На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Характеристика психического развития в подростковом и юношеском возрасте
Характеристика психического развития в подростковом и юношеском возрасте
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология

Обобщенно можно выделить следующие направления и основные задачи развития в подростковом и раннем юношеском возрасте:
1. Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи: 1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построение мужской или женской «родовой» идентичности; 2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.

2. Когнитивное развитие (от 11-12 до 16 лет). Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено 2 основными достижениями: 1) развитием способности к абстрактному мышлению; 2) расширением временной перспективы.
3. Преобразования социализации (преимущественно на отрезке от 12-13 до 18-19 лет). Отрочество также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки; 2) постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.
4. Становление идентичности (выходит за границы отрочества и охватывает время от 13-14 до 20-21 года). В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития: 1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущем; 2) осознание себя как отличного от интерио- ризированных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).


1. Характеристика психического развития в подростковом возрасте


Социальная ситуация развития подростка. Средний школьный возраст (от 10-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть подростковым. Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и, по Л. С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наблюдаются 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость, родительская опека и т. п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т. п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте - от школьников с детским обликом и интересами до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни.
Подростковый возраст многие педагоги и психологи называют «трудным», отмечая рост агрессивности, враждебности и негативизма у подростков. Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Подростковый комплекс включает чувствительность к оценке посторонних своей внешности, способностей, умений, это сочетается с крайней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью; борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.
Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками. Происходит переориентация общения с родителей и учителей на сверстников, что включает две противоречивые тенденции: потребность в принадлежности к группе и в обособленности от нее.
Новообразование возраста. Чувство взрослости как особая форма самосознания выступает в аффективной форме переживания и осознания своих социальных качеств. Складывается система представлений о самом себе, интерес к собственной личности, оформляется отношение к себе как к взрослому.
Физическое развитие. Быстрый темп физического роста, резкое повышение функций обмена веществ, усиление деятельности желез внутренней секреции, появляются и усиливаются вторичные половые признаки. На фоне полового созревания изменяются процессы нейродинамики, пропорции тела, эмоциональные реакции. Происходит принятие телесного образа Я.
Когнитивное развитие. Внимание: формируется способность хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности; внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом. Память: происходит ее перестройка с доминирования механического запоминания к смысловому, приобретает опосредованный, логический характер. Мышление: развитие абстрактного мышления, появляется способность проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, оперировать значениями и смыслами языка. Речь: усвоение множества значений, способных закодировать понятия родного языка, сензитивность к словесному творчеству, расширение богатства словаря.
Эмоциональное развитие. Недостаток опыта переживания эмоций и опыта общения, снижены выдержка и самообладание. Частая эмоциональная нестабильность, повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. Личностно-значимое отношение к другим людям направляет содержание и характер эмоциональных реакций, достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
Социальное и личностное развитие. Расширяются сферы социальной активности, изменяется их значимость. Отношения со сверстниками выделяются в сферу личной жизни (реакции группирования), обособленной от влияния и вмешательства взрослых (дистанцирование и отчуждение). Характер отношений в семье связан со стремлением освободиться от опеки родителей. Мотивация связана с концентрацией на значимой деятельности, развивается критичность мышления, способность к самоорганизации. Появляются желание и возможности для создания идеалов, поиска эталона и значимого лица. Варьируется интерес к своему внутреннему миру, разнообразие образов Я, оформление мужской или женской роли, личностной направленности. Стремление к самостоятельности и автономии, склонность к самоанализу и саморефлексии, выработка своей линии поведения.
Кризис возраста. Возникновение нового уровня самосознания, где развитие определяют факторы внешние (постоянный контроль со стороны взрослых и зависимость от них) и внутренние (собственные привычки и черты, мешающие осуществить задуманное). Затрудняется оформление идентичности, сложности контроля, применения запрещающих санкций, основанных на соображениях морали.
Помощь в развитии. Необходимо учитывать характер развития потребностей подростка и перестройку его взаимодействия с окружающими. Контролировать ситуативные импульсы и отрицательное отношение к себе. Интенсифицировать овладение способами регуляции эмоциональных состояний и поведения. Выстраивать отношения на основе дружбы и уважения, понимания и доверия.


2. Характеристика психического развития в юношеском возрасте


Социальная ситуация развития в юности. Юношеский возраст отделяет детство от взрослости. Этот период обычно делится на раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических функций.
Главная социальная задача юности - выбор профессии. Общее образование дополняется специальным, профессиональным. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности. Важной задачей этого возраста становится также подготовка к созданию семьи.
Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности психики. Юношей остро волнуют такие проблемы, как собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т. п. Социальное и личностное самоопределение предполагает четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Это требует развития интегративных механизмов самосознания, выработки мировоззрения и жизненной позиции. Юношеский возраст является также важной фазой приобретения мужской или женской идентичности.
Ведущая деятельность - учебно-профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают активизировать учебную деятельность, появляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности - стремление приобрести профессию. Развиты умения самостоятельной работы, целе- полагания и правильной организации времени.
Новообразование возраста. Предварительное самоопределение (социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое), построение жизненных планов на будущее. Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я», куда входит фактор времени.
Физическое развитие. Морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания различных систем организма. Заметны признаки акселерации, увеличивается вес, возрастает мускульная сила и двигательные функции, повышается работоспособность.
Когнитивное развитие. Внимание: более избирательно, хорошо управляемый, контролируемый процесс, овладение приемами переключения, формируется наблюдательность. Память: акцентируется осмысленное запоминание вербального и невербального материала, появляется способность управлять произвольным запоминанием и использовать анемические средства, широко используются разные стратегии запоминания материала. Мышление: выделение в предмете существенного, понимание причин того или иного явления, точная классификация частных и общих понятий, систематичность развития. Речь: становится объемной и богатой по лексике, гибкой по интонации, иногда письменная речь развита лучше, чем устная. Открытие того, что язык как знаковая система позволяет отражать окружающую действительность и фиксировать определенный взгляд на мир.
Эмоциональное развитие. Стабилизация психических состояний, повышенный жизненный тонус, сдержанные эмоции и аргументированное поведение, оптимистическое самочувствие. Представления о себе и других порождают те или иные переживания, повышается внутренняя восприимчивость и способность к сопереживанию. Особое место занимает неосознанная готовность к чувству влюбленности (первые сексуальные переживания, первая любовь). Заметное развитие волевых качеств.
Социальное и личностное развитие. Период роста и развития физической и социальной активности. В общении с окружающими и со сверстниками стремится к близости взглядов, интересов, миропонимания. Контакты становятся более избирательными, поиск единомышленников, понимающих людей. Потребность в деятельности, имеющей личностный смысл, выбор целей и задач будущего в области образования и профессии. Утверждение гендерной идентичности (мужской и женской роли), продумывание и подготовка к будущей семейной жизни. Развитие готовности к жизненному самоопределению на основе достаточного уровня развития ценностных представлений, устойчивых свойств личности, самостоятельности и ответственности.
Кризис возраста связан с переходом к новой взрослой жизни. Крушение жизненных планов, разочарование в правильности выбора специальности, расхождение представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании. Непринятие сверстниками, проблемы общения с ними.
Помощь в развитии. Требуется помощь в прояснении и развитии временной перспективы будущего, поддержка в личностном и профессиональном самоопределении. Понимание изменчивости гендерных стереотипов. Оформление способности нести ответственность за свои действия.


Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития в подростковом возрасте.
2. Опишите, как проявляется «чувство взрослости» у современных подростков.
3. Дайте характеристику общения как ведущего вида деятельности подростка.
4. Какие изменения происходят в учебной деятельности в подростковом возрасте. Охарактеризуйте другие виды деятельности подростка.
5. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития в юности.
6. Дайте характеристику учебно-профессиональной деятельности как ведущего вида деятельности в ранней юности.
7. Опишите варианты взросления старшеклассников.
8. Опишите развитие самосознания в юношеском возрасте, особенности самооценки и саморегуляции.
9. Охарактеризуйте когнитивное развитие в юности. В чем проявляется специфика теоретического сознания в юношеском возрасте?
10. Охарактеризуйте коммуникативное развитие в юности, любовь и дружбу как наиболее социализированные формы поведения и общения.
11. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.


Практические задания
1. «Главная беда с родителями - то, что они знали нас, когда мы были маленькими», - заметил 14-летний мальчик.
Прокомментируйте высказывание подростка. Какое основное противоречие лежит в основе взаимоотношений взрослых и подростков? Как должны вести себя родители, чтобы установить с подростком наилучшие отношения (предъявление требований и правил, их соблюдение и несоблюдение, учет желаний и потребностей подростка, ценность послушания или независимости)? При каком стиле взаимоотношений родителей и подростков (демократическом, авторитарном или либеральном) складываются наиболее благоприятные отношения?
2. Из письма: «Моя 15-летняя дочь стала проявлять склонность к патологическому вранью - именно вранью, а не фантазированию. При этом она лжет часто не в собственных интересах (например прячет от меня дневник, хотя учится неплохо). Никогда не говорит правду, куда идет вечером, хотя это может быть невинный визит к подружке. Что это значит и как мне ее исправить?»
Дайте психологический анализ ситуации. Объясните поведение девочки исходя из особенностей подросткового возраста. Существует ли связь между позицией мамы в отношениях с дочерью и поведением девочки? Опишите позицию мамы в отношениях с дочерью-подростком. Каковы варианты дальнейшего развития отношений мамы и дочери?
3. Укажите отличительные особенности общения:
1) младших и старших подростков со сверстниками и взрослыми;
2) девочек и мальчиков-подростков.
4. Ученик 9 класса 15-летний Игорь Ш. перешел в новую школу в связи с изменением места жительства. Вскоре все ребята в новом классе Игоря знали, что он - успешный спортсмен, кандидат в мастера спорта международного класса. Подросток стал пользоваться уважением большинства одноклассников, лидер класса принял его в свою компанию. Однако вскоре выяснилось, что спортивные успехи мальчика - его выдумка.
Какие потребности пытался удовлетворить Игорь с помощью мифа о себе? Почему такой путь не желателен? Назовите позитивные способы самоутверждения подростка в общении со сверстниками.
5. Ученица 8 класса 13-летняя Нина заслужила у многих учителей репутацию «дерзкой и наглой». Если кто-то получал незаработанную пятерку, она могла громко сказать: «Что-то уж очень щедро... С чего бы это?» А когда кто-то из «отверженных», несмотря на большие старания, получал за ответ неизменную тройку, слышалось ироничное: «Зря стараешься, ты же в черном списке!» Если было задано выучить наизусть какие-нибудь стихи или отрывок, Нина осведомлялась: «А вы сами уже выучили?» Часто это вызывало взрыв ярости и негодования учительницы.
Какие особенности взаимоотношений со взрослыми, свойственные подросткам, проявились в поведении Нины? Что в поведении взрослых вызывает протест подростков? Как бы вы повели себя в такой ситуации на месте учительницы?
6. Используя теоретические знания о возрастных особенностях подростков, проанализируйте предложенные ситуации. И ответьте на вопросы в каждом отдельном случае.
Какие нарушения поведения у ребят представлены?
Какие ведущие мотивы, или какие внешние обстоятельства определили их поведение?
Какие свойства личности проявляются в поведении? Свидетельствует ли их поведение о том, что личность ребенка развивается неправильно? Ответ аргументируйте.
Какие особенности формирующейся самооценки подростков можно отметить?
Какие недостатки предшествующего воспитания могли сформировать такое поведение подростков?
В примерах 6 и 7 проанализируйте принятые учителем меры для преодоления конфликта. В чем причина неудачи?
Что бы вы предложили сделать, чтобы изменить поведение подростков?
1) Нина (14 лет) хорошо учится по всем предметам, много времени уделяет подготовке домашнего задания, по несколько раз переписывает домашнее задание. Дома, кроме уроков, ничем не занимается, говорит, что не успевает. В школе при устных ответах краснеет, теряется. Проявляет демонстративное безразличие ко всему, что происходит в классе. Ни с кем не дружит.
2) Гена (14 лет) на грубое обращение женщины в трамвае уступить место начал хамить, отвернулся не уступил место.
3) Саша (12 лет), «он совершенно не верит в себя, видит у себя одни недостатки, а ведь толковый парень».
4) Лена (11 лет) «ни с того, ни с сего» на спокойную просьбу учительницы подобрать бумажки вокруг парты, начинает грубить, швырять на пол тетради, а потом просто выбегает из класса.
5) Петя (13 лет) способный, развитый мальчик, обладает знаниями и эрудицией, выходящими за пределы школьной программы. Но с первого класса у него сложились привычки, выделяющие его среди других учеников. Например, если надо было решить 10 примеров по математике, он решал половину и еще дополнительно те, которые заинтересовали его самого. Обладая превосходной памятью, он отказывался конспектировать материал, который предлагал учитель на уроке. В итоге Саша получал двойки и тройки.
6) Света (12 лет) после перенесенного заболевания имеет косметические недостатки кожи, к тому же не отличается опрятностью. Одноклассники обзывают ее, не хотят сидеть за одной партой, даже бьют девочку. Света жалуется на одноклассников классному руководителю. Учителя взяли ее под опеку. Отношения между девочкой и одноклассниками ухудшились.
7) Вова (11 лет) самый маленький в классе, слабо развит физически. Его дразнили, даже били. Вова стал клоуном в классе, корчил гримасы, передразнивал учителей, всячески развлекал ребят. Вову с родителями вызвали на педсовет, снизили оценку за поведение. Поведение Вовы резко ухудшилось.
8) Слава (11 лет) на уроках литературы охотно рассуждает о справедливости, порядочности, искренности. Дома неоднократно обманывает родителей, лжет одноклассникам.
9) Гена (13 лет) сдавал на проверку дневник, в котором учительница постоянно обнаруживала вырезки из журналов с обнаженными женщинами.
7. Проанализируйте стихи с точки зрения возрастных особенностей и задач развития.
Из юношеских стихов:
1) А ты все мечешься? А ты все маешься?
Нет, голос режется! Внутри ломается!
2) Я хочу к тебе прорваться
Сквозь поломанные автоматы,
Сквозь набитые автобусы,
Сквозь насмешливые глаза,
Я хочу к тебе прорваться
Сквозь тройное одиночество,
Сквозь привычку расставаться,
Сквозь саму себя.

Источник: Шершнёва, Т. В. Психология : пособие для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»: в 5 ч. / Т. В. Шершнёва, Г. В. Вержибок; под общ. ред. Т. В. Шершнёвой. - Минск : БНТУ, 2021. - Ч. 2. - 69

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.