Кризис в психологии. Бихевиоризм
Лекции и практикум по психологии - История психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Причины кризиса в психологии. Развитие психологии как научи о поведении.
2. Теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера.
3. Необихевиоризм и его научные подходы.
Основные понятия и термины: зоопсихология, кризис в психологии, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, описательная (понимающая) психология, стимул (S) и реакция (К),_оперантный бихевиоризм, оперантное поведение,_аверсивные стимулы, необихевиоризм, «когнитивная карта».


Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте краткую характеристику сущности бихевиоризма как психологического направления.
2. Как определяет Д. Уотсон методологические основы бихевиоризма (предмет, методы, задачи)?
3. Какое место занимает бихевиоризм в ряду "классической психологии", физиологии и химии?
4. В чем состоит суть идеальной, или конечной, цели бихевиоризма?
5. Определяя соотношение условных и безусловных рефлексов, в чем Д. Уотсон видит сущность психического развития?
6. Что такое замещение стимулов и какова его роль в развитии поведения человека?
7. Что представляет собой "сложная реакция":
- какова ее структура;
- когда она может произойти;
- что может помешать ее образованию;
8. Какое определение мышлению дает Д. Уотсон?
9. Почему мышление является двигательным актом?
10. В чем суть теории оперантного бихевиоризма Б. Скиннера?
11. Какое содержание вкладывал в понятие «когнитивная карта» Э.Толмен?
12. Вклад К.Халла в развитие небихевиоризма.
13. Каковы причины модификации классического бихевиоризма?
14. Основные научные подходы необихевиоризма.

Информационный материал

1. Причины кризиса в психологии. Развитие психологии как науки о поведении.
Развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений. Каждое из них вскрывало противоречия в теоретических основах старой психологии, казавшиеся до этого бесспорными. Преобразование представлений о природе, развитие психологического эксперимента, приложение психологических знаний, в том числе экспериментальных методов, к различным областям науки и практики (медицинской, педагогической, военного дела), - стало свидетельством недостаточности имеющейся психологической теории. В этом и состояла причина кризиса психологии. Требовалось решительное изменение исходных принципов и представлений.
Основным содержанием периода открытого кризиса 10 - 20 годов ХХ века было возникновение новых психологических направлений, оказавших большое влияние на современную психологию: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, описательная (понимающая) психология.
Возникновение бихевиоризма связывают с именем Джона Уотсона (18781958). Он подверг критике традиционные психологические концепции и выдвинул новые требования к психологической науке: 1) объективность; 2) повторяемость; 3) опора на эксперимент. Основные идеи бихевиоризма развивались в рамках психологии уже в течение нескольких лет. Д. Уотсон лишь развил и озвучил эти положения. При этом он опирался на три основных источника: 1) философские
традиции позитивизма и механицизма; 2) зоопсихологию и исследования рефлексов, 3) функциональную психологию.
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - направление в американской психологии ХХ века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Бихевиоризм явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм У. Джемса. Его основоположником был Дж. Уотсон статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения. По мнению Дж. Уотсона, «бихевиоризм полагает стать лабораторией общества».
Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон назвал исследования по психологии животных, особенно Э. Торндайка, и школу объективной психологии. Также он отмечал влияние работ И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.
Поведение человека как предмет бихевиори зма - это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Понят ю поведения трактуется весьма широко: оно включает любую реакцию от выделения секрета железой до волевого акта. В то же время это определение чрезвычайно узко - из анализа исключаются ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механически.
Дж. Уотсон производил классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приоритетными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в поведении выделяются реакции:
♦ наружные (видимые) приобретенные (игра в теннис, открывание двери);
♦ внутренние (скрытые) приобретенные (мышление или внутренняя речь);
♦ наружные (видимые) наследственные (хватание, чихание, мигание; реакции при страхе, ярости, любви; инстинкты).
♦ внутренние (скрытые) наследственные (реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении, изучаемые в физиологии).
Таким образом, бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым
поведение индивида (животного и человека) от рождения до смерти. К поведению относят все внешние наблюдаемые реакции организма (в том числе отдельных его органов) на внешние воздействия (стимулы), которые можно объективно зафиксировать невооруженным взглядом или с помощью специальных приборов. Единицей анализа поведения объявляется конкретная связь стимула (S) и реакции (R).

2. Теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера.
Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Барреса Скиннера (1904 - 1990). Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Б. Скиннер формулирует положение о 3-х видах поведения:
♦ безусловно рефлекторном
♦ условно рефлекторном;
♦ оперантном.
Оперантное поведение и составляет специфику учения Б. Скиннера, согласно которому условно рефлекторные типы поведения, вызываемые стимулами (S), называются респондьнтными, отвечающими поведению. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация в среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействия животного на окружающий мир, некоторые из которых случайно могут приводить к полезному результату, который, в силу этого, закрепляется. Реакции, которые не вызываются стимулами, а предупреждают его, Б. Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R (буква R используется для привлечения внимания к понятию «подкрепления» (reinforcement)). Именно эти реакции преобладают в адаптивном поведении.
На основе анализа поведения Б. Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного поведения на нужную реакцию».
Данные, полученные при изучении поведения животных, Б. Скиннер переносит на человеческое поведение. Так возник скиннеровский вариант программированного обучения. В соответствии с его требованиями, учебный материал расчленяется на мелкие порции (шаги), каждая из которых доступна для учащихся; каждый шаг немедленно подкрепляется; в этих целях используются ТСО. Недостатком данного подхода является отсутствие организации внутренней познавательной деятельности, при которой обучение теряет свою специфику как сознательный процесс. Разрешению социальных проблем служит созданная Б. Скиннером технология поведения, призванная осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимается во внимание, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Им выступает контроль режима подкрепления (аверсивные стимулы), позволяющий манипулировать людьми.


3. Необихевиоризм и его научные подходы.
К середине 20-х годов в США бихевиоризм получил широкое распространение. В то же время для исследователей становилось все яснее, что исключение психики приводит к неадекватной трактовке поведения. Попытка преодолеть упрощенную трактовку поведения по схеме «S^-R» («стимулреакция») за счет введения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влиянием стимула и влияющих на реакцию, составили различные варианты необихевиоризма. В нем разрабатываются также новые модели обусловливания, а результаты исследований получают широкое распространение в различных областях социальной практики.
Основы необихевиоризма заложил Эдвард Толмен (1886 - 1959). В книге «Целевое поведение животных и человека» (1932) он показал, что экспериментальное наблюдение над поведением животных не способствует молекулярному пониманию поведения по схеме «стимул-реакция». Поведение, по Э. Толмену, - это молярный феномен («ситуация-поведение»), то есть целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью (выбор средств, ведущих к цели более коротким путем).
В экспериментах на латентное научение им было сформулировано понятие «когнитивной карты». Это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий. Она определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуациях жизненных задач в целом, в том числе и человеку.
Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес Кларк Халл (1884 - 1952). Его гипотетико-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей И.П. Павлова, Э. Торндайка, Дж. Уотсона. Как и теория Дж. Уотсона, теория К. Халла не учитывает фактора сознания, но, в отличие от Дж. Уотсона, вместо схемы «стимул - реакция» К. Халл вводит формулу, предложенную еще в 1929 году Р. Вудвортсом: «стимул-организм-реакция», где организм - это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Ему принадлежит тщательная теоретическая и экспериментальная разработка и математический расчет зависимости реакции от характера подкрепления (частичное, прерывистое, постоянное), от времени предъявления. Опыт математического подхода к описанию поведения в системе К. Халла повлиял на последующую разработку психологических теорий научения (Н.Е. Миллер, Дж. Доллард).

Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«общая психология»
Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.