На главную Лекции и практикум по психологии Гендерная психология Изучение гендерной социализации личности
Изучение гендерной социализации личности
Лекции и практикум по психологии - Гендерная психология

2. Изучение гендерной социализации личности

2.1. Методики исследования гендерных характеристик в структуре Я-концепции

В гендерной психологии уже сформировался свой арсенал психологических методик, позволяющих изучить различные аспекты формирования гендера. Благодаря современным исследованиям, маскулинность и фемининность рассматриваются как независимые переменные, различные сочетания которых оказывают разное влияние на социальную адаптацию мужчин и женщин (Э.Маккоби, К.Джаклин, С.Бем, В.Е.Каган и др.). Так, С.Бем рассматривает маскулинность и фемининность как независимые, ортогональные измерения личности. Исследователь указала на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, что личность может обладать одновременно и мужественными, и женственными чертами, и полагает, что личности даже желательно быть андрогинной, т. е. вобрать в себя лучшее из обеих половых ролей.

В соответствии с существующими представлениями индивид необязательно является носителем четко выраженной психологической маскулинности или фемининности. В личности могут быть на паритетных началах представлены существенные черты как маскулинного, так и фемининного типов. При этом предполагается, что у андрогина эти черты представлены гармонично и взаимодополняемо. Считается, что такая гармоничная интеграция маскулинных и фемининных черт повышает адаптивные возможности андрогинного типа. При этом большая мягкость, уступчивость в социальных контактах и отсутствие резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив, проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия.
С. Бем в противоположность мнению о том, что мужчины и женщины для лучшей адаптированности должны иметь традиционно установленные соответствия полу, показала малую приспособленность индивидов, обладающих только такими характеристиками; наиболее приспособленным к жизни оказался андрогинный тип, имеющий черты того и другого пола. Понятие психологической андрогинии касается не соматических качеств, а качеств поведения и установок личности.
Таким образом, новые тесты (С.Бем, В.Е.Каган и др.) рассматривают маскулинность и фемининность не как альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а как независимые измерения. Сравнение показателей одного и того же индивида по шкалам маскулинности и фемининности позволяет вычислить степень психологической андрогинии: так, андрогинными считаются индивиды, имеющие высокие показатели и по фемининности, и по маскулинности, что позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским.
В основе представленных в методическом пособии методик лежит социально-конструктивистская парадигма, согласно которой гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами общества, а также концепция психологической андрогинии, полагающая, что расширение границ своего ролевого репертуара и, в частности, гендерного репертуара позволяет личности полнее выразить себя, обеспечивает ей возможность самореализации [2,5].
Методики, помещенные в этом разделе, позволяют выявить особенности гендерной идентичности и степень осознанности личностью собственных гендерных стереотипов. Предлагаемые методики основаны на технике, использующей нестандартизированные самоописания с последующим контент-анализом.
Исследование может проводиться индивидуально и в группах. Методики можно использовать комплексно или независимо друг от друга.
1.1. Опросник «Кто Я?»
Опросник «Кто Я?» разработан представителями интеракционистской ориентации М.Куном и Т.Макпартлендом [8]. Он используется для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я-концепции личности, а также для изучения содержательных характеристик идентичности личности.
Вопрос «Кто я?» логически связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, т. е. с его образом Я или Я-концепцией, Отвечая на вопрос «Кто я?», человек указывает роли и характеристики-определения, с которыми он себя соотносит, идентифицирует, т. е. с социальным статусом и теми чертами, которые, по его мнению, связываются с ним. Требование теста дать 20 высказываний, связанных с представлением о собственной идентичности, исходит из признания исследователями сложной и многоаспектной природы Я-концепции. Предполагается, что человек более рефлексивный дает в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым представлением о себе (более «закрытый»). Принято считать, что те характеристики самого себя, которые испытуемый записывает в начале своего списка, в наибольшей мере актуализированы в его сознании, являются в большей мере осознаваемыми и значимыми для субъекта.
Инструкция. «Вы получили опросные бланки, где в столбце 20 раз написано слово "Я", а далее оставлена пустая строка. Пожалуйста, в течение 15 минут ответьте на вопрос "Кто я?", используя для этой цели любые слова или предложения. Записывайте все ответы так, как они «приходят в голову»
Опросный бланк

 

  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я
  • Я


Обработка результатов.
1. Проанализировать содержание записанных в опросном бланке характеристик, т. е. обозначить, сколько в ответах присутствует социальных ролей и индивидуализированных характеристик.
Примерами социальных ролей могут быть:

  • профессиональные роли (учитель, рабочий и т. д.);
  • гендерные роли (женщина, мужчина, мать, жена и т. д.);
  • другие социальные роли (ученик, студент, староста и т. д.).

Примерами индивидуализированных характеристик могут быть:
1) конкретные самоописания, раскрывающие особенности и качества личности («умница», «хозяйка», «хороший друг» и т. д.); метафорические определения («розовый цветок», «заря» и т. д.);
2) отношение к порядку;
3) отношение мира к личности;
4) образные сравнения, метафоры;
5) возраст.
Например, тема «Внешность» может быть описана испытуемым с помощью стереотипных характеристик: «стройная», «тонкая», «слежу за модой» или «сильный», «высокий», «атлет» и т. д. Тема «Эмоциональная сфера» — «чувствительная», «сентиментальная» или «сдержанный», «жесткий» и т. д. Темы удобно использовать для более массового исследования гендерных стереотипов, когда необходимо выявить частотное распределение характеристик, общие тенденции в самоописаниях различных выборок.
После обработки результатов подсчитывается количество характеристик в каждой из выделенных категорий. Результаты заносятся в таблицу, представленную ниже (табл. 1).
Таблица 1

 

Социальные роли

Индивидуализированные
характеристики

семейные

профессиональные

другие

фемининные

маскулинные

нейтральные

Количественные значения

 

 

 

 

 

 

При обработке результатов группового тестирования центральным является выделение общих (среднегрупповых) тенденций по следующим позициям:

  • количественное преобладание социальных или индивидуальных характеристик;
  • обозначение доминирующих характеристик (по степени значимости: первая — третья позиции);
  • уровень (преобладание) стереотипных характеристик.

Интерпретация.
Большое количество гендерно маркированных определений указывает на то, что гендерная идентичность занимает ведущее положение в структуре Я-концепции личности. Если в числе первых трех ответов есть самоописание, обозначающее пол, а семейные роли и фемининные характеристики у женщин доминируют над профессиональными и маскулинными (у мужчин — наоборот), то можно сделать вывод о наличии у этой (этого) испытуемого полотипизированной Я-концепции. Тот, чье самоопределение и поведение совпадает с тем, которое считается в обществе гендерно соответствующим, называется полотипизированным человеком [5].
Если пол не упоминается вообще или упоминается в конце списка, а такие категории, как «другие социальные роли» и «нейтральные характеристики», имеют большее число упоминаний, чем иные категории, то можно говорить о неполотипизированной Я-концепции. Среди высказываний о себе могут быть как положительные, так и негативные характеристики. Учитывая их соотношение, можно определить эмоционально-оценочную составляющую Я-концепции. Если отрицательные самоописания касаются полоспецифичных характеристик, то можно предположить наличие у личности внутриличностного конфликта гендерного плана.
Спектр интерпретаций результатов данного опросника может быть расширен.

 

2.2. Выявление степени выраженности маскулинных
и фемининных характеристик в структуре личности

2.2.1. Полоролевой опросник (С.Бем)
Полоролевой опросник был предложен С.Бем для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности. В литературе методика упоминается как анкета (опросник) половых ролей С.Бем [2]. Опросник используется для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик, а также позволяет определить тип личности: маскулинный, фемининный, андрогинный. Так как с момента создания опросника прошло более 30 лет, то его рекомендуется использовать для диагностики взрослых.
Опросник содержит 60 утверждений (качеств), на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет», оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных черт. Опросник может применяться и в форме экспертного рейтинга. В таком случае оценка испытуемого по представленным качествам осуществляется компетентными судьями — людьми, хорошо знающими испытуемого (муж, жена, родители и др.) [13].
Инструкция. «Ответьте на каждое утверждение "да" или "нет", оценивая тем самым наличие или отсутствие у себя названных качеств».

 


  • Верящий в себя.
  • Умеющий уступать.
  • Способный помочь.
  • Склонный защищать свои взгляды.
  • Жизнерадостный.
  • Угрюмый.
  • Независимый.
  • Застенчивый.
  • Совестливый.
  • Атлетический.
  • Нежный.
  • Театральный.
  • Напористый.

14.Падкий на лесть.
15.Удачливый

  • Сильная личность.
  • Преданный.
  • Непредсказуемый.

19.Сильный.
20.Женственный.
21.Надежный.

  • Аналитический.
  • Умеющий чувствовать.
  • Ревнивый.
  • Способный к лидерству.
  • Заботящийся о людях.
  • Прямой, правдивый.
  • Склонный к риску.
  • Понимающий других.
  • Скрытный.
  • Быстрый в принятии решений.
  • Сострадающий.
  • Искренний.
  • Полагающийся только на себя (самодостаточный).
  • Способный утешать.
  • Тщеславный.
  • Властный.
  • Имеющий тихий голос.
  • Привлекательный.
  • Мужественный.
  • Теплый, сердечный.
  • Торжественный, важный.
  • Имеющий собственную позицию.
  • Мягкий.
  • Умеющий дружить.
  • Агрессивный.
  • Доверчивый.
  • Малорезультативный.
  • Склонный вести за собой.
  • Инфантильный.
  • Адаптивный, приспособляющийся.
  • Индивидуалист.
  • Не любящий ругательств.
  • Несистематичный.
  • Имеющий дух соревнования.
  • Любящий детей.

57.Тактичный
58.Амбициозный, честолюбивый.
59.Спокойный.
60.Традиционный, подверженный условностям.

Бланк ответов

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

ответ

1

 

11

 

21

 

31

 

41

 

51

 

2

 

12

 

22

 

32

 

42

 

52

 

3

 

13

 

23

 

33

 

43

 

53

 

4

 

14

 

24

 

34

 

44

 

54

 

5

 

15

 

25

 

35

 

45

 

55

 

6

 

16

 

26

 

36

 

46

 

56

 

7

 

17

 

27

 

37

 

47

 

57

 

8

 

18

 

28

 

38

 

48

 

58

 

9

 

19

 

29

 

39

 

49

 

59

 

10

 

20

 

30

 

40

 

50

 

60

 

Ключ к опроснику

Маскулинность
(ответ «да»)

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52,55,58

Фемининность
(ответ «да»)

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50,53, 56,59

Обработка результатов.
За каждое совпадение ответа с ключом начисляется один балл. Затем определяются показатели фемининности (Р) и маскулинности (М) в соответствии со следующими формулами;
F=Сумма баллов по фемининности : 20;
М = Сумма баллов по маскулинности : 20;
Основной индекс IS определяется как : IS = (F - М) х 2,322.
Интерпретация.
Если величина индекса /3 заключена в пределах от-1 до +1, то делаюп заключение об андрогинности. Если индекс меньше -1 (/3 < -1), то делается заключение о маскулинности, а если индекс больше +1 (/3 > 1) — о фемининности. При этом в случае, когда /3 < -2,025 говорят о ярко выраженной маскулинности, а если 13 > +2,025 — о ярко выраженной фемининности.

 

2.2.2. Опросник С.Бем (модифицированный вариант И.С.Клециной)

Модифицированный опросник С. Бем может быть использован как для выявления степени выраженности маскулинных и фемининных характеристик в структуре личности, так и для изучения подверженности личности стереотипам маскулинности-фемининности [7]. Текст опросника остается неизменным, а меняется только инструкция. Испытуемому дается два одинаковых текста опросника (см. Тестовый материал в п. 3.1.), но с разными инструкциями к ним.
Инструкция 1. «Оцените наличие (или отсутствие) у большинства женщин названных ниже качеств».
Инструкция 2. «Оцените наличие (или отсутствие) у большинства мужчин названных ниже качеств».
Обработка результатов.
Представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское», сконцентрированы в гендерных стереотипах. Полученные данные обрабатываются в соответствии с ключом (ключ к опроснику см. в п. 2.2.). Результаты заносятся в таблицу.
Соотношение маскулинных и фемининных характеристик в образах мужчин и женщин.


Обобщеный образ

Характеристики

маскулинные

фемининные

Обобщеный образ мужчин

 

 

Обобщеный образ женщин

 

 

Интерпретация. В полученных обобщенных образах мужчин и женщин отражается степень подверженности личности стереотипам маскулинности — фемининности. Можно делать вывод о подверженности этим стереотипам, если у испытуемого в образе мужчины доминируют маскулинные качества, а фемининные характеристики представлены в незначительной мере (в образе женщины — наоборот). Если в образах мужчин и женщин примерно в равной мере представлены и маскулинные, и фемининные характеристики, то можно говорить о том, что личность не подвержена стереотипам маскулинности — фемининности. Возможны варианты, когда один из образов (мужской или женский) окажется стереотипным, а другой нет. Тогда можно предположить, что человек воспринимает стереотипно только одну из групп (группу мужчин или женщин).
При интерпретации полученных результатов надо рассмотреть роль гендерных стереотипов в ситуации межгруппового и межличностного восприятия и взаимодействия.
Негативные эффекты гендерных стереотипов, проявляющихся в ситуациях межличностного взаимодействия, следующие:
1) существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они существуют в действительности;
2) разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события;
3) стереотипное восприятие ведет к тому, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения (например, стоит женщине-водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины восклицают: «Я же говорил, что женщине не место за рулем!»);
4) торможение развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу: например, мужчины боятся проявлять мягкость и эмоциональность, так как эти черты в рамках гендерного стереотипа маскулинности — фемининности ассоциируются с женственностью [6]

2.2.3. Опросник «Распределение ролей в семье»

Опросник «Распределение ролей в семье» предназначен для изучения установок личности относительно распределения семейных ролей между мужчинами и женщинами. Авторы опросника — Ю.Е.Алешина, П.Я.Гозман, Е.М.Дубовская [1].
Опросник состоит из 21 вопроса, где каждой из 7 внутренних ролей соответствует по 3 вопроса. Основные роли:

  • воспитание детей;
  • материальное обеспечение семьи;
  • эмоциональный климат в семье;
  • организация развлечений;
  • роль хозяина (хозяйки);
  • сексуальный партнер;
  • организация семейной субкультуры.

Инструкция. В опроснике инструкция изменена. В исходном варианте испытуемым предлагалось следующее: «Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации вашей семейной жизни». В приведенном варианте: «Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации семейной жизни». То есть испытуемых просят высказать свое мнение не о том, как в их семье распределены роли между мужем и женой, а предлагают высказать суждения о том, как вообще должны распределяться семейные роли. Таким образом выясняются гендерные установки, связанные с распределением ролей в семье.
Просим вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации семейной жизни».
Ваш пол (напишите) ___.

1. От кого должны зависеть интересы и увлечения семьи?
А. В основном от мужа.
В. В большей степени должны зависеть от мужа, но и от жены тоже.
С. В большей степени должны зависеть от жены, но и от мужа тоже.
D. В основном должны зависеть от жены.

2.От кого в большей степени должно зависеть настроение в семье?
А. В основном должно зависеть от жены.
В. В большей степени должно зависеть от жены, но и от мужа тоже.
С. В большей степени должно зависеть от мужа, но и от жены тоже.
D. В основном должно зависеть от мужа.

3.Если возникнет необходимость, кто в первую очередь должен
найти, где можно занять крупную сумму денег?
А. Это сделает жена.
В. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже.
С. В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже,
D. это сделает муж.

4.Кто в семье чаще должен приглашать в дом гостей?
А. Чаще муж.
В. Обычно муж, но и жена тоже.
С. Обычно жена, но и муж тоже.
D. Чаще жена.

5.Кто в семье в большей степени должен заботиться об уюте и удобстве в квартире?
А. В основном муж.
В. В большей степени муж, но и жена тоже.
С. В большей степени жена, но и муж тоже.
D. В основном жена.

6.Кто из супругов должен первым целовать и обнимать другого?
А. Это должен делать муж.
В. Это должен делать муж, но и жена тоже.
С. Это должна делать жена, но и муж тоже.
D. Это должна делать жена.

7.Кто в семье должен решать, какие газеты и журналы выписывать и покупать?
А. Обычно должна решать жена.
В. В большей степени это должно зависеть от жены, но и от мужа тоже.
С. В большей степени это должно зависеть от мужа, но и от жены тоже.
D. Обычно должен решать муж.

8. По чьей инициативе супруги должны ходить в кино, театр?
А. По инициативе мужа.
В. В основном по инициативе мужа, но бывает, что жены тоже.
С. В основном по инициативе жены, но бывает, что мужа тоже.
D. По инициативе жены.

9.Кто в семье должен играть с маленькими детьми?
А. В основном жена.
В. Чаще жена, но и муж тоже.
С. Чаще муж, но и жена тоже.
D. В основном муж.

10.От кого в семье должна зависеть взаимная удовлетворенность интимными отношениями?
А. В основном должна зависеть от мужа.
В. В большей степени должна зависеть от мужа, но и от жены тоже.
С. В большей степени должна зависеть от жены, но и от мужа тоже.
D. В основном должна зависеть от жены.

11.Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях. Как вы считаете, от кого это может зависеть (вольно или невольно) в большей степени?
А. Чаще от мужа.
В. От мужа, но и от жены тоже.
С. От жены, но и от мужа тоже.
D. Чаще от жены.

12.Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) должны быть определяющими в семье?
А. Жизненные принципы жены.
В. Как правило, жены, но в некоторых случаях мужа.
С. Как привило, мужа, но в некоторых случаях жены.
D. Жизненные принципы мужа.

13.Кто в семье должен следить за поведением маленьких детей?
А. Это должна делать жена.
В. Это должна делать жена, но и муж тоже.
С. Это должен делать муж, но и жена тоже.
D. Это должен делать муж.

14.Кто в семье должен ходить с ребенком в кино, театр, цирк и др. ?
А. Это должен делать муж.
В. Это должен делать муж, но и жена тоже.
С. Это должна делать жена, но и муж тоже.
D. Это должна делать жена.

15.Кто в семье в большей степени должен обращать внимание на самочувствие другого?
А. Муж.
В. В большей степени муж, но и жена тоже.
С. В большей степени жена, но и муж тоже.
D. Жена.

16.Представьте себе такую ситуацию: у обоих супругов появилась возможность сменить работу на более высокооплачиваемую, но менее интересную. Кто это сделает в первую очередь?
А. Это сделает жена.
В. Скорее жена, чем муж.
С. Скорее муж, чем жена.
D. Это сделает муж.

17.Кто в семье должен заниматься повседневными покупками?
А. В основном муж.
В. В большей степени муж, но и жена тоже.
С. В большей степени жена, но и муж тоже.
D. В основном жена.

18.Кто в семье будет иметь больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого?
А. Муж.
В. В большей степени муж, но и жена тоже.
С. В большей степени жена, но и муж тоже.
D. Жена.

19.Если в семье возникнут денежные трудности, кто из супругов должен заняться поисками дополнительного заработка?
А. Это должен сделать муж.
В. В первую очередь муж, но и жена примет в этом участие.
С. В первую очередь жена, но и муж примет в этом участие.
D. Это должна сделать жена.

20.Кто в семье должен планировать, как и где провести отпуск?
А. В основном жена.
В. Чаще жена, но и муж тоже.
С. Чаще муж, но и жена тоже.
D. В основном муж.

21.Кто в семье должен вызывать представителей различных ремонтных служб и вести с ними переговоры?
А. Это должна делать жена.
В. Это должна делать жена, но и муж тоже.
С. Это должен делать муж, но и жена тоже.
D. Это должен делать муж.
Обработка результатов. Необходимо подсчитать, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (женой). Индексы по каждой шкале подсчитываются как среднее арифметическое 3-х вопросов.
В вопросах 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первой альтернативе приписывается значение 1, второй — 2, третьей — 3, четвертой — 4.
В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, т. е. в вопросах 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 первой альтернативе приписывается значение 4, второй — 3, третьей — 2, четвертой — 1.
1 шкала: (+9+13+14)/3 5 шкала: (+17+5+21)/3
2 шкала: (+2+15+18)/3 6 шкала: (10+6+11)/3
3 шкала: (+19+3+16)/3 7 шкала: (1+7+12)/3
4 шкала: (+20+5+21)/3
Минимальное значение — 1 балл, максимальное — 4 балла.

Интерпретация. Чем выше балл по шкале, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже — реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то, следовательно, данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени. Значения от 2 до 3 баллов дают и информацию о наличии выраженных эгалитарных установок. Значения от 3 до 4 баллов при выполнении таких ролей, как воспитание детей, поддержание эмоционального климата, исполнение роли хозяйки, а также значения от 1 до 2 баллов при выполнении других ролей характеризуют испытуемых как подверженных традиционным uендерным установкам. Другие варианты значений относятся к неопределенным установкам.
В соответствии со стереотипными представлениями о распределении ролей в семье большую часть семейных обязанностей должна выполнять жена, а муж должен обеспечить материальное благосостояние семьи и осуществлять контакты семьи с социальным окружением. Несмотря на то, что большинство женщин наравне с мужчинами взяли на себя выполнение функций по материальному обеспечению семьи, мужья не разделили со своими женами поровну функции, связанные с домашним хозяйством.
Исходя из характера распределения семейных ролей, выделяются три типа семей: традиционные, эгалитарные и промежуточные. Традиционные семьи — это семьи, где все домашние обязанности строго делятся на «мужские» и «женские», и большую часть этих обязанностей выполняет жена. Эгалитарные семьи характеризуются совместным разделением семейных ролей без разделения их на «мужские» и «женские», таким семьям присуща взаимозаменяемость супругов в домашних делах. В семьях промежуточного типа не выражен типичный вариант распределения внутрисемейных ролей.
Таким образом, по результатам заполнения опросников «Пословицы» и «Распределение ролей в семье» можно определить тип гендерных установок. Они могут быть традиционными, эгалитарными или неопределенными. [14]

Словарь терминов

Андроцентризм – характерная для западной культуры норма считать мужчину тождественным человеку вообще, человеку как виду Homo sapiens, а женщину – некоей специфической особенностью, подвидом «человека вообще».
Гендер – 1) это специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин взаимоотношения между ними; 2) научная категория, отражающая особенности взаимодействия мужчин и женщин как социально организованных групп в отличие от биологической (sех) детерминанты социализации.
Гендерная педагогика – совокупность специальных подходов к обучению, при которых девочки и мальчики чувствовали бы себя комфортно.
Гендерная асимметрия – неравнозначность положения в обществе мужчин и женщин.
Гендерный подход – совокупность представлений, предполагающих, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин обусловлены не столько их физическими способностями, сколько таким социальным фактором, как воспитание, и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского.
Гендерная перспектива или гендерная линза – использование гендерной перспективы обозначает рассмотрение того или иного вопроса с точки зрения различных последствий для мужчин и женщин в зависимости от принятия решения или намеченных мер. Этот же процесс называется рассмотрением вопроса через гендерную линзу в том смысле, что фильтр или линза конкретно высвечивают существующие или потенциально возможные различия между мужчинами и женщинами.
Гендерная политика – комплекс мероприятий и правовых документов национального и/или местного уровня, направленных на достижение и сохранение равенства мужчин и женщин во всех сферах общества.
Гендерная идеология – система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения «естественных» различий или сверхъественных убеждений.
Гендерная система – совокупность отношений между полами (и внутри полов).
Гендерная статистика – статистика, которая отражает положение мужчин и женщин во всех сферах социальной и политической жизни.
Гендерная экспертиза – это разновидность социального анализа применительно к государственной политике, сущность которой состоит в описании разницы в социально-экономических и культурных статусах представителей различных гендерных групп и анализе властно-подчиненных взаимоотношений между ними, утверждаемых в обществе
посредством гендерных отношений.
Гендерная экспертиза законодательства – представляет собой раз­дел гендерной экспертизы, основным объектом изучения которой является соблюдение принципа равноправия мужчин и женщин и отсутствие дискриминации по признаку пола в законодательстве.
Гендерные исследования – теория, методология и практика междисциплинарного изучения общества и культуры на основе гендерного подхода.
Гендерный баланс – это соотношение между мужчинами и женщи­нами в каждой отдельной ситуации.
Гендерный бюджет – это социальная технология, которая способст­вует внедрению в государственную политику принципа дифференциро­ванного учета интересов по социополовому признаку.
Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведе­ния, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.
Гендерная социализация (в широком смысле слова) – усвоение гендерных ценностей, она может быть как либеральной, так и радикаль­ной. Основные аспекты социализации: присвоение (процесс усвоения со­циального опыта, то есть воздействие среды на индивида) и опредмечива­ние (процесс воспроизведения социального опыта, то есть воздействие че­ловека на среду). В рамках гендерной социализации под присвоением мы понимаем то, что с самого начала ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной. Опредмечивание – это реализация на практике усвоенных, гендерных схем.
Гендерные технологии – способы, механизмы, каналы формирова­ния и закрепления гендерной системы и гендерных идентификаций.
Жизненная стратегия – способность к самостоятельному построе­нию своей жизни, к принципиальному, осмысленному ее регулированию в соответствии с кардинальным направлением.
Инструментальная сфера деятельности – сфера деятельности, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд.
Пол – термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей (в основном в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины.
Равенство возможностей – идея, согласно которой все люди, неза­висимо от класса, возраста, расы или пола, должны иметь равные права в путях достижения желанного положения в обществе.
Самоактуализирующая личность – человек, который полно и точно отражает то, что происходит в нем самом, он принимает себя таким, каков он есть, он свободен от предрассудков и стереотипов при восприятии себя, других людей и окружающей действительности.
Сексизм – идеология и практика дискриминации по признаку пола.
Скрытая дискриминация – наличие гендерных стереотипов, используемых в учебном процессе, рекламе, СМИ и других общественных, институтах.
Социальная роль – способ или модель поведения человека в соответствии с занимаемым социальным положением.
Экспрессивная сфера деятельности – сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер труда.
Феминность (маскулинность) – нормативные представления о психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.
Феминизм – 1) целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам; 2) социополитическая теория и практика, стремящаяся к освобождению всех женщин от превосходства и эксплуатации; 3) социальное движение, заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой; 4) любая идеология, состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненависническими идеологиями и действиями.
Феминизация занятости – исторический процесс, в ходе которого некоторые виды занятости женщин стали рассматриваться как женская работа, вызвав снижение в доходах и статусе.
Толерантность – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением; уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов.
Частная и публичная сфера – дихотомная модель социальных отношений, разделяющая внутреннюю сферу семьи и сферу труда (наемного труда), а также политической деятельности.
Ценностные ориентации – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения.
Патриархат – система отношений в обществе, когда привилегированное положение занимают мужчины.
Эгалитарная семья – семья, отношения в которой построены на принципе равноправия полов.
Эмансипация – освобождение женщины от какой-либо дискриминации, опеки, угнетения, уравнение в правах с мужчиной.


Литература

  1. Алешина, Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений / Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская. – М., 1987.
  2. Бем, С. Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / С.Бем. – М., 2004. 336 с.
  3. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб., 2001.
  4. Блейхер, В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В.М.Блейхер, Л.Ф.Бурлачук. – Киев, 1978.
  5. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и жен­щины / Е.П.Ильин. – СПб., 2002.
  6. Клецина, И.С. Изучение гендерных характеристик личности мето­дом психологической самодиагностики / И.С.Клецина // Практикум по гендерной психологии / [под ред. И.С.Клециной]. – СПб., 2003.
  7. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений / И.С.Клецина. – СПб., 2004.
  8. Кун, М. Эмпирическое исследование установок личности на себя / М.Кун, Т.Макпартленд // Современная зарубежная социальная психология: тексты / [под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петров­ской]. – М., 1984.
  9. Кустова, О.Л. Исследование гендерных стереотипов методом личностного семантического дифференциала / О.Л.Кустова // Практикум по гендерной психологии / [под ред. И.С.Клециной]. – СПб., 2003.
  10. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб., 1997.
  11. Ожигова, Л.Н. Исследование гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности / Л.Н.Ожигова // Практикум по гендерной психологии / [под ред. И.С.Клециной]. СПб., 2003.
  12. Романова, Н.М. Тест «Рисунок мужчины и женщины» / Н.М.Рома­нова // Журнал прикладной психологии. – 2004. – № 3. – С. 38—44.
  13. Степанова, Л.Г. Особенности дифференциации гендерных стереотипов студентов / Л.Г.Степанова // Управление в социальных и экономических системах: материалы XIII Междунар. науч.-практич. конф. / Минский ИН1 I и I у 1 управления / [под ред. Н.В.Суша]. – Мн., 2005. – С. 147—148.
  14. Степанова, Л.Г. Психологическая андрогиния и «психологичеcкое здоровье личности / Л.Г.Степанова // Материалы III Межд. конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» / [под ред. А.А.Северного, Ю.Г.Шевченко]. – Казань, 2006. – С. 171—172.

Источник: Психологические основы гендерной социализации личности: методические рекомендации / под ред. А.А.Стреленко, к.пс.н. — Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2008. – 32.с.

Авторы-составители:

А.С.Метелица, доцент кафедры управления и технологий образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат педагогических наук;

Н.М.Медведская, доцент кафедры анатомии, физиологии и валеологии человека УО «Витебский государственный университет им. П.М.Машерова», кандидат медицинских наук

Рецензент:

Л.Н.Коваленко, доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат педагогических наук

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Тесты Жуковского
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.