На главную Лекции и практикум по психологии Преподавание психологии Учебно-методический комплекс по дисциплине "Методика преподавания психологии" - Планы проведения семинарских занятий
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Методика преподавания психологии" - Планы проведения семинарских занятий
Лекции и практикум по психологии - Преподавание психологии
Индекс материала
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Методика преподавания психологии"
Планы проведения семинарских занятий
Все страницы
  1. Планы проведения семинарских занятий

СЕМИНАР 1. Методы обучения психологии

  1. Понятие о методе обучения. Проблема классификации методов обучения.
  2. Общая классификация методов активного обучения (МАО), принципы создания системы методов активного обучения.
  3. Игровые имитационные МАО (игровое проектирование, имитационный тренинг, деловые игры и др.).
  4. Неигровые имитационные МАО (классическая ситуация, «живая» ситуация, инцидент и др.).
  5. Неимитационные МАО (проблемный метод, метод Гальперина П.Я., дискуссия и др.).
  6. Использование игрового метода и автоматизированного опроса студентов в процессе преподавания психологии.

Литература:

  1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения. Деловая игра. – М.: МГУ, 1989.
  2. Андрущенко Т.Ю., Кисляков В.П. Об использовании игрового метода в процессе преподавания психологии будущим педагогам / Вестник МГУ. – Серия 14. – 1991. – № 4. – С. 65–70.
  3. Ахметов М.К. Игра как процесс обучения. – Алма-Ата, 1985.
  4. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга / Вопр. психол. – 1999. – № 4. – С. 52–74.
  5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1988. – С. 449–509.
  6. Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М., 1986.
  7. Емельянов Е.Ю. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985.
  8. Игровое моделирование. Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 1987.
  9. Капустин С.А., Кузнецова О.Г. Опыт использования автоматизированного опроса в общем практикуме по психологии / Вестник МГУ. – Серия 14. – 1989. – № 2. – С. 67–73.
  10. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений / Под ред. В.В. Бирюкова. – М.: Прогресс, 1979.
  11. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
  12. Науман Э. Принять решение, но как? – М.: Мир, 1987.
  13. Петровская Л.А. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. – М.: МГУ, 1982.
  14. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: ВШ, 1991.
  15. Шушански Я. Методология и рационализация. – М., 1982.

СЕМИНАР 2. Развитие психологического образования

  1. Традиционные технологии преподавания психологии.
  2. Инновационные технологии преподавания психологии.
  3. Перестройка учебных программ и методики преподавания психологии в России.
  4. Методика преподавания психологии на Западе.
  5. Особенности методики преподавания частных психологических дисциплин.

Литература:

  1. Ермолаева А.А. Перестройка учебных программ и методики преподавания психологии / Специалист. – 1997. – № 11. – С. 25–27.
  2. Корнилова Т.В. К проблеме переструктурирования базовых курсов по психологии (на примере «Введения в психологический эксперимент» / Психол. журн. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 6–12.
  3. Методика преподавания психологии. Материалы научно-практической конференции. – Ростов н/Д: ЮРГИ, 1999.
  4. Попова М.В. Как преподают психологию на Западе / Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 102–105.
  5. Рубцов В.В., Марголис А.А. Стратегия развития высшего психологического образования / Психол. наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 57–67.
  6. Шмелева И.А. Синтез традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии на пороге 21 века / Прикладная психология. – 1999. – № 1. – С. 29–40.

СЕМИНАР 3. Личностные особенности студентов-психологов

  1. Становление чувства идентичности у студентов-психологов.
  2. Профессиональные представления студентов-психологов.
  3. Профессиональное и личностное самоопределение студентов психологов.
  4. Формирование профессионального имиджа психолога.

Литература:

  1. Балашов М.М., Лукьянова М.И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах / Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 64–67.
  2. Буякас Т.М. О проблемах становления чувства идентичности у студентов-психологов / Вестник МГУ. – Серия психология. – 2000. – № 1. – С. 56–62.
  3. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов / Вопр. психол. – 1999. –№2. – С. 42–49.
  4. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личного самоопределения студентов-психологов / Вестник МГУ. – Серия психология. – 2000. – № 1. – С. 48–56.
  5. Селихова Г.В. Формирование профессионального имиджа психолога в условиях личностной ориентации образования / Мир психологии. – 1998. – № 4. – С. 313–318.
  1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

3.1. Основная литература
1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999.
2. Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в Вузе. – Ростов н/Д, 1982.
3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 1984.

3.2. Дополнительная литература

  1. Абрашнев М.М. Социальная психология в учебном процессе (учет лектором требований рекомендаций социальной психологии). – М.: Знание, 1984.
  2. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения. Деловая игра. – М.: МГУ, 1989.
  3. Актуальные проблемы преподавания психологии в пединституте и школе. Тезисы докладов научно-практической конференции. – М., 1990.
  4. Андрущенко Т.Ю., Кисляков В.П. Об использовании игрового метода в процессе преподавания психологии будущим педагогам / Вестник МГУ. – Серия 14. – 1991. – № 4. – С. 65–70.
  5. Анцыферова Л.И. Методологические принципы психологии // Психол. журнал. – 1982. – № 2. – С. 10–24.
  6. Ахметов М.К. Игра как процесс обучения. – Алма-Ата, 1985.
  7. Балашов М.М., Лукьянова М.И. Специфика подготовки психологов к профессиональной деятельности в различных социально-производственных средах / Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 64–67.
  8. Борисова Н.В. Деловая игра. Методика конструирования деловой игры. – М., 1988.
  9. Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга / Вопросы психол. – 1999. – № 4. – С. 52–74.
  10. Боярчук Е.А. Методические аспекты методики преподавания психологии. – Воронеж: ВГУ, 1970.
  11. Буякас Т.М. О проблемах становления чувства идентичности у студентов-психологов / Вестник МГУ. – Серия психология. – 2000. – № 1. – С. 56–62.
  12. Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов / Вопр. психол. – 1994. – № 3. – С. 122–129.
  13. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. – М.: Высшая школа, 1991.
  14. Вербова К.В., Парамей Г.В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности / Вестник МГУ. –Серия психология. – 1990. – № 2. – С. 66–70.
  15. Гинецинский В.И. Введение в методику преподавания психологии. Курс лекций. – Л., 1982.
  16. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. – М.: Логос, 1994. – С. 36–38.
  17. Гинецинский В.И. Экспонирование и интерпретация базисных понятий психологии // Вопр. психологии. – 1994. – № 3. – С. 136–142.
  18. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1988. – С. 449–509.
  19. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.: МГУ, 1981.
  20. Джонс Дж. К. Методы проектирования. – М., 1986.
  21. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., 1987. – Гл. 5.
  22. Добрович А.В. Общение – наука и искусство. – М., 1990.
  23. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов / Вопросы психол. – 1999. –№2. – С. 42–49.
  24. Дубровина И.В., Семенов И.Н. Первый международный конгресс по проблеме гуманизации образования // Вопросы психологии. – 1995. – № 6. – С. 142–144.
  25. Емельянов Е.Ю. Активное социально-психологическое обучение. – Л., 1985.
  26. Ермолаева А.А. Перестройка учебных программ и методики преподавания психологии / Специалист. – 1997. – № 11. – С. 25–27.
  27. Иванов М.В. Пути совершенствования методов преподавания в высшей школе // Современная высшая школа. – 1982. – № 3.
  28. Игровое моделирование. Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск, 1987.
  29. Капустин С.А., Кузнецова О.Г. Опыт использования автоматизированного опроса в общем практикуме по психологии / Вестник МГУ. – Серия 14. – 1989. – № 2. – С. 67–73.
  30. Карнеги Д. // Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – Л.: Лениздат, 1992. – С. 284–486.
  31. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений / Под ред. В.В. Бирюкова. – М.: Прогресс, 1979.
  32. Кондаков И.М. Использование иллюстраций в преподавании общей психологии / Журнал прикладной психологии. – 2002. – №1. – С. 68–73.
  33. Кондаков И.М. Психологическое образование: ресурсы Internet / Журнал прикладной психологии. – 2001. – № 5. – С. 47–56.
  34. Корнилова Т.В. К проблеме переструктурирования базовых курсов по психологии (на примере «Введения в психологический эксперимент») / Психол. журн. – 2000. – Т. 21. – № 1. – С. 6–12.
  35. Коссов Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития (личностно-развивающее образование) // Вопр. психологии. – 1995. – № 6. – С. 9–20.
  36. Кружецкий В.А., Балбасова Е.Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития. –М.: Прометей, 1991. – С. 7–23.
  37. Левченко Е.В. Субъективные ожидания студента и методика преподавания психологии // Вопр. психологии. – 1991. – № 2. – С. 80–86.
  38. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979.
  39. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981.
  40. Любимова Г.Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личного самоопределения студентов-психологов / Вестник МГУ. – Серия «Психология». – 2000. – №1. – С. 48–56.
  41. Любушкина Л.А. Психологический аспект оптимизации профессиональной подготовки учителей физкультуры в Вузе / Прикладная психология. – 2001. – № 4. – С. 60–65.
  42. Ляудис В.Я. Методы психолого-педагогического исследования в свете новой научной парадигмы // Методы психологии. Материалы 2 Всероссийской научной конференции по психологии Российского психологического общества. – Ростов н/Д, 1997. – Т. 3. – Выпуск 2. – С. 167–169.
  43. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1985.
  44. Методика преподавания психологии. Материалы научно-практической конференции. – Ростов н/Д: ЮРГИ, 1999.
  45. Минаев А.В., Попова М.В. Проблема введения психологических знаний в структуру общего среднего образования: Опыт английской школы / Психол. журнал. – 1999. – Т. 20. – № 5. – С. 15–19.
  46. Науман Э. Принять решение, но как? – М.: Мир, 1987.
  47. Оборина Д.В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестник МГУ. – Серия 14. – 1994. – №2. – С. 41–49.
  48. Панибратцева Э.М. Методика преподавания психологии. – М.: Просвещение, 1971.
  49. Петровская Л.А. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. – М.: МГУ, 1982.
  50. Попова М.В. Как преподают психологию на Западе / Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 102–105.
  51. Практическая психология для преподавателей. – М.: Филин, 1997.
  52. Психологическая поддержка в Вузе (круглый стол) // Психол. журнал. – 1994. – № 5. – С. 102–117.
  53. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося / Под. ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. – М.: Изд. АПН СССР, 1980. – С. 6–53.
  54. Реньге В. Психотехническая подготовка учителей за рубежом // Московский психотер. журнал. – 1993. – № 2. – С. 131–158.
  55. Рубцов В.В., Марголис А.А. Стратегия развития высшего психологического образования / Психологическая наука и образование. – 1998. – № 2. – С. 57–67.
  56. Селихова Г.В. Формирование профессионального имиджа психолога в условиях личностной ориентации образования / Мир психологии. – 1998. – № 4. – С. 313–318.
  57. Смолкин А.М. Методы активного обучения. – М.: ВШ, 1991.
  58. Соболевская Г.В. Системное планирование самостоятельной работы студентов // Начальная школа. – 1996. – № 1. – С. 27–28.
  59. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Логос, 1995. – С. 365–375.
  60. Страхов И.В. Лекция как метод преподавания психологии. – Саратов: СГУ, 1968.
  61. Стрюков Г.А. О единстве нормативного и критериального подходов к оцениванию знаний учащихся / Психол. журн. – 1995. – № 2. – С. 120–127.
  62. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. – М.: МГУ, 1981.
  63. Талызина Н.Ф., Габай Т.В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса. – М.: Знание, 1977.
  64. Шмелева И.А. Синтез традиционных и инновационных технологий в преподавании психологии на пороге 21 века / Прикладная психология. – 1999. – № 1. – С. 29–40.
  65. Шушански Я. Методология и рационализация. – М., 1982.
  66. Эсаулов Э.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. Научно-методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1982.
  1. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

4.1. Пояснительная записка
Реферат является одной из форм самостоятельной работы студентов по изучению содержания курса «Методика преподавания психологии».
Целью выполнения реферата является более глубокое знакомство студентов с некоторыми вопросами, отражающими современные представления в области рассматриваемой дисциплины, а также закрепление навыков работы с психологической литературой. Все это должно способствовать расширению научного кругозора студента, повышению его теоретической подготовки, формированию самостоятельности мышления.
Указание к написанию реферата: реферат должен отражать проблематику выбранной темы.
Структура реферата предполагает наличие следующих частей: оглавление, введение, обоснование актуальности темы, анализ ее разработанности, изложение материалов теоретических исследований по выбранной теме, анализ перспективности дальнейших исследований, заключение и выводы. Желательным при написании реферата является выражение студентом собственного отношения к идеям, изложенным в реферате.

4.2. Темы рефератов

1. Проблема введения психологических дисциплин в общее среднее образование
Литература:
Минаев А.В., Попова М.В. Проблема введения психологических знаний в структуру общего среднего образования: опыт английской школы / Психол. журн. – 1999. – Т. 20. – № 5. – С. 15–19.

2. Проблема проектирования психологического образования педагога
Литература:
1. Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога / Вопросы психологии. – № 6. – 1997. – С. 48–57.
2. Любушкина Л.А. Психологический аспект оптимизации профессиональной подготовки учителей физкультуры в Вузе / Прикладная психология. – 2001. – № 4. – С. 60–65.
3. Проблема выбора методов преподавания психологии в рамках гуманитарной и естественнонаучной парадигм

Литература:
1. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 1984. – С. 8–9.
2. Боярчук В.К. Методика преподавания психологии в вузе. – Ростов н/Д, 1982. – С. 1–10.
3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999.

4. Специфика преподавания психологических дисциплин, подбор методов
Литература:
1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999.
2. Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов / Вопр. психол. – 1994. – № 3. – С. 122–129.
3. Кондаков И.М. Использование иллюстраций в преподавании общей психологии / Журнал прикладной психологии. – 2002. – № 1. – С. 68–73.
4. Кондаков И.М. Психологическое образование: ресурсы Internet / Журнал прикладной психологии. – 2001. – № 5. – С. 47–56.
5. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 1984. – С. 4–8.
6. Петровская Л.А. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. – М.: МГУ, 1982.

5. Проблема контроля усвоения психологических знаний

Литература:
1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М.: Владос, 1999.
2. Гинецинский В.И. Введение в методику преподавания психологии. Курс лекций. – Л., 1982.
3. Гинецинский В.И. Предмет психологии: дидактический аспект. – М.: Логос, 1994. – С. 36–38.
4. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М., 1984.
5. Стрюков Г.А. О единстве нормативного и критериального подходов к оцениванию знаний учащихся / Психол. журн. – 1995. – № 2. – С. 120–127.

5. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

5.1. Пояснительная записка

Контрольная работа является формой самостоятельной работы студентов заочной формы обучения дисциплине. Тематика контрольных работ соответствует рабочей программе курса. Структура работы предусматривает ответы на три теоретических вопроса.
Для выполнения работы студенты должны проработать и законспектировать рекомендованную литературу так, чтобы конспект являлся логически выстроенным и достаточно полным ответом на поставленные вопросы.
Выполняя теоретическую работу, можно изменять план и структуру работы, можно пользоваться дополнительной литературой.

Для студентов заочной формы обучения

ВАРИАНТ 1

  1. Содержание методики преподавания психологии.
  2. Метод позиционного обучения студентов.
  3. Психологические особенности будущих психологов: рефлексия, ментальность. Становление чувства идентичности у студентов-психологов.

ВАРИАНТ 2

  1. Инновационные технологии преподавания психологии.
  2. Таксономия учебных задач (по Д. Толлингеровой).
  3. Основные этапы самостоятельной работы студентов.

ВАРИАНТ 3

  1. Предмет учебной деятельности и ее продукт.
  2. Неимитационные МАО в преподавании психологии.
  3. Способы и средства коммуникации преподавателя со студентами.

ВАРИАНТ 4

  1. Методы активного обучения (МАО). Принципы создания системы МАО.
  2. Проблема контроля усвоения психологических знаний.
  3. Профессиональные представления студентов-психологов. Мотивация учения. Профессиональное и личностное самоопределение. Формирование профессионального имиджа психолога.

ВАРИАНТ 5

  1. Предмет, объект, цели и задачи методики преподавания психологии.
  2. Теоретические основания и содержание психотехнической подготовки (по Гьесме).
  3. Организация практических занятий по психологии.

ВАРИАНТ 6

  1. Деятельность учения и деятельность обучения. Ориентировочная основа учебной деятельности и преподавание психологии.
  2. Психологические основы процесса обучения. Методические приемы поддержания интереса у студентов к изучаемому материалу.
  3. Специфика методики преподавания общепсихологических дисциплин и специальных курсов.

ВАРИАНТ 7

  1. Система субъективных ожиданий студента, впервые приступающего к изучению психологии.
  2. Неигровые имитационные МАО в преподавании психологии.
  3. Способности, определяющие успешность преподавания психологических дисциплин.

ВАРИАНТ 8

  1. Основные проблемы методики преподавания психологии. Проблема субъекта учебной деятельности.
  2. Характеристика совместной учебной деятельности преподавателя и студентов.
  3. Основные этапы составления методического сценария лекции.

ВАРИАНТ 9

  1. Традиционные методы обучения.
  2. Структура учебной ситуации по В.Я. Ляудис.
  3. Логические основы методики преподавания психологии.

ВАРИАНТ 10

  1. Реорганизация системы ожиданий студента при восприятии им нового учебного материала.
  2. Игровые имитационные МАО в преподавании психологии.
  3. Мировоззренческие основы методики преподавания психологии. Система воспитательных задач.

ВАРИАНТ 11

  1. Исполнительные учебные действия. Контрольные учебные действия.
  2. Особенности преподавания психологических дисциплин на Западе.
  3. Современные тенденции развития методики преподавания психологии как учебной дисциплины.

ВАРИАНТ 12

  1. Исследование ожиданий студентов по отношению к содержанию курса психологии, «Фоновых» знаний, мотивов изучения психологии.
  2. Типология ошибок в обучении психологии по Д. Толлингеровой.
  3. Методы и способы преподавания психологии с точки зрения формальной логики.

ВАРИАНТ 13

  1. Распространенные недостатки описания учения как деятельности.
  2. Основные формы преподавания психологии в вузе.
  3. Методологические основы методики преподавания психологии.

ВАРИАНТ 14

  1. Понятие о методе обучения. Проблема классификации методов обучения.
  2. Оптимальная дидактическая стратегия управления формированием познавательной деятельности в курсе психологии.
  3. Основные этапы составления методического сценария семинарского занятия.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Предмет, объект, цели и задачи методики преподавания психологии.
  2. Основные проблемы методики преподавания психологии. Проблема субъекта учебной деятельности.
  3. Содержание методики преподавания психологии.
  4. Система субъективных ожиданий студента, впервые приступающего к изучению психологии.
  5. Реорганизация системы ожиданий студента при восприятии им нового учебного материала.
  6. Исследование ожиданий студентов по отношению к содержанию курса психологии, «Фоновых» знаний, мотивов изучения психологии.
  7. Распространенные недостатки описания учения как деятельности.
  8. Деятельность учения и деятельность обучения. Ориентировочная основа учебной деятельности и преподавание психологии.
  9. Предмет учебной деятельности и ее продукт.
  10. Исполнительные учебные действия. Контрольные учебные действия.
  11. Понятие о методе обучения. Проблема классификации методов обучения.
  12. Традиционные методы обучения.
  13. Методы активного обучения (МАО). Принципы создания системы МАО.
  14. Игровые имитационные МАО в преподавании психологии.
  15. Неигровые имитационные МАО в преподавании психологии.
  16. Неимитационные МАО в преподавании психологии.
  17. Метод позиционного обучения студентов.
  18. Инновационные технологии преподавания психологии.
  19. Теоретические основания и содержание психотехнической подготовки (по Гьесме).
  20. Таксономия учебных задач (по Д. Толлингеровой).
  21. Оптимальная дидактическая стратегия управления формированием познавательной деятельности в курсе психологии.
  22. Структура учебной ситуации по В.Я. Ляудис.
  23. Характеристика совместной учебной деятельности преподавателя и студентов.
  24. Проблема контроля усвоения психологических знаний.
  25. Типология ошибок в обучении психологии по Д. Толлингеровой.
  26. Основные формы преподавания психологии в Вузе.
  27. Основные этапы составления методического сценария лекции.
  28. Основные этапы составления методического сценария семинарского занятия.
  29. Организация практических занятий по психологии.
  30. Основные этапы самостоятельной работы студентов.
  31. Методологические основы методики преподавания психологии.
  32. Особенности преподавания психологических дисциплин на Западе.
  33. Мировоззренческие основы методики преподавания психологии. Система воспитательных задач.
  34. Логические основы методики преподавания психологии.
  35. Методы и способы преподавания психологии с точки зрения формальной логики.
  36. Психологические основы процесса обучения. Методические приемы поддержания интереса у студентов к изучаемому материалу.
  37. Способы и средства коммуникации преподавателя со студентами.
  38. Способности, определяющие успешность преподавания психологических дисциплин.
  39. Слагаемые авторитета преподавателя (предметный компонент, коммуникативный, гностический). Основные проблемы, встречающиеся в педагогической деятельности преподавателей психологии (по Н.В. Кузьминой, М.К. Тутушкиной).
  40. Психологические особенности, трудности молодых преподавателей психологии (по М.К. Тутушкиной). Классификация основных страхов и трудностей преподавателя (по Н.А. Сохань, М.К. Тутушкиной).
  41. Основы индивидуальной работы преподавателя психологии со студентами (учет типа темперамента студента, познавательных интересов). Причины манипулятивного поведения.
  42. Влияние стиля педагогического общения на интеллектуальную продуктивность студентов с различной структурой мотивации достижений.
  43. Специфика методики преподавания общепсихологических дисциплин и специальных курсов.
  44. Психологические особенности будущих психологов: рефлексия, ментальность. Становление чувства идентичности у студентов-психологов.
  45. Профессиональные представления студентов-психологов. Мотивация учения. Профессиональное и личностное самоопределение. Формирование профессионального имиджа психолога.
  46. Современные тенденции развития методики преподавания психологии как учебной дисциплины.
  47. Проблема введения психологических дисциплин в общее среднее образование.
  48. Проблема проектирования психологического образования педагога.
  49. Проблема выбора методов преподавания психологии в рамках гуманитарной и естественнонаучной парадигм.

7. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ

ВАРИАНТ 1
Задание 1. Предметом методики преподавания психологии как учебной дисциплины является:
а) развитие личности обучающихся в курсе психологии;
б) специфические закономерности учебно-воспитательного процесса в ходе изучения психологических дисциплин;
в) мотивы изучения психологии.

Задание 2. Принцип системного подхода к изучаемым явлениям психики это:
а) дидактический принцип;
б) логический принцип;
в) методологический принцип.

Задание 3. Какая ошибка в ответе студентов свидетельствует об ошибочной деятельности преподавателя:
а) громадная;
б) недопустимая;
в) умная.

Задание 4. Какой метод обучения (из перечисленных ниже) позволяет активизировать творческое мышление студентов:
а) мозговой штурм;
б) репродуктивный метод;
в) компьютерный метод.

Задание 5. Лекция, семинар, практическое занятие, самостоятельная работа студентов – это:
а) формы обучения;
б) методы обучения;
в) способы обучения.

Задание 6. Какой метод преподавания психологической дисциплины нужно выбрать, если на изложение учебного материала ограничено время:
а) исторический;
б) логический;
в) генетический.
Задание 7. Какое из приведенных определений понятия "психика" верно с точки зрения формальной логики:
а) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности;
б) системное свойство материи, заключающееся в активном или неосознаваемом отражении субъектом объективного мира, на основе имеющейся нервной системы.

Задание 8. К какой группе методов относится метод программного обучения:
а) традиционные;
б) неимитационные методы активного обучения;
в) имитационные методы активного обучения.

ВАРИАНТ 2
Задание 1. Новая образовательная парадигма характеризуется:
а) личностным подходом к обучающимся и демократизмом;
б) знаниевой ориентацией.

Задание 2. Какой метод обучения (из перечисленных ниже) относится к группе неигровых имитационных методов активного обучения:
а) "классическая ситуация";
б) социально-психологический тренинг;
в) дискуссия.

Задание 3. Каково теоретическое основание метода микропреподавания:
а) бихевиоризм;
в) гуманистическая психология и педагогика;
в) неотомизм.

Задание 4. Какой подход к оцениванию знаний является наиболее современным:
а) критериальный;
б) нормативный;
в) самоконтроль.
Задание 5. Мозговой штурм, деловая игра, тренинг – это:
а) формы обучения;
б) методы обучения;
в) способы обучения.

Задание 6. Что Вы понимаете под индивидуализацией обучения (существенные признаки):
а) индивидуальная (отдельная для каждого студента) форма обучения;
б) учет индивидуальных особенностей студентов с любой целевой направленностью;
в) самостоятельность учения по индивидуальным программам и в индивидуальном темпе;
г) дифференцированная помощь студентам с учетом их учебных возможностей.

Задание 7. Какой компонент системы субъективных ожиданий студентов, приступающих к изучению психологической дисциплины, не является основным:
а) когнитивный;
б) конативный;
в) коммуникативный.

Задание 8. Метод обучения – это:
а) «обусловленная принципами обучения система правил педагогического взаимодействия, руководствуясь которыми преподаватель и студенты выбирают способы и приемы конкретных действий, ведущих к достижению поставленных целей»;
б) «форма взаимодействия преподавателя и студентов, ведущая к достижению поставленной цели»;
в) «способ достижения поставленной преподавателем цели».

8. СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Метод обучения – это «обусловленная принципами обучения система правил педагогического взаимодействия, руководствуясь которыми преподаватель и студенты выбирают способы и приемы конкретных действий, ведущих к достижению поставленной цели» (Махмутов М.И.).
Методология (от греч. methodos – исследование, способ исследования явлений природы) – самые общие методы познания, в основе которых лежат объективные законы природы и общества.
Микропреподавание (microteaching) как метод активной психологической подготовки учителей был разработан группой исследователей Стэндфордского университета под руководством Д. Аллена и К. Райана (Allen and Ryan, 1969). Метод построен на принципах бихевиоризма (принципе научения путем оперантного обусловливания (Skinner, 1968) и принципе модификации поведения (Bandura, 1969). Метод состоит из микроуроков по 5-10 минут, каждый из которых направлен на освоение одного отдельного навыка преподавания. В ходе проведения микроурока используются следующие приемы: варьирование способов стимулирования (движения, жесты, паузы, использование разных сенсорных каналов, разных стилей общения и т.д.), создание установки на учебу в начале урока, положительное подкрепление реакций студентов, задавание вопросов, приведение примеров. Каждый микроурок записывается на видео, кроме того, ход микроурока наблюдает супервизор. На уроке присутствуют 4-8 специально подготовленных студента, которые сразу после его завершения дают устную или письменную обратную связь о том, как преподаватель реализовал конкретный навык. Преподаватель вместе с супервизором просматривает видеозапись микроурока, анализируя оценки учеников и обсуждая возможности совершенствования выполняемого навыка. После обсуждения (в течение примерно получаса) преподаватель повторяет микроурок, но с другими студентами, затем производится сравнение видеозаписей первого и второго микроуроков, оценок студентов и делаются выводы о достигнутом прогрессе. Микроуроку обычно предшествует предварительное обучение преподавателя выполнению тренируемого навыка. Такое обучение проводится с помощью моделирования этого навыка либо его демонстрирует опытный преподаватель. По мере усвоения отдельных навыков задания микроуроков постепенно усложняются, может увеличиваться и их продолжительность (до 20 минут). Обучение от отдельных навыков преподавания переходит к освоению стратегий преподавания. Ученики подбираются так, чтобы они соответствовали реальному составу группы (с разными уровнями успеваемости, темперамента), ученики получают денежное вознаграждение, кроме того, существует конкуренция (тех, кто не выполняет нужных требований, заменяют другими). Перед уроком студентов инструктируют о том, как давать обратную связь.
Мировоззрение обобщенная система взглядов человека на природу, общество, самого себя, окружающий его мир в целом, взглядов, которыми руководствуется человек в своей жизни и поведении.
Совместная учебная деятельность преподавателя и студентов – акты обмена действиями, операциями, а также вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между преподавателем и студентами и между самими студентами в процессе формирования деятельности.
Цель совместной учебной деятельности – построение механизмов саморегуляции учения, усваиваемой предметной деятельности и самих актов взаимодействий. Предмет совместной учебной деятельности – обобщенные и осознанные способы деятельности учения и нормы взаимодействия и общения. Продукт совместной учебной деятельности – самостоятельное выдвижение студентами новых целей учения и целей, связанных с содержанием усвоенной деятельности.

Структура учебной ситуации – следующие компоненты (по В.Я. Ляудис):

  1. Объективное содержание учебного предмета, структурированное и операционализированное в целях его усвоения.
  2. Процедуры, организующие процесс усвоения содержания учебных предметов.
  3. Система учебных взаимодействий между преподавателем и студентами и самими студентами.
  4. Динамика взаимосвязи первых трех компонентов на протяжении всего процесса усвоения.

Учебно-воспитательная ситуация – тот или иной тип взаимосвязи, соотнесения всех указанных переменных в динамике развития в учебном процессе.
Учебная задача (по Д. Толлингеровой) – разновидность опережающего управления когнитивной деятельностью, «проект будущего учебного действия».

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.