Психология. Вводная лекция
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

1. Объект и предмет психологии.
2. Методы психологии.
3. Отрасли психологии.

Начиная изучать психологию, можно столкнуться с фактом, что это и древняя и современная наука одновременно. Из древности известны факты, как люди умели строить общение, эффективно взаимодействовать с другим человеком, часто с группой людей или же другим селением, народом, государством, могли манипулировать, спорить и убеждать в своей правоте. Всем известны сократовские диалоги, которые применялись для склонения собеседника на свою сторону. Если сейчас рассмотреть эту технику с позиций научной психологии и математически просчитать все варианты, то можно убедиться, что для того времени это было очень даже прогрессивно. Тем более, что люди не слышали о технике, не применяли сложных формул и не проводили многоступенчатых исследований.
Пример сократовского диалога, который можно встретить в повседневной жизни.
Человек, изучив некоторые работы Декарта, стал все подвергать сомнению. Попытаемся разубедить его в этом с помощью диалога Сократа.
- Вам нравится, когда на улице хорошая погода?
- Да.
- Вы любите в такую погоду подышать воздухом, расслабиться?
- Да.
- А если очень долго гуляете, Вы устаете?
- Да.
- Вы присаживаетесь на лавочку передохнуть, чтобы позже продолжить путь?
- Да.
- А когда присаживаетесь на лавочку, Вы осознаете, что Вы сидите на лавочке, а не лежите на ней и не стоите рядом с ней?
- Да.
- Значит не все Вы подвергаете сомнению?
- Да.
- Ведь то, что Вы сидите, а не лежите, Вы не подвергаете сомнению?
- Да.
Данный пример всего лишь маленькое подтверждение сказанного ранее. Для большей убедительности важно говорить об основных компонентах научности психологии - это ее предмет, объект, принципы науки психологии, применяемые методы, как общенаучные, так и специальные психологические методы, широкие разветвления отраслей науки психологии и другие компоненты научной базы психологии.

Объект и предмет психологии

Объектом психологии является человек во всех его многогранных проявлениях. Предметом психологии как науки является психика человека и животных, которая включает в себя многие субъективные явления. Субъективные явления - это такие явления, которые включают все компоненты жизнедеятельности человека - ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, так называемые познавательные процессы. Познавательные процессы позволяют человеку познавать окружающий мир. Другие явления - психические свойства и состояния - позволяют человеку взаимодействовать с другими людьми, общаться, управлять действиями и поступками - это потребности, мотивы, интересы, цели, воля, чувства, эмоции, склонности, и способности, знания и сознание.
Итак, психология - это наука о поведении, психической жизни и индивидуальных особенностях человека.
Основные принципы психологии:
- принцип развития,
- принцип историзма,
- принцип системности,
- принцип детерминизма (причинной обусловленности - внутренние причины через внешние условия),
- принцип психофизиологического единства,
- принцип единства сознания и деятельности.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в Лейпциге, когда была основана первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория Вильгельмом Вундтом. Немного позднее Бехтерев В.М. Организовал подобную лабораторию в России. С появлением экспериментальной лаборатории в науку приходят научные методы исследования. До этого использовались только один метод - самонаблюдение - интроспекция.

Методы психологии

Как и в любой другой науке методы в психологии необходимы как для научного статуса дисциплины, но и для развития науки. Методы науки - способы, пути познания предмета науки. Обычно стоит говорить не об одном конкретном методе, а о системе методов, так же и в психологии.
Общие методы - основные. К ним относят наблюдение, эксперимент, опрос, моделирование, анализ документов.
Наблюдение - аспект деятельности, связанный с преднамеренным восприятием явлений внешнего мира. Наблюдение может быть включенным - экспериментатор участвует в наблюдении как испытуемый. (Например, взаимодействие сейчас в этой аудитории.) Естественное наблюдение - наблюдатель должен остаться незамеченным и наблюдать независимо, объективно. (Например, изучая психику ребенка, необходимо наблюдать за ним в различных ситуациях, не вмешиваться в процесс его личного общения с окружающими его предметами.)
Также можно выделить и самонаблюдение - наблюдение за самим собой в какой-то ситуации. Это может быть ходьба по улице, расчет в магазине, сбор в дорогу, поведение на работе и др. Из отчетов по самонаблюдению очень часто можно получить достаточно объемное количество информации. Узнать, например, что каждый раз выходя на улицу, человек проверяет, положил ли он свой любимый талисман в карман. Может узнать какие-то особенности его характера, которые до сих пор ему были не известны.
Эксперимент - метод, наиболее широко применяемый для получения научных данных в психологии. Естественный эксперимент - в ситуации условия заданы самой жизнью. Например, наблюдая за ребенком, можем заметить, что в два месяца он начинает улыбаться, в год - ходить, а в три года - требовать самостоятельности. Лабораторный эксперимент - условия эксперимента создает сам экспериментатор, он сам влияет на зависимую переменную, чтобы проследить изменения независимой переменной. Например, изменяя освещенность в помещении, можно анализировать изменения эффективности деятельности. (Можно поэкспериментировать. Эксперимент на изучение памяти. Цифры нужно запомнить, а через несколько секунд записать 8 5 2 9 6 4 1 3 7 0. Объем кратковременной памяти человека составляет 7+-2 единицы.)
Опрос (беседа, анкетирование). Метод имеет свои трудности, необходимо учитывать все нужные константные условия, чтобы в опросе, или беседе получить нужную информацию. (Например, правильно рассадить собеседников; подобрать стулья, которые были бы не очень мягкими, чтобы собеседники уснули, но и не жестким табуретом, который создает дискомфорт; соблюдать дистанцию при расстановке мебели; учитывать позы и жесты говорящих и др.)
Моделирование - исследование не на реальных объектах, а на изготовленных макетах, моделях. Этот метод часто используется в космических и военных целях. Например, рассчитывание моделей поведения в теории катастроф.
Анализ документов - этот метод является часто дополнительным в исследовании, но может быть и единственным, когда никакие другие применить не возможно. Более формализованный, но позволяющий выяснить много психологической информации: отношение к работе, мотивацию в занятии, условия работы и др.
Специальные методы в психологии используются часто в различных отраслях психологии. Поэтому важно разобраться в разнообразных направлениях и отраслях психологического знания.

Отрасли психологии

Психология очень специфическая область научного изучения поведения человека, его психической жизни и индивидуальных особенностей общения. Она старается интегрировать в себе знания различных наук и многих смежных областей, а также позволяет более полно функционировать многим отраслям жизни человека, сферам деятельности.
Так можно наблюдать за развитием человека в онтогенезе от самого детства до старости. Отрасль науки, которая этим занимается, называется возрастная психология, включающая в себя детскую психологию, геронтопсихологию - науку о пожилых людях.
Пересекается с педагогической психологией, которой интересны закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. (Очень важно, чтобы личность ребенка продолжала формироваться в учебном заведении полноценной, свободной и самостоятельной.) Также важно изучение индивидуального стиля деятельности учителя, т.к. он является основным источником информации ребенка.
Гендерная психология - психология социального пола мужчины и женщины.
Можно воспользоваться общепринятой классификацией отраслей психологии. Основное деление здесь научных областей происходит на общепсихологические отрасли - изучают познавательные процессы и личность человека - это и общая психология, психология личности, возрастная психология, педагогическая психология. А также выделяют специальные отрасли психологии, которые принято называть в соответствии со сферой деятельности, с которой пересекается наука.
Медицинская психология исследует особенности деятельности врача и поведение больного, разрабатывает психологические методы коррекции и психотерапии.
Патопсихология рассматривает отклонения в развитии психики, ее распад при различных формах мозговой патологии и др.
Генетическая психология - важны наследственные механизмы психики и поведения, которые зависят от генотипа. (Может быть выявлена психология преступника, составлены особенности его деятельности, выбираемые им особенности преступлений и др.)
Дифференциальная психология акцентирует внимание на выявлении и описании индивидуальных различий людей, их предпосылках и процессе формирования.
Психофизиология (нейропсихология) изучает закономерности физиологических механизмов и процессов, которые влияют и связаны с психологическими состояниями и явлениями психической жизни человека. (Часто используется техника, разработки математических и физических факультетов.)
Сейчас на высоком уровне своего развития находится космическая психология, которая исследует личность летчика, оператора, производит отбор пилотов, разрабатывает психологические рекомендации по совместимости и сра- батываемости людей.
Психология труда изучает закономерности деятельности человека на производстве, среди огромного количества автоматов и машин. (Особенности расположения предметов труда, которые способствуют повышению работоспособности, а не утомлению; предотвращение информационного стресса при постоянном нахождении за экраном монитора, катастроф и т. д.)
Психология политики тесно связана с обществоведческими, политическими науками и пытается оказывать свою помощь при политической деятельности - руководство, выборы, продвижение законов, политические выступления. (Пример, показательное выступление В.В. Путина на спортивных играх международного масштаба для сбора большего количества электората на выборах.)
Сферу общения, взаимодействия с другими людьми охватывает социальная психология, которая богата своими экспериментами и практической ориентированностью.
В правовой системе тоже есть своя отрасль психологии - юридическая психология, которая отвечает за изучение поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения, изучение формирования личности преступника.
Особенности психики животных изучает зоопсихология.
Таким образом, богатое многообразие смежных областей с психологией позволяет улучшать, делать наиболее эффективным и продуктивным функционирование общественных процессов, развитие творческой, свободной и самостоятельной личности человека. Второстепенным плюсом может стать обеспечение новых мест работы в будущем специалистов смежников.
Теперь вернемся к специальным методам психологии, поговорим о том, какие методы используются в различных отраслях науки.
В психологии труда - хронометраж, профессиографическое описание, трудовой метод, анализ движений и т. д.
В космической психологии - это эксперимент и моделирование с учетом различных нюансов.
В медицинской психологии - наблюдение, различные виды опросов, тестов, беседы, проективные методы.
В психологии политики - построение мощных семантических имиджмей- керских исследований в многоэтапном исполнении.
Сочетание методов, вариабельность, но главное:
- валидность - т. е. соответствие того, что исследуем именно этому, а не его
эквиваленту;
- надежность;
- независимость исследований позволяют расширять научное знание психологии, дополнять ее профессиональное поле фактами, рекомендациями и дополнительными изменениями.
Все перечисленные методы можно считать диагностическими, с их помощью узнаются различные психологические данные, характеристики, показатели и др. А также существуют коррекционные методы, которые разрабатываются в различных школах психологии - направлениях:
- НЛП - математика совместно с психологией,
- Гуманистическая психология,
- Психоанализ,
- Гештальтпсихология,
- Трансперсональная психология,
- Транзактный анализ,
- Бихевиоризм и т. д.
Как правило, это частные методики, которые разрабатываются непосредственно в этих направлениях.
Коррекционные методы относятся непосредственно к коррекции субъективных явлений человека - состояний человека, свойств личности, поведения, сознания. При коррекции поведения, распространенно, воздействуют на стиль деятельности и поведение, при коррекции сознания действуют убеждениями. Состояния человека - это воздействия сиюминутные, свойства личности требуют длительного процесса изменения.
Таким образом, были рассмотрены основные особенности и характеристики психологии, которые помогают сохранять ей статус научности.
Источник: Психология: учебное пособие / Т.А. Мардасова, П.Р. Юсупов ; Алтайский государственный университет. - Изд. перераб. и доп. - Барнаул : АлтГУ, 2019. Учебное электронное издание

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.