На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Декарт и развитие психологии в рамках философского учения о сознании - Практикум. Развитие психики и сознания
Декарт и развитие психологии в рамках философского учения о сознании - Практикум. Развитие психики и сознания
Лекции и практикум по психологии - История психологии
Индекс материала
Декарт и развитие психологии в рамках философского учения о сознании
Практикум. Развитие психики и сознания
Все страницы

 

Практикум

Развитие психики и сознания
Вопросы для обсуждения:
1. Психика и её свойства.
2. Возникновение и развитие психики в филогенезе.
3. Принципиальные отличия психики животных и человека.
Основные понятия и термины: психология, психика, филогенез, онтогенез, теория отражения, раздражимость, чувствительность, рефлекс, активность, поведение, сознание, высшие психические функции.


Вопросы для самоконтроля:
1. Заполните таблицу.

Основные отрасли п

сихологии

Название                отрасли
психологии

Краткая характеристика

Общая психология

 

История психологии

 

Возрастная психология

 

Зоопсихология                   и
сравнительная
психология

 

Педагогическая
психология

 

Социальная психолог ия

 

Клиническая психология

 

Психодиагностика

 

Психология труда и инженерная психология

 

Дифференциальная
психология

 

Психогенетика

 

 

2. Дайте определение.
• Психика - это.
• Инстинкт -это..
• Навык - это..
Интеллектуальное поведение - это..
• Сознание - это..


3. Разместите по порядку.
Этапы развития психики у животных.
1. этап характеризуется тем, что отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.
2. этап характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.
3. этап характеризуется тем, что животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения).
4. Заполните пробелы.
Сравнение психики животных с человеческой позволяет выделить следующие основные различия между ними (вставить слова: человек, животное).

.... может действовать только в рамках ситуации, которая воспринимается
непосредственно, а все осуществляемые ею акты ограничены биологическими потребностями, то есть мотивация всегда биологическая.
....  не делают ничего такого, что не обслуживает их биологических
потребностей. Конкретное, практическое мышление....... делает их зависимыми от
непосредственной ситуации. Лишь в процессе ориентирующих манипулирование
....  способно решить проблемные задачи................... же благодаря абстрактном,
логическому мышлению может предвидеть события, делать согласно познавательной необходимости - сознательно.
Мышление тесно связано с вещанием............ лишь подают сигналы своим
родственникам по поводу собственных эмоциональных состояний, тогда как
............................................................. с помощью языка информирует других во времени и пространстве, передавая
общественный опыт. Благодаря языку каждый .........  пользуется опытом, который
выработано человечеством в течение тысячелетий и которого она никогда не воспринимала непосредственно.
.... способны использовать предметы в качестве орудия, но ни одно........ не
может создать орудия труда.............. не живут в мире постоянных вещей, не
выполняют коллективных действий. Даже наблюдая за действиями другого
............................................... , они никогда не будут помогать друг другу, действовать сообща.
Только ........ создает орудие по продуманным планом, использует их по
назначению и сохраняет на будущее.................. живет в мире постоянных вещей,
пользуется орудиями совместно с другими .......... , перенимает опыт пользования
орудиями труда и передает его другим.
Отличие психики ..........  и .......... состоит в чувствах.............. также способны
переживать положительные или отрицательные эмоции, но только ...............  может
сочувствовать в горе или радости другому........ , наслаждаться картинами природы,
переживать интеллектуальные чувства.
Условия развития психики ............  и ...........  является четвертым отличием.
Развитие психики в ...........  мире подчинено биологическим законам, а развитие
психики............ детерминируется общественно-историческими условиями.
И ......... , и ...........  свойственны инстинктивные реакции на раздражители,
способность приобретать опыт в жизненных ситуациях. Однако присваивать
общественный опыт, который развивает психику, способен лишь..........
С момента рождения............ овладевает способами использования орудий и
навыками общения. Это, в свою очередь, развивает чувственную сферу,
логическое мышление, формирует личность индивида............... в любых условиях
будет проявлять себя как................ , а............. только тогда станет.............. , если его
развитие проходит среди................. Это подтверждают случаи воспитания
.......................................... среди ..............


5. Соберите таблицу.


Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри).

Стадии и уровень психического отражения, его характеристика.

Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем.

Виды живых существ,
достигших этого уровня развития.

1. Стадия элементарной сенсорной психики.
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость.

А. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенного опыта. Выделение специализированных органов манипулирования предметами: лап, рук.

А.
Простейшие. Многие низшие
многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

Б. высший уровень. Наличие двухфазного
интеллекта. Выделение в интеллектуальной деятельности ориентировочноисследовательской фазы.

Б. Четкие реакции на биологически  нейтральные
раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий

Б.  Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.

 

среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении   имеют            жесткие
врожденные программы.

 

2.        стадия
перцептивной психики
А. низший уровень. Способность    решать
задачи, ориентируясь на отношения, существующие между предметами. Хорошо развитая способность к научению. перенос вновь приобретенного опыта в новые условия и ситуации

А. образование двигательных навыков. В поведении преобладают ригидные,      генетически
запрограммированные компоненты. Двигательные навыки сложны и разнообразны: ныряние, ползание. Ходьба, бег, лазанье, прыжки. Активный поиск положительных раздражителей в окружающей среде и умелое избегание вредных воздействий. Развиое защитное поведение

А. рыбы и другие     низшие
позвоночные, некоторые беспозвоночные(чле нистоногие, головоногие моллюски) насекомые.

Б. высший уровень. Складывание
определенной   картины
мира
А

Б. способность решать задачи разными способами. Создание и использование    в   своей
деятельности примитивных орудий. Непосредственное усмотрение
причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Наличие хорошо развитого языка как средства внутривидового общения.

Б.   высшие позвоночные, птицы и       некоторые
млекопитающие.


3 стадия интеллекта

А. низший уровень. Отражение внешней действительности в форме образов предметов
Б. Высший уровень. Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования - челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

Б. высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Наличие способности к научению

А. Высшие млекопитающие. Хищники,  кошки, собаки.   Низшие обезьяны.

Б. высшие человекообразные обезьяны

 

Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«общая психология»
Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.