Античная психология
Лекции и практикум по психологии - История психологии

Вопросы для обсуждения:
1. Материалистическое учение о душе. Представители атомистического материализма.
2. Идеалистическое учение о душе.
3. Учение Аристотеля о душе.
Учение античных врачей.


Основные понятия и термины: материалистическое учение о душе, атомистический материализм, идеалистическое учение о душе, стоики, гилозоизм, пневма, темперамент.


Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные этапы развития античной психологии.
2. Кратко опишите основное содержание учений ионийских философов VI в. до н.э.: Фалеса (милетская философская школа, 624-547 гг. до н.э.), Анаксимена (V в. до н.э.), Анаксимандра (VI в. до н. э.), Гераклита (VI-V вв. до н. э.).
3. В чем сущность детерминизма Демокрита?
4. Какие модификации в теорию атомизма Демокрита внес Эпикур? В чем проявилась этическая направленность системы (учения) Эпикура?
5. Дайте общую характеристику учыия софистов (V в. - первая половина IV в. до н.э.).
6. Каковы основные положения учения Сократа (470-399 гг. до н.э.) о душе?
7. Каким образом в учении Сократа соотносятся понятия "знание" и "нравственный поступок"? Почему знание является основанием нравственного поступка?
8. Каковы принципы и правила проведения сократической беседы?
9. Дайте общую характеристику учения Платона о душе. Почему Платона называют учеником Сократа?
10. Как и в чем проявляется душа, согласно Платону? Как Платон доказывал бессмертие души?
11. Согласно Платону, можно ли воспитывать душу? Если да, то каким образом?
12. Какое определение души дает Аристотель? Какие виды души он выделил?
13. Что, по мнению Аристотеля, представляют собой процесс познания, аффекты, чувства и воля?
14. Опишите основное содержание учения Аристотеля о видах действий человека.
15. Опишите основное содержание учения Аристотеля о характере.
16. Кто из учеников Аристотеля продолжил его учение о характере и в чем его основная суть?


Информационный материал
1. Материалистическое учение о душе. Представители атомистического материализма.
Представления о том, что в человеке живет нечто особенное (душа), отличное от его физического тела, сложились в . лубокой древности и предшествовали первым научным взглядам на природу души.
Первые представления о душе прослеживаются в мифологических и религиозных системах различных народов. Душа рассматривается как нечто сверхъестественное, как нечто, связанное с жизнью тела, делающее тело «одушевленным», и ее существование было несомненным.
В мифах античной Греции (где и зарождалась европейская философия и наука) душа представляется как своеобразный двойник тела, его копия, тень. Она живет после ухода из тела.
Уже самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе язляется первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления. По мнению Л.С. Выготского, «психология как наука должна была начаться с идеи души».
Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI веке до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии.
Вершиной античной философии был атомистический материализм, родоначальником которого является Демокрит (IV век до н.э.). Исходным положением в философской системе Демокрита является то, что за первооснову мира им принимаются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по своему составу образования, а атомы.
Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал - бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Атомы - мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиеся по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из атомов.
Атомы меньше по величине, более легки, не делимы и не тождественны видимым предметам. Атомы различаются друг от друга по величине, форме и положению или повороту. С точки зрения Демокрита, атомам не свойственны такие чувственные качества как цвет и вкус. «Лишь в общем мнении существуют цвет, в мнении - сладкое, в мнении - горькое в действительности существуют только атомы и пустота».
Главным и необходимым условием движения атомов, их соединения и разъединения является пустота. Без нее мир был бы неподвижным, он принял бы статически мертвый характер. Только благодаря пустоте атомы могут находиться в постоянном движении, а природа и мир в целом - в его вечном изменении и развитии.
В результате механических процессов соединения атомов возникает все, что окружает человека, включая и его самого. Жизнь не является продуктом божественного акта, она порождается сцеплением влажных и теплых атомов, животные возникли из воды и ила. От животных произошел человек. Все живые существа непрерывно изменялись. Из множества форм животных, которых создавала природа, выживали наиболее совершенные. К числу самых совершеннейших животных и принадлежит человек.
Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. Она телесной природы и состоит из атомов особого рода, отличающихся своей формой и чрезвычайной подвижностью. Атомы души - круглые, гладкие и родственны атомам огня. Если душевных атомов в организме становится слишком мало и эта утрата не восполняется, наступает смерть. Демокрит был близок к гилозоизму, поскольку предполагал, что солнце и звезды, по-видимому, тоже имеют души, ибо они представляют собой скопление с.ненных (душевных) атомов.
Демокрит пытается раскрыть природу, условия и механизмы возникновения познавательных и побудительных сил человека, определить их место в общей картине его душевной жизни. В познавательную сферу души включались ощущения, восприятия и мышление. Первоначальной формой познавательной деятельности Демокрит ^считал ощущения и восприятия. На них опирается мышление. Без ощущений и восприятий мысли не возникают. Демокрит ясно представлял себе, что чувства не могут отразить сущность вещей (например, атомарную структуру тел). Только мышление, выполняющее функцию, подобную микроскопу, позволяет видеть то, что остается за пределами органов чувств. Отправными положениями в объяснении возникновения ощущений и восприятий являются у Демокрита принцип подобия и механизм истечений.
Учение Демокрита положило начало причинному объяснению психических процессов, особенно ощущений, восприятий и побудительных сил. Указание Демокрита о связи мышления, как высшего уровня познавательной деятельности, с ощущениями и восприятиями и вырастании его из них явилось важной догадкой, которая, однако, будет отвергнута в философии и психологии Сократа и особенно Платона.
Последователями Демокрита стали Эпикур (IV - III век до н.э.) и Лукреций (Рим, I век до н.э). Систему атомистического материализма развивали Стоики (основатели стоицизма - Хризипп и Зенон, III век до н.э).
Эпикур (341 - 271 гг. до н.э.) считал, что первичной реальностью является материальный мир, независимый от человека. Исходными элементами всего сущего являются атомы. Атомы находятся в вечном движении, необходимым условием которого является пустота.
Душа - это то, что придает движение. А то, что придает движение, не может быть само пустотой. Следовательно, душа человека материальна. Представляя собой тончайшее вещество, душа распространяется по всему телу, с которым она тесно связывается. Без тела душа рассеивается, тело же без души - разрушается.
Душевные атомы - воздухо-огненной природы. Соотношение в ней огненных и воздушных атомов определяет уровень психической активности. Чем душа ближе к огню и чем ее состояние суше, тем выше ее активность. Преобладание в душе воздушных атомов снижает душевную деятельность.
Первой формой психического являются, по Эпикуру, не растительные функции, как это было у Аристотеля, а ощущения и восприятия. В них отражаются внешние предметы и их свойства. Механизм ощущений и восприятий описывался Эпикуром с позиций теории истечений.
Ощущения и восприятия являются исходным материалом, из которого образуются представления. Без ощущений и восприятий представления и память не возникают. Мышление заключается в том, чтобы сравнивать между собой сохраняемые памятью единичные и обобщенные образы и сопоставлять их со вновь поступающими впечатлениями. Критерием истинного знания является совпадение мысли с реальностью, которая с достоверностью дана в первичных восприятиях.
В вопросе о природе эмоций и аффективных переживаний взгляды Эпикура сходны с представлениями Демокрита. Чувство удовольствия и положительные эмоции связаны с удовлетворением потребностей и равномерным движением круглых, гладких атомов. Отрицательные аффекты и чувство неудовольствия или страдания возникают в том случае, если потребности организма не удовлетворяются, а движение атомов неравномерно, причем сами атомы шероховаты и имеют крючкообразную форму.
Побуждения, чувства, аффекты, переживания рассматривались Эпикуром как ведущие движущие силы человека. Поэтому для философа представлялся очень важным вопрос о взаимном соотношении у человека состояний удовольствия и страданий. Для него удовольствие есть приобретение спокойного расположения духа, устранение страданий и тревог. Для восстановления спокойствия души большое значение имеет удовлетворение основных естественных потребностей. Помимо этого человек должен иметь ясное обозрение своего прошлого, настоящего и будущего, которое помогает ему целесообразно соотнести страдания и удовольствия в разные периоды его жизни.
Лукреций (Рим, I век до н.э) различал дух и душу: дух называется умом, он душа души. Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (разум у человека или инстинкт у животных), от нее происходит семь других частей души. Пять из этих семи частей души составляют чувства: зрение - пневма, распространяющаяся от управляющих частей до глаз; слух - до ушей; обоняние - до носа; вкус - до языка; осязание - до поверхности вещей, которых можно коснуться чувствами. Из остальных частей - одна воспроизводящая - пневма от управляющей части до детородных органов. Другая, часть это то, что Зенон называл голосом; пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи.
Новые моменты в теорию Демокрита внесли Стоики. Они разработали учение о стадиях эволюции мира. В стоицизме образование мира рассматривается как превращение первоначального огня в парообразную массу, из которой образуется неживая природа, затем растения, животные и, наконец, человек. Через некоторое время начинается обратный процесс, когда все превращается в огненный пар. Мировой цикл завершается. Следующий цикл - новое образование мира.
Стоики полагали, что все явления космоса связаны единством своего происхождения в результате взаимодействия двух мирообразующих начал - пассивного и активного. Пассивным началом выступаем материя, активным - воздухо-огненная стихия, названная стоиками пневмой. Пневма в ее наиболее совершеннейших проявлениях и есть то, что составляет человеческую душу.
Стоики внесли свой вклад и в изучение мышления и аффектов. Аффекты понимались ими как реакции на отклонения в мыслительной деятельности, и потому оценивались ими как противоестественные и болезненные состояния души, требующие не столько управления ими, сколько полного искоренения и избавления от них. В этой связи стоики указывали на два возможных пути преодоления аффективных состояний. Один из них состоит в устранении первоначального аффекта другим, ему противоположным. Так, например, гнев может быть преодолен страхом. Известно, что стоики выделяли четыре основных вида аффектов - печаль, страх, желание и удовольствие. Печаль и удовольствие вызываются, по их мнению, ложными представлениями о настоящем, страх и желание - ложными представлениями о будущем. Поэтому второй путь избавления от аффектов должен состоять в том, чтобы посредством разума приобрести верные знания и представления о своем настоящем и будущем.


2. Идеалистическое учение о душе.
Наряду с материалистической линией развития психологического познания постепенно идет накопление идеалистических представлений о душе человека. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывал душу); у Анаксимена она - воздух (как в Книге бытия); у пифагорейцев - она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным. Именно в трактовке особенностей души в их отличии от тела постепенно складывается идеалистическая философия.
Наиболее последовательно и обоснованно сформулировал идеалистические взгляды Сократ (470 - 399 г. до н.э.). В учении о душе он впервые указал на разграничение между телом и душой, провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно, как нечто, отличное от видимого тела.
Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других. Поэтому познание человека должно быть направлено на самого себя, на деятельность своей души. Эта исходная точка зрения Сократа и выражена в используемом им афоризме, принадлежащем, вероятно, Фалесу: «Познай самого себя».
Этическая система Сократа построена на стремлении понять истинное предназначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Главный принцип, пронизывающий эту этическую концепцию - это принцип умеренности. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность. Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Это приближает человека к богоподобному состоянию, при котором он становится относительно свободен от телесных вожделений, а главное усилие воли и разума направляет на поиск истины и смысла жизни.
Собственно психологическая часть учения Сократа носит абстрактноидеалистический характер. Как упоминалось, человек, его душа даны от бога. По сравнению с животными, бог дал человеку более совершенное строение тела (прямохождение, освобожденная рука, язык и органы чувств) и душу. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, а понимание, представляющее собой пробуждение, оживление и припоминание знаний, изначально заложенных в самой душе. В расширении области пробуждаемых врожденных знаний с помощью наводящих вопросов или т. наз. Метода сократической беседы, Сократ видел интеллектуальное развитие человека.
Своего наивысшего развития идеализм достигает у ученика Сократа - Платона (472 - 347 г. до н.э.), ставшего основоположником объективного идеализма. Основные его сочинения «Федон», «Федр», «Пир», «Государство», «Филеб».
Центральной философской проблемой Платона, является учение об идеях. Идеи - это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они незримы, существуют самостоятельно от чувственных вещей. В отличие от идей материя - это небытие, бесформенное, незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, то есть всем при соединении с определенной идеей. Составной частью идеалистической философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.
Душа существует прежде, чем она вступает в соединение, с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа. Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и истечение универсальной мировой души. По Платону, есть три начала человеческой души.
Первое - вожделеющее неразумное начало. Обладая им всякое живое существо (животные и растения) стремится удовлетворять свои телесные потребности. Оно составляет большую часть души каждого человека. Другое - разумное начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье - «яростный дух», этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого готов переносить голод и стужу». Все стороны души должны находится в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала.


3. «Учение о душе» Аристотеля
Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384 - 322 г. до н.э.). По словам Г.В.Ф. Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии, вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель - автор трактата «О душе», первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души. Будучи учеником Платона, он расходился с ним в понимании природы идей, отвергая положение отдаленности идей от вещей.
По Аристотелю, каждая вещь есть единство материи и формы. Системе Аристотеля свойственна двойственность: в учении о форме он остается на позиции объективного идеализма.
Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Это означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики он объединяет и обобщает в специальные понятия «энтелехия», которым обозначает полную действительность тела, то, что делает его живым, постоянную возможность его жизненных функций. Как и Платон, он также предлагает классификацию души. В основе классификации лежит выделение трех ступеней, при этом способности высшей ступени, включают способности предыдущих и не могут существовать без них.
Растительная и животная душа понимались материалистически. Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделена от тела, ее сущность божественна. После смерти она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства


4. Учения античных врачей
Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине. Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу. Гиппократ (460 - 377 г. до н.э.) - «отец медицины», в философии придерживался линии Демокрита. Как и Алкмеон, Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. Но, наибольшую известность получило его учение о темпераменте. Гиппократ полагал, что мир образуется из четырех стихий.
Подобно всем другим телам, организм человека также представляет собой смесь четырех начал (земли, воды, воздуха, огня), но связанных в определенной пропорции. Гармоническое сочетание стихий обусловливает физическое здоровье человека. Однако в результате внешних воздействий (климат, смена времени года, условия жизни, характер употребляемой пищи и т.д.) пропорция стихий может нарушаться и вызывать у человека болезни.
Вариации в пропорции стихий у отдельных людей, лежат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижности, душевным способностям, склонностям и характеру. Непосредственно эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в разной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики.
Выделением четырех типов темперамента и характера Гиппократ вошел в историю психологии как основоположник дифференциально-психологического подхода к изучению людей. Самая же гуморальная теория темперамента, с момента ее появления и до наших дней, пережила ряд подъемов и спадов. Однако независимо от того принималась или отвергалась гипотеза о четырех типах темперамента, она всегда была и остается до сих пор отправной точкой как для ее последователей, так и для ее противников.
В Александрии (III в. до н.э.) некоторое время было разрешено вскрытие трупов «безродных людей». Это способствовало важным открытиям, связанным с именами двух александрийских врачей - Герофила (установил разницу между нервами, сухожилиями и связками; описал устройства глаза; мозговые оболочки) и Эразистрата (подробно описал различные части головного мозга, обратил внимание на извилины). Все эти анатомо-физиологические сведения объединил и дополнил римский врач Гален (200 - 130 гг.до н.э.) - автор сочинения по медицине, анатомии, физиологии; которое было настольной книгой врачей вплоть до XVII в. Галену принадлежат открытия, связанные с выяснением строения и функций головного и спинного мозга: «...врачами точно установлено, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным, и ни единого чувства». Также он развил учение о темпераментах Гиппократа. Всего он выделял 13 типов темперамента, из них 1 - нормальный, 12 - как отклонение от нормы.
Гален был убежден в том, что жизнь возникает в результате постепенного развития природы, а психическое - есть порождение органической жизни. За основу деятельности и всех проявлений души Гален принимал кровь. Гален полагал, что кровь образуется в печени в результате соединения переваренной пищи с воздухом. Далее, через вены она поступает к сердцу, а от него по артериям растекается по всему телу. На пути к мозгу кровь, испаряясь и очищаясь, превращается в психическую пневму.
Органами психики считались печень, сердце и мозг. Каждый из трех названных органов души отвечает за определенные ее функции. Печень как орган, наполненный неочищенной, холодной, венозной кровью, является носителем низших проявлений души - побуждений, влечений, потребностей. В сердце, где кровь очищенная и теплая, локализуются эмоции, аффекты, страсти. Мозг, в котором циркулирует мозговая кровь, продуцируется и хранится психическая пневма, выступает носителем разума.
Нервная система, служащая анатомической основой души, имеет древоподобный вид. Нервные пути представляют собой жгуты, наполненные тем же веществом, что и головной мозг. По ним движется психическая пневма. Гален подразделял нервы на два вида: мягкие (чувствительные), идущие к органам чувств, и твердые (двигательные), подходящие к мышцам.
К каждому органу чувств подходит своя особая пневма - у глаз она зрительная, у уха - звуковая и т.д. Пневма отдельных органов чувств сообразуется или соответствует природе действующих на них внешних раздражителей. Физическая, вещественная однородность нервов и внешних воздействий является условием, обеспечивающим адекватность восприятия. Чувствительность каждого органа чувств зависит от того, сколько к нему подходит нервов. Она будет тем выше, чем больше число нервов, а стало быть, и текущей по ним пневмы, подходит к данному воспринимающему органу.
Гален создал оригинальное учение о произвольных и непроизвольных движениях. К числу автоматизированных (непроизвольных) движений врач относил мышечные сокращения сердца, желудка и других внутренних органов. Все остальные движения считались им произвольными. От автоматизированных движений произвольные движения отличаются тем, что они всегда происходят при участии психической пневмы, а стало быть, восприятий, памяти и разума, выполняющими управляющую функцию по отношению к органам движения. При описании механизмов произвольных движений Гален близко подходит к идее рефлекторной дуги. Именно Галену ставят в заслугу зарождение рефлекторного принципа в физиологии и психологии.
С учением о движениях связаны представления Галена об эмоциях и аффектах. Аффекты понимались им как такие душевные состояния, которые вызываются изменениями крови. Гнев, например, возникает в результате повышения теплоты крови, ее кипения. С известным основанием можно было бы сказать, что моторная теория эмоций Джемса-Ланге, выдвинутая в конце XIX века имела своими первыми и далекими корнями идею Галена о первичности вегетативных изменений по отношению к переживаемым чувствам.
Состояние и динамика крови обуславливает не только эмоциональную сторону души, но и общую активность человека, его темперамент и даже характер. Тип темперамента зависит от пропорции или преобладания артериальной или венозной крови. Люди с преобладанием артериальной крови более подвижны, энергичны, мужественны и т.п. У кого же доминирует в смеси венозная кровь, те медлительны и малоподвижны.
Итак, все функции души, начиная от ощущений и кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморальномозговые процессы. Поскольку все названные проявления души зависимы от тела, то с гибелью последнего они исчезают. Однако Гален не смог до конца остаться последовательным сторонником материалистической линии. Подобно Аристотелю, он помимо индивидуальной разумной души приписывал человеку еще и божественный разум, делая, т. обр., уступку идеализму.
В целом же учение Галена занимало по тому времени передовые позиции в области естествознания и философии. Больше того, анатомия, физиология, психофизиология Галена оставались последним словом науки вплоть до Нового времени.
Таким образом, основным предметом исследования в психологических системах античности является душа; внутренний мир еще не выделяется в качестве самостоятельного предмета исследования. По мнению Н.Н. Ланге, греческие мыслители «много рассуждали о видах познания .. но понятие сознание почти игнорировалось ими».
Большинство античных мыслителей были стихийными материалистами и диалектиками. Мир представлялся им единым, бесконечно движущимся и изменяющимся. Психические явления достаточно четко вычленялись из чисто биологических, более того, предпринимались попытки дифференцировать отдельные стороны души. Пытаясь понять природу психики, античные мыслители выдвинули целый ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние на последующее развитие психологии и которые не потеряли своего значения до настоящего времени.
Основателем атомистического направления принято считать Демокрита, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира. Опыт античных врачей по изучению работы нервов, мозга. Других частей тела был обобщен и расширен видным представителем античной медицины Галеном.

Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«общая психология»
Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.