Психология деятельности
Лекции и практикум по психологии - Общая психология

Стратегия формирования психических процессов включает несколько теорий:
1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения. Без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция по мере формирования становится функцией. Движение осуществляется здесь сверху вниз — от деятельности к функции.

3. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования. Однако определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоционально-волевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.
4. Концепция учебной деятельности — исследования Д.Б. Эль- конина и В.В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности путем создания экспериментальных школ.
5. Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколян- ского и А.И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей [6].
Рассмотрим познавательные процессы, с помощью которых человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ.
Ощущение рассматривается с позиций когнитивной психологии как начальный этап сенсомоторной реакции, а также результат дифференциации (выделения) отдельного чувственного качества в процессе восприятия. Другими словами, ощущение — процесс отражения отдельных качеств среды при их непосредственном воздействии на органы чувств. Конкретное ощущение (зрительное, слуховое, вкусовое, осязательное, обонятельное) является для нас отражением определенного качества объекта.
Физиологической основой ощущения является деятельность рецепторного аппарата анализатора, благодаря функционированию которого возбуждение, возникшее в поле анализатора по нервным волокнам, передается в специализированные центры головного мозга, где и происходит обработка полученного внешнего или внутреннего сигнала. Каждый анализатор настроен на прием определенного вида раздражителя и имеет свой набор рецепторов.
Основные свойства ощущений: специфичность, интенсивность, длительность, пространственная локализация.
Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении. Отличие восприятия от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности.
Восприятие объектов окружающего мира, предметов, а также движения, времени называется перцепцией. Зависимость восприятия от психической жизни, опыта субъекта называется апперцепцией. Эта зависимость характеризует избирательность и целенаправленность восприятия.


Виды восприятия:
- Восприятие времени — это отражение объективной действительности, скорости и последовательности явлений действительности.
- Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем и будущем.
- Восприятие темпа — это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершающегося во времени процесса.
- Восприятие ритма — это отражение равномерности чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений на наши органы чувств.
- Восприятие пространства — это отражение формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.
- Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаза уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др.
- Восприятие формы, объемности и величины предметов — это сложный процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.
- Восприятие движения.
- Зрительные иллюзии — это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов.
Свойства восприятия: предметность — соотнесенность сведений о внешней реальности, получаемых в процессе восприятия, с объектами этой реальности в процессе объективизации; целостность — интеграция отдельно воспринимаемых ощущений в обобщенную структуру; константность — относительное постоянство восприятия объекта при значительных изменениях условий его восприятия; избирательность — свойство восприятия, способствующее выделению из среды лишь тех объектов, которые представляют для него наибольший интерес и имеют актуальное значение. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.
Внимание представляет собой способность концентрации психической активности на определенном объекте, то есть селективная (избирательная) активность сознания, заключающаяся в ориентации субъекта на прием определенного стимула.
Функции внимания: отбор значимых и игнорирование несущественных воздействий данной деятельности; удержание данной деятельности, пока не будет достигнута цель; регуляция и контроль протекания деятельности.
Различают внимание активное и пассивное, или произвольное и непроизвольное. Непроизвольное внимание понимается как направленность сознания, обеспеченная психической активностью, лишенной определенной цели.
Произвольное внимание — направленность психики, обусловленная стимуляцией значимого объекта, включенного субъектом в актуальную ситуацию.
Постпроизвольное внимание, формирующееся вначале как произвольное, впоследствии не нуждается в волевом подкреплении.
Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.
Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Можно выделить условия, облегчающие произвольное сосредоточение внимания: непосредственное воплощение полученной информации в практическую деятельность; психическое состояние человека.
Свойства внимания: концентрация (сосредоточенность);
устойчивость; неустойчивость; объем; переключение; распределение внимания.
Психодиагностика внимания — это совокупность приемов и методов, направленных на психологическое изучение и измерение качеств внимания (его распределения, концентрации, устойчивости и переключаемости) [14].
Память определяют как процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающего возможным его повторное возвращение в сферу сознания и использование в деятельности. Она обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом. Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита у человека.
Кроме генетической (обусловлена генотипом) и механической памяти, присущей животным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую память. По предмету деятельности выделяют двигательную, эмоциональную, образную, предметную память. По продолжительности протекания процесса — долговременную, кратковременную и оперативную. По форме психической активности можно выделить произвольную и непроизвольную виды памяти.
Память имеет ограниченный объем. Успешность воспроизведения большого объема материала зависит от характера распределения повторений во времени. Выделяют следующие закономерности памяти: закон памяти — практические приемы реализации; закон интереса — интересное запоминается легче; закон осмысления — чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится; закон установки — если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдет легче; закон действия — информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше; закон контекста — при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше; закон торможения — при изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой; закон оптимальной длины ряда — длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объем кратковременной памяти; закон края — лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце; закон повторения — лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз; закон незавершенности — лучше всего запоминаются незавершенные действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.
Процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.
Мышление представляет собой опосредованное и обобщенное отражение действительности, раскрывающее закономерные свойства и отношения между объектами восприятия. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: носит опосредствованный характер; всегда протекает с опорой на имеющиеся знания; исходит из живого созерцания, но не сводится к нему; в нем происходит отражение связей и отношений в словесной форме; связано с практической деятельностью человека.
Виды мышления: допонятийное, наглядно-действенное,
наглядно-образное, понятийное, теоретическое, практическое, репродуктивное и продуктивное мышление.
Основные мыслительные операции:
- Сравнение — выделение общего и различного между объектами.
- Анализ — мысленное расчленение предмета или явления на составляющие элементы.
- Синтез — восстановление аналитически расщепленного целого в основных существенных связях.
- Абстрагирование (абстракция) — выделение, вычленение одной стороны, свойства, момента предмета или явления и отвлечение от остальных.
- Обобщение — создание генерализованного схематичного представления о предмете или явлении.
Формы мышления:
- Понятие — это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений.
- Суждение — процесс и результат формирования мнения или заключения, основанного на раннее полученной информации.
- Умозаключение — такая форма суждения, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение.
Воображение — мысленное преобразование действительности в образной или символической форме. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности.
Формы воображения: агглютинация — соединение в целое несовместимых в реальной действительности образов; гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей; заострение — подчеркивание каких-либо признаков; схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними; типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и его воплощение.
Виды воображения:
- Пассивное воображение — создание невоплощенных в жизнь образов и неосуществленных программ. Различают: а) непреднамеренное пассивное воображение — спонтанное продуцирование образов; б) преднамеренное пассивное воображение — целенаправленное продуцирование образов, не связанное с их волевой реализацией. При этом продукты фантазии связаны с осознанными потребностями.
- Активное воображение — реализуемое в жизни целенаправленное создание образов.
- Творческое активное воображение — самостоятельное создание новых по отношению к субъекту образов. Проявляется в продуктах деятельности, воплощаемых на практике.
Речь — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь — индивидуальна. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.
Речь выполняет ряд функций: является инструментом мышления; выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей.
Речь как средство общения характеризуется такими качествами, как конструктивность, рефлексивность, альтернативность и единство группового суждения, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информацией, умелое сочетание вербального и невербального (мимики, жестов рук, поз тела). Главным путем развития человеческой речи является включение ее в управление всеми познавательными процессами и взаимообщением. Речь активно развивается в ходе обучения и воспитания.
Эмоции — особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.
Чувства как глубокие и долговременные переживания представляют собой внутреннее отношение человека к реальности, к другим и к себе. Чувства, являющиеся психическим процессом, имеют собственную динамику, напряжение, они изменчивы и имеют различный уровень проявления.
Воля как сознательная организация и саморегуляция активности, направленная на преодоление внутренних трудностей, рассматривается в психологии как власть над собой, над своими чувствами и действиями.


Вопросы для самопроверки:


1. Определите автора и сущность культурно-исторической концепции.
2. Определите автора и сущность концепции учебной деятельности.
3. Определите автора и сущность теории деятельности.
4. Определите автора и сущность теории «первоначального очеловечивания».
5. Каковы виды и функции ощущений?
6. Чем отличается восприятие от ощущения?
7. Какие виды и качества внимания проявляются у человека?
8. Как развивается мышление в онтогенезе?
9. Какие мыслительные процессы необходимы для познавательной деятельности?
10. Как можно активизировать мыслительную и творческую деятельность?

Источник: Иванушкина, Наталья Викторовна Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 148 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.