1. Профессиональная деятельность психолога и проблемы этики
Психологическая работа — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности, которая может затрагивать судьбы людей (например, когда ставится медицинский или судебно-психологический диагноз). Психолог владеет информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным военнослужащим, семьям, воинским коллективам, авторитету военной психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации командирам (начальникам), предоставлять им необходимые данные о военнослужащих в интересах обеспечения воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение. Именно поэтому к психологам, как основным специалистам в области такой сложной работы, предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, выбирать верную линию поведения при конфликте между нормами субординации и нравственности.
Профессионально-этические нормы — это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с клиентами. Этические и правовые основы психологии формируются на основе общепсихологических норм и требований, этического кодекса деятельности психологов, принятого за основу различными психологическими обществами и организациями. Центральным звеном этических норм психолога является гуманистическая позиция психолога по отношению к людям на всех стадиях психологической работы. Основные профессионально-этические принципы в психологической работе включают: - принцип личной ответственности — необходимость отвечать за содержание, интерпретацию и заключение психологического обследования, за все решения, принимаемые в его ходе; обеспечение достоверности, валидности и надежности используемых методик; - принцип рефлексии профессиональных ограничений. Психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности, четко представлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять только проверенные и освоенные методы работы, прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздействия на людей; - принцип обеспечения прав личности — любой человек имеет право отказаться от участия в психологическом обследовании или эксперименте и тем самым оградить себя от нежелательного вмешательства в свой внутренний мир; - принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает такие условия, при которых обратившийся за помощью клиент чувствует себя спокойно и комфортно во время приема. Необходимо принимать людей такими, какие они есть. Ради создания атмосферы доверия, способствующей более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких- либо оценочных суждений. Что бы ни говорил человек — все достойно доброжелательного внимания; - принцип объективности — владение методологией, теорией психодиагностики, практическими и методологическими умениями и навыками должно обеспечить беспристрастное и всестороннее оценивание личности клиента; - принцип конфиденциальности. Конфиденциальность должна строго соблюдаться при проведении обследования и обсуждении результатов. Зарубежные этические стандарты включают некоторые дополнительные принципы, конкретизирующие сложные ситуации работы психолога. Т. С. Беннетт описывает принцип «моральных и правовых норм», который требует от психологов знания норм поведения, существующих в обществе, и использования этой информации при разработке собственных систем личных и профессиональных ценностей и поведения [126, с. 1042]. Важной проблемой является и взаимодействие психолога с коллегами-непсихологами, поскольку в большинстве случаев психолог является в огранизации единственным представителем своей профессии. Ю. М. Забродин отмечает, что позиция психолога как наемного работника в организации осложняется тем, что такой специалист «должен руководствоваться целями и задачами этой организации... должен относиться к ней минимум лояльно, принимать нормы организационной культуры, выстраивать приемлемые для данной организации образцы собственного социального поведения» [56, с. 33] Н. С. Пряжников, анализируя этические проблемы психологии, выделяет ряд этических противоречий, которые являются основой этических проблем в профессиональной деятельности психолога. Это противоречие «между правом человека быть субъектом построения своего счастья, с одной стороны, и его неготовностью это право реализовать, с другой сторон, противоречие между интересами общества и интересами личности, противоречие между мировоззрением психолога и конкретных клиентов, противоречие между благородными устремлениями психолога и прагматизмом нашего времени» [125, с. 21-22]. Т. С. Беннетт указывает на разнообразие этических проблем в работе психолога: «В разработке этических норм и следовании им существует несколько важных проблем. К одной из них относится сильное различие методов работы с клиентами, причем многие из них не имеют четких стандартов в применении. Далее, поведение тех, кто ищет психол. помощь, часто находится в конфликте с социальными ожиданиями, и психолог несет ответственность за обе стороны. Третья проблема — интеграция целей и ценностей профессии с целями и ценностями общества в том виде, в каком они описаны в законодательстве. Еще одной проблемой является работа психологов в непсихологическом окружении (например, бизнесе) с иными организационными стандартами» [126, с. 1043]. Соблюдение этических принципов невозможно без развития соответствующих нравственных качеств личности психолога, его социальной и нравственной зрелости. Основным критерием и контролером выполнения этических норм должны являться профессиональная честность и гуманность самих психологов.
2. Этические проблемы различных видов психологической работы
Этические нормы устанавливают обязательные правила профессиональной психологической деятельности психолога. Этические нормы не исчерпывают всех ситуаций профессиональной деятельности психолога. Различные виды психологической работы порождают значительное число различных проблем [125, 153]. Основными направлениями практической психологии являются психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психологическая диагностика и психологическое просвещение. Все эти виды работ взаимосвязаны и в практической деятельности психолога присутствуют в нерасторжимом единстве. Этические проблемы современной психодиагностики включают, прежде всего, проблему доступности профессиональных диагностических методик широкому кругу людей и связанную с ней проблему осведомленности клиента о содержании психодиагностического обследования. Все это делает психодиагностические процедуры невалидными, теряется объективность психодиагностических результатов. Множество этических дилемм встает перед психологом в ходе сообщения результатов обследования клиенту и заказчику и соблюдения принципа конфиденциальности. Необходимо учитывать эмоциональные реакции на информацию о результатах тестирования, особенно в тех случаях, когда люди при этом узнают о своих собственных достоинствах и недостатках. В центре дискуссий по поводу конфиденциальности тестовых данных обычно оказывается их доступность третьему лицу, а не испытуемому (или его родителям в случае несовершеннолетия тестируемого) и тестирующему. Основной принцип состоит в том, что такие данные не должны раскрываться без ведома и согласия испытуемого, если их раскрытие не санкционировано решением суда или не разрешено законом для оправданных целей. Когда тесты проводятся в учреждении, например в школе, суде или при поступлении на работу, тестируемого следует проинформировать о целях тестирования, о том, как будут использоваться его результаты, и об их доступности персоналу учреждения, который на законных основаниях будет работать с ними. В тех случаях, когда результаты теста запрашиваются посторонними людьми или другими организациями, например, когда возможный наниматель или колледж запрашивают результаты тестирования, проведенного в школе, нужно отдельное согласие на передачу данных. Эти же требования применимы и к тестам, проводимым в условиях клиники, при консультировании или с исследовательскими целями. Профессиональная этика психологического консультирования. Психологическое консультирование, как одно из наиболее важных направлений работы психолога, имеет общие этические проблемы, требующие разрешения: —этические проблемы, возникающие во время установления контакта с клиентом, —этические проблемы, возникающие в процессе оказания помощи —этические проблемы, возникающие при достижении ее результатов —Частные этические проблемы —согласование с клиентом возможности аудио- и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения их третьим лицом. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио- и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. —запрет на «двойные отношения». Другой важный этический принцип — это запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов; недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации. —проблема зависимости клиента от психолога. Важной этической проблемой является проблема зависимости пациента от психолога. Психолог может также оказаться в неосознанной зависимости от клиента. Цель психологического консультирования состоит не в решении проблем клиента консультантом, а в создании оптимальных условий для актуализации ресурсов у обратившегося для самостоятельной борьбы с трудностями, возвращения собственного контроля клиента над своей жизнью и реализации своих жизненных планов. Осознание этого консультантом помогает создать установку взаимоотношений, в которых к клиенту возвращается уверенность в значимости его собственных сил, а также позволяет предотвратить зависимость клиента от консультанта. Решение клиента заключить «консультативный контракт» должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования. Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких-либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством. Профессиональная этика психологической коррекции и групповой работы психолога. К. Рудестам отмечал, что никакое введение в теорию психокоррекционных групп не будет полным без рассмотрения вопросов этики [115]. К наиболее общим этическим проблемам групповой работы относятся: —сознательное согласие участников. Будущие члены группы должны иметь ясное представление о том, на что они идут. К обещаниям кардинальных перемен в жизни и грандиозных успехов следует относиться с осторожностью. От профессиональных руководителей скорее следует ожидать, что они будут достаточно скромны в обещаниях и честно обозначат границы своих возможностей. - свобода выбора. Второй момент касается свободы выбора на протяжении всего курса занятий в группе. Каждый член группы имеет полное право в любой момент отказаться от участия в чем бы то ни было из того, что происходит в группе. Руководитель может побуждать члена группы к участию в работе группы, но при этом он должен стоять на страже его прав и не допускать никакого давления на него ни со своей, ни с чьей-либо еще стороны. —защищенность от психических и физических травм. Третье основное этическое требование — это принятие адекватных мер предосторожности для предотвращения психических и физических травм. Одна из таких мер — это предварительное обследование контингента потенциальных участников, проводимое с целью отсева тех, кому опыт занятий в группе не принесет пользы или даже повредит. В той ограниченной степени, в какой можно предвидеть возникновение личных трений, руководитель должен постараться сделать так, чтобы участники подходили друг другу и вписывались в группу как в целое. Еще одной мерой обеспечения психологической безопасности участников является соблюдение строгой конфиденциальности. Руководитель должен постоянно помнить об этом, чтобы не нанести ущерб благополучию членов группы. Внутригрупповая этика позволяет руководителю подчеркивать важность неразглашения сведений, касающихся отдельных членов группы.
3. Личностные свойства и профессиональное сознание психолога
В психологической профессии особую значимость имеют профессиональная позиция психолога и этические стандарты профессиональной деятельности. Специфика психологической профессии предполагает сопричастие личности психолога ситуациям профессиональной деятельности. Выполнение профессиональных функций невозможно без субъект-субъектного взаимодействия с клиентами, с людьми, нуждающимися в психологической помощи [111]. Для профессии психолога особую роль играет осознание роли профессиональной психологической деятельности в собственной жизнедеятельности. В деятельности психолога существенным моментом является единство личного и профессионального. А. Б. Николаева отмечает, что для психолога всегда были характерны сбалансированность профессиональных и человеческих качеств. Личность психолога, согласно крылатому выражению Р. Мэя, является инструментом его работы, поэтому немаловажно, какими свойствами личности обладает психолог-профессионал. Профессия психолога требует от человека, желающего посвятить ей себя, наличия определенных личностных качеств, объединяющихся стремлением помочь другому человеку; осознания нравственных основ и гуманистических принципов профессиональной деятельности. По словам А. И. Донцова, психология — это не просто наука или профессия, это — судьба. Психологи не проходят специального профессионального отбора при поступлении в вуз. Требования к личности психолога соответствуют в целом общепрофессиональным ценностям психологической профессии. Обобщение исследований личностных особенностей, специальных способностей и характеристик деятельности психологов- консультантов и психотерапевтов, проведенные зарубежными и отечественными учеными, обнаруживает некоторые общие свойства личности успешных психологов. К личностным свойствам, мешающим профессиональной психологической деятельности, относятся авторитарность, замкнутость, пессимистичность, отсутствие терпимости, склонность к самоутверждению за счет клиента, зависимость от других людей, пассивность. В качестве свойств личности, способствующих успеху профессиональной психологической деятельности, выступают такие свойства, как чуткость, внимательность к людям, эмпатия, отождествление себя с людьми, личностная и социальная зрелость, эмоциональная стабильность, коммуникативная компетентность, отсутствие предубеждений, толерантность, терпимость и другие. Несомненно, этот список может быть продолжен схожими чертами. Так, в качестве необходимых для психолога отмечаются активность, постоянная внутренняя работа, интеллигентность, широкая образованность, адекватность и точность восприятия, независимость, умение видеть себя со стороны. Перечисляются также наблюдательность, глубокие профессиональные знания и умения, удовлетворенность профессиональной деятельностью, понимание целей психологической помощи, высокая нравственность и моральная устойчивость, доброта и порядочность, честность, тактичность, выдержка и самообладание, уважительное отношение к людям, пунктуальность и целеустремленность, способность к самопознанию и самовоспитанию, обаяние и личная привлекательность и многие другие. В исследованиях Л. В. Темновой среди общих личностно-профессиональных качеств психолога выделены на психофизиологическом уровне — эмоциональная устойчивость, выдержка, спокойствие, способность реально взвешивать обстановку, устойчивость к стрессу, сильный тип нервной системы; на интеллектуальном уровне — научно-гуманистическое мировоззрение, логичность мышления, сензитивность, профессиональная рефлексия, четкое представление о сложности и противоречивости природы психики и поведения человека; творчество, проницательность, аналитичность и прогностичность; на личностном уровне — фасилятивность, социабильность, направленность на другого человека, профессиональная мотивированность, активность, коммуникабельность и великодушие к людям, тактичность и дипломатичность в общении, подчинение своих интересов интересам другого и группы, нравственность, добросовестность, ответственность, смелость в решении практических вопросов. Во многих работах, посвященных личности психолога- профессионала, отмечается необходимость наличия подобных качеств и характеристик. Поэтому все многообразие свойств личности психолога может быть разделено на группы, имеющие определенные обобщенные основания. Психолог должен обладать профессионально значимыми свойствами личности, которые можно отнести к трем основным группам: профессиональное сознание психолога, адекватная Я-концепция, коммуникативные свойства личности психолога. И. В. Вачков, Н. С. Пряжников, И. Б. Гриншпун [37] выделяют такие принципиальные отличия психолога-профессионала как наличие теоретической базы и документа о психологическом образовании, опора на метод научного познания, использование специальных разработанных в психологии средств — методик, поддержание связи с коллегами, особый профессиональный такт и следование профессионально-этическим нормам, способность к профессиональному развитию и саморазвитию, профессиональная психогигиена труда, осторожное и критичное отношение к существующим и нарождающимся в немалых количествах новым методам. Профессиональное сознание и профессиональная позиция психолога обеспечивают осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования. Адекватная Я-концепция и система саморегуляции являются воплощением высокого уровня развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения. Коммуникативные свойства помогают психологу устанавливать и поддерживать контакты с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности. Одним из наиболее значимых свойств личности психолога является профессиональное сознание. Развитие профессионального сознания начинается еще во время обучения будущих психологов в вузе — на основе формирования профессиональных интересов и формирования личностной значимости профессиональной деятельности, но его наиболее значимым этапом является освоение специфики профессиональной деятельности после окончания вуза, на рабочем месте. Е. Е. Сапогова [138] выделяет такие ключевые характеристики профессионального сознания психологов: - дивергентность (гибкость) и интуитивность — психолог вынужден мыслить безоценочно, контекстно и континуально, поскольку должен принимать во внимание общенаучные нормы, базовые психологические законы и многозначность фактов и явлений, с которыми он сталкивается; - диалогичность — профессиональное сознание выступает как открытая, находящаяся в постоянном взаимодействии с другими, система, интерсубъектная по своей природе; - герменевтичность и демиургичность — для профессиональ ного сознания психолога психика и мир онтологически слиты, основным средством познания становится интерпретация, истолкование и осмысление; - поликультурность, полисемантичность, криптографич- ность — психологическое сознание должно быть предельно обобщено, оно призвано говорить с любой личностью на ее языке, быть способным войти в ее мир и понять его; - знание языков описания и интерпретации, философичность и трансперсональность психологическое профессиональное сознание опирается на знание и владение теоретическими конструктами, объяснительными схемами и законами научного понимания психики. «система понимания другого человека, — это микрокосм, индивидуальная философская концепция, сопряженная с построением особых, только ей присущих языков, обладающих разной выразительной силой и разной степенью переводимости друг на друга»; - экологичность — для психолога любая деталь проблемы является важной и может рассматриваться как отдельное «целое», вплоть до противоречивого мнения об одном и том же явлении; - экзистенциальность, интенциальность и феноменальность — профессиональное сознание психолога допускает отсутствие различий между фактами и их описанием, между истиной и верой, придавая тем самым сущности существование. Поэтому понимание для психолога строится и в каузальных, и в телеологических терминах. - воображение (моделирование) и креативность — эти качества позволяют видеть проблему с разных сторон, выйти в новые сферы познания психологической действительности; - гуманитарность — психология является, прежде всего, гуманитарной наукой и обогащение ее различными технологическими приемами не означает сведение к ним, алгоритмизацию взаимодействия психолога и клиента; - знаковость, символичность, универсальность — всеобщие свойства сознания, особенно значимые для профессионального сознания психолога, который строит свое понимание человеческой психики на понимании того, что человек живет в индивидуально одухотворенном им мире. Попытка описать основные свойства профессионального сознания психолога основана на стремлении проникнуть в сущность этой непростой профессии, поднимает актуальные проблемы психологического профессионализма, «избранности» и «ремесла» в психологической профессии. Профессионально значимые свойства личности психолога не являются раз и навсегда данными, застывшими образованиями. Они развиваются в процессе профессиональной подготовки психологов в вузе, в ходе последующей профессиональной деятельности, формируются в процессе самовоспитания, работы психолога над собой, повышения профессиональной квалификации, обретения новых форм профессионального опыта. Таким образом, психологическая профессия относится к одним из наиболее сложных видов деятельности со стороны требований к личности профессионала. Психолог часто переживает состояние напряжения, негативные эмоции по отношению к процессу и результатам свой профессиональной деятельности, которые приводят к так называемому профессиональному выгоранию (сгоранию). Термин «профессиональное выгорание (сгорание)», введенный американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом, означает состояние психического истощения профессионалов, интенсивно общающихся с клиентами в обстановке эмоциональной напряженности. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (чувство потери себя, отчужденности, социальной безликости) и редукцию профессиональных достижений. Профессиональному сгоранию подвергаются работники социальной сферы: медики, учителя, политики, юристы, менеджеры и другие. Симптомами профессионального сгорания служат проявления депрессии, негативная Я-концепция, негативное профессиональное самосознание, нежелание работать с людьми, отрицательные психосоматические явления и другие показатели. Основными факторами, вызывающими профессиональное сгорание, являются чрезмерная рабочая нагрузка и неадекватные межличностные отношения на рабочем месте, однако многочисленные зарубежные исследования данного феномена показывают, что на интенсивность сгорания также влияют многочисленные индивидуальные (возраст, пол, уровень образования, семейное положение и др.) и более общие, организационные факторы, такие как условия работы, содержание деятельности [110]. Профессиональное сгорание проявляется у психологов особенно явно в первые годы работы. В сочетании с неадекватной, неуспешной адаптацией на рабочем месте, оно может привести к отказу от профессиональной деятельности, к разочарованию в ней. Помимо этого, профессиональные психологи в неблагоприятных условиях деятельности могут быть подвержены так называемым профессиональным деструкциям, профессиональной деформации личности. Э. Ф. Зеер выделяет такие детерминанты профессиональных деструкций специалиста: социальные стереотипы, проявления психологической защиты, акцентуации черт характера, профессиональная стагнация специалиста. По определению Д. Г. Трунова [155], профессиональная деформация у психолога выступает как расширение «Я профессионального» в область функций «Я человеческого». Профессиональная деформация личности психолога может выражаться в таких явлениях: - Объяснение самых разнообразных событий и проблем повседневной жизни преимущественно психологическими причинами; - Рационализация и конструирование оправданий для любых своих и чужих поступков, позиция «всепонимания» и «всепрощения»; - Постоянная избыточная, навязчивая самодиагностика, самонаблюдение и рефлексия; - Ощущение повышенной ответственности за психологическое состояние окружающих в любых повседневных ситуациях; - Стремление быть «эталонной» личностью, легко справляющейся с любыми конфликтами и психологическими проблемами; - Профессиональный цинизм, отстраненное отношение к травмирующим ситуациям в жизни других людей. Для преодоления и предотвращения явлений профессионального сгорания и профессиональной деформации психологам рекомендуется не замыкаться в рамках своих профессиональных интересов. Необходимо учиться смотреть на свои профессиональные и личные проблемы «со стороны», выходя за рамки непосредственной ситуации, стараться участвовать в различных формах общественной жизни, социальных и культурных мероприятиях. Необходимо также при выполнении профессиональных обязанностей в большей степени опираться на профессиональные знания и умения, а не на личностные ресурсы. Важно соблюдать режим труда и отдыха, рационального питания, заниматься спортивными упражнениями, то есть вести здоровый и активный образ жизни, как бы тривиально это не звучало для некоторых психологов, ощущающих особую «избранность» себя в своей профессии. Вне зависимости от специализации и уровня профессиональной квалификации, психологи разделяют общую профессиональную позицию (как отношение к собственной профессиональной деятельности и действиям, поведение, обусловленное этим отношением) относительно этических норм своей профессии, ее стандартов и требований, и относительно личности человека, который обращается к психологу. Профессиональная позиция психолога основывается на принципах гуманизма, признании фундаментальной ценности и уникальности каждой человеческой личности, необходимости уважения ее прав и возможностей. Психолог в своей профессиональной деятельности признает право каждого на независимость и личную неприкосновенность, свободу совести (вероисповедания), уважает честь и достоинство личности. Психолог принимает чело века таким, какой он есть, верит в его способность справиться с ситуацией, проблемой, поддерживает веру в его собственные силы. Модель деятельности практического психолога, представленная Г. С. Абрамовой, выделяет такие стороны профессиональной позиции и профессионального сознания психолога, как рефлексия целей психологической помощи, отклики или реакции психолога в ситуации общения с людьми, мировоззрение психолога, культурная продуктивность, конфиденциальность как норма отношений с клиентами, осознание ограничений своих профессиональных возможностей, межличностное восприятие, уважение человеческого достоинства, опора на обобщенную теорию в работе психолога и отношение к ней. Источник: Матяш Н. В., Павлова Т. А. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии : монография / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. — 124 с.
|