1. Современное состояние практической психологии
Практическая психология — отрасль психологии, предмет которой практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека или группу людей, их проблемы, запросы, потребности. Практическая психология направлена на применение полученных в теоретической психологии знаний на практике, в работе с людьми [64]. Поэтому иногда ее называют прикладной психологией. А. К. Болотова и И. В. Макарова указывают, что «Предназначение прикладной психологии — оказать помощь человеку в сложных жизненных ситуациях, будь то подростковые, детско-родительские, супружеские проблемы или жесткий профессиональный отбор и конкуренция в деловом мире» [26]. М. А. Иванов и В. А. Штроо указывают, что в нашей стране практической психологией «называют профессиональную деятельность, направленную на изменение личности, группы, организации, предполагающую не столько изучение, сколько воздействие» [61, с. 140].
Ю. М. Забродин [56, с. 35] разделяет основные функции практической психологии на две группы: - по способу и форме деятельности психолога, - по способу использования психологический знаний в решении конкретных задач. К первой группе функций практической психологии относятся различные виды практической деятельности психолога: экспертная, консультативная, проектировочная, конструирующая и т. д. Ко второй группе функций относятся такие направления деятельности психолога как психодиагностика, психопрогностика и психологическое воздействие, в том числе, — психологическое управление. Практика психологической работы зачастую значительно опережает теорию психологии. Е. Д. Хомская отмечала в связи с этим: «Происходящее в настоящее время широкое распространение различных видов психологической помощи населению (в виде разных способов психологического воздействия на личность пациента) явно опережает теоретическое осмысление проблемы» [159, с. 113]. Различные затруднения, в частности, отсутствие методов, позволяющих экспериментально проверить необходимые на практике данные, значительно сдерживают развитие теории, которая порой с трудом обеспечивает постоянно растущие запросы практики. Прикладная психология отчасти остается искусством, отчасти базируется на системе знаний и научно обоснованных методов решения практических задач [146]. В связи с этим ставится проблема отдельной методологии психологической практики [24]. А. В. Юревич отмечает, что «в нашей стране психологическая практика страдает неупорядоченностью, отсутствием лицензирования и сертифицирования, переполнена сомнительными личностями, не имеющими психологического образования» [162]. Не все полученные в теоретических исследованиях знания могут быть использованы в области практической психологии, поэтому ее разделы не соответствуют отраслям теоретической психологии. Наиболее актуальной остается проблема постановки практических психологических задач на основе социального заказа, запросов общества [123]. На основе поступающего запроса или требования, необходимо найти и сформулировать психологическую проблему. Это делается путем сбора и изучения возможно более полной информации. Сбор информации обычно происходит в процессе наблюдений, психодиагностики, консультативных бесед. Отбор и выбор требуемой информации для решения проблемы. Когда психологическая проблема становится ясной, психолог выдвигает гипотезы о причинах нарушений в обучении, воспитании, развитии личности, о потенциальных возможностях, о направленности интересов. Затем, в ходе психологической работы, психолог может менять исходные предположения и формулировать новые. Имеется большое число актуальных проблем, требующих внимания практических психологов: - Прикладные исследования в практикоориентированных отраслях психологии. Внедрение прикладной психологии в различные отрасли народного хозяйства. Максимально востребованными становятся прикладные исследования в этнической, социальной, политической психологии, психологии управления и работы с персоналом [2]. - Потребность в разработке специализированных методов психологического сопровождения, в разнообразии технологий, методов психологической поддержки лиц, оказавшихся в травмирующих психику обстоятельствах; это — терроризм, миграция населения в зоне военизированных действий, техногенные катастрофы, природные катаклизмы [145]. Актуальные перспективные направления развития практической психологии, которые ждут решения возникающих проблем: - Развитие психологической службы в организациях, на предприятиях и в государственных структурах. - Подготовка специалистов в сфере практической психологии. - Организационные проблемы практической психологии. Рабочие места психологов. Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, приводит к созданию и всё большему расширению разветвленной психологической службы в различных сферах.
2. Проблемы становления и развития профессионального сообщества психологов
Не смотря на то, что профессия психолога пока еще является не достаточно распространенной, психологи как профессиональная общность уже имеют устоявшиеся традиции и тесные профессиональные связи, которые помогают в решении многих профессиональных проблем и поддержании стандартов своей профессии [111]. Как представители одной профессиональной области, психологи имеют множество различных организационных форм, ориентированных на сплочение психологического сообщества, содействие решению профессиональных проблем психологов, реализацию профессиональных интересов. Во всех странах мира психологические разработки ведутся, как правило, в специализированных исследовательских институтах, лабораториях, которые могут входить в различные организационные структуры и иметь разное финансирование и статус, оставаясь, однако, психологическими как по направлению работ, так и по квалификации сотрудников. На уровне академической науки психологов представляют Секция философии, психологии, социологии и права при Отделении общественных наук РАН и Отделение психологии и возрастной физиологии РАО РФ. Эти организации занимаются координацией работы различных психологических центров, научно-исследовательских институтов, кафедр и научных лабораторий, разрабатывающих психологические проблемы, определяют приоритетные направления работы региональных психологических центров страны. Отделение психологии и возрастной физиологии РАО РФ оказывает помощь российским психологам в приоритетных, актуальных для страны и психологической науки исследованиях, содействует финансированию исследований, публикации и внедрению их результатов. Постсоветская Россия унаследовала от СССР структуру научно-исследовательских учреждений, включающую академические НИИ и лаборатории, исследовательские учреждения в структуре «ведомственной» науки и научно-исследовательские подразделения высших учебных заведений [146]. Разработка основных проблем современной психологии ведется в специализированных научно-исследовательских институтах, главными из которых в нашей стране являются Психологический институт Российской Академии образования (ПИ РАО) и Институт психологии Академии наук Российской Федерации (ИП РАН). Старейшим психологическим научно-исследовательским учреждением страны является Психологический институт Российской академии образования, основанный в 1914 г. на средства выдающегося русского промышленника и мецената С. И. Щукина. На протяжении многих лет институт неоднократно менял свое название и ведомственную принадлежность, но оставался центром фундаментальных исследований. Крупнейшим научно-исследовательским психологическим учреждением в России является Институт психологии Российской академии наук (ИП РАН), организованный в 1971 г. по инициативе Б. Ф. Ломова (первый директор института). В организации ИП РАН приняли участие такие выдающиеся ученые, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Е. В. Шорохова, В. Д. Небылицын, В. А. Пономаренко, П. К. Анохин, А. И. Берг, и многие другие. Институт является учредителем «Психологического журнала» РАН и некоторых других изданий. Сейчас появляется все большее число научно-исследовательских учреждений в области психологии, которые не имеют государственного финансирования. Разработкой психологической проблематики занимаются также различные научно-исследовательские психологические лаборатории, отделы, сектора в непрофильных, непсихологических научно-исследовательских институтах (педагогических, биологических, медицинских, юридических и других), связанных с проблемами изучения человека [111]. Крупнейшим исследовательским центром в области медицинской психологии и психотерапии является Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева в Санкт-Петербурге. Многие исследовательские институты и центры РАО возглавляют психологи; в большинстве институтов имеются отделы и лаборатории психологического профиля. К их числу относятся: Институт коррекционной педагогики РАО, Институт педагогических инноваций РАО, Исследовательский центр семьи и детства РАО, Исследовательский центр социальной педагогики РАО, Исследовательский центр социологии образования РАО, Исследовательский центр эстетического воспитания РАО, Институт профессионального самоопределения молодежи РАО. Психологические исследовательские лаборатории и группы имеются в институтах Российской академии медицинских наук, в частности в Научном центре психического здоровья. Исследования по прикладной психологической проблематике ведутся в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, НИИ авиационной и космической медицины, в Научно-практическом центре ВС РФ, Институте медико-биологических проблем, во Всероссийском НИИ МВД РФ, Всероссийском НИИ технической эстетики; и множестве других ведомственных научно-исследовательских учреждений. Проблемы психологической науки активно разрабатываются и на различных психологических кафедрах, в научных лабораториях высших учебных заведений. Крупными научными центрами являются также образовательные психологические учреждения (факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, научно-учебный центр психологии Новосибирского государственного университета и др.). Кафедры и лаборатории этих вузов проводят исследования, соответствующие мировому уровню. Традиционный список ведущих психологических научных учреждений России («большая пятерка») составляют Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева и факультеты психологии МГУ и СПб ГУ. На их долю приходится большая часть научного «продукта» российской психологии. Эти центры имеют наибольшее число научных договоров, а сотрудники получают большую часть грантов, финансируемых научными фондами. Профессиональные объединения психологов. Объединения и общества психологов имеют в нашей стране давнюю традицию. В дореволюционной России существовало Московское психологическое общество, основанное при Московском университете (с 1885 г.), Психологическое общество. В середине пятидесятых годов ХХ века в нашей стране при Академии педагогических наук РСФСР было создано Общество психологов СССР. Психологи как представители своей профессиональной области создают в настоящее время различные общественные объединения, главной задачей которых является координация и всесторонняя помощь в деятельности психологов. Психологические общественные организации выполняют такие функции как предоставление профессионально-необходимой информации (о проведении семинаров, конференций, творческих групп, встреч, дискуссий по различной проблематике; о профессиональных конкурсах, о возможностях повышения квалификации, краткосрочных формах обучения, новостях психологии и новинках психологической литературы), создают условия для расширения профессионального опыта, осуществляют контакты между психологами и обмен опытом для решения профессиональных проблем; оказывают различные услуги, касающиеся приобретения литературы и методических материалов; организуют различные исследовательские и издательские проекты. Наиболее представительным и авторитетным среди психологических обществ и организаций нашей страны является Российское психологическое общество (РПО) при Президиуме РАН, учрежденное в 1994 году. В состав общества входит 56 региональных отделений. Руководит обществом Координационный совет, избираемый съездом. В промежутках между съездами и заседаниями КС РПО им руководит президент и Президиум КС. РПО ведет широкую научную, просветительскую, методическую деятельность в сфере психологии. При РПО созданы экспертные советы: по психодиагностике (психологическому инструментарию), по разработке нормативной базы деятельности психологов, по экспертизе использования психологических знаний специалистами смежных профессий, по образовательным программам, по практической психологии, психологическим услугам и консультированию. Работает редакционно-издательский совет РПО. РПО издает журналы «Национальный психологический журнал», «Российский психологический журнал» и «Psychology in Russia. State of the Art». В настоящее время в нашей стране появляется все большее число различных психологических обществ и объединений. Среди них — Федерация психологов образования России [135], Общество практикующих психологов «Гештальт-подход», Федерация психологов-консультантов онлайн, Московская Ассоциация Аналитической Психологии, Ассоциация детских психологов, Межрегиональная общественная организация содействие развития символ драмы, Федерация психологов консультантов России, Психофизиологическая ассоциация, Ассоциация гуманистической психологии, Московская межрегиональная психоаналитическая ассоциация, Общество семейных консультантов и терапевтов, Психологическая ассоциация рекламных исследований, Ассоциация политических психологов России, Арт-терапевтическая ассоциация, Санкт-Петербургское общество детского психоанализа, Межрегиональная общественная организация содействия развитию символ-драмы, Российская ассоциация телефонной экстренной психологической помощи Формами профессионального общения психологов, входящих в различные общественные профессиональные объединения, являются съезды, конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары по актуальным проблемам психологической науки и практики, мастер-классы и обмен опытом работы. Проводятся Всероссийские выставки достижений практической психологии, открытые конкурсы, отмечающие различные достижения практических психологов [111]. Зарубежные общественные организации психологов так же весьма многочисленны. Они выполняют функции поддержки и профессиональной помощи психологам, являющимся их членами. Крупнейшей организацией, объединяющей психологов мира, является Международный союз психологической науки (The International Union of Psychological Science). В его состав входят национальные союзы и ассоциации, представляющие психологов отдельных стран по принципу «одна ассоциация — одна страна». IUPsyS был основан в 1951 г. На сегодняшний день он объединяет 54 национальные психологические ассоциации. В свою очередь IUPsyS входит в качестве члена в состав Международного совета социальных наук (ISSC) и Международного совета научных союзов (ICSU). Кроме того, за IU PsyS закреплен консультативный статус при UNESCO. Среди зарубежных обществ широко известны Американская психологическая ассоциация (APA), Британское психологическое общество и др. Американская психологическая ассоциация это самое многочисленное объединение психологов в мире, в нее входят более семидесяти тысяч психологов, имеющих ученую степень доктора наук. Ассоциация активно ведет психологические исследования этические, следит за соблюдением принципов социальной ответственности психологов, организует для своих членов различные мероприятия, ведет широкую издательскую деятельность. Национальная ассоциация школьных психологов США (NASP), одна из самых крупных общественных организаций школьных психологов, объединяет практикующих школьных психологов, консультантов и супервизоров психологической службы, а также студентов, получающих эту профессию. Ассоциация работает на основе разработанных документов, таких как «Этические принципы школьного психолога», выпускает свою газету, журнал, регулярно проводит конференции, семинары, обучающие тренинги, презентации новых методик. Среди других зарубежных общественных организаций психологов можно отметить Международный совет психологов, Международный союз психологической науки. Важным фактором организации профессионального сообщества психологов и поддержании единых стандартов профессии являются средства массовой информации: психологические журналы и профессиональная периодическая печать, психологические ресурсы сети Интернет [111]. Зачастую они являются единственным источником актуальной научной информации для психологов, особенно в отдаленных районах нашей страны. Поскольку научная литература во многих случаях издается небольшими тиражами, доступна только в крупнейших библиотеках страны, именно периодическая психологическая печать дает возможность ознакомиться с тенденциями развития психологической науки, значимыми и актуальными научными исследованиями. В современной России выпускаются многие специализированные журналы для психологов: «Вопросы психологии» (ПИ РАО), «Психологический журнал» (ИПАН), «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», Сибирский психологический журнал, Актуальные проблемы психологического знания (Московский психолого-социальный университет), Вопросы психического здоровья детей и подростков (Ассоциация детских психиатров и психологов), Консультативная психология и психотерапия (Московский государственный психолого-педагогический университет), Культурно-историческая психология (Московский государственный психолого-педагогический университет), «Мир психологии и психология в мире» (Московский психологосоциальный университет), Прикладная юридическая психология (Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний), «Психологическая наука и образование» (Московский государственный психолого-педагогический университет), Психология образования в поликультурном пространстве (Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина), Социальная психология и общество (Московский государственный психологопедагогический университет), Теоретическая и экспериментальная психология (Психологический институт Российской академии образования) «Психологическая газета» (ИМАТОН), и многие другие. Появилась первая еженедельная психологическая газета «Школьный психолог» (Приложение к газете «Первое сентября»). Существует много зарубежных профессионально-психологических журналов, издаваемых как психологическими обществами, так и вузами, факультетами психологии. Так, Американской психологической ассоциацией издается большое количество научных психологических журналов. Среди них такие как American Psychologist, Psychological Review. пользуются популярностью известные психологические журналы American Journal of Psychology (США), Annual Review of Psychology (США), British Journal of Developmental Psychology (Великобритания), British Journal of Psychology (Великобритания), Cognitive Science (США), Developmental Psychology (США), Journal of Applied Psychology (США), Journal of General Psychology (США), Journal of Personality (США), Memory and Cognition (США), Pavlovian Journal of Biological Science (США), Personality and Individual Differences (Великобритания), Psychological Bulletin (США), Psychologist (Великобритания), Social Cognition (США) и другие. В современных условиях формы профессионального общения психологов расширяются, и все более важное место среди них занимает сеть Интернет. Это еще раз подчеркивает значимость овладения новыми информационными технологиями для профессиональных психологов. В сети имеются многочисленные специализированные психологические ресурсы. К ним относятся психологические сайты, электронные версии психологической периодики и другие источники психологической информации. Как правило, на психологических сайтах размещается информация о конференциях и съездах, психологические новости, имеется электронная библиотека психологической научной и учебной литературы, приведены тесты, можно получить психологическую консультацию, пообщаться с коллегами-психологами в форуме. Содержание психологических сайтов крайне неоднородно по качеству — от официальных сайтов крупных психологических центров, психологических факультетов до любительских домашних веб-страниц психологов и сайтов, посвященных научнопопулярному психологическому знанию. Поэтому начинать знакомство с психологическими ресурсами Интернета и пользование ими необходимо с официальных сайтов психологических учреждений [111]. Многие профессиональные психологические сайты предлагают бесплатную подписку на тематические рассылки по электронной почте. Рассылки разнообразны по содержанию, они могут нести информацию о новых психологических изданиях, о проведении конференций и других встреч психологов, о новостях из мира психологии. Некоторые официальные печатные издания также распространяются по каналам компьютерных сетей. Так, например, журнал «Вопросы психологии» не только имеет свой сайт (www.voppsy.ru), но и принимает подписку на электронную версию журнала, которую можно получать по электронной почте [132]. Существуют электронные Интернет-издания, которые предоставляют возможности научных публикаций в сети. Например, Московский Государственный открытый педагогический университет им. М. А. Шолохова издает сетевой электронный научный журнал «Педагогический Интернет-вестник МГОПУ», в котором имеются тематические рубрики «Психология» и «Педагогика и психология». Необходимую помощь в поиске информации могут оказать специализированные психологические каталоги психологической сети, которые содержат описание содержания и направленности психологических сайтов, оценку их качества и профессиональной пригодности, а также прямые гиперссылки, с помощью которых можно переместиться на конкретные сайты. В сети Интернет проводится все больше психологических конференций, семинаров и других профессиональных мероприятий для психологов. Таким образом, Интернет открывает широкие возможности для контактов между психологами всех регионов нашей страны.
3. Актуальные проблемы и тенденции подготовки профессиональных психологов
Становление психологического и психолого-педагогического образования в России началось в 40-50-е гг. ХХ в., когда были открыты отделения психологии при философских факультетах. Уже в 1966 г. начали работу первые отечественные факультеты психологии в Московском и Ленинградском государственных университетах. В середине семидесятых гг. ХХ в. появились отделения психологии в Ростовском, Саратовском и Ярославском университетах. Массовое психологическое образование началось в конце 80-х — середине 90-х гг. ХХ века, в связи с потребностями социальной практики, психологическое образование постепенно получило в нашей стране значительное распространение. Отмечаются такие его современные тенденции, как массовый характер, рост престижности и значительное повышение социального статуса психолога-профессионала. Создание Психологической службы системы образования привело к появившейся потребности в психологических кадрах. Обучение будущих психологов происходит только в высших учебных заведениях на факультетах или отделениях психологии. Переход в России к двухуровневой системе высшего профессионального образования продиктован экономическими интересами и интересами личности. Двухуровневая система позволяет построить более гибкие, индивидуализированные (личностноориентированные) образовательные программы. После получения степени бакалавра человек может скорректировать свою образовательную траекторию: в случае необходимости пойти на работу или продолжить образование, если это потребуется, в магистратуре или по программе подготовки специалиста либо в структурах дополнительного профессионального образования. Данная система позволяет более рационально использовать финансовые ресурсы обучающихся. Двухуровневая система позволяет восстановить управляемость в системе взаимосвязей высшего профессионального образования и экономики, резко повысить эффективность использования бюджетных средств, а также вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров, преимущественно на второй ступени. Бакалавриат — высшее общее психологическое образование первого уровня, отвечающее необходимым профессиональным стандартам и обеспечивающее подготовку ко всем видам деятельности психолога. Подготовка магистров предполагает специализацию в одном из основных направлений психологической науки. Магистратура — высшее психологическое образование второго уровня, направленное на углубленную подготовку выпускников в сфере научно-исследовательской деятельности и получение широких профессиональных знаний по направлению магистерской программы (например, «Психология управления», «Педагогическая психология» и др.). Уровневая система образования затрагивает не только изменение содержания образовательных программ, но и стандарты качества высшего образования, организацию образовательного процесса. В связи с этим в профессиональной подготовке психологов возникает ряд существенных проблем. Важной проблемой является то, что выпускают профессиональных психологов не только в классических университетах, но и в педагогических, медицинских, военных, технических и других непрофильных вузах. Массовость высшего психологического образования, наряду с положительными моментами, порождает проблемы его качества и содержания. Кроме того, массовость психологического образования привела и к переизбытку кадров психологов. С. Н. Федотов [156] отмечает, что значительное противоречие наблюдается между количеством выпускников по психологическим специальностям и реальным количеством вакантных должностей практического психолога, т. е. имеется избыточное количество выпускников. Если до 90-х гг. ХХ в. подготовка психологов имела академическую направленность, и студенты ориентировались на преподавательскую и научную работу, то сегодня большинство выпускников связывают свою карьеру с практической работой, а специализации приобрели конкретно-прикладную направленность. Подготовка психологов и педагогов-психологов в вузе, помимо наличия общих черт с другими профессиональными направлениями обучения студентов, имеет свои специфические особенности и характеристики, которые связаны непосредственно с содержанием специальности и усвоением системы психологических знаний в качестве профессиональных. В связи с этим, важной является проблема, по выражению Ю. М. Забродина и В. Э. Пахальяна «методологии подготовки» практических психологов. Авторы отмечают, что «при составлении ФГОС и при разработке ПС нет единства в методологических основаниях. Как следствие, между ними можно обнаружить противоречия в определении как основного содержания самой предметной области, так и ее структурных элементов (виды профессиональной деятельности, компетенции и т. п.)» [57, с. 30]. Квалификационные требования к подготовке психологов в вузе охватывают, помимо круга профессиональных знаний, умений и навыков, требования к сформированности профессиональной позиции психолога в практической деятельности, к пониманию социальной значимости своей профессии, готовности к возможному изменению характера профессиональной деятельности в ходе профессиональной карьеры [111]. Психолог-профессионал должен также владеть разнообразными методами научных исследований, интерпретации и представления их результатов, современными информационными технологиями применительно к задачам своей деятельности. Существуют очные (дневные), очно-заочные (вечерние) и заочные формы подготовки психологов. Возможно сочетание различных форм получения студентами психологического образования [111]. Б. Б. Айсмонтас характеризует также современные дистанционные формы подготовки психологов. [1] В зависимости от формы подготовки, обучение психологов на базе среднего образования может составлять пять-семь лет. По некоторым данным, более семидесяти процентов практикующих в настоящее время психологов и преподавателей психологии получили свою профессию как вторую, переквалифицировались. Кроме того, для некоторых педагогических специальностей допускается получение специализации, связанной с психологической профессией. Сегодня необходимо говорить о принципиально новой программе подготовки практических психологов, которая должна представлять собой разумный баланс общих фундаментальных психологических курсов и свой значительный по объему практикоориентировочный блок психологических дисциплин [136]. Ю. М. Забродин указывает, что рынок личных психологических услуг, появление частной психологической практики «предполагает радикальную реорганизацию всей системы профессиональной подготовки психологов: нужны не только академические психологи, но и специалисты со средним психологическим образованием, а также смежники, в достаточной степени владеющие основами психологической работы» [56]. Существуют значительные проблемы отбора содержания в подготовке психологов. Работодатели подчеркивают, что необходимо, чтобы при обучении молодых специалистов им привили навык самопрезентации и умения взаимодействовать с людьми, которые находятся на высоких бизнес- и государственных постах. Возникает также необходимость активной деловой переписки, деловой и профессиональной коммуникации. Выпускник должен владеть навыками деловой переписки, составления смет, нужны знания в области простейших экономических расчетов. Соответственно выпускникам очень не хватает подготовки в области иностранных языков, прежде всего, английского. Выпускникам не хватает практических знаний, особенно в области компьютерной психодиагностики, психолингвистики, психосемантики, математики. Отметим и проблемы дополнительного образования и повышения квалификации психологов. Психологическое образование закономерно продолжается и после окончания вуза. Существуют программы профессиональной переподготовки, повышения квалификации, действующие в системе дополнительного, послевузовского образования. Эти программы предлагаются факультетами психологии для получения психологами дополнительной квалификации в какой-либо узкой психологической области. Однако по таким программам обучаются и специалисты-непсихологи (с педагогическим, медицинским, экономическим и другим образованием). Длительность обучения может составлять от нескольких недель до трех-четырех лет. Освоение такого рода программ заканчивается получением соответствующего свидетельства, сертификата или диплома о переподготовке. Помимо методических и организационных проблем переподготовки профессиональных психологов, существуют важные и актуальные проблемы содержания их подготовки: - недостаточная практическая направленность и информационная насыщенность программ курсов, поскольку большинство слушателей не имеют базового образования - полное или частичное отсутствие опыта практической работы у слушателей системы дополнительного образования - отсутствие квалифицированных практических психологов- преподавателей - невозможность индивидуализации обучения — учета места работы, квалификации, профессиональных интересов слушателей. В. Э. Пахальян, анализируя подготовку практических психологов, отмечает наличие системного конфликта, имеющего «нормативные, организационные и методологические аспекты» [114, с. 6061]. Подобные проблемы отмечает и А. Н Смирнов [143]. Н. С. Пряжников, рассматривая проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов, связанные с формированием ценностно-смыслового, личностного «ядра» профессиональной деятельности профконсультантов, выделяет следующие проблемные моменты: явный недостаток адекватных и эффективно работающих методов как для практической профконсультационной работы, так и психолого-педагогических технологий специального рассмотрения общественных нравственных проблем; декларативный характер многих психолого-педагогических занятий; неизбежность уступок со стороны преподавателя, работающего с профконсультантами, часто приводящая и к внутренним компромиссам, и к неудовлетворенности своей работой [124, с. 6]. Таким образом, проблемы профессиональной подготовки психологов, порождаемые развитием общества и системы высшего образования, не имеют однозначного решения и требуют дальнейшего исследования. Источник: Матяш Н. В., Павлова Т. А. Актуальные проблемы теории и практики современной психологии : монография / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. — 124 с.
|