На главную Лекции и практикум по психологии Психологическая служба Психологическая служба производственных организаций
Психологическая служба производственных организаций
Лекции и практикум по психологии - Психологическая служба

Задачи и содержание работы психологической службы предприятия
Деятельность психологической службы промышленного предприятия с
1986 года начинает регламентироваться «Положением о службе социального развития.
Сегодня практические психологи промышленных предприятий выделяют три аспекта трудовой деятельности, требующие их вмешательства. Эти аспекты работы психолога предприятия связаны с решением трех основных задач:

1) психологического отбора кандидатов на трудоустройство; 2) психологического сопровождения карьеры персонала; 3) психологической оценки сотрудников предприятия.
Психологический отбор кандидатов при трудоустройстве имеет своей целью получение информации о психологических особенностях претендентов и позволяют сделать заключение о степени ценности данного специалиста в данной организации или в различных профессиональных областях.
Для этой цели проводится первичный отбор кандидатов. В ходе работы, в которой участвуют сотрудники кадровых служб, оцениваются резюме, рекомендации претендентов, заполняются различные формализованные анкеты. Все это позволяет сформировать так называемый банк данных, в котором содержатся сведения о специалистах, чьи знания и опыт работы могут быть полезны предприятию в будущем. Такой подход позволяет быстро найти необходимые замены в случае кадровых перестановок, экономя деньги, не прибегать к услугам кадровых агентств.
Далее кандидат проходит процедуру психологического тестирования с целью получения информации о качествах, существенно обусловливающих поведение человека и его профессиональную эффективность в организации. Используются и критериально ориентированные тесты, регистрирующие наличный уровень развития каких-либо характеристик, навыков, определяющих готовность человека к деятельности, которой он собирается заниматься, а также тесты для выделения у претендента сензитивных и «критических, запретных» сфер, видов деятельности. В качестве необходимых критериев могут выделяться следующие: интеллект, эмоциональная устойчивость, адаптивные свойства, нормативность поведения, отношение к себе, общая установка на людей, лидерские тенденции, конфликтность, контактность, способность работать в команде, уровень лояльности по отношению к организации, уровень интернальности (т. е. уровень субъективного контроля человека над значимыми для него событиями в различных областях социальной жизни: производстве, семье, межличностных взаимодейсташх). По результатам исследования составляется заключение, в котором представляется интерпретация полученных данных. Описывается степень соответствия кандидата на трудоустройство требованиям профессии; насколько психологические особенности претендента отвечают требованиям подразделения организации и подходит ли он к работающей команде. Заключение должно носить рекомендательный характер. Решение о приеме остается за руководителем предприятия.
Задача психологического сопровождения карьеры персонала включает три направления работы психолога предприятия: исследовательское, кор- рекционное и просветительское.
Исследовательская работа проводится в соответствии с социальным заказом администрации предприятия.
Коррекционный блок работы состоит в развертывании программ поддержки психологического здоровья сотрудников предприятия. Эти программы применяются для предотвращения последствий стрессов, вызываемых различными производственными причинами. Содержанием этих программ являются в основном следующие мероприятия:
- разработка и реализация адаптационной программы для ускорения процесса привыкания вновь принятых работников к новым условиям деятельности и к коллективу;
- групповые и индивидуальные занятия по оптимизации социально-психологической атмосферы на предприятии;
- индивидуальное сопровождение карьеры сотрудника;
- мониторинг процесса организационного развития (способность организации становиться самообновляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, условий рынка).
Целью коррекционных мероприятий является развитие и повышение способностей сотрудников справляться с причинами и симптомами дезадаптации.
Методами реализации служат занятия по релаксации, обучение способам эмоциональной разгрузки, тренинг навыков решения проблем, коммуникативный тренинг, тренинг настойчивости, индивидуальные консультации, «Телефон доверия».
В рамках просветительского направления ведется лекционная и семинарская работа по информированию о психологических факторах, влияющих на повышение эффективности трудовой деятельности.
Следующая задача психологической службы предприятия- оценка персонала.
Функциями психолога в этом направлении могут быть:
- участие в оценочных процедурах сотрудников при повышении их категории, переводе на другую должность, при определении степени соответствия психологических особенностей и способностей специалистов требованиям новой должности или новым условиям работы;
- участие в создании банка специалистов, претендующих на карьерный рост.

Иными словами, психолог на предприятии выступает как социальный инженер. В качестве социального инженера психолог принимает участие не только в проектировании систем организации труда на предприятии, организации рабочих мест с учетом эргономических требований, но и в совершенствовании системы материального имморального стимулирования, в разработке методов управления кадрами и социальным развитием предприятия. Психологи, практикующие на предприятиях, могут работать в качестве организационных консультантов (консультанты по управлению, по развитию организации), кадровых консультантов, менеджеров по подбору персонала, тренинг-менеджеров (люди, которые занимаются профессиональным обучением и развитием персонала внутри организации).

Должностные обязанности психолога на предприятии

Должностные обязанности психолога на предприятии определены в
Квалификационном справочнике должностей служащих. Они включают:
1) изучение психологических особенностей трудовой деятельности работников предприятия в целях создания благоприятных условий труда и повышения его эффективности;
2) проведение совместно с физиологом индивидуальных обследований рабочих и служащих различных профессий и специальностей, связанных с проверкой психофизиологических условий труда, экспериментами по определению влияния условий труда на психику человека, анализом трудовых процессов и психологического состояния человека во время работы;
3) разработку детальных психологических характеристик работников различных профессий и должностей, определяемых влиянием производственной сферы на нервно-психическое напряжение работающего;
4)разработку (на базе анализа психофизиологических особенностей трудовой деятельности) рекомендаций и предложений, способствующих совершенствованию трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению условий труда и повышению работоспособности человека;

Вопросы для самопроверки

1. Каковы задачи психологической службы промышленного предприятия?
2. Каковы основные функции психолога на предприятии?
3. Перечислите должностные обязанности психолога на предприятии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИИ

Должностные обязанности психолога воинской части

Должность «психолога полка» была введена в Вооруженных силах России в середине 90-х годов в целях совершенствования воспитательной работы с личным составом на основании приказа министра обороны РФ «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ» № 226, 1995 г., директивы министра обороны РФ «О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ» Д-18, 1996 г., приказа министра обороны РФ «Об органах воспитательной работы в ВС РФ» № 50, 2000 г.
Работа психологической службы в военной части направлена на повышение эффективности деятельности военнослужащих, поддержание их психологической устойчивости и морально-психологического состояния.
Согласно нормативным документам обязанности психолога полка включают:
- знание психологических качеств военнослужащих полка;
- изучение социально-психологических процессов в полку и подразделениях;
- выработку предложений по укреплению военной дисциплины и профилактике правонарушений;
- организацию и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности;
- оказание психологической помощи военнослужащим с признаками нервно-психической неустойчивости;
- проведение мероприятий по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы;
- участие в профессиональном психологическом отборе личного состава полка;
- организацию психологической помощи военнослужащим и членам их семей;
- организацию взаимодействия с медицинской службой полка;
- методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами;
- проведение мероприятий по противодействию негативному психологическому влиянию на личный состав;
- участие в развитии материально-технической базы психологической работы;
- информирование о проводимых мероприятиях вышестоящих должностных лиц.
Психолог несет ответственность за выполнение перечисленных обязанностей.

Для решения этих многообразных задач специалисты психологической службы военной части должны собрать информацию о психологическом состоянии и индивидуально-личностных качествах каждого отдельного военнослужащего, уметь определить их профессиональные качества с целью уточнения воинской специализации. Эта информация передается психологом командирам подразделений.
Психолог исследует и социальные процессы в подразделениях полка, учитывает сложившуюся ситуацию, разрабатывает предложения, мероприятия по организации психологической помощи.
Составление документов, отчетов психологической службой происходит согласно директиве начальника ГУВР ВС РФ «Об информации по психологической работе в ВС РВ» Д-3, 1998 г.
Обмен информацией и ее распространение не должны использоваться в ущерб военнослужащим, членам их семей, гражданскому персоналу, работающему в военной части, и происходит в основном во взаимодействии психолога с заместителем командира полка по воспитательной работе, а также со всеми командирами и другими органами воспитательной работы.
Экспертные процедуры по анализу проступков военнослужащих осуществляются специалистами психологической службы при совместном участии всех органов воспитательной работы.

Организационные основы деятельности психологической службы военной части

Деятельность психологической службы происходит на территории расположения всего полка. Режим работы специалистов психологической службы определен в руководящих документах в период с 8 часов 30 минут до
17 часов 30 минут. Оплата его труда зависит от стажа работы, воинского звания. Хорошая работа поощряется вынесением благодарностей, вручением грамот, повышением в звании.
Психолог подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе и своих подчиненных не имеет.
Психолог сам определяет цели своей деятельности, сам планирует свою работу и принимает решения. Психолог сам вычленяет проблемы, намечает способы их решения, вырабатывает предложения по оказанию психологической помощи. Для этого он изучает виды труда военнослужащих, ситуации их служебной и бытовой жизни, наблюдает за поведением военнослужащих, проводит тестирование, анкетирование личного состава, беседует с ним. Собранная информация подвергается анализу.
Психолог планирует и проводит мероприятия по профессиональному отбору личного состава, опираясь на приказ министра обороны РФ «Руководство по профессиональному отбору в ВС РФ» № 50, 2000 г.
В случае необходимости психолог может организовать центр психологической разгрузки, проводить консультации.

Особая форма деятельности - выступления перед офицерами, прапорщиками, сержантами с лекциями, оперативной информацией, а также организация и проведение с ними мини-тренингов.

Требования, предъявляемые к психологу военной части

Претендент на эту должность должен быть здоровым (в соответствии с нормами для военнообязанных), иметь высшее образование по специальности ВУС - 390200, которое обеспечивают военные высшие учебные заведения, и пройти двух-трехмесячную стажировку. Эту специальность могут освоить также студенты гражданских вузов, обучаясь параллельно с основным факультетом на военных кафедрах. Формами повышения квалификации являются дополнительные курсы психологического направления, второе высшее образование по специальности «Психология».

Вопросы для самопроверки

1. С какой целью была введена должность психолога в Вооруженные силы России?
2. Перечислите обязанности психолога полка.
3. Кому он подчиняется?
4. Кто может претендовать на должность психолога военной части?

Источник: Психологическая служба [Текст]: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е. В. Матвеева. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - 63 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.