Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Главная Обратная связь
 
На главную Лекции и практикум по психологии Гендерная психология Гендерные ценности: общая характеристика
Гендерные ценности: общая характеристика
Лекции и практикум по психологии - Гендерная психология

В начале нового тысячелетия формирование ценностей осуществляется в сложных социально-экономических, социально-политических, социально-культурных условиях. С одной стороны, ценности – это культурные достижения и природные явления, имеющие значение для жизнедеятельности человека. С другой, духовные социокультурные регулятивы высшего порядка [2, с. 74 – 77].

Нравственные ценности, здоровье, ум, успешность и др. – это базовые характеристики, которые будут ценны для большинства народов. Эти характеристики складываются в процессе освоения культуры, норм общества и определяются понятием базовая культура личности.

Ее можно представить, по мнению Н.Ф. Головановой, как систему следующих направлений:

  • нравственная культура (воспитание отношения к жизни и к человеку как к безусловным ценностям);
  • физическая культура (принятие здоровья как жизненной ценности);
  • познавательная культура (развитие познавательных возможностей личности и приобретение определенного объема необходимой информации, освоение проблемного мышления);
  • культура труда и экономическая культура (ценность творчества, преодоления жизненных трудностей, служение своим трудом людям);
  • гражданская и правовая культура (воспитание ценностного отношения к своей Родине, ее культуре, языку, традициям, осознание своей ответственности за ее судьбу);
  • эстетическая культура (обеспечивает возможности удовлетворения ее художественных и эстетических потребностей).

По нашему мнению, к данной системе направлений базовой культуры личности необходимо включить и гендерную культуру. Это накопленные определенным обществом, личностью гендерные ценности, получившие распространение на все сферы деятельности человека.
Гендерными ценностями современного общества можно назвать: равные права и возможности мужчин и женщин; адекватное понимание культурно-исторической роли мужчин и женщин; адекватное восприятие положения мужчин и женщин в современном обществе; гуманизация гендерных отношений; взаимоуважение и самоуважение; взаимопонимание; безоценочное отношение (деятельность и женщин, и мужчин важна в равной степени); партнерские отношения в семье. 
Ценности гендерной культуры переживаются ребенком как ценностные отношения и проявляются только тогда, когда воспитанием обеспечены их когнитивная составляющая (гендерные знания, гендерные представления) и поведенческая (социальный опыт действий, умения, поведенческие навыки во взаимоотношениях с лицами своего и противоположного пола).
Воспитание обеспечивает действие механизма интериоризации ценностей. Механизм интериоризации ценностей обоснован в психологии Л.С. Выготским и А. Н. Леонтьевым, который состоит в том, что личностные особенности формируются у ребенка извне вовнутрь в определенной последовательности:

  • Наблюдение образцов поведения.
  • Попытки их заимствовать и воспроизвести в собственной деятельности и общении.
  • Последующее систематическое и привычное их использование по отношению к другим людям.
  • Преобразование исходных наблюдаемых и принятых образцов во внутренние личностные особенности [1, с. 96].

В формировании гендерных ценностей большую роль играет и социальный опыт ребенка. Представления о взаимоотношениях между полами есть одна из составляющих социального опыта ребенка, как и представления о других сторонах жизни взрослых. В педагогическом отношении в процессе становления социальных представлений детей оказываются важными четыре условия:

  • Модели поведения человека передаются из поколения в поколение.
  • Семейные традиции, определяющие закономерности поведения и взаимоотношений членов семьи.
  • Семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «напутствий».
  • Непосредственный опыт участия ребенка в деятельности, в реальной социальной практике [1, с. 281].

Библиография:

  • Голованова, Н.Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2005. – 317 с.
  • Культурология: учебное пособие/ З.А. Неверова [и др.]/ под научной ред. А.С. Неверова. – Мн.: Высш. Шк., 2005. – 368 с.

С.Д. Матюшкова (г. Витебск, Республика Беларусь)


 

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» через обратную связь. Но, убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.