Тема 1. Методическая работа в современном образовательном пространстве
На этапе модернизации системы специального образования возникает необходимость поиска наиболее оптимальных форм организации методической деятельности, повышения квалификации, внутриорганизационного обучения и других форм непрерывного образования кадров. В связи с этим возникает необходимость совершенствования методической работы, изменения подходов к этой деятельности, внедрения новых форм, корректировка содержания, создания гибкой структуры методической службы, мотивирующей развитие креативных способностей педагогов, их познавательно-ценностных интересов и профессиональное саморазвитие личности.
Модернизация системы образования в целом и специального образования в частности влечёт за собой существенные и качественные изменения в практике работы учителя. На современном этапе в специальном образовании расширяется ответственность и самостоятельность современного учителя, повышаются требования к его профессиональной компетентности, изменяются и усложняются задачи и функции, возрастает потребность в учителе, способном изменять и формы и содержание своей деятельности посредством критического, творческого осмысления и применения в практике достижений науки и педагогического опыта. Формы проведения: семинар, семинар-практикум, заседание круглого стола, деловая игра.
Вопросы для обсуждения
- Приоритетные направления содержания методической работы:
а) совершенствование учебно-воспитательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов учебно-воспитательной работы); б) повышение профессиональной подготовки педагогов на основе использования современных педагогических и информационных технологий; в) проектирование и планирование профессионально-методического образования учителя; г) контроль и рефлексивная оценка результатов педагогической и методической деятельности, её коррекция; д) выявление, обобщение и распространение положительного опыта работы педагогов; е) аттестация педагогических кадров.
- Условия эффективности методической работы:
а) функционирование методической работы как целостной системы, отражающей реальную потребность педагогов в непрерывном повышении профессиональной компетентности; б) осуществление методической работы на диагностической основе; в) сформированность у педагогов положительной мотивации к методической работе.
- Формы и методы организации методической работы
Метод
|
Форма обучения
|
а)
|
Репродуктивный. Трансляция чужого опыта с целью его заимствования
|
а)
|
Мастер-класс, стажировка
|
б)
|
Обучение равного равным
|
б)
|
Взаимопосещение и анализ уроков, взаимообучение. Мастер-класс
|
в)
|
Обучение на собственной деятельности
|
в)
|
Анализ и оценка своих открытых уроков, обучение на собственных открытых уроках, самоанализ деятельности, обучение по инструкции, делегирование, ротация
|
г)
|
Обучение в групповой работе
|
г)
|
Выполнение педагогических задач, участие в управлении
|
- Критерии эффективности и качества методической работы:
а) оптимальность обеспечения курсовой подготовки кадров; б) положительная динамика роста профессиональной квалификации кадров; в) темпы восхождения к профессионализму; г) динамика прироста и использования передового педагогического опыта; д) уровень участия в инновациях, экспериментах, исследованиях; е) оптимальность подготовки методического актива; ж) рост рейтинга системы методической работы в районе, городе; з) целостность и завершенность методической работы на каждом из уровней; и) удовлетворённость субъектов образования процессом и результатами методической работы. Примечание: При наличии в методическом объединении молодого специалиста необходимо помнить, что целенаправленная помощь ему, совершенствование процесса его адаптации в педагогическом коллективе и ученической среде, предоставление ему необходимой методической, психолого-педагогической, управленческой и другой информации – одна из важных задач методической службы образовательного учреждения. Диагностировать профессиональные затруднения молодого специалиста и определить формы оказания ему конкретной методической помощи помогает анкета для начинающего педагога. В ней обязательно, кроме прочих, содержится конкретный вопрос: «Какую методическую помощь Вы хотели бы получить?» Форма организации заседания методического объединения может быть различной.
Литература
- Методическая работа в общеобразовательном учреждении: учеб.-метод. пособие / А.А. Глинский; ГУО «Акад. последиплом. образования». - 3-е изд.- Мн.: АПО, 2006.
- Аттестация педагогических кадров: учебно-методическое пособие / авт.-составители Ю.Н. Шестаков (и др.) – Мн.: Друк – С, 2006.
- Курицина, С.И. Методическая работа в сельской школе / С.И.Курицина // Методист. – 2005 – № 6.
- Бизова, Т.А. Научно-методическая работа – важное звено системы повышения квалификации / Т.А.Бизова // Методист. – 2005 – № 2.
- Терегулов, Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознания, изучения, обобщения, распространения и внедрения / Ф.Ш.Терегулов. – М., 1991.
- Шувалова, С.О. Новое время – новые формы методической работы / С.О.Шувалова // Методист. – 2006 – № 3.
- Габдулхаков, Р.Р. О научных критериях оценки качества методической работы в современной школе / Р.Р.Габдулхаков // Методист. – 2002 – № 3.
- Материалы республиканского семинара-практикума «Методическая работа в современном образовательном пространстве: особенности и тенденции», 22 августа 2006г.
Источник: Рекомендации по планированию методической работы с учителями дефектологами, учителями классов интегрированного обучения в 2008/2009, 2009/2010 учебных годах. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 22 с. Составитель: М.И. Ставицкая, методист отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО» Рецензент: Е.А.Харитонова, доцент кафедры коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова», кандидат педагогических наук
|