беспрекословно повиноваться своим начальникам и наставникам, а также не должны между собою или с посторонними лицами создавать каких-либо обществ или вступать в таковые по опасениям немедленного исключения из учебного заведения». Министерскими циркулярами 70-80-х годов учащимся запрещалось посещать в вечерние часы увеселения и развлечения. Они не могли ходить на маскарады, в клубы, трактиры, кофейни, бильярдные и другие подобные заведения. Посещение театров, личных представлений, а также танцевальных вечеров было возможным только с разрешения училищного начальства, которое давалось каждому отдельно.
Ученикам Троицкой гимназии было строго воспрещено посещение городской библиотеки. Пользоваться же книгами из фундаментальной библиотеки было возможно только по записке учителя. Такая же проблема стояла и перед учениками г. Екатеринбурга. Об этом свидетельствует просьба администрации Библиотеки имени В. Г. Белинского к попечителю округа, предоставить учащимся средних учебных заведений возможность свободного доступа в библиотеки и пользования ее книгами без стеснительного контроля учебного начальства.
В конце 90-х годов один из министерских циркуляров предусматривал установление учебной администрацией надзора за учащимися, увольняемыми на каникулы в другие учебные округа, и даже командирование в этих целях «лиц учетного ведомства» из городов в курортные и дачные места. При том чиновникам Министерства народного просвещения предписывалось опираться на помощь и поддержку полиции. Учащаяся молодежь Урала, как и всей России, была лишена возможности самовыражаться даже во внешнем облике. Ученики были обязаны вне стен учебного заведения ходить в форме, застегнутой на все пуговицы. Ношение длинных волос, усов и украшений, не соответствующих форме, как-то: колец, перстней, тросточек и хлыстов, запрещалось.
Таким образом, созданные правила представляли такую мельчайшую и тонкую регламентацию жизни и каждого шага гимназиста, что, будь он хоть исправнейшим из исправнейших, все равно всего ему было не выполнить.
За нарушения этих правил полагались разного рода взыскания. Согласно циркулярному постановлению от 25 сентября 1894 года, наказания могли быть не только словесными, но и предусматривали включение в карцер. Пребывание в нем могло длиться от часа до суток, причем наказанные содержались на хлебе и воде. Были введены кондуиты. Это особые журналы с записями проступков учащихся, введенные по указанию Министерства народного просвещения в каждом среднем учебном заведении страны. Вот некоторые примеры.
Ученик IV класса Троицкой гимназии Табах за неприготовленные уроки был наказан сидением в классе, но начал грубо оспаривать это и получил час карцера, был оставлен без ужина за двойку по механике. Воспитанник Оренбургской мужской гимназии получил выговор от инспектора перед классом с понижением оценки по поведению за попытку залезть в стол учителя. Алексей Зайкин, ученик Уфимской гимназии, и Николай Юженов, ученик Екатеринбургской прогимназии, исключены из учебных заведений без права поступления в другие. Первый - за вымогательство денег у товарищей и письмо с угрозами попечителю гимназии, второй - за покушение на убийство преподавателя.
Нередко практиковались и так называемые общие наказания. Так, в уральском горном училище I и II классы были оставлены без белого хлеба за рисование на стенах.
Существовало около 15 видов наказаний учащихся. Начиная от самых легких, таких как одиночное сидение в классе и задержка в учебном заведении после уроков, до исключения без права поступления в другие учебные заведения.
В средней школе того времени имело место и рукоприкладство, и оскорбления со стороны учителей. Так, директор Пермской мужской гимназии «муштровал ее (гимназию, А.П.), как барышник треногую клячу». Едва он появлялся в заведении как тут же начинался оглушительный рев: «молчать, пошел вон, мерзавцы, подлецы». За незначительные проступки он рвал на учениках рубахи и раздавал оплеухи. «Бедным мальчуганам доводилось мысленно ходить, говорить посредством мычания и жить одними тычками». Даже учителя «с омерзением отворачивались от раздаваемых тычков и базарной ругани. В связи с такими явлениями, по словам директора Вятской гимназии И.Ф.
Свешникова, «гимназия для окончивших курс обыкновенно являлась пугалом, предметом сатиры и тому подобное».
Своеобразной формой протеста против казарменных порядков, возникающих конфликтов в школе были самоубийства учеников. Такие случаи имели место и в средних заведениях Урала. Так, две ученицы Уфимской женской гимназии 6 апреля и 22 ноября 1911 года выпили уксусной эссенции. Воспитанник мужской гимназии г. Уфы Александр Ястребов и ученик Уральского горного училища Владимир Иванов также «окончили жизнь самоубийством». Первый бросился под поезд, а второй застрелился.
Из проведенного учебным начальством расследования выяснилось, что все сделали это из-за неудовлетворенности жизнью, из-за конфликтов. При этом нередки ли случаи самоубийства, связанные с исключением из учебных заведений за неуспеваемость или снижением оценок за поведение, что закрывало путь в университеты.
Учащаяся молодежь Урала старалась предупредить конфликты, выдвигали академические и административные требования, направленные на демократизацию системы образования и изменение школьного режима. Чаще всего ученики гимназий, технических и реальных училищ выдвигали следующие требования:
- невмешательство школьной администрации в личную жизнь учащихся (свободное посещение театров, концертных вечеров, библиотек);
- отмену существующей системы наказаний;
- вежливое обращение со стороны педагогического персонала;
- право не носить школьную форму вне стен учебного заведения;
- создание ученического самоуправления.
Таким образом, примеры из истории говорят о том, что педагогические конфликты всегда имели место быть в образовательных учреждениях. Однако, отсутствие специалиста, который бы мог их предупредить и разрешить, приводило к негативным последствиям.

Источник: Конфликтология социальной сферы: учебное пособие / А. К. Бисембаева, В.Ф. Жеребкина, Е. В. Моисеева, Т. Г. Пташко, А. Е. Перебейнос, С. В. Рослякова, Н. В. Сиврикова, Н. А. Соколова, Е. Г. Черникова, Е. М. Харланова / под ред. Н. А. Соколовой ; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск]: Южно-Уральский центр РАО, 2021. - 266с.

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.