На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии - Практикум Структура и методы современной психологии
Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии - Практикум Структура и методы современной психологии
Лекции и практикум по психологии - История психологии
Индекс материала
Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии
Практикум Структура и методы современной психологии
Все страницы

Практикум

Структура и методы современной психологии

Вопросы для обсуждения:
1. Определение психологии, её структура и место в системе наук.
2. Методологические принципы современной психологии.
3. Общая характеристика психологического исследования.
4. Проблема метода в психологии. Методы психологического исследования и их классификация.
Основные понятия и термины: житейская психология, научная психология, предмет психологии, методология, метод, методика, наблюдение, беседа, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тест.


Вопросы для самоконтроля:


1. Дайте определение.
• Метод это...
• Методология это..
• Психологическое исследование это...
• Наблюдение это..
• Эксперимент это..
• Тест это.


2. Ответьте на вопросы.
1. Перечислите основные принципы психологического исследования.
2. Назовите 4 основные группы методов в классификации Б.Г. Ананьева.
3. Назовите виды наблюдения. 
4. Назовите виды эксперимента.
5. Назовите метод, характеризуемый как краткое стандартизированное исследование.
6. Перечислите виды тестов по исследуемому предмету.
7. Назовите два главных условия научного применения тестов.
8. Назовите метод, состоящий в изучении явления через его искусственную модель.
9. Перечислите этапы психологического исследования.
3. Выберете правильный ответ.


1. Б. Г. Ананьев относит лонгитюдный метод и следования:
а) к организационным методам;
б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных;
г) к интерпретационным методам.


2. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением;
г) методом анализа продуктов деятельности.


3. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:
а) пилотажным;
б) лонгитюдным;
в) сравнительным;
г) комплексным.
4. Понятие «самонаблюдение» явтяется синонимом термина:
а) интроверсия;
б) интроекция;
в) интроспекция;
г) интроскопия.
5. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, —это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
6. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним —это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
7 Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
а) контент-анализом;
б) анализом продуктов деятельности;
в) беседой;
г) экспериментом.
8. Основным для современных психогенетических исследований не является метод:
а) близнецовый;
б) приемных детей;
в) семейный;
г) интроспекции.
9. В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:
а) полевое;
б) сплошное;
в) систематическое,
г) дискретное.


4. Проанализируйте психологическое исследование.
Подобрать р научной (монографии, сборники научных статей, научные журналы и др.) или учебной (учебники, практикумы, хрестоматии и др.) литературе подробное описание эмпирического исследования в области психологии. Изучить структуру и последовательность построения эмпирического исследования. Определить цель, задачи, объект, предмет, гипотезу, методы, характер презентации результатов и область их применения.

Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«общая психология»
Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.