На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии
Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии
Лекции и практикум по психологии - История психологии
Индекс материала
Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии
Практикум Структура и методы современной психологии
Все страницы

Вопросы для обсуждения:
1. Основные положения когнитивной психологии.
2 . Базисные положения гуманистической психологии.
3. Основные представители гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс).
3. Логотерапия В. Франкла.
4. Женевская школа генетической психологии Ж. Пиаже.


Основные понятия и термины
: когнитивная организация; когнитивные процессы, когнитивизм, теория структурного баланса, теория коммуникативных актов, теория когнитивного диссонанса, теория конгруэнтности, основные и инструментальные черты личности, проблема идентификации - отчуждения, методы системного исследования психики человека, опросник Миннесотского университета (ММPI), самоактуализация, конгруэнтность, самость, «инкаунтер- группы», самотрансценденция, принцип дерефлексии, принцип парадоксальной интенции, логос, экзистенциальный вакуум, метод клинической беседы, ассимиляция, аккомодация, интериоризация, экстериоризация.


Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии.
2. Какие изменения в обществе повлияли на развитие гуманистического направления в психологии?
3. Каковы основные положения теоретической концепции личности Г.Олпорта?
4. Каковы основные положения теории А.Маслоу?
5. Какие группы потребностей выделяет А.Маслоу?
6. Какие изменения происходят в иерархии потребностей с возрастом, согласно теории А.Маслоу?
7. Что такое «самоактуализация» (по А.Маслоу)?
8. Каковы основные положения учения К.Роджерса?
9. В каком случае начинают действовать защитные механизмы по К.Роджерсу?
10. Какие приемы использует гуманистический психотерапевт, согласно мнению К.Роджерса?
11. Какие фундаментальные характеристики человеческого существования выделил В.Франкл?
12. Выделите и охарактеризуйте основные теоретические положения теории Ж. Пиаже в отношении содержания понятий «интеллект» и «адаптация».
13. Какую роль в психическом развитии человека играют процессы ассимиляции и аккомодации?
14. Какие стадии развития мышления человека выделяет Ж. Пиаже? Дайте их название и кратко опишите содержание каждой из них.
15. Какие оптимальные условия для научения выделяет Ж. Пиаже?
16. Какое влияние оказала генетическая психология Ж. Пиаже на психологию развития в России и за рубежом?


Информационный материал


1. Основные положения когнитивной психологии.
В западной психологии, прежде всего, в американской, с конца 40-х годов XX века возрастает интерес к проблематике сознания. Это выражается в изменении характера публикаций, в росте числа исследовательских работ в данном направлении, росте концепций сознания, популярности данной тематики среди студентов психологических факультетов. Одновременно внутри психологической науки складываются предпосылки возникновения нового направления, ориентированного на и зучение познавательных процессов.
У истоков когни тивной психологии стояли Джордж Миллер и Джером Брунер. В 1960 году они организовали Центр когнитивных исследований, где рассматривался широкий круг проблем: язык, память, перцептивные процессы и процессы образования понятий, мышление и познание. Еще один представитель когнитивной психологии Ульрик Найссер в 1967 году опубликовал книгу “Когнитивная психология”, в которой попытался конституировать новое направление в психологии.
Современный когнитивизм трудно определить как единую школу. Существует широкий спектр концепций, относимых к данной ориентации. Основная цель этих концепций - объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на процессы познания (cognition - познание), « внутренние» характеристики человеческого поведения. Среди основных направлений исследований когнитивной психологии:
а) изучение процессов перцепции, в том числе, социальной;
б) изучение атрибутивных процессов;
в) изучение процессов памяти;
г) изучение построения когнитивной картины мира;
д) изучение бессознательного познания и восприятия;
е) изучение познания у животных и т.д.
Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент. Содержание основной идеи направления: когнитивная структура человека не может находиться в несбалансированном, дисгармоничном состоянии, а если это все же имеет место, у человека немедленно возникает стремление изменить это состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной структуры. Эта идея связана с концептами «логического человека», « рационального человека» или «экономического человека».
Среди основных научных теорий когнитивной психологии:
• теория структурного баланса Фрица Хайдера.
Основное положение этой теории: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир.
• теория коммуникати вных актов Теодора Ньюкома
Основное положение: если два человека позитивно воспринимают друг друга и строят какие - либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого тре ъегг,
• теория когнитивного диссонанса Леона
Фестингера. Основное положение этой теории: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение - человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия.
• теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П.Танненбаума - описывает дополнительные возможности выхода из ситуации когнитивного диссонанса.


2 Основные положения гуманистической психологии.
В 60-е гг. XX века в американской психологии возникло новое направление, получившее название «гуманистическая психология». Гуманистическая психология, появившаяся как направление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития.
Гуманистическая психология занималась изучением тех способностей и возможностей человека, к анализу которых не обращались ни позитивизм, ни бихевиоризм, ни психоанализ, а именно - любви, творчества, развития, смысла жизни и т.д. это - психология, целью изучения которой является здоровый творческий индивид. Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности.
Основные принципы гуманистической психологии:
Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью.
Наиболее важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его осознание ситуации «здесь и теперь».
Человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие; его природа никогда не может быть определена полностью, она всегда стремится к беспрерывному развитию, к полной реализации возможностей человека.
Человек един и целостен. Эта цельность «Я» создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.
Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребностям и защитам (как в психоанализе), ни к поведенческим феноменам (как в бихевиоризме).
Этические постула ты гуманистической теории:
В жизни человек несе ответственность за свои поступки.
Человеческие отношения должны строиться на признании внутреннего субъективного мира друг друга и признании того факта, что каждый человек - творец своей жизни.
Каждый человек живет только в настоящий момент «здесь и сейчас» и именно он существенен для бытия.


3. Основные представители гуманистической психологии (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс).

Основные положения гуманистической психологии сформулировал Гордон Олпорт (1897-1967). Он начинал свою карьеру как врач-психотерапевт, но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных исследованиях здоровых людей. Одним из главных постулатов теории Г. Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек - прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом. При этом Г. Олпорт утверждал, что общение личности и общества является взаимообщением, взаимодействием.
Г. Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite - черта. Эти потребности, или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты стимулируют поведение и являются врожденными, а инструментальные оформляют поведение и формируются в процессе жизни. Набор этих черт и составляет ядро личности.
Важным для Г. Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность, оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом, Г. Олпорт решает проблему идентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших для всей гуманистической психологии.
Г. Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (MMPI), который используется в настоящее время (наряду с модификациями) для анализа совместимости, профпригодности и т.д. Со временем Г. Олпорт пришеп к выводу, что интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета, потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность выгодно отличают все разработанные Г. Олпортом методы исследования личности.
Представитель гуманистической психологии Абрахам Маслоу (1908-1970) занимался изучением «самоактуализации», одним из центральных понятий концепции гуманистической психологии. Исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия потребностей человека, которая выглядит следующим образом:
• физиологические потребности - пища, вода, сон и т.п.;
• потребность в безопасности - стабильность, порядок;
• потребность в любви и принадлежности - семья, дружба;
• потребность в уважении - самоуважение, признание;
• потребность в самоактуализации - развитие способностей.
Одно из слабых мест теории А. Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того, как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи А. Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении являлась доминирующей и определяла поведение человека, несмотря на то, что его физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению этих потребностей. Впоследствии и сам А. Маслоу отказался от столь жесткой иерархии, объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности развития (самоактуализации).
Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации, к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на непонимание окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост.
А. Маслоу один из первых исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствова ния любого человека.
Карл Роджерс (1902-1987) в своей теории личности предложил определенную систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и свои отношения с другими. Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для К. Роджерса. Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который он называл "феноменальным полем", индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности этого поля реальной действительности К. Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую К. Роджерс, как и А. Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.
Изучая структуру «Я», К. Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость. Он настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. К. Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни. Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить о полной реализации, или, как называл это К. Роджерс, о полном функционировании личности.
У К. Роджерса был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. Это повышает конгруэнтность и дает возможность принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит как встреча терапевта с клиентом или - в групповой терапии - как встреча терапевта и нескольких клиентов. Созданные К. Роджерсом «инкаунтер-группы» или группы встречи, являются одной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции и обучения.


4. Логотерапия В. Франкла
Одним из влиятельных направлений современной зарубежной психологии является логотерапия австрийского психолога Еиктора Франкла (1905 — 1997). В. Франкл является основателем «Третьей Венской школы психотерапии» (первая — психоанализ 3. Фрейда, вторая — индивидуальная психология А. Адлера).
Логотерапия близка к гуманистической психологии, хотя во многом основывается и на психоанализе. Логотерапия - терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. В основу свое.о подхода В. Франкл ставит три основных понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.
Смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе, самом трагическом. Психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. «Выход за свои пределы» В. Франкл обозна 'ает понятием «самотрансценденция» и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции.
Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, В. Франкл использует два основных принципа (они же — методы терапии):
а) принцип дерефлексии;
б) принцип парадоксальной интенции.
Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют «самокопанием». Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мыслей о том, что несет в себе «комплексы», нежели от самих комплексов.
Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать. При этом активно используются (хотя это не обязательно) различные формы юмора. В. Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.
Направление, развиваемое В. Франклом, как и гуманистическую психологию или гештальттерапию трудно назвать теорией, в строгом смысле этого слова. Характерно высказывание В. Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там В. Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться — иногда до святости, — если сохраняется смысл жизни.
По В. Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл — логос — своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия. Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум: человек теряет содержание своего существования, он испытывает скуку, предается пороку или испытывает тяжелые переживания, подобные кризису пожилых людей. Источником экзистенциального вакуума, согласно В. Франклу, является современный социальный мир. Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуален и составляет сущность существования применительно к каждому человеку. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь.
Логотерапия отличается от психоанализа и индивидуальной психологии в трактовке базисных мотивов человеческого поведения. Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека.


5. Женевская школа генетической психологии Ж..Пиаже
Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) - один из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии генетической психологии. Научные интересы Ж. Пиаже еще с юности были сосредоточены на биологии и математике. В 11 лет он опубликовал свою первую научную статью, посвященную воробьям-альбиносам. С этого же возраста он начинает работать в музее биологии. В университете он занимается преимущественно биологией и философией и в 19^8 году получает докторскую степень за работу о моллюсках.
После окончания университета Ж. Пиаже едет в Цюрих, где знакомится с исследованиями К. Юнга и с техникой психоанализа Этот опыт был ему необходим, так как он стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод, свойственный биологическим исследованиям, с более информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке такого нового метода, который он собирался применить для изучения мышления детей, Ж. Пиаже посвятил несколько лет. Этот метод получил название метода клинической беседы.
Большое значение для Пиаже имело его пребывание в течение двух лет в Париже, куда он был приглашен в 1919 году для работы над шкалами измерения интеллекта. В это же время он уделяет большое внимание изучению тех типичных ошибок, которые делают дети при решении достаточно простых, на первый взгляд, заданий теста Вине. В 1921 году Ж. Пиаже возвращается в Женеву, где Клапаред приглашает его на должность директора Института Ж.-Ж. Руссо. Одновременно
Ж. Пиаже начинает читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. Материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг «Мышление и речь ребенка», «Суждение и рассуждение ребенка», где он излагает основы своей концепции когнитивного развития детей, которые рассматривает как постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько стадий. Дневниковые записи, основанные на наблюдении за развитием собственных детей, дали Ж. Пиаже дополнительный материал для этой концепции. В последующие годы Ж. Пиаже сочетает преподавательскую работу (в качестве профессора Женевского университета) с различными административными должностями, публикует книги, в которых пересматривает и дополняет свои теоретические воззрения на природу и развитие мышления у детей. В 1949-1951 годах Ж. Пиаже создает свой основной труд «Введение в генетическую эпистемологию», а в 1955 году возглавляет созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. В должности директора этого центра Ж. Пиаже состоял до конца жизни.
Свою теорию детского мышления Ж. Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся, они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку.
Таким образом, Ж Пиаже приходит к выводу, что этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и является логическое мышление.
Ж. Пиаже утверждал, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к окружающему миру. При этом адаптация является не пассивным процессом, а активным взаимодействием организма со средой. Эта активность - необходимое условие развития, так как схема, считает Ж. Пиаже, не дается в готовом виде при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия со средой, или, как писал Ж. Пиаже, «схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия с объектом». Одним из любимых примеров Ж. Пиаже был пример ребенка, не владеющего понятием числа, который осознает его значение, перебирая камешки, играя с ними, выстраивая их в ряд.
Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма ее построения ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы. Примером ассимиляции для Ж. Пиаже является игра, в рамках которой ребенок познает окружающий мир. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, в результате чего схема действительно является адекватной, полностью отражая все нюансы данной ситуации. Сам процесс развития, по мнению Ж. Пиаже, является чередованием ассимиляции и аккомодации; до определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.
Исследование этапов развития мышления и у самого Пиаже происходило постепенно. Так, в 20-е годы он, исходя из связи между мышлением и речью, построил свои исследования развития мышления через изучение развития ре чи детей. Собирая типичные вопросы детей («Почему дует ветер?», «Ходит ли солнышко в гости к луне?», «Откуда берется дождь?»), Ж. Пиаже начал задавать эти вопросы самим детям. Он пришел к выводу, что процесс развития мышления - это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи, которая из эгоцентрической (речи для себя) становится речью социальной, речью для других. Эта позиция Ж. Пиаже вызвала нарекания со стороны других психологов, прежде всего Л.С. Выготского и В. Штерна, которые доказали, что аутистическое мышление, как более сложное, не может предшествовать реалистическому (Штерн), что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешней и внутренней, а не наоборот (Л.С. Выготский). Одна! о и в этот период Ж. Пиаже были сделаны открытия, имевшие огромное значение для понимания формирования интеллекта детей. Это прежде всего открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм (неумение встать на другую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. Наиболее значимыми были эксперименты Ж. Пиаже по исследованию эгоцентризма.
Второй этап исследований Ж. Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был связан с исследованием операциональной стороны мышления. Он разрабатывает специальные эксперименты. Фактически Ж. Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание этой проблеме, так как Л.С. Выготский, В. Штерн, К. Бюлер и др. исследовали в основном не процесс мышления, а продукты мыслительной деятельности.
В этот период Пиаже приходит к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции - внешние, сенсомоторные - впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций - их обратимость. Характеризуя понятие обратимости, он приводит в качестве примера арифметические действия - сложение и вычитание, умножение и деление, которые могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево, т. е. они обратимы.
Ж. Пиаже исследовал также переход от внешних операций к внутренним, логическим. Исследования привели Пиаже к выводу, что до семи лет дети находятся на предоперациональной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. Только к семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, формальная логика у них только начинает развиваться. Лишь к подростковому возрасту формируется как конкретное, так и абстрактное логическое мышление.
Таким образом, периодизация интеллекта у Ж. Пиаже приобретает законченную и широко известную в настоящее время форму: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. В каждой стадии Пиаже выделяет два этапа: появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие ее обратимости. Сама периодизация является как бы развитием сложности и адекватности интеллекта, что заключается в переходе операций во внутренний план и приобретении ими обратимого характера.
Хотя Пиаже и не отрицал полностью роль обучения, однако наибольшей критике, как при его жизни, так и позднее подвергалась недооценка им роли среды и влияния взрослого в психическом развитии детей.
Ж. Пиаже - один из самых почитаемых и цитируемых исследователей, авторитет которого признан во всем мире и число последователей не уменьшается. Главное состоит в том, что он первый понял, исследовал и выразил качественное своеобразие детского мышления, показав, что мышление ребенка совершенно отличается от мышления взрослого человека. Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта давно стали диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии. Те закономерности процесса мыслительной деятельности, которые были открыты Ж. Пиаже, остались базисными, несмотря на большое количество новых фактов о детском мышлении. Открытая им возможность понять и сформировать детский ум является величайшей заслугой Ж. Пиаже.

 


Практикум

Структура и методы современной психологии

Вопросы для обсуждения:
1. Определение психологии, её структура и место в системе наук.
2. Методологические принципы современной психологии.
3. Общая характеристика психологического исследования.
4. Проблема метода в психологии. Методы психологического исследования и их классификация.
Основные понятия и термины: житейская психология, научная психология, предмет психологии, методология, метод, методика, наблюдение, беседа, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тест.


Вопросы для самоконтроля:


1. Дайте определение.
• Метод это...
• Методология это..
• Психологическое исследование это...
• Наблюдение это..
• Эксперимент это..
• Тест это.


2. Ответьте на вопросы.
1. Перечислите основные принципы психологического исследования.
2. Назовите 4 основные группы методов в классификации Б.Г. Ананьева.
3. Назовите виды наблюдения. 
4. Назовите виды эксперимента.
5. Назовите метод, характеризуемый как краткое стандартизированное исследование.
6. Перечислите виды тестов по исследуемому предмету.
7. Назовите два главных условия научного применения тестов.
8. Назовите метод, состоящий в изучении явления через его искусственную модель.
9. Перечислите этапы психологического исследования.
3. Выберете правильный ответ.


1. Б. Г. Ананьев относит лонгитюдный метод и следования:
а) к организационным методам;
б) к эмпирическим методам;
в) к способам обработки данных;
г) к интерпретационным методам.


2. Целенаправленное, планомерно осуществляемое восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность, является:
а) экспериментом;
б) контент-анализом;
в) наблюдением;
г) методом анализа продуктов деятельности.


3. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, позволяющее анализировать психическое развитие на различных этапах жизненного пути и на основе этого делать определенные выводы, принято называть исследованием:
а) пилотажным;
б) лонгитюдным;
в) сравнительным;
г) комплексным.
4. Понятие «самонаблюдение» явтяется синонимом термина:
а) интроверсия;
б) интроекция;
в) интроспекция;
г) интроскопия.
5. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, —это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
6. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним —это:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) самонаблюдение.
7 Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется:
а) контент-анализом;
б) анализом продуктов деятельности;
в) беседой;
г) экспериментом.
8. Основным для современных психогенетических исследований не является метод:
а) близнецовый;
б) приемных детей;
в) семейный;
г) интроспекции.
9. В зависимости от ситуации можно выделить наблюдение:
а) полевое;
б) сплошное;
в) систематическое,
г) дискретное.


4. Проанализируйте психологическое исследование.
Подобрать р научной (монографии, сборники научных статей, научные журналы и др.) или учебной (учебники, практикумы, хрестоматии и др.) литературе подробное описание эмпирического исследования в области психологии. Изучить структуру и последовательность построения эмпирического исследования. Определить цель, задачи, объект, предмет, гипотезу, методы, характер презентации результатов и область их применения.

Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«общая психология»
Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.