Активность личности. Потребности. Мотивы
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Потребность - источник активности личности

Активность как центральная составляющая поведения человека не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована определенными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окружающей среды: материальной, социальной, духовной. Источником активности личности являются ее потребности.
Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужды в объектах, необходимых для его существования и развития, а так же выступающей источником его активности.
Потребность - осознание и переживание нужды человека в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития личности.

Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью или обществом (соц. потребности).
А. М. Матюшкин выделил основные уровни процессов, которые порождают потребности личности и выступают источником ее активности:
- нарушение во внутренней среде организма, порождающее потребность организма в чем-либо;
- нарушение, вызываемое типом взаимодействия субъекта с объектом, выступающее как изменение типа взаимодействия, как новизна ситуации, как «препятствие» на пути удовлетворения потребности; нарушение, вызывающее необходимость в новых типах активности;
- нарушение в типе деятельности, приводящие к невозможности ее выполнения сложившимися способами и вызывающие необходимость поиска новых способов выполнения деятельности.
Следующий момент активности личности при появлении потребностей - ценности. Человек направлен на что-либо,
представляющее для него какое-то значение. Ценности всегда предметны - другой человек, то или иное дело, чему посвящается вся жизнь, сама личность. К этим ценностям и направлена активность личности.
Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей и, достигая цели, человек тем самым создает новые условия среды, которые в свою очередь, порождают новые потребности.
Потребности формируются и развиваются в результате влияния социальной стороны жизни. Потребности становятся главными причинами, определяющими психическое состояние, переживаний, чувств человека. В зависимости от того удовлетворяются или не удовлетворяются потребности человек переживает состояние напряжения или спокойствия.
По мере развития человека (физиологического и психического), становления его личности, развиваются, видоизменяются и его потребности. Процесс удовлетворения человеком своих потребностей связан с его взаимодействием со средой, с объектами потребностей, использованием средств и способов этого взаимодействия, что в свою очередь ведет к формированию и развитию личностных качеств и свойств личности. Из этого следует - удовлетворение потребностей человека выступает одним из важнейших условий его всестороннего развития, формирования и становления. Отсутствие у человека этой потребности (труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом) неминуемо ведет к уменьшению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу - к ее деградации.

2 Виды потребностей

Как в отечественной, так и в зарубежной психологии личности существует множество классификаций потребностей. Тем не менее, и в отечественной и в западной психологии сложились определенные традиции в классификации потребностей.
Один из первых изучал этот вопрос и выявил роль человеческих нужд американский психолог А. Маслоу. Он назвал свое учение «иерархической теорией потребностей» и изобразил его в виде пирамиды. Психолог дал определение понятия, структурировал виды потребностей, разложив их в восходящем порядке от биологических (первичных врожденных потребностей, которые направлены на осуществление физиологических нужд) и до духовных (вторичных, приобретенных, социальных). И предложил следующую классификацию потребностей:
1. Потребности физиологические (органические) - голод, жажда, половое влечение и др.
2. Потребности в безопасности - чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.
3. Потребности в принадлежности и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.
4. Потребности уважения (почитания) - компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.
5. Познавательные потребности - знать, уметь, понимать, исследовать.
6. Эстетические потребности - гармония, симметрия, порядок, красота.
7. Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Динамичность данной классификации потребностей заключается в том, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Без удовлетворения низших потребностей невозможно достижение высшего уровня - самоактуализации.
Эти виды потребностей по А. Маслоу взаимосвязаны. Вторичные могут появиться только при условии удовлетворения низших потребностей. Т. е. человек не может развиваться в духовном плане, если у него не развиты физиологические потребности.
Более поздние классификации были основаны на первой версии, но немного усовершенствованы.
По своему происхождению различают:
- естественные потребности, которые связаны с необходимостью сохранения и поддержания жизни человека и его потомства. Неудовлетворение естественных потребностей ведет к гибели человека и его вырождению;
- культурные потребности, которые обусловлены уровнем развития социализации, особенностями жизни и деятельности человека. В них выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры; их корни целиком лежат в границах человеческой истории. Неудовлетворение культурных потребностей не ведет к физической гибели человека, но вызывает деградацию.
По характеру своего предмета выделяют:
- материальные потребности, в которых выявляется зависимость человека от предметов материальной культуры (потребность в жилище, одежде, предметах быта);
- духовные потребности, в которых выявляется зависимость человека от продуктов общественного сознания (потребность получать информацию, слушать музыку, видеть прекрасное и т. д.).


3 Мотивация как проявление потребностей личности


Являясь источником активности личности, потребности лежат в основе возникновения ее мотивов.
Мотивы - это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности.
Если потребности составляют сущность «механизма» всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности.
Изучая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснить их мотивы, т. е. побудительные силы, которые привели к данным действиям.
Только познав мотивы поведения человека в данной ситуации, можно сказать случаен или закономерен для это человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других действий личности.
Мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них проявляется; формами, которые они принимают; конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются (мотивы трудовой деятельности, учебной деятельности).
Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим взаимодействующим мотивам, образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека.
Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, которые вызывают активность личности и определяют направленность ее деятельности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
Мотивы бывают стойкими и нестойкими, осознанными и неосознанными (последние обычно именуются побуждениями). Научная психология подчеркивает связь и взаимосвязь между ними, обусловленность тех и других общественно-историческими условиями развития личности.
Таким образом, мотивы могут рассматриваться не столько как свойства личности, проявляющиеся в поведении, но и как внутренние психологические причины, побуждающие человека к деятельности.
Совокупность этих внутренних причин, составляет мотивационную сферу человека, включающую все многообразие его внутренних побуждений.
В мотивационной сфере особое место занимают социальные мотивы, которые влияют на деятельности человека в организации. К ним относятся:
- мотив, проявляющийся в стремлении быть включенным в определенную социальную группу, занять определенное место в системе межличностных отношений в группе;
- мотив самоуважения, проявляющийся в стремлении завоевать высокий авторитет, в чувстве собственного достоинства;
- мотив самовыражения, самоактуализации, заключающийся в стремлении проявить, развить свои способности, умения, качества.
Эти и другие мотивы в иерархии мотивов личности человека могут быть по-разному соотнесены друг с другом, взаимодействовать друг с другом, могут выступать как ведущие и подчиненные мотивы.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.
В связи с этим, стремясь понять личность какого-либо человека, мы по сути дела должны разобраться в структуре его мотивов, в особенностях построения его мотивационной сферы.


Контрольные вопросы
1. Раскройте содержание понятия «потребность».
2. Основные виды потребностей.
3. Объясните, почему потребности являются источником активности личности.
4. Определите понятия «мотивация» и «диспозиция».
5.Охарактеризуйте главные диспозиционные переменные: мотив, потребность и цель.
6. Дайте сравнительную характеристику понятиям «мотив» и «мотивация».
7. Расскажите о взаимосвязи мотивации, самооценки и уровня притязаний.


Темы для рефератов
1. Теория потребностей
2. Теория мотивации
3. Развитие теорий мотивации до 2-й половины XIX в.
4. Направления исследований мотивации в 1-й половине ХХ в.
5. Классификация потребностей личности.
6. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.
7. Личностные корреляты мотивации.
8. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.
9. Роль профессиональной мотивации в успешности профессионального обучения.

Источник: Красноплахтова Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / Л. И. Красноплахтова. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 207 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.