На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Декарт и развитие психологии в рамках философского учения о сознании
Декарт и развитие психологии в рамках философского учения о сознании
Лекции и практикум по психологии - История психологии
Индекс материала
Декарт и развитие психологии в рамках философского учения о сознании
Практикум. Развитие психики и сознания
Все страницы

Вопросы для обсуждения:


1. Развитие психологических знаний Р. Декартом.
2. Понятие рефлекса у Р. Декарта.
3. Значение труда Р. Декарта «Страсти души» для развития психологии.

 

 

 

Основные понятия и термины: духовная и телесная субстанция, интроспекция, метод сомнения, «животные духи», рефлекс, экспериментальная психофизиология, картезианский подход, «страдательные состояния души» - страсти.


Вопросы для самоконтроля:
1. Почему Р. Декарт считал, что единственным методом познания, является сомнение?
2. В чем, по мнению Р. Декарта, проявляется сомнение, в чем он предлагает сомневаться и как соотносятся сомнение и мышление?
3. Какие два явления окружающего мира явились основой для развития дуализма философской теории Р. Декарта?
4. Рассмотрите 5 отличий между независимыми субстанциями «душа» и «тело», согласно теории дуализма Р. Декарта.
5. Какие способы изменения естественного протекания рефлекса рассматриваются Р. Декартом?
6. Опишите идею Р. Декарта о рефлекторной природе поведения человека и механизме действия рефлекса.
7. В каком сочинении Р. Декарт предложил свое понимание эмоциональной, чувственной жизни человека?
8. Опишите причины и исочники страстей, виды страстей (по Р. Декарту).
9. Как, по мнению Р. Декарта, можно воспитывать страсти, и какова при этом роль разума, воли и опыта?
10. Раскройте значение труда Р. Декарта «Страсти души» для развития психологии.
11. Что включал в содержание «сознания» Р. Декарт?
12. Какова роль соотношения воли, аффектов и разума в развитии волевого поведения в работах Р.Декарта.
13. Опишите наиболее важные философско-психологические идеи философии Р. Декарта.
14. Значение идей Р. Декарта для развития психологии.


Информационный материал
1. Развитие психологических знаний Р. Декартом
С именем Рене Декарта (1596 - 1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Именно этому французскому математику, естествоиспытателю и философу принадлежит первый набросок психологической теории, использующей достижения геометрии и новой механики.
Р. Декарт происходил из старинной французской семьи и получил прекрасное образование. В коллегии де Ла-Флеш, которая являлась одним из лучших религиозных образовательных центров, он изучал греческий и латинский языки, математику и философию. В это время он познакомился и с учением Августина, идея которого об интроспекции была им впоследствии переработана: религиозную рефлексию Августина Декарт преобразовал в рефлексию сугубо светскую, направленную на познание объективных истин.
По окончании коллегии Р. Декарт изучает право, затем поступает на военную службу. За время службы в войсках ему удалось побывать во многих городах Голландии, Германии и других стран и установить личные связи с выдающимися европейскими учеными того времени. В этот период он приходит к мысли о том, что наиболее благоприятные условия для его научных исследований не во Франции, а в Нидерландах, куда Р. Декарт и переезжает в 1629 году. Именно в этой стране он создает свои знаменитые сочинения: «Рассуждение о методе» (1637) , «Страсти души» (1650) и др.
Своим учением о сознании, развивающемся в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него аристотелевского учения о душе. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое - духовное - бытие, в противопоставлении телу и всему внешнему материальному миру. И) абсолютная разнородность - главный пункт учения Р. Декарта. Последующие системы были направлены на эмпирическое изучение этого нового объекта исследования сначала в рамках философии, а с середины XIX века - психологии как самостоятельной науки. В системе Р. Декарта философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. Последнее произведение, «Страсти души», законченное Р. Декартом незадолго до смерти, принято считать собственно психологическим.
Рассуждение о душе и теле не были исходными в философии и в научных исследованиях Р. Декарта, направленных на природу. В них он стремился к построению истинной системы знаний. Р. Декарт избирает в качестве первого шага к истине метод сомнения. Его следует применять не всегда, а только «тогда, когда мы задаемся целью созерцания истины», то есть в области научного исследования. Р. Декарт подчеркивает новизну своего подхода: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях философского и научного исследований. Можно сомневаться «и во всем остальном, что прежде полагали за самое достоверное, даже в математических доказательствах ... - ведь ошибаются же некоторые люди, рассуждая о таких вещах».
Р. Декарт развивает постулат: «Я мыслю, значит - я существую» и избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания «Я» и обращается к рассмотрению только своих мыслей (сомнений), то есть субъективных состояний.
Мышление - это чисто духовный, абсолютно бестелесный акт, который Р. Декарт приписывает особой нематериальной мыслящей субстанции. Так, Т. Гоббс указывает, что из положения «я мыслю» - можно сделать вывод, что вещь мыслящая есть нечто телесное, чем заключить о существовании нематериальной субстанции. Р. Декарт по этому поводу замечает: «можно недоумевать, не одна ли это и та же натура, которая и думает и пространство занимает, которая вместе и духовная, и телесная, но путем, мною предложенным, мы познаем ее только как духовную». Качественное различие разных свойств материи превращается в отрыв некоторых из них от материи, что и воплотилось в разделение всего существующего на две субстанции. Сознание Р. Декарт описывает в противоположность телу, с которым отождествляет материю и дает геометрическое представление о материи.
В основе физической теории Р. Декарта лежит идея о тождестве материи и протяжения. «Природа материи, то есть тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно вещь твердая, тяжелая, окрашенная или иным каким образом возбуждающая наши чувства, но в том только, что оно - субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину». Телу свойственны также делимость, пространственная форма (фигура), перемещение в пространстве в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом, скорость этого перемещения, которые суть некоторые модусы протяжения.
Сопоставление духовной и телесной субстанции привело Р. Декарта к выводу «о полнейшей разнице, существующей между духом и телом», которая состоит «в том, что тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух совсем неделим». Из положения о двух абсолютно противоположных субстанциях, каждая из которых не нуждается для своего существования ни в чем, кроме себя самой, следовал вывод об их независимом существовании. Мыслящая вещь, или субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном мышлении - это душа, она «всецело и поистине раздельно с моим телом и может быть или существовать без него».


2. Понятие рефлекса у Р. Декарта
Р. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.
В вопросах физиологии, как и природы в целом, Р. Декарт - материалист. В объяснении влияния нервов на движения мускулов и работу органов чувств он использует понятие о «животных духах». «Животные духи» - это «тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи». Причина всех движений в том, что некоторые мускулы сокращаются, а противоположные им растягиваются. Это происходит из-за перераспределения духов между мышцами, что возможно потому, что «в каждом мускуле имеются небольшие отверстия, через которые эти «духи» могут перейти из одного в другой». От этого мускул, из которого они выходят, слабеет, а мускул, в который приходит больше духов, сокращается.
Движение мускулов осуществляется посредством работы нервов. Нервы - это трубочки, в которых есть «сердцевина или внутреннее вещество. Оно тянется в виде тонких ниточек от мозга, откуда берет свое начало, до оконечностей других членов, с которыми эти ниточки соединены». Ниточки, составляющие сердцевину нерва, всегда натянуты. Натяжение нити приводит к тому, что открываются клапаны отверстий, ведущих из мозга в нервы, направляющиеся к разным членам. Животные духи переходят в эти нервы, входят в соответствующий мускул, раздувают его, заставляя укорачиваться - происходит движение.
Таким чисто телесным механизмом объясняются не все движения, но только те, которые производятся без участия воли: ходьба, дыхание, и вообще все отправления, общие для человека и животного. Объяснение непроизвольных движений представляет исторически первую попытку рефлекторного принципа. В то же время в рефлексе как механизме, совершенно независимом от психики, проявляется механистическая односторонность Р. Декарта.
Таким образом, в объяснении механизма взаимодействия души и тела выступают глубокие противоречия философского учения Р. Декарта. С одной стороны утверждается, что душа имеет отличную и независимую от тела природу, с другой - тесно с ним связана: душа непротяженна и помещается в маленькой железе мозга.
Учение Р. Декарта о душе и теле и об их субстанциональном различии породили философскую психофизическую проблему. Хотя различие духовного и телесного признавалось и до Р. Декарта, четкого критерия дифференциации выделено не было. Р. Декарт существенно сузил сферу психического, исключив из нее ощущения, восприятие, память, воображение, аффекты. Все эти акты Декарт относит к облас™ тэлесных проявлений. Собственно психическим Декарт считает лишь сферу сознания. Так, начиная с Декарта, психология перестает существовать как наука о душе, а существует как наука о сознании. С точки зрения метода познания, картезианский подход предполагает повсеместное и исключительное использование самонаблюдения, интроспекции.
Единственным средством познания души, по Р. Декарту, является внутреннее сознание. Р. Декарт намечает непосредственный путь познания сознания: сознание есть то, как оно выступает в самонаблюдении. Таким образом, психология Р. Декарта идеалистична.
Идея рефлекторной природы телесных и низших психических процессов коренным образом меняла взгляд на поведение животных и человека. Эта точка зрения предполагала изучение органических и психических явлений при помощи методов, аналогичных используемым в физике и в механике. Поэтому Декарта справедливо оценивают как основателя экспериментальной психофизиологии.


3. Значение труда Р. Декарта «Страсти души» для развития психологии.
Одно из важных для психологии сочинений Р. Декарта называлось "Страсти души". Слово "страсть", и слово "душа" наделены у Р. Декарта особым смыслом. Под "страстями" подразумевались не сильные и длительные чувства, а "страдательные состояния души" - все, что она испытывает, когда мозг сотрясают "животные духи" (прообраз нервных им пульсов), которые приносятся туда по нервным "трубкам". Иначе говоря, не только мышечные реакции (рефлексы), но и различные психические со стояния производятся телом, а не душой. Р. Декарт набросал проект "машины тела", к функциям которой относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремления..." "Я желаю, - писал он, - чтобы вы рассуждали так, что эти функции происходят в этой машине в силу расположения ее органов: они совершаются не более и не менее как движения часов или другого автомата".
Долгое время, до Р. Декарта, вся деятельность по восприятию и обработке психического «материала» считалась производимой душой, особым агентом, черпающим свою энергию за пределами вещного, земного мира. Р. Декарт доказывал, что телесное устройство и без души способно успешно справляться с этой задачей.
Р. Декарт не только не лишает ее прежней царственной роли во Вселенной, но возводит в степень субстанции (сущности, которая не зависит ни от чего другого), равноправной с великой субстанцией природы. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть у субъекта, знание о собственных актах и состояниях, не видимых более никому; она определяется единственным признаком - непосредственной осознаваемостью собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены протяженности.
Это существенный поворот в понимании души, открывший новую главу в истории построения предмета психологии. Отныне этим предметом становится сознание.
Сознание, по Р. Декарту, является началом всех начал в философии и науке. Следует сомневаться во всем - естественном и сверхъестественном. Однако никакой скепсис не устоит перед суждением: "Я мыслю". А из этого неумолимо следует, что существует и носитель этого суждения - мыслящий субъект. Отсюда знаменитый декартов афоризм "Cogito, ergo sum" ("Мыслю - следовательно, существую"). Поскольку же мышление - единственный атрибут души, она мыслит всегда, всегда знает о своем психическом содержании, зримом изнутри; бессознательной психики не существует.
Позже это "внутреннее зрение" стали называть интроспекцией (видением внутрипсихических объектов-образов, умственных действий, волевых актов и др.), а декартову концепцию сознания - интроспективной. Впрочем, как и представления о душе, претерпевшие сложнейшую эволюцию, понятие о сознании, как мы увидим, также меняло свой облик. Однако сначала оно должно было появиться.
Изучая содержание сознания, Р. Декарт приходит к выводу о существовании трех видов идей: идей, порожденных самим человеком, идей приобретенных и идей врожденных. Идеи, порожденные человеком, связаны с его чувственным опытом, являясь обобщением данных наших органов чувств. Эти идеи дают знания об отдельных предметах или явлениях, но не могут помочь в познании объективных законов окружающего мира. Не могут в этом помочь и приобретенные идеи, так как они являются тоже знаниями лишь об отдельных сторонах окружающей действительности. Приобретенные идеи основываются не на опыте одного человека, а являются обобщением опыта разных людей, но лишь врожденные идеи дают человеку знания о сущности окружающего мира, об основных законах его развития. Эти общие понятия открываются только разуму и не нуждаются в дополнительной информации, получаемой от органов чувств.
Такой подход к познанию получил название рационализма, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей, рациональной интуицией. Р. Декарт писал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что он не оставляет никакого сомнения в нм, что мы мыслим».
Значение идей Р. Декарта для дальнейшего развития философскопсихологической мысли было огромным. Оно связано, прежде всего, с рефлекторным учением французского мыслителя, изменившим господствовавшие со времен Аристотеля представления о душе. Новым содержанием наполняется у Р. Декарта и понятие психического. В связи с этим новым содержанием изменяется методология, возникает методологический дуализм, предполагающий различные пути изучения тела и сознания.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.