На главную Лекции и практикум по психологии История психологии История психологии её предмет, задачи, принципы и методы
История психологии её предмет, задачи, принципы и методы
Лекции и практикум по психологии - История психологии

Вопросы для обсуждения:
1. Предмет и задачи истории психологии.
2. Периодизация истории психологии.
3. Закономерности историко-психологического процесса и принципы историкопсихологического анализа.
4. Методы истории психологии.


Основные понятия и термины: психология, история психологии, периодизация, закономерности историко-психологического процесса, материалисты, идеалисты, принципы историко-психологического анализа, методы истории психологии, принцип историзма (развития), презентизм, антикваризм, принцип детерминизма, принцип системности, теоретический анализ научных систем прошлого, метод изучения архивных материалов, метод интервьюирования, биографические и автобиографические методы, анализ продуктов деятельности, метод исторической реконструкции.


Вопросы для самоконтроля.
1. Что влияет на возникно вение новых открытий, теорий?
2. Почему необходимо изучать историю науки?
3. Как изменялся предмет психологии?
4. Назовите основные этапы развития психологии.
5. С чем связано изменение предмета психологии?
6. Как изменялась взаимосвязь психологии с другими науками?
7. Какие факторы влияют на развитие психологии?
8. Каким образом связаны между собой социальная ситуация развития науки и личность ученого?
9. Как развивались принципы системности и детерминизма?
10. С чем связано применение методов психологии?
11. Какие виды научных психологических методов вы знаете?
12. От чего зависят результаты теоретического анализа?
13. Как определить значение личного вклада ученого в развитие науки?
14. В чем заключается сущность метода исторической реконструкции?


Информационный материал
1. Предмет и задачи истории психологии.
Психология, имеет тысячелетнее прошлое, и одновременно - это наука будущего. Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл: « Без прошлого нет настоящего, без настоящего не может быть будущего».
Исторический подход необходим для понимания современной ситуации в психологической науке, для формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого.
Психология долгое время развивалась в рамках философии. Выделение психологии в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана.
Психология - в переводе с древнегреческого означает «psyche» - душа, «logos» - наука, учение, то есть - «наука о душе». Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.
Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельнх'и. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена в виде ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воображения, внимания, воли, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. Развитие науки, в том числе и психологии, не линейный, а очень сложный процесс.
В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемы.^ душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII - XIX веках, сфера исследований психологов значительно расширилась и стала включать в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. С XIX века психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
История психологии - психологическая наука, изучающая развитие психики и знаний о ней в историческом и логическом аспектах, с акцентом на исторический. История психологии может рассматриваться с позиции либо историографии, либо эволюции психологических теорий.
В отличие от предмета психологии, в истории психологии изучается
не сама психическая реальность, а представления о ней, какими они были на разных этапах развития науки.


В историческом плане известны три предмета психологии:
1) наука о душе;
2) наука о сознании;
3) наука о поведении.
Всё развитие психологии свидетельствует об её приближении к всестороннему познанию психики.


Выделяют следующие задачи истории психологии:
1. Изучение закономерностей развития научных знаний о психике.
2. Развитие взаимосвязи психологии с другими науками, от которых зависят её достижения.
3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия психологических знаний от социокультурных и экономических условий, от идеологических влияний на научное творчество (наука не изолированная система).
4. Изучение роли личности, её индивидуального пути в становлении самой науки.
2. Периодизация истории психологии.
По словам Г. Эббингауза: «У психологии огромная предыстория и очень короткая история». Психоло ия имеет многовековую предысторию - первые научные представления возникли в V1 в. до н.э. (период Античной психологии). Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода (последняя четверть Х1Х в.). Поэтому возникает вопрос о периодизации истории психологии.


Различают два больших периода:
1. Период, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, в частности, естествознания, физиологии и др. (VI в. до н.э. - середина XIX в. - охватывает около 2,5 тысячи лет.)
2. Этап развития психологии как самостоятельной науки (с середины XIX века по настоящее время).
Выделение этих двух периодов не требует специальных обоснований. Есть ещё и более дробная периодизация. Её можно проводить по нескольким формальным признакам:
1. По хронологическому признаку (например, развитие психологии в V, X, XVII веках и других временных периодов).
2. По пространственно-территориальному признаку (история развития психологии в Англии, США, России, Беларуси и других странах).
3. Периодизация мировой и отечественной психологии.
4. М.Г. Ярошевский предложил периодизацию, основанную на делении школы и персоналиях.
5. А.В. Петровский представляет историю развития ряда психологических категорий, таких как личность, мотивы, отношения и т.д.
З.Закономерности историко-психологического процесса и принципы историко-психологического анализа.


Выделяют различные закономерности историко-психологического процесса. Это и борьба за идеи, прежде всего между материалистами и идеалистами:
1. Материалисты ещё в античные времена подчеркивали и объясняли обусловленность психических явлений процессами головного мозга, а также тесно связывали понимание психических явлений с успехами в естествознании и медицине.
2. В различных формах идеализма психика и сознание отделялись от процессов материального мира и превращались в духовную первооснову (субстанцию), изучаемую абстрактно.
К закономерностям историко-психологического процесса относится и стремление ведущих мировых школ выработать единую теорию, удовлетворяющую потребностям всей психологической науки.


Среди принципов историко-психологического анализа различают следующие:
1. Принцип историзма (развития) - основополагающий принцип. Тот или иной отрезок прошлого рассматривается во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, в сопоставлении с предшествующими знаниями. Предполагается учитывать исторические связи и социокультурные, экономические условия как определяющие общую ситуацию исторического развития.
Нарушение принципа историзма приводит к таким отрицательным явлениям как:
а) презентизм - ограничение исторического исследования лишь тем, что обладает значимостью для настоящего этапа развития науки, т. е. приспособление исторических фактов к современным взглядам. В психологии это делалось в интересах разных школ и идеологий.
б) антикваризм, т. е. такой подход, который рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто окаменевшее. Такая «чистая история» превращается в простую регистрацию событий и фактов в их временной последовательности, а история требует анализа, она должна учить и воспитывать.
2. Принцип детерминизма направлен на умение обосновать причины того или иного явления. Впервые открыл этот принцип в V веке до н.э. древнегреческий философ Демокрит.
Согласно М.Г. Ярошевскому, в истории представлены разные типы детерминации:
- предмеханический;
- механический (И. Ньютон, Р. Декарт);
- биодетерминизм (Ч. Дарвин);
- психодетерминизм;
- социодетерминизм.
Каждый из этих типов детерминизма противостоит индетерминизму, который отвергает причинную зависимость, а трактует психические явления как якобы возникающие спонтанно (неожиданно, без причин).
Таким образом, принцип детерминизма ^предполагает определённую закономерность хода событий.
3. Принцип системности рассматривает историю в единстве биологических и социальных факторов и не сводит ее к сумме элементов.
4. Методы истории психологии.
С помощью методов исторического исследования происходит поиск источников и систематизация материала. Вместе эти компоненты составляют эмпирию (опыт) историко-психологического исследования. Связь с современностью - одно из важных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности историка.


Основными методами истории психологии являются:
1. Теоретический анализ научных систем прошлого. Одним из направлений исторического исследования может быть научная школа. Изучение научных школ является важным источником понимания механизма развития науки, т.к. позволяет раскрыть самую деятельность по производству знаний в контексте межличностных отношений, характер научного общения внутри коллектива школы. В классическом труде Р. Вувортса «Современные школы в психологии» (1931) используется именно этот подход для исторического обзора психологии ХХ века.
2. Метод изучения архивных материалов. Архивные материалы - богатый источник информации для историка психологии.
3. Метод интервьюирования. Изучаются творческие механизмы процесса рождения научного знания, генезис научных интересов и др. Метод интервью представляет собой беседу по заранее составленному исследователем
перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.
4. Биографические и автобиографические методы являются источником знаний атмосферы реальной жизни ученого, этапов его духовного и научного развития.
5. Анализ продуктов деятельности (изданные материалы и рукописи, дневники, переписки, воспоминания) заключается в исследованиях различных вариантов одного и того же текста, личных документов, в анализе научных ссылок, т.е. установлении частоты цитирования научных трудов.
6. Метод исторической реконструкции предполагает создание целостной картины какого-либо процесса, явления или периода, путем комплексного исследования частных составляющих. Теоретическая реконструкция - описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Такой анализ опирается на методологические принципы исторического исследования и производится с позиции и по отношению к достижениям и проблемам современной психологии. Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов и т.п. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.
Таким образом, изучение истории имеет большое образовательное и нравственное значени е. Каждый новый шаг в науке начинается с истории вопроса, прошлое выстраивается в перспективу, которая объясняет настоящее. История науки выполняет также интегративную функцию, обеспечивает связь с другими науками. История - это память науки, а человек лишившийся памяти становится существом мгновения: « Без прошлого нет настоящего, без настоящего не может быть будущего».

Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «общая психология»
Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.