На главную Лекции и практикум по психологии История психологии Становление и основные тенденции развития отечественной психологии
Становление и основные тенденции развития отечественной психологии
Лекции и практикум по психологии - История психологии

Вопросы для обсуждения:
1. Социально-экономические условия становления отечественной психологии.
2. Д. Н. Узнадзе - основатель психологии установки.
3. Культурно - историческая концепция психологии Л. С. Выготского.
4. Исследования в области нейропсихологии А.Р. Лурии.
5. Философские проблемы психологии в трудах С. Л. Рубинштейна.
6. А. Н. Леонтьев и его психология деятельности.


Основные понятия и термины: педология, установка, культурноисторическая концепция, высшие психические функции, онтогенез, зона
ближайшего развития, принцип единства «аффекта и интеллекта»,
нейропсихология, деятельностный подход в психологии, интериоризация, экстериоризация.


Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте социально-экономические и политические условия возникновения психология труда и психотехники в России в 20-е годы XX века.
2. В чем суть проводимой в теории Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886-1950) критики постулата непосредственности психологии?
3. В чем специфика и содержание понятия «установка»?
4. Содержание экспериментальных исследований проблемы установки в школе Д.Н. Узнадзе? Дайте их краткую характеристику.
5. Какие виды установочных ярений (виды установок) были выявлены в работах Д.Н. Узнадзе и каковы их особенности?
6. Каковы основные положения теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского?
7. Как проявляется взаимосвязь обучения и развития по Л.С.Выготскому?.
8. Понятие о высшей психической функции в теории культурно-исторического развития.
9. Роль общения со взрослым для психического развития ребенка в теории Л.С. Выготского?
10. Исследования в области нейропсихологии А.Р. Лурии.
11. В чем суть идеи С. Л. Рубинштейна о том, что процесс, деятельность являются основными способами существования психического?
12. В чем выражается взаимосвязь между психическими процессами и деятельностью, поведением человека, согласно точке зрения С.Л. Рубинштейна?
13. О каких двух подходах к анализу деятельности в психологии упоминает А.Н. Леонтьев? Опишите их содержание.
14. Какое определение понятию "деятельность" дает А.Н. Леонтьев и как он определяет его структуру?


Информационный материал


1. Социально-экономические условия становления отечественной психологии
Становление отечественной психологии проходило в условиях позитивного принятия социальных преобразований рядом ученых (В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов и др.) и оказания последовательной помощи психологической науке со стороны Советского государства. В 1918 году в Петрограде создается Институт изучения мозга и психической деятельности, в Тбилисском университете открывается кафедра психологии и лаборатория экспериментальной психологии, в 1921 году создается Московский научно-педагогический институт детской дефективности, выходит специальное постановление Совнаркома об оказании помощи лаборатории И.П. Павлова.
10 - 15 января 1923 года в Москве про шел Первый Всероссийский съезд по психоневрологии. На этом съезде был актуализирован вопрос о соотношении психологии и марксизма, выдвинуто требование распространения марксистской точки зрения на эту область научного знания. В дискуссии приняли участие Г.И. Челпанов, В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, А.П. Нечаев. Принято считать, что с этого момента начинается становление отечественной психологии как нового этапа в развитии мировой психологии, этапа создания диалектико - материалистической психологии, которая должна была ориентироваться на формирование всесторонне развитой коммунистической личности.
В начале 20-х годов XX века психология в России развивалась весьма интенсивно. В1923 году в России было 13 психологических институтов (Москва, Ленинград, Харьков). Основными направлениями развития психологии стали психотехника и педология.
Основатель российской психотехники С.Н. Шпильрейн активно исследовал вопросы профотбора, профконсультации, оптимизации психологии производства.
Теоретической основой педологии стала интеграция педагогики, психологии и физиологии как попытка создания единой науки о воспитании, обучении ребенка. Основные представители педологии - М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский.
Для отечественной психологии первых лет ее развития (после революции 1917 года) было характерно пристальное внимание к достижениям мировой психологической науки. Из зарубежных концепций внимание отечественных психологов-педологов привлекали гештальтпсихология, персонализм В. Штерна, психотехника и тестология, психоанализ З. Фрейда. Педологи начинают использовать зарубежные тесты, издается журнал «Педология». Постановлением
ЦК ВКПБ «О педологических извращениях в системе НАРКОМПРОСА» (1936) педология, в частности, психология вообще, были запрещены. Многие педологи были впоследствии репрессированы.


2. Д. Н. Узнадзе - основатель психологии установки.
Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886 - 1950) - создатель грузинской Академии наук и основатель грузинской психологической науки, автор первых универсальных учебников по психологии («Основы экспериментальной психологии» (1925), «Общая психология» (1940), «Психология ребенка» (1946)). Проанализировав мировую психологическую науку, Д.Н. Узнадзе, выделил одно общее основание, которое назвал «постулат непосредственности» то есть внешнее раздражение, которое воздействует на психику однозначно, игнорирование психических факторов (S^R). Он пришел к выводу, что истоком этого постулата является лежащее в основе ориентации на естествознание, где есть связь на физические реакции (S^R), а психические реакции отсутствуют.
Д.Н. Узнадзе предположил, что на явление преодоления постулата является установка, которая пытается объяснить активное организма как единого целого во взаимодействии с действительностью. Установка возникает при наличии двух условий: потребность актуально действовать в данный момент; объективность ситуации удовлетворения этой потребности, то есть учитывались и внутренние и внешние факторы. Действия - это не реакция организма, а акт личности.


3. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
Лев Семенович Выготский (1896 - 1934) создатель культурноисторической концепции, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным.
Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Л.С. Выготский изложил в работе "Развитие высших психических функций", написанной в 1931 году. Принципиальное нововведение, сразу же отграничившее его теоретический поиск от традиционной функциональной психологии, заключалось в том, что в структуру функции вводились особые регуляторы, а именно - знаки, которые создаются культурой.
Знак (слово) - "психологическое орудие", посредством которого строится сознание. Это понятие было своего рода метафорой. Речевой знак, согласно Л.С. Выготскому, это также особое орудие, направленное не на внешний мир, а на внутренний мир человека и преобразующее его. Ведь прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже имеется доречевое психическое содержание. Этому «материалу», полученному от более ранних уровней психического развития (элементарных функций), психологическое орудие придает качественно новое строение. И тогда возникают высшие психические функции, а с ними вступают в действие законы культурного развития сознания, качественно иного, чем «натуральное», природное развитие психики (какое наблюдается, например, у животных).
Новшества Л.С. Выготского не ограничились идеей о том, что высшая функция организуется посредством психологического орудия. Не без влияния гештальтизма он вводит понятие о психической системе. Ее компонентами являются взаимосвязанные функции. Развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), но целостная система функций. При этом в различные возрастные периоды соотношение функций меняется. Например, у дошкольника ведущей функцией среди других является память, у школьника - мышление.
Развитие высших функций совершается в общении. Л.С. Выготский трактует процесс развития сознания как интериоризацию. Всякая функция возникает сначала между людьми, а затем становится «частной собственностью» ребенка. В связи с этим Л.С. Выготский вступил в дискуссию с Ж. Пиаже по поводу так называемой эгоцентрической речи. Л.С. Выготский экспериментально показал, что эта речь, вопреки Ж. Пиаже, не сводится к оторванным от реальности влечениям и фантазиям ребенка. Она исполняет роль не аккомпаниатора, а организатора реального практического действия. Размышляя с самим собой, ребенок планирует его. Эти «мысли вслух» в дальнейшем интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь, сопряженную с мышлением в понятиях.
«Мышление и речь» (1934) - главная, обобщающая книга Л.С. Выготского. В ней он, опираясь на обширный экспериментальный материал, проследил развитие понятий у детей. Теперь на передний план выступило значение слова. История языка свидетельствует, как изменяется значение слова от эпохи к эпохе. Л.С. Выготским же было открыто развитие значений слов в онтогенезе, изменение их структуры при переходе от одной стадии умственного развития ребенка к другой. Когда взрослые общаются с детьми, они могут не подозревать, что слова, ими употребляемые, имеют для них совершенно другое значение, чем для ребенка, поскольку детская мысль находится на другой стадии развития и потому строит содержание слов по особым психологическим законам.
Важность открытия этих законов для обучения и развития маленького мыслителя очевидна. Л.С. Выготский обосновал идею, согласно которой» только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию». В связи с этим он ввел понятие о «зоне ближайшего развития». Под ней имелось в виду расхождение между уровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно или под руководством взрослого. Обучение, создавая подобную «зону», ведет за собой развитие. Важное значение в развитии ребенка Л.С. Выготский придавал кризисам, которые тот испытывает при переходе от одной возрастной ступени к другой.
Умственное развитие трактовалось Л.С. Выготским как нераздельно сопряженное с мотивационным (по его терминологии - аффективным), поэтому в своих исследованиях он утверждал принцип единства «аффекта и интеллекта». Однако реализовать программу исследований, анализирующих этот принцип развития, ему помешала ранняя смерть. Сохранились лишь подготовительные материалы в виде большой рукописи «Учение об эмоциях. Историкопсихологическое исследование». Основное содержание исследования составляет анализ «Страстей души» Декарта - работы, которая согласно Л.С. Выготскому определяет идейный облик современной психологии чувств с ее дуализмом низших и высших эмоций. Выготский полагал, что перспектива преодоления дуализма заложена в «Этике» Спинозы, однако каким образом удастся перестроить психологию, опираясь на философию Спинозы, он не показал.
Труды Л.С. Выготского отличала высокая методологическая культура. Изложение конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопровождалось философской рефлексией. Наиболее ярко это сказалось как в работах о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса в начале XX века. Л.С. Выготский полагал, что кризис имеет исторический смысл. Его рукопись, которая была впервые опубликована только в 1982 году (хотя написана в 1927 году), так и называлась - «Исторический смысл психологического кризиса». Этот смысл, как считал Л.С. Выготский, заключался в том, что распад психологии на отдельные направления, каждое из которых предполагает собственное, несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, закономерен. Преодоление этой тенденции к распа ду науки на множество отдельных наук требует создания особой дисциплины «общей психологии» как учения об основных общих понятиях и объяснительных принципах, позволяющих этой науке сохранить свое единство. В таких целях философские принципы психологии должны быть перестроены и эта наука должна быть избавлена от спиритуалистических влияний, от версии, согласно которой главным методом в ней должно стать интуитивное понимание духовных ценностей, а не объективный анализ природы личности и ее переживаний.
В связи с этим Л.С. Выготский намечает проект (также не реализованный, как и многие другие его замыслы) разработки психологии «в терминах драмы». Он пишет о том, что «динамика личности - это драма». Драматизм выражен во внешнем поведении в том случае, когда происходит столкновение людей, исполняющих различные роли «на сцене жизни». Во внутреннем плане драматизм связан, например, с конфликтом между разумом и чувством, когда «ум с сердцем не в ладу».
Хотя ранняя смерть не позволила Л.С. Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи, раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития ее психических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметили принципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Это существенно обогатило практику обучения и воспитания детей. Идеи Л.С. Выготского получили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе в лингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап в развитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристический потенциал.


4. Исследования в области нейропсихологии А.Р. Лурии
Соратник Л.С. Выготского Александр Романович Лурия (1902 - 1977) создал свою школу в психологии. С самого начала в центре его исследовательских интересов была проблема взаимосвязи личности и культуры. Наиболее важными для А.Р. Лурии оказались направления, связанные с исследованием психологии художественного творчества, психоаналитического анализа эмоций, в том числе эстетических эмоций. Совместно с Л.С. Выготским он разработал новую теорию организации и развития психической деятельности, названную культурноисторической, поскольку определяющей для формирования сознания и его функций были признаны факторы культуры, изменяющиеся в процессе развития общества.
Всемирную славу А.Р. Лурии принесли его работы по изучению влияния эффективных реакций человека на стрессовые ситуации. Эти экспериментальные исследования проводились с помощью оригинальной методики, которая позволила зафиксировать возникновение эмоциональных состояний в динамике речевых и двигательных процессах субъекта даже в тех случаях, когда он пытался скрыть испытываемое им эмоциональное напряжение. Данная методика использовалась, в частности, в криминалистике при изучении психологии подозреваемых лиц, а в дальнейшем получило широкое распространение на Западе (прежде всего в США) под названием «детектор лжи».
В труде, совместно с Л.С. Выготским, «Этюды по истории поведения» (1929) А.Р. Лурия рассмотрел различные планы психического развития, проанализировав ранние его стадии - овладения мышлением и языком, а также своеобразие памяти и числовых операций.
Наряду с общей психологией А.Р. Лурия занимался детской, в частности, соотношением между наследственностью и средой. Более известными в этом плане являются его исследования близнецовой пары, в которых сравнивались психические функции близнецов, либо подвергавшихся, либо не подвергавшихся целенаправленному развитию этих функций. Исследования показали, что генетическая обусловленность существенно сказывается на элементарных процессах, тогда как высшие функции в большей степени зависят от условий воспитания.
Важнейшей особенностью творчества А.Р. Лурии является постоянное соотношение в анализе динамики поведения человека социально обусловленных влияний с функционированием нервной организации личности. Это обусловило разработку им направления, названного нейропсихологией. В годы Великой Отечественной войны в этом направлении актуальными стали задачи диагностики и восстановления психических нарушений. Экспериментальному изучению подверглись различные формы регуляции произвольного поведения, ведущую роль в которой играет речь. Именно слово выступило как важнейший регулятор произвольных движений человека, перехода от импульсивных, непроизвольных действий к поведению произвольного типа. Это позволило на фоне разных побуждений выявить динамику отношений между интеллектуальными и аффективными аспектами жизнедеятельности.
В итоговой работе «Основы нейропсихологии» (1973) А.Р. Лурия изложил теорию системной динамической локализации, согласно которой, мозг состоит из трех основных функциональных блоков (энергетического блока, блока приема и переработки информации и блока программирования и контроля произвольных психических актов).
5. Философские проблемы психологии в трудах С. Л. Рубинштейна.
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) сформулировал методологические проблемы психологии - принцип единства сознания и деятельности, который составил основу деятельностного подхода в психологии.
Свои основные положения он изложил в книгах «Основы психологии» (1935), «Основы общей психологии» (1940 - 1 часть; 1943 - 2 часть; 1946 - 3 часть). По С.Л. Рубинштейну, в зависимости от характера мотивации различаются деятельность и поведение. «Единицей поведения является поступок, тогда как единицей деятельности - действие. Поступком в подлинном смысле слова является не всякое действие, а лишь такое, в котором ведущее значение имеет сознательное отношение человека к другим людям, к общему, к норма м общественной морали». Таким образом, в сферу психологического изучения была включена деятельность. «Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных объективных связей». В дальнейшем вопросы деятельности стали предметом изучения А.Н. Леонтьева.
В 50-х г.г. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма на экспериментальном материале исследования мышления. Согласно этому принципу внешние причины, влияния действуют только внутренние условия, в качестве которых выступают аналитико-синтетические акты по соотнесению каждого элемента условий и требования задач. В связи с исследованием мышления было сформулировано положение о психическом как процессе. Последователи С.Л. Рубинштейна выявили и описали свойства психического процесса: динамичность, непрерывность, недизъюнктивность и другие.
Труды С.Л. Рубинштейна на современном этапе продолжают служить важным источником развития отечественной психологии. Общие принципы, сформулированы в его работах, находят свою конкретизацию в исследованиях учеников и последователей С.Л. Рубинштейна.


6. А. Н. Леонтьев и его психология деятельности.
Проблемы развития психики в рамках детской психологии изучал Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), один из основоположников отечественной психологии развития. Он сформулировал положение о том, что психическое развитие человека качественным образом отличается от развития психики животного.
Согласно мнению А.Н. Леонтьева, наследственная организация поведения не имеет определяющего значения в развитии человека, поскольку решающую роль в нем играет присвоение отдельным индивидом исторического опыта людей.
Таким образом, источником психического развития ребенка является культура, а движущими силами этого процесса служат возрастные изменения объективного положения ребенка в системе его отношений с взрослыми и возрастные изменения его деятельности.
Ребенок осуществляет с различными предметами материальной и духовной культуры адекватную их общественному происхождению воспроизводящую деятельность, посредством которой присваивает соответствующие способности и способы поведения. С этой точки зрения психическое развитие ребенка состоит в закономерных качественных изменениях его воспроизводящей деятельности и содержания присваиваемых им способностей.
Ребенок не может самостоятельно выработать и выполнить эту адекватную предмету деятельность - она всегда должна строиться окружающими его людьми во внешней совместной деятельности. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе интериоризованного опыта. Таким образом, интериоризация является необходимым звеном психического развития ребенка. Согласно А.Н. Леонтьеву, психическое развитие ребенка и присвоение им достижений культуры - это единый процесс. Присвоение, осуществляемое в совместной деятельности, можно рассматривать как обучение и воспитание, которые выступают внутренними и необходимыми формами психического развития ребенка.
Все типы обучения и воспитания направлены на формирование у ребенка различных типов воспроизводящей деятельности. Но понятия сами по себе не вызывают у ребенка адекватного действия - он еще должен ими овладеть. Поэтому главное звено обучения - это формирование мыслительных действий у ребенка окружающими людьми в процессе общения с ним.
Чтобы построить у ребенка мыслительное действие, первоначально его содержание нужно дать °о внешней предметной (экстериоризированной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения при помощи речи (интериоризации) превратить это действие в собственно умственное. Иными словами, знания могут быть полноценно усвоены человеком только при выполнении им определенных предметных действий, которые у него специально формируются. Всякое обучение знаниям одновременно является процессом формирования у учащегося умственных действий. Вместе с тем, при осуществлении действий, нацеленных на решение определенных задач, человек овладевает не только конкретными знаниями, но и соответствующими психическим способностями и способами поведения. Такова основная идея деятельностного подхода к процессам обучения и воспитания.

Источник: Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине
«общая психология»
Составители: канд. психол. наук, доцент О.В. Леганькова; доктор психол. наук, проф. Л.А. Кандыбович; старший преподаватель О.В. Гордиюк; преподаватели Т.С. Аверьянова, А.Л. Сялицкая.
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» 2013 г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.