На главную Лекции и практикум по психологии Преподавание психологии Учебно-методический комплекс по дисциплине "Методика преподавания психологии"
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Методика преподавания психологии"
Лекции и практикум по психологии - Преподавание психологии
Индекс материала
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Методика преподавания психологии"
Планы проведения семинарских занятий
Все страницы

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА
Е.В. Воробьева
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
ПСИХОЛОГИИ»

РОСТОВ-НА-ДОНУ
2004

Автор: канд. псих. наук, доцент Воробьева Е.В.

Рецензенты: канд. псих. наук, доцент Масликова Ж.В.,
канд. псих. наук, доцент Габдулина Л.И.

ВВЕДЕНИЕ

Цель изучения дисциплины «Методика преподавания психологии» представлена в трех аспектах:
1. Обучающий аспект: овладение студентами основами знаний по формам и методам организации учебного процесса по психологическим дисциплинам;
2. Воспитательный аспект: воспитание активного интереса к психологии, формирование потребности в трансляции психологических знаний;
3. Развивающий аспект: развитие представлений о себе, как субъекте учебной деятельности, развитие профессионально-важных качеств личности (рефлексии, эмпатии, коммуникативных и экспрессивно-речевых способностей).
Задачи дисциплины:

  1. Дать представление студентам о специфике методики преподавания психологии как гуманитарной дисциплины;
  2. Сформировать систему знаний о целях и содержании обучения психологии в вузе, о подготовке проведения лекций, семинаров, практикумов и характере взаимоотношений преподавателя со студентами на всех этапах усвоения;
  3. Дать обоснование необходимости использования активных методов в преподавании психологии, что позволило бы ввести студентов в форму смыслополагающей деятельности психолога, помогло им научиться сотрудничать с другими людьми и управлять собственной деятельностью;
  4. Обеспечить активное участие студентов в семинарских, практических занятиях, самостоятельной работе для отработки и закрепления необходимых профессионально-важных умений и навыков:
  5. решения сложных педагогических ситуаций, возникающих в процессе общения в диадах «преподаватель-студент»;
  6. разработки тестов для отслеживания уровня обученности при изучении психологических дисциплин;
  7. составления сценарных планов проведения семинарских и лекционных занятий по психологии и др.;

5. Создать условия для самооценки студентами выраженности у них основных компонентов педагогических способностей.
В вопросах, касающихся педагогических технологий, методов, форм обучения и воспитания, «Методика преподавания психологии» связана с дисциплиной «Педагогика». В вопросах создания оптимальных условий для процесса усвоения психологических знаний имеется связь с дисциплиной «Педагогическая психология».

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  1. основные методы и формы преподавания психологии;

- особенности организации учебной ситуации в процессе преподавания психологии;
- о содержании работы преподавателя с представлением о самом себе, способностях, определяющих успешность преподавания (дидактических, организационно-коммуникативных, личностных и специальных).
Уметь:

  1. формулировать учебные задачи по психологическим дисциплинам;
  2. давать определения психологических понятий, соответствующих основным требованиям формальной логики.

Иметь представление о:

  1. формах контроля усвоения психологических знаний;
  2. методологических, мировоззренческих, логических и психологических основах методики преподавания психологии;
  3. традиционных и инновационных технологиях преподавания психологии, основных закономерностях развития методики преподавания психологии на Западе.

Владеть:
-  оптимальной дидактической стратегией управления формированием познавательной деятельности в курсе психологии.
Приобрести практические умения и навыки:

  1. составления методического сценария лекции, семинарского занятия;
  2. выявления содержания системы субъективных ожиданий студентов, приступающих к изучению психологических дисциплин.

Понимать роль применения активных методов обучения в становлении профессионально-важных качеств личности будущего психолога;
Знать условия формирования профессиональных представлений, чувства идентичности, профессионального имиджа у студентов-психологов.
Понимать сущность произошедшей в современных условиях смены информационной и авторитарной парадигмы образования на личностно-ориентированную и демократическую.

Курс для студентов специальности 020400 – Психология читается в течение одного учебного семестра. Курс включает в себя 120 часов, из которых для очной формы обучения даются 32 лекционных часа, 16 семинарских и 72 часа для самостоятельной работы. Занятия завершаются сдачей зачета.

Для заочной формы обучения даются 8 лекционных часов, 4 семинарских и 100 часов – самостоятельная работа. В конце семестра студенты пишут контрольную работу и сдают зачет.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Раздел I. Характеристика методики преподавания психологии как учебной дисциплины.

4 / 2

- / -

12 / 16

1. Предмет, содержание и основные проблемы методики преподавания психологии.

2 / 1

- / -

6 / 8

2. Система субъективных ожиданий студента, впервые приступающего к изучению курса психологии.

2 / 1

- / -

6 / 8

Раздел II. Методы и организационные формы преподавания психологии.

12 / 4

6 / 2

30 / 44

3. Методы обучения психологии.

4 / 1

6 / 2

6 / 12

4. Система учебных задач в курсе психологии.

2 / 1

- / -

6 / 8

5. Организация учебной ситуации в процессе преподавания психологии.

2 / 1

- / -

6 / 8

6. Проблема контроля усвоения психологических знаний и типология ошибок.

2/ -

- / -

6 / 8

7. Формы преподавания психологии.

2 / 1

- / -

6 / 8

Раздел III. Содержание методики преподавания психологии.

16 / 2

8 / 2

30 / 40

8. Методологические основы методики преподавания психологии.

2 / -

- / -

6 / 8

9. Мировоззренческие основы методики преподавания психологии.

2 / -

- / -

6 / 8

10. Логические аспекты методики преподавания психологии.

4 / 1

- / -

6 / 8

11. Психологические аспекты методики преподавания психологии.

4 / -

4 / 1

6 / 8

12. Основные тенденции развития методики преподавания психологии как учебной дисциплины на современном этапе.

4 / 1

4 / 1

6 / 8

Итого:

32 / 8

16 / 4

72 / 100

  1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Содержание программы

РАЗДЕЛ I. Характеристика методики преподавания психологии как учебной дисциплины

ТЕМА 1. Предмет, содержание и основные проблемы методики преподавания психологии

Роль и место психологических знаний для различных категорий слушателей курса психологии. Формирование психологической культуры как основная задача преподавания психологии.
Методика преподавания психологии как научно-практическая гуманитарная дисциплина, ее место в системе педагогических и психологических дисциплин. Понятие о предмете, объекте, целях и задачах методики преподавания психологии.
Основные проблемы методики преподавания психологии. Теоретическая проблема (чему учить?). Общественно-практическая проблема (для чего нужно учить?), проблема субъекта учебной деятельности в курсе "Методика преподавания психологии".
Содержание курса "Методика преподавания психологии": поиск решения основных проблем, разработка и совершенствование вузовских программ и других учебно-методических материалов, анализ, теоретическое осмысление и обобщение педагогического опыта, внедрение в практику высшей школы системы общих и частных принципов и требований, предъявляемых к преподавателю психологии, образующих мировоззренческие, методологические, гносеологические, логические и психологические основы курса "Методика преподавания психологии".

ТЕМА 2. Система субъективных ожиданий студента, впервые приступающего к изучению курса психологии
Характеристика компонентов системы ожиданий субъекта учебной деятельности: когнитивного, конативного, аффективного и коммуникативного. Реорганизация системы ожиданий студента при восприятии им нового учебного предмета.
Исследования ожиданий студентов по отношению к содержанию курса психологии, "фоновых" знаний по психологии, мотивов изучения психологии в вузе (мотивы, связанные с общением, мотивы, связанные с будущей профессиональной деятельностью, мотивы самопознания, широкие познавательные мотивы, социальные мотивы). Иерархия мотивов изучения психологии в Вузе и будущая профессиональная деятельность студентов.

 

РАЗДЕЛ II. Методы и организационные формы преподавания психологии

ТЕМА 3. Методы обучения психологии
Классификация традиционных методов обучения и методов активного обучения. Классификация форм разумной деятельности по Х. Дрейфусу. Методы программного, проблемного и интерактивного обучения как наиболее перспективные для обучения психологии (по В.Я. Ляудис). Метод позиционного обучения студентов. Основные этапы психотехнической подготовки учителей за рубежом.

Развитие психологического образования. Традиционные технологии преподавания психологии. Инновационные технологии преподавания психологии. Методика преподавания психологии на Западе. Введение психологических дисциплин в общее среднее образование. Проблема повышения психологической культуры педагогов.

ТЕМА 4. Система учебных задач в курсе психологии
Понятие «учебная задача». Таксономия учебных задач (по Д. Толингеровой). Оптимальная дидактическая стратегия управления формированием познавательной деятельностью в курсе психологии.

ТЕМА 5. Организация учебной ситуации в процессе
преподавания психологии
Распространенные недостатки описания учения как деятельности. Деятельность учения и деятельность обучения. Ориентировочная основа учебной деятельности и преподавание психологии. Предмет учебной деятельности и ее продукт. Исполнительные учебные действия. Контрольные учебные действия.
Структура учебной ситуации. Понятие совместной учебной деятельности преподавателя и студентов, ее цель, предмет и продукт. Система форм сотрудничества преподавателя со студентами как средство достижения цели совместной учебной деятельности. Способы совместной учебной деятельности.

ТЕМА 6. Проблема контроля усвоения психологических знаний и типология ошибок
Содержание проблемы контроля усвоения психологических знаний. Подходы к оценке успешности учебно-познавательной деятельности по В.И. Гиннецинскому: результативно-итоговый и функционально-процессуальный контроль. Критериальный и нормативный подходы к оцениванию знаний по Г.А. Стрюкову.
Типология ошибок по Д. Толлингеровой: громадная, единичная, допустимая, недопустимая, необходимая, случайная и умная ошибки.

ТЕМА 7. Формы преподавания психологии

Основные формы преподавания психологии в вузе: лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа.
Подготовка и проведение лекционных занятий в курсе психологии. Реализация системы методов в лекционных курсах: лекция-монолог, монолог с использованием аудио-визуальных средств, эвристическая беседа, лекция-дискуссия. Формирование лекционного мастерства: работа над конспектом, планом, резюме лекции, структура конспекта лекций, реализация дидактических требований к каждому разделу содержания лекции.
Организация семинара в курсе психологии и требования к его проведению. Типы учебных задач на семинаре: репродуктивная, продуктивная, творческие задачи, построение системы задач. Организация практических занятий по психологии. Выделение состава умений, формируемых на практическом занятии.
Организация самостоятельной работы студентов при обучении психологии. Формирование обобщенных способов учебной деятельности (планирование и выдвижение целей и задач, выбор средств самостоятельной работы, действия организации усвоения знаний, действия самоконтроля и организации времени жизни). Основные этапы дополнительной работы студентов (по Г.В. Соболевской).

РАЗДЕЛ III. Содержание методики преподавания психологии

ТЕМА 8. Методологические основы методики преподавания
психологии
Понятие о методологии. Основные методологические принципы, применяемые в процессе обучения психологии. Принцип взаимосвязи и взаимообусловленности явлений. Принцип системного, всестороннего подхода к изучаемым явлениям психической жизни личности. Принцип историзма.
Дидактические принципы: научность, проблемность, наглядность, активность и сознательность, доступность, систематичность и последовательность, прочность. Единство образования, развития и воспитания в обучении.

ТЕМА 9. Мировоззренческие основы методики преподавания
психологии
Понятие мировоззрения. Обыденное и научное мировоззрение. Типы воспитательных задач. Воспитание идейно-теоретическое, нравственное, эстетическое, воспитание активного интереса к психологии, воспитание определенных качеств личности студентов, важных с профессиональной точки зрения.
Аспекты реализации воспитательных задач: использование наглядного материала, критического анализа, излагаемого преподавателем в ходе лекции содержания и др.
Воспитание научного мировоззрения у студентов в современных условиях.

ТЕМА 10. Логические аспекты методики преподавания психологии

Объем и содержание психологических понятий с точки зрения формальной логики. Индуктивный и дедуктивный способы изложения учебного материала. Своеобразие исторического и логического методов преподавания. Генетический метод.

ТЕМА 11. Психологические аспекты методики преподавания психологии
Психологические особенности процесса обучения. Поддержание интереса к учебному материалу как предпосылка активации и регуляции всех психических функций студента. Методические приемы поддержания интереса.
Самоопределение позиций личности преподавателя в учебных взаимоотношениях со студентами с учетом различий в системах управления учением (демократизм, сотрудничество, авторитаризм).
Овладение преподавателем психологии способами и средствами коммуникации: организация речевых форм высказывания на разных этапах усвоения (лексика, грамматика, стилистика, темп, ритм, интонации, паузы), организация невербальных эмоционально-выразительных средств общения (жесты, мимика, пантомимика, вокальная выразительность).
Работа преподавателя с представлением о самом себе. Способности, определяющие успешность преподавания (дидактические, организационно-коммуникативные, личностные и специальные). Индивидуальный стиль деятельности преподавателя (по Е.В. Анищук) и эффективность процесса обучения психологии.
Слагаемые авторитета преподавателя (предметный компонент, коммуникативный, гностический). Психологические характеристики авторитетного и неавторитетного преподавателя психологии. Основные компоненты в деятельности преподавателя (по Н.В. Кузьминой, М.К. Тутушкиной). Основные проблемы, встречающиеся в педагогической деятельности преподавателей психологии.
Психологические особенности, трудности молодых преподавателей психологии (по М.К. Тутушкиной). Классификация основных страхов и трудностей преподавателя (по Н.А. Сохань, М.К. Тутушкиной). Признаки, на основании которых у студентов складывается первое впечатление о преподавателе.
Основы индивидуальной работы преподавателя психологии со студентами (учет типа темперамента студента, познавательных интересов). Причины манипулятивного поведения.
Характеристика основных закономерностей взаимоотношений компонентов системы "стиль педагогического общения – мотивация достижений студента – интеллект студента".

ТЕМА 12. Основные тенденции развития методики
преподавания психологии как учебной дисциплины на
современном этапе
Смена информационной и авторитарной парадигм образования на личностно ориентированную и демократическую (по Б.Б. Коссову).
Приоритеты в формировании научного мировоззрения студентов по В.Н. Дружинину. Проблемный принцип преподавания. Повышение технической оснащенности деятельности преподавания психологии.
Развитие форм контроля усвоения психологических знаний: от внешнего контроля к самоконтролю, от ориентации в оценивании знаний на локальную соотносительную норму к ориентации на стандарты мирового уровня.
Психологические особенности субъекта учебной деятельности Вуза в современный период: мотивация учения, рефлексия, ментальность будущих психологов.


  1. Планы проведения семинарских занятий

СЕМИНАР 1. Методы обучения психологии

  1. Понятие о методе обучения. Проблема классификации методов обучения.
  2. Общая классификация методов активного обучения (МАО), принципы создания системы методов активного обучения.
  3. Игровые имитационные МАО (игровое проектирование, имитационный тренинг, деловые игры и др.).
  4. Неигровые имитационные МАО (классическая ситуация, «живая» ситуация, инцидент и др.).
  5. Неимитационные МАО (проблемный метод, метод Гальперина П.Я., дискуссия и др.).
  6. Использование игрового метода и автоматизированного опроса студентов в процессе преподавания психологии.

Литература:

  1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения. Деловая игра. – М.: МГУ, 1989.
  2. Андрущенко Т.Ю., Кисляков В.П. Об использовании игрового метода в процессе преподавания психологии будущим педагогам / Вестник МГУ. – Серия 14. – 1991. – № 4. – С. 65–70.
  3. Ахметов М.К. Игра как процесс обучения. – Алма-Ата, 1985.
  4. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга / Вопр. психол. – 1999. – № 4. – С. 52–74.
  5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1988. – С. 449–509.
  6. Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М., 1986.
  7. Емельянов Е.Ю. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985.
  8. Игровое моделирование. Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 1987.
  9. Капустин С.А., Кузнецова О.Г. Опыт использования автоматизированного опроса в общем практикуме по психологии / Вестник МГУ. – Серия 14. – 1989. – № 2. – С. 67–73.
  10. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений / Под ред. В.В. Бирюкова. – М.: Прогресс, 1979.
  11. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
  12. Науман Э. Принять решение, но как? – М.: Мир, 1987.
  13. Петровская Л.А. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. – М.: МГУ, 1982.
  14. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: ВШ, 1991.
  15. Шушански Я. Методология и рационализация. – М., 1982.

СЕМИНАР 2. Развитие психологического образования

  1. Традиционные технологии преподавания психологии.
  2. Инновационные технологии преподавания психологии.
  3. Перестройка учебных программ и методики преподавания психологии в России.
  4. Методика преподавания психологии на Западе.
  5. Особенности методики преподавания частных психологических дисциплин.

Литература:

  1. Ермолаева А.А. Перестройка учебных программ и методики преподавания психологии / Специалист. – 1997. – № 11. – С. 25–27.
  2. Корнилова Т.В. К проблеме переструктурирования базовых курсов по психологии (на примере «Введения в психологический эксперимент» / Психол. журн. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 6–12.
  3. Методика преподавания психологии. Материалы научно-практической конференции. – Ростов н/Д: ЮРГИ, 1999.
  4. Попова М.В. Как преподают психологию на Западе / Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 102–105.
  5. Рубцов В.В., Марголис А.А. Стратегия развития высшего психологического образования / Психол. наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 57–67.
  6. Шмелева И.А. Синтез традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии на пороге 21 века / Прикладная психология. – 1999. – № 1. – С. 29–40.

СЕМИНАР 3. Личностные особенности студентов-психологов

  1. Становление чувства идентичности у студентов-психологов.
  2. Профессиональные представления студентов-психологов.
  3. Профессиональное и личностное самоопределение студентов психологов.
  4. Формирование профессионального имиджа психолога.

Литература:

  1. Балашов М.М., Лукьянова М.И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах / Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 64–67.
  2. Буякас Т.М. О проблемах становления чувства идентичности у студентов-психологов / Вестник МГУ. – Серия психология. – 2000. – № 1. – С. 56–62.
  3. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов / Вопр. психол. – 1999. –№2. – С. 42–49.
  4. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личного самоопределения студентов-психологов / Вестник МГУ. – Серия психология. – 2000. – № 1. – С. 48–56.
  5. Селихова Г.В. Формирование профессионального имиджа психолога в условиях личностной ориентации образования / Мир психологии. – 1998. – № 4. – С. 313–318.
  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

3.1. Основная литература
1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999.
2. Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в Вузе. – Ростов н/Д, 1982.
3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 1984.

3.2. Дополнительная литература

  1. Абрашнев М.М. Социальная психология в учебном процессе (учет лектором требований рекомендаций социальной психологии). – М.: Знание, 1984.
  2. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения. Деловая игра. – М.: МГУ, 1989.
  3. Актуальные проблемы преподавания психологии в пединституте и школе. Тезисы докладов научно-практической конференции. – М., 1990.
  4. Андрущенко Т.Ю., Кисляков В.П. Об использовании игрового метода в процессе преподавания психологии будущим педагогам / Вестник МГУ. – Серия 14. – 1991. – № 4. – С. 65–70.
  5. Анцыферова Л.И. Методологические принципы психологии // Психол. журнал. – 1982. – № 2. – С. 10–24.
  6. Ахметов М.К. Игра как процесс обучения. – Алма-Ата, 1985.
  7. Балашов М.М., Лукьянова М.И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах / Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 64–67.
  8. Борисова Н.В. Деловая игра. Методика конструирования деловой игры. – М., 1988.
  9. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга / Вопросы психол. – 1999. – № 4. – С. 52–74.
  10. Боярчук Е.А. Методические аспекты методики преподавания психологии. – Воронеж: ВГУ, 1970.
  11. Буякас Т.М. О проблемах становления чувства идентичности у студентов-психологов / Вестник МГУ. – Серия психология. – 2000. – № 1. – С. 56–62.
  12. Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов / Вопр. психол. – 1994. – № 3. – С. 122–129.
  13. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991.
  14. Вербова К.В., Парамей Г.В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности / Вестник МГУ. –Серия психология. – 1990. – № 2. – С. 66–70.
  15. Гинецинский В.И. Введение в методику преподавания психологии. Курс лекций. – Л., 1982.
  16. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. – М.: Логос, 1994. – С. 36–38.
  17. Гинецинский В.И. Экспонирование и интерпретация базисных понятий психологии // Вопр. психологии. – 1994. – № 3. – С. 136–142.
  18. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1988. – С. 449–509.
  19. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.: МГУ, 1981.
  20. Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М., 1986.
  21. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. – Гл. 5.
  22. Добрович А.В. Общение – наука и искусство. – М., 1990.
  23. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов / Вопросы психол. – 1999. –№2. – С. 42–49.
  24. Дубровина И.В., Семенов И.Н. Первый международный конгресс по проблеме гуманизации образования // Вопросы психологии. – 1995. – № 6. – С. 142–144.
  25. Емельянов Е.Ю. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985.
  26. Ермолаева А.А. Перестройка учебных программ и методики преподавания психологии / Специалист. – 1997. – № 11. – С. 25–27.
  27. Иванов М.В. Пути совершенствования методов преподавания в высшей школе // Современная высшая школа. – 1982. – № 3.
  28. Игровое моделирование. Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 1987.
  29. Капустин С.А., Кузнецова О.Г. Опыт использования автоматизированного опроса в общем практикуме по психологии / Вестник МГУ. – Серия 14. – 1989. – № 2. – С. 67–73.
  30. Карнеги Д. // Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Л.: Лениздат, 1992. – С. 284–486.
  31. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений / Под ред. В.В. Бирюкова. – М.: Прогресс, 1979.
  32. Кондаков И.М. Использование иллюстраций в преподавании общей психологии / Журнал прикладной психологии. – 2002. – №1. – С. 68–73.
  33. Кондаков И.М. Психологическое образование: ресурсы Internet / Журнал прикладной психологии. – 2001. – № 5. – С. 47–56.
  34. Корнилова Т.В. К проблеме переструктурирования базовых курсов по психологии (на примере «Введения в психологический эксперимент») / Психол. журн. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 6–12.
  35. Коссов Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопр. психологии. – 1995. – № 6. – С. 9–20.
  36. Кружецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. –М.: Прометей, 1991. – С. 7–23.
  37. Левченко Е.В. Субъективные ожидания студента и методика преподавания психологии // Вопр. психологии. – 1991. – № 2. – С. 80–86.
  38. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979.
  39. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
  40. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личного самоопределения студентов-психологов / Вестник МГУ. – Серия «Психология». – 2000. – №1. – С. 48–56.
  41. Любушкина Л.А. Психологический аспект оптимизации профессиональной подготовки учителей физкультуры в Вузе / Прикладная психология. – 2001. – № 4. – С. 60–65.
  42. Ляудис В.Я. Методы психолого-педагогического исследования в свете новой научной парадигмы // Методы психологии. Материалы 2 Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества. – Ростов н/Д, 1997. – Т. 3. – Выпуск 2. – С. 167–169.
  43. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
  44. Методика преподавания психологии. Материалы научно-практической конференции. – Ростов н/Д: ЮРГИ, 1999.
  45. Минаев А.В., Попова М.В. Проблема введения психологических знаний в структуру общего среднего образования: Опыт английской школы / Психол. журнал. – 1999. – Т. 20. – № 5. – С. 15–19.
  46. Науман Э. Принять решение, но как? – М.: Мир, 1987.
  47. Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестник МГУ. – Серия 14. – 1994. – №2. – С. 41–49.
  48. Панибратцева Э.М. Методика преподавания психологии. – М.: Просвещение, 1971.
  49. Петровская Л.А. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. – М.: МГУ, 1982.
  50. Попова М.В. Как преподают психологию на Западе / Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 102–105.
  51. Практическая психология для преподавателей. – М.: Филин, 1997.
  52. Психологическая поддержка в Вузе (круглый стол) // Психол. журнал. – 1994. – № 5. – С. 102–117.
  53. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося / Под. ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. – М.: Изд. АПН СССР, 1980. – С. 6–53.
  54. Реньге В. Психотехническая подготовка учителей за рубежом // Московский психотер. журнал. – 1993. – № 2. – С. 131–158.
  55. Рубцов В.В., Марголис А.А. Стратегия развития высшего психологического образования / Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 57–67.
  56. Селихова Г.В. Формирование профессионального имиджа психолога в условиях личностной ориентации образования / Мир психологии. – 1998. – № 4. – С. 313–318.
  57. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: ВШ, 1991.
  58. Соболевская Г.В. Системное планирование самостоятельной работы студентов // Начальная школа. – 1996. – № 1. – С. 27–28.
  59. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Логос, 1995. – С. 365–375.
  60. Страхов И.В. Лекция как метод преподавания психологии. – Саратов: СГУ, 1968.
  61. Стрюков Г.А. О единстве нормативного и критериального подходов к оцениванию знаний учащихся / Психол. журн. – 1995. – № 2. – С. 120–127.
  62. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. – М.: МГУ, 1981.
  63. Талызина Н.Ф., Габай Т.В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. – М.: Знание, 1977.
  64. Шмелева И.А. Синтез традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии на пороге 21 века / Прикладная психология. – 1999. – № 1. – С. 29–40.
  65. Шушански Я. Методология и рационализация. – М., 1982.
  66. Эсаулов Э.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. Научно-методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1982.
  1. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

4.1. Пояснительная записка
Реферат является одной из форм самостоятельной работы студентов по изучению содержания курса «Методика преподавания психологии».
Целью выполнения реферата является более глубокое знакомство студентов с некоторыми вопросами, отражающими современные представления в области рассматриваемой дисциплины, а также закрепление навыков работы с психологической литературой. Все это должно способствовать расширению научного кругозора студента, повышению его теоретической подготовки, формированию самостоятельности мышления.
Указание к написанию реферата: реферат должен отражать проблематику выбранной темы.
Структура реферата предполагает наличие следующих частей: оглавление, введение, обоснование актуальности темы, анализ ее разработанности, изложение материалов теоретических исследований по выбранной теме, анализ перспективности дальнейших исследований, заключение и выводы. Желательным при написании реферата является выражение студентом собственного отношения к идеям, изложенным в реферате.

4.2. Темы рефератов

1. Проблема введения психологических дисциплин в общее среднее образование
Литература:
Минаев А.В., Попова М.В. Проблема введения психологических знаний в структуру общего среднего образования: опыт английской школы / Психол. журн. – 1999. – Т. 20. – № 5. – С. 15–19.

2. Проблема проектирования психологического образования педагога
Литература:
1. Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога / Вопросы психологии. – № 6. – 1997. – С. 48–57.
2. Любушкина Л.А. Психологический аспект оптимизации профессиональной подготовки учителей физкультуры в Вузе / Прикладная психология. – 2001. – № 4. – С. 60–65.
3. Проблема выбора методов преподавания психологии в рамках гуманитарной и естественнонаучной парадигм

Литература:
1. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 1984. – С. 8–9.
2. Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в вузе. – Ростов н/Д, 1982. – С. 1–10.
3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999.

4. Специфика преподавания психологических дисциплин, подбор методов
Литература:
1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999.
2. Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов / Вопр. психол. – 1994. – № 3. – С. 122–129.
3. Кондаков И.М. Использование иллюстраций в преподавании общей психологии / Журнал прикладной психологии. – 2002. – № 1. – С. 68–73.
4. Кондаков И.М. Психологическое образование: ресурсы Internet / Журнал прикладной психологии. – 2001. – № 5. – С. 47–56.
5. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 1984. – С. 4–8.
6. Петровская Л.А. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. – М.: МГУ, 1982.

5. Проблема контроля усвоения психологических знаний

Литература:
1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999.
2. Гинецинский В.И. Введение в методику преподавания психологии. Курс лекций. – Л., 1982.
3. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. – М.: Логос, 1994. – С. 36–38.
4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 1984.
5. Стрюков Г.А. О единстве нормативного и критериального подходов к оцениванию знаний учащихся / Психол. журн. – 1995. – № 2. – С. 120–127.

5. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

5.1. Пояснительная записка

Контрольная работа является формой самостоятельной работы студентов заочной формы обучения дисциплине. Тематика контрольных работ соответствует рабочей программе курса. Структура работы предусматривает ответы на три теоретических вопроса.
Для выполнения работы студенты должны проработать и законспектировать рекомендованную литературу так, чтобы конспект являлся логически выстроенным и достаточно полным ответом на поставленные вопросы.
Выполняя теоретическую работу, можно изменять план и структуру работы, можно пользоваться дополнительной литературой.

Для студентов заочной формы обучения

ВАРИАНТ 1

  1. Содержание методики преподавания психологии.
  2. Метод позиционного обучения студентов.
  3. Психологические особенности будущих психологов: рефлексия, ментальность. Становление чувства идентичности у студентов-психологов.

ВАРИАНТ 2

  1. Инновационные технологии преподавания психологии.
  2. Таксономия учебных задач (по Д. Толлингеровой).
  3. Основные этапы самостоятельной работы студентов.

ВАРИАНТ 3

  1. Предмет учебной деятельности и ее продукт.
  2. Неимитационные МАО в преподавании психологии.
  3. Способы и средства коммуникации преподавателя со студентами.

ВАРИАНТ 4

  1. Методы активного обучения (МАО). Принципы создания системы МАО.
  2. Проблема контроля усвоения психологических знаний.
  3. Профессиональные представления студентов-психологов. Мотивация учения. Профессиональное и личностное самоопределение. Формирование профессионального имиджа психолога.

ВАРИАНТ 5

  1. Предмет, объект, цели и задачи методики преподавания психологии.
  2. Теоретические основания и содержание психотехнической подготовки (по Гьесме).
  3. Организация практических занятий по психологии.

ВАРИАНТ 6

  1. Деятельность учения и деятельность обучения. Ориентировочная основа учебной деятельности и преподавание психологии.
  2. Психологические основы процесса обучения. Методические приемы поддержания интереса у студентов к изучаемому материалу.
  3. Специфика методики преподавания общепсихологических дисциплин и специальных курсов.

ВАРИАНТ 7

  1. Система субъективных ожиданий студента, впервые приступающего к изучению психологии.
  2. Неигровые имитационные МАО в преподавании психологии.
  3. Способности, определяющие успешность преподавания психологических дисциплин.

ВАРИАНТ 8

  1. Основные проблемы методики преподавания психологии. Проблема субъекта учебной деятельности.
  2. Характеристика совместной учебной деятельности преподавателя и студентов.
  3. Основные этапы составления методического сценария лекции.

ВАРИАНТ 9

  1. Традиционные методы обучения.
  2. Структура учебной ситуации по В.Я. Ляудис.
  3. Логические основы методики преподавания психологии.

ВАРИАНТ 10

  1. Реорганизация системы ожиданий студента при восприятии им нового учебного материала.
  2. Игровые имитационные МАО в преподавании психологии.
  3. Мировоззренческие основы методики преподавания психологии. Система воспитательных задач.

ВАРИАНТ 11

  1. Исполнительные учебные действия. Контрольные учебные действия.
  2. Особенности преподавания психологических дисциплин на Западе.
  3. Современные тенденции развития методики преподавания психологии как учебной дисциплины.

ВАРИАНТ 12

  1. Исследование ожиданий студентов по отношению к содержанию курса психологии, «Фоновых» знаний, мотивов изучения психологии.
  2. Типология ошибок в обучении психологии по Д. Толлингеровой.
  3. Методы и способы преподавания психологии с точки зрения формальной логики.

ВАРИАНТ 13

  1. Распространенные недостатки описания учения как деятельности.
  2. Основные формы преподавания психологии в вузе.
  3. Методологические основы методики преподавания психологии.

ВАРИАНТ 14

  1. Понятие о методе обучения. Проблема классификации методов обучения.
  2. Оптимальная дидактическая стратегия управления формированием познавательной деятельности в курсе психологии.
  3. Основные этапы составления методического сценария семинарского занятия.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Предмет, объект, цели и задачи методики преподавания психологии.
  2. Основные проблемы методики преподавания психологии. Проблема субъекта учебной деятельности.
  3. Содержание методики преподавания психологии.
  4. Система субъективных ожиданий студента, впервые приступающего к изучению психологии.
  5. Реорганизация системы ожиданий студента при восприятии им нового учебного материала.
  6. Исследование ожиданий студентов по отношению к содержанию курса психологии, «Фоновых» знаний, мотивов изучения психологии.
  7. Распространенные недостатки описания учения как деятельности.
  8. Деятельность учения и деятельность обучения. Ориентировочная основа учебной деятельности и преподавание психологии.
  9. Предмет учебной деятельности и ее продукт.
  10. Исполнительные учебные действия. Контрольные учебные действия.
  11. Понятие о методе обучения. Проблема классификации методов обучения.
  12. Традиционные методы обучения.
  13. Методы активного обучения (МАО). Принципы создания системы МАО.
  14. Игровые имитационные МАО в преподавании психологии.
  15. Неигровые имитационные МАО в преподавании психологии.
  16. Неимитационные МАО в преподавании психологии.
  17. Метод позиционного обучения студентов.
  18. Инновационные технологии преподавания психологии.
  19. Теоретические основания и содержание психотехнической подготовки (по Гьесме).
  20. Таксономия учебных задач (по Д. Толлингеровой).
  21. Оптимальная дидактическая стратегия управления формированием познавательной деятельности в курсе психологии.
  22. Структура учебной ситуации по В.Я. Ляудис.
  23. Характеристика совместной учебной деятельности преподавателя и студентов.
  24. Проблема контроля усвоения психологических знаний.
  25. Типология ошибок в обучении психологии по Д. Толлингеровой.
  26. Основные формы преподавания психологии в Вузе.
  27. Основные этапы составления методического сценария лекции.
  28. Основные этапы составления методического сценария семинарского занятия.
  29. Организация практических занятий по психологии.
  30. Основные этапы самостоятельной работы студентов.
  31. Методологические основы методики преподавания психологии.
  32. Особенности преподавания психологических дисциплин на Западе.
  33. Мировоззренческие основы методики преподавания психологии. Система воспитательных задач.
  34. Логические основы методики преподавания психологии.
  35. Методы и способы преподавания психологии с точки зрения формальной логики.
  36. Психологические основы процесса обучения. Методические приемы поддержания интереса у студентов к изучаемому материалу.
  37. Способы и средства коммуникации преподавателя со студентами.
  38. Способности, определяющие успешность преподавания психологических дисциплин.
  39. Слагаемые авторитета преподавателя (предметный компонент, коммуникативный, гностический). Основные проблемы, встречающиеся в педагогической деятельности преподавателей психологии (по Н.В. Кузьминой, М.К. Тутушкиной).
  40. Психологические особенности, трудности молодых преподавателей психологии (по М.К. Тутушкиной). Классификация основных страхов и трудностей преподавателя (по Н.А. Сохань, М.К. Тутушкиной).
  41. Основы индивидуальной работы преподавателя психологии со студентами (учет типа темперамента студента, познавательных интересов). Причины манипулятивного поведения.
  42. Влияние стиля педагогического общения на интеллектуальную продуктивность студентов с различной структурой мотивации достижений.
  43. Специфика методики преподавания общепсихологических дисциплин и специальных курсов.
  44. Психологические особенности будущих психологов: рефлексия, ментальность. Становление чувства идентичности у студентов-психологов.
  45. Профессиональные представления студентов-психологов. Мотивация учения. Профессиональное и личностное самоопределение. Формирование профессионального имиджа психолога.
  46. Современные тенденции развития методики преподавания психологии как учебной дисциплины.
  47. Проблема введения психологических дисциплин в общее среднее образование.
  48. Проблема проектирования психологического образования педагога.
  49. Проблема выбора методов преподавания психологии в рамках гуманитарной и естественнонаучной парадигм.

7. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ВАРИАНТ 1
Задание 1. Предметом методики преподавания психологии как учебной дисциплины является:
а) развитие личности обучающихся в курсе психологии;
б) специфические закономерности учебно-воспитательного процесса в ходе изучения психологических дисциплин;
в) мотивы изучения психологии.

Задание 2. Принцип системного подхода к изучаемым явлениям психики это:
а) дидактический принцип;
б) логический принцип;
в) методологический принцип.

Задание 3. Какая ошибка в ответе студентов свидетельствует об ошибочной деятельности преподавателя:
а) громадная;
б) недопустимая;
в) умная.

Задание 4. Какой метод обучения (из перечисленных ниже) позволяет активизировать творческое мышление студентов:
а) мозговой штурм;
б) репродуктивный метод;
в) компьютерный метод.

Задание 5. Лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа студентов – это:
а) формы обучения;
б) методы обучения;
в) способы обучения.

Задание 6. Какой метод преподавания психологической дисциплины нужно выбрать, если на изложение учебного материала ограничено время:
а) исторический;
б) логический;
в) генетический.
Задание 7. Какое из приведенных определений понятия "психика" верно с точки зрения формальной логики:
а) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности;
б) системное свойство материи, заключающееся в активном или неосознаваемом отражении субъектом объективного мира, на основе имеющейся нервной системы.

Задание 8. К какой группе методов относится метод программного обучения:
а) традиционные;
б) неимитационные методы активного обучения;
в) имитационные методы активного обучения.

ВАРИАНТ 2
Задание 1. Новая образовательная парадигма характеризуется:
а) личностным подходом к обучающимся и демократизмом;
б) знаниевой ориентацией.

Задание 2. Какой метод обучения (из перечисленных ниже) относится к группе неигровых имитационных методов активного обучения:
а) "классическая ситуация";
б) социально-психологический тренинг;
в) дискуссия.

Задание 3. Каково теоретическое основание метода микропреподавания:
а) бихевиоризм;
в) гуманистическая психология и педагогика;
в) неотомизм.

Задание 4. Какой подход к оцениванию знаний является наиболее современным:
а) критериальный;
б) нормативный;
в) самоконтроль.
Задание 5. Мозговой штурм, деловая игра, тренинг – это:
а) формы обучения;
б) методы обучения;
в) способы обучения.

Задание 6. Что Вы понимаете под индивидуализацией обучения (существенные признаки):
а) индивидуальная (отдельная для каждого студента) форма обучения;
б) учет индивидуальных особенностей студентов с любой целевой направленностью;
в) самостоятельность учения по индивидуальным программам и в индивидуальном темпе;
г) дифференцированная помощь студентам с учетом их учебных возможностей.

Задание 7. Какой компонент системы субъективных ожиданий студентов, приступающих к изучению психологической дисциплины, не является основным:
а) когнитивный;
б) конативный;
в) коммуникативный.

Задание 8. Метод обучения – это:
а) «обусловленная принципами обучения система правил педагогического взаимодействия, руководствуясь которыми преподаватель и студенты выбирают способы и приемы конкретных действий, ведущих к достижению поставленных целей»;
б) «форма взаимодействия преподавателя и студентов, ведущая к достижению поставленной цели»;
в) «способ достижения поставленной преподавателем цели».

8. СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Метод обучения – это «обусловленная принципами обучения система правил педагогического взаимодействия, руководствуясь которыми преподаватель и студенты выбирают способы и приемы конкретных действий, ведущих к достижению поставленной цели» (Махмутов М.И.).
Методология (от греч. methodos – исследование, способ исследования явлений природы) – самые общие методы познания, в основе которых лежат объективные законы природы и общества.
Микропреподавание (microteaching) как метод активной психологической подготовки учителей был разработан группой исследователей Стэндфордского университета под руководством Д. Аллена и К. Райана (Allen and Ryan, 1969). Метод построен на принципах бихевиоризма (принципе научения путем оперантного обусловливания (Skinner, 1968) и принципе модификации поведения (Bandura, 1969). Метод состоит из микроуроков по 5-10 минут, каждый из которых направлен на освоение одного отдельного навыка преподавания. В ходе проведения микроурока используются следующие приемы: варьирование способов стимулирования (движения, жесты, паузы, использование разных сенсорных каналов, разных стилей общения и т.д.), создание установки на учебу в начале урока, положительное подкрепление реакций студентов, задавание вопросов, приведение примеров. Каждый микроурок записывается на видео, кроме того, ход микроурока наблюдает супервизор. На уроке присутствуют 4-8 специально подготовленных студента, которые сразу после его завершения дают устную или письменную обратную связь о том, как преподаватель реализовал конкретный навык. Преподаватель вместе с супервизором просматривает видеозапись микроурока, анализируя оценки учеников и обсуждая возможности совершенствования выполняемого навыка. После обсуждения (в течение примерно получаса) преподаватель повторяет микроурок, но с другими студентами, затем производится сравнение видеозаписей первого и второго микроуроков, оценок студентов и делаются выводы о достигнутом прогрессе. Микроуроку обычно предшествует предварительное обучение преподавателя выполнению тренируемого навыка. Такое обучение проводится с помощью моделирования этого навыка либо его демонстрирует опытный преподаватель. По мере усвоения отдельных навыков задания микроуроков постепенно усложняются, может увеличиваться и их продолжительность (до 20 минут). Обучение от отдельных навыков преподавания переходит к освоению стратегий преподавания. Ученики подбираются так, чтобы они соответствовали реальному составу группы (с разными уровнями успеваемости, темперамента), ученики получают денежное вознаграждение, кроме того, существует конкуренция (тех, кто не выполняет нужных требований, заменяют другими). Перед уроком студентов инструктируют о том, как давать обратную связь.
Мировоззрение обобщенная система взглядов человека на природу, общество, самого себя, окружающий его мир в целом, взглядов, которыми руководствуется человек в своей жизни и поведении.
Совместная учебная деятельность преподавателя и студентов – акты обмена действиями, операциями, а также вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между преподавателем и студентами и между самими студентами в процессе формирования деятельности.
Цель совместной учебной деятельности – построение механизмов саморегуляции учения, усваиваемой предметной деятельности и самих актов взаимодействий. Предмет совместной учебной деятельности – обобщенные и осознанные способы деятельности учения и нормы взаимодействия и общения. Продукт совместной учебной деятельности – самостоятельное выдвижение студентами новых целей учения и целей, связанных с содержанием усвоенной деятельности.

Структура учебной ситуации – следующие компоненты (по В.Я. Ляудис):

  1. Объективное содержание учебного предмета, структурированное и операционализированное в целях его усвоения.
  2. Процедуры, организующие процесс усвоения содержания учебных предметов.
  3. Система учебных взаимодействий между преподавателем и студентами и самими студентами.
  4. Динамика взаимосвязи первых трех компонентов на протяжении всего процесса усвоения.

Учебно-воспитательная ситуация – тот или иной тип взаимосвязи, соотнесения всех указанных переменных в динамике развития в учебном процессе.
Учебная задача (по Д. Толлингеровой) – разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, «проект будущего учебного действия».

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.