Гендерная социализация ребенка
Лекции и практикум по психологии - Гендерная психология

Пол — это тот атрибут человека, о котором мы помним всегда. Мы можем забыть, во что был одет наш собеседник, какого у него цвета волосы, глаза, каково содержание сказанных слов. Но мы никогда не забудем, мужчина это или женщина, размышляя о личностных характеристиках, еще раз убеждаемся, что гендер является самой важной из них.
Помните ли вы, в каком возрасте начали осознавать себя мальчиком или девочкой?
Психологи обнаружили, что процесс гендерной идентификации начинается буквально с момента рождения ребенка. Рассмотрим, как это происходит.
Основное положение теории личности заключается в том, что индивид усваивает культурные образцы своего окружения, его нормы и ценности, представления и стереотипы в процессе социализации.

Социализация продолжается в течение всей жизни. В начале усвоение происходит скорее бессознательно и пассивно, а позже — гораздо более осознанно и творчески. Гендерная идентичность создается на протяжении жизни человека в ходе усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, — в ходе гендерной социализации. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социально- экономического развития общества, особенностями культуры и конкретным образом жизни индивида.
По данным психологов, гендерная идентичность, точнее, ее необходимая составляющая — понимание константности своего пола, — формируется у детей к возрасту 5— 7 лет, а в дальнейшем идет ее развитие и содержательное насыщение за счет собственного опыта. Важнейшим этапом социализации является возраст между 17 и 25 годами, когда формируется мировоззрение личности и ее представление о собственном предназначении и смысле жизни. Это период юности, в течение которого усваивается опыт поколения. Гендерная идентичность приобретает эмоционально-ценностное содержание.
Значимость агентов социализации на разных этапах жизненного пути различна. В период младенчества и детства (первичной социализации) главную роль играют семья, группы сверстников, соответствующие средства массовой информации, школа, «значимые другие». В дальнейшем, в период вторичной социализации, когда расширяются социальные границы ребенка, особенно значимы образовательные институты (учебные заведения), сообщества, средства массовой информации. Именно это образует среду, с которой индивид себя идентифицирует и существование которой он поддерживает.
Для понимания становления гендера человека чрезвычайно значимо понятие ресо- циализации. По определению Э. Гидденса, это процесс, в результате которого происходит разрушение ранее усвоенных норм и образцов поведения, вслед за которым идет процесс усвоения или выработки иных норм. Как правило, ресоциализация происходит в связи с попаданием в критическую и неадекватную прежним нормам ситуацию. Такая ситуация может быть связана с вхождением в соответствующую среду в юношеском возрасте. В процессе ресоциализации возникают новые нормы, которые регулируют социальное взаимодействие в новых условиях.
Итак, в процессе социализации и ресоциализации происходит воспроизводство и развитие гендерной культуры сообщества. Социализация конструирует гендер личности и сообщества, к которому данная личность принадлежит.
Рассмотрим некоторые факты и механизмы гендерной социализции ребенка.
Во взаимодействии с людьми — прежде всего подражание родителю своего пола, имитация его поведения. Действие данного механизма можно ярко отследить в играх дошкольников: по тому, как ребенок строит отношения в игре (например, в «дочки- матери»), можно достоверно судить о том, что он видел в семье.
Выделяют также механизм полоролевой идентификации, сущность которого заключается в отождествлении ребенком себя с представителями определенного пола, ориентация на идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретного представителя данного пола (чаще всего это мать или отец). Идентичность ребенка также ярко прослеживается в детских рисунках по заданию «Нарисуй свою семью», где психологи интерпретируют расположение фигур, их пропорции, использование цветов в изображении ребенком себя и своих родителей. Присвоение и принятие маскулинных и фемининных черт происходит под влиянием культуры, типа государства (высокоразвитое или «отсталое»), исторического времени общества (например, войны), в котором растет ребенок. Нарушения данного механизма гендерной социализации выражаются в отсутствии проявлений маскулинности или фемининности либо несоответствии их проявлений биологическому полу. Такие нарушения могут возникать при неправильном воспитании, когда, например, родители очень хотели мальчика, а родилась девочка, на которую они перенесли свои ожидания, приемы воспитания, и наоборот. Иногда это происходит, если в воспитании ребенка принимает участие только один родитель, представляющий эталон только женского или только мужского поведения.
Ученые отмечают также изменения в гендерной идентификации под влиянием таких социальных явлений, как мода, если она нацелена на устранение различий в стиле одежды, манерах поведения, характерных социальных проявлениях мужчин и женщин.
Реакция окружающих на полоролевые проявления подрастающего ребенка лежит в основе механизма социальной оценки желаемого поведения. Ребенок получает положительное подкрепление (поощрение, похвалу, согласие с его действиями) отрицательное (наказание, упрек, угрозу), если поступает в согласии или против представлений окружающих. Подкрепление может поступать как в адрес самого ребенка, так и косвенным путем. Если мальчик слышит, как кого-то обзывают «маменькиным сынком», он может постараться вести себя так, чтобы самому не стать предметом насмешек.
В социально-психологической литературе отмечены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации, такие, как конформизм, внушение, групповые ожидания, ролевое научение и др.
Гендерное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах (инстиутах социализации). Наиболее влиятельна из них семья. Формирование личности ребенка определяют тип, состав, структура семьи, порядок рождения детей, профессиональные роли родителей, характер супружеских и родительско-детских взаимоотношений. Важнейшие агенты гендерной социализации в семье — личностные и гендерные характеристики родителей, в том числе их идентичность и ролевые модели, пол родившегося ребенка, представления родителей о том, каким должен быть ребенок данного пола.
Рассмотрим подробнее влияние родительского отношения на формирование психологического пола ребенка. Отношение к полу ребенка формируется у родителей еще до того, как он появляется на свет. Родители стараются определить пол будущего ребенка и строят в отношении его разнообразные планы, выбирают имя, создают образ еще не родившегося ребенка.
Ребенок родился. Родителям объявляют, что у них мальчик или девочка. Пол ребенка определен — это номинативный, или приписываемый пол.
Является ли гарантией то, что ребенок, названный мальчиком, станет со временем считать себя мужчиной, а девочка — женщиной? Однозначного ответа нет, многое зависит от биологических предпосылок и воспитания. В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила и создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина», т.е. гендерные стереотипы. Когда друзья, родственники и родители обсуждают внешность новорожденного, гендерные стереотипы присутствуют во всем: «Какой большой! Он будет спортсменом!», «Какая хорошенькая! Она просто куколка!». Однако бывают случаи, когда ребенка воспитывают в соответствии с его полом, а он все равно считает себя иным — в таких случаях говорят, что «природа берет свое». А случается, что родители сами воспитывают ребенка не так, как того требует его половая принадлежность.
На что же опираются родители, воспитывая мальчика или девочку? В первую очередь, на собственные представления о том, каким должен быть мужчина и какой — женщина. Во многом эти представления у разных людей похожи. Это гендерные стереотипы, чья роль в трансляции детям полоролевых качеств чрезвычайно велика. В нашей культуре за мужчиной закреплены активность, ориентация на достижения, доминантность и агрессивность, уравновешенность и сдержанность, в первую очередь он оценивается по социальным достижениям, тогда как женщина по распространенным представлениям должна быть мягкой, пассивной, зависимой.
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки взрослые дают своим детям. Каждая из них, произнесенная невзначай, казалось бы, и не со зла, влияет на эмоциональное благополучие ребенка и создает структуру его гендерных самосознания и идентичности.
Ниже мы составили список распространенных установок, который может быть гораздо больше (табл. 1).
Таблица 1 - Список распространенных высказываний родителей
Сказав так: Подумайте о последствиях Возможен и другой вариант
«Горе ты мое!..» Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями «Счастье мое, радость моя!»
«И совсем, как твой отец (мать)...» Трудности в общении с родителями, идентификации с родителями, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. «Папа у нас замечательный!»
«Мама у нас замечательная!»
«Плакса-вакса, нытик!» Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. «Поплачь, будет легче... »
«Не твоего ума дела!..» Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. «А ты как думаешь?.. »
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке)
«Негодник, все мальчишки драчуны и забияки!» (девочке о Нарушения в гендерном и психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. «Все люди равны, но в то же время, ни один не похож на другого».
мал«ьНчиичкеег)о не умеешь
делать, откуда только руки растут!» Неуверенность в своих силах, страхи, безынициативность, низкая мотивация достижения. «Попробуй еще, у тебя обязательно получится!»
«Уйди с глаз моих, встань в угол!» Нарушения взаимоотношений с родителями, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. «Иди ко мне. Давай во всем разберемся вместе!»
«Ах ты гадкий утенок, и в кого ты такая некрасивая!» Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. «Как ты мне нравишься!»
Несмотря на то, что врачи не находят объективных различий во внешности и поведении новорожденных, родители считают, что маленькие девочки более мягкие, маленькие и симпатичные, менее подвижные, чем мальчики, которые представляются большими, активными и громогласными. В раннем детстве матери чаще прикасаются к сыновьям, чем к дочерям, зато на девочек смотрят и чаще с ними разговаривают. В одном исследовании двум группам молодых матерей показывали 6-месячного ребенка. В одном случае его одевали в голубые ползунки и говорили, что это мальчик, а в другом — в розовое платьице, и этот же младенец фигурировал как девочка. В результате оказалось, что «девочка послушнее», ей чаще улыбались и чаще давали игрушки. В другом исследовании двум группам родителей демонстрировали одну и ту же видеозапись полуторагодовалого ребенка, но в одном случае его называли мальчиком, в другом — девочкой. Родители описали мальчика как агрессивного, сильного, проворного, а девочку — как ласковую, пассивную и нежную.
Возвращаясь к введенному ранее понятию андрогинности, заметим, что эта гендер- ная характеристика формируется, по Мнению К. Крэйга, под воздействием специфического воспитания и благодаря особой позиции родителей, поощряющих ребенка усваивать модели поведения, характерные для обоих полов. Сохраняемая в течение всей жизни анд- рогинная гендерная идентичность, которая сочетает в себе черты Маскулинности и феми- нинности, как правило, вырабатывается у детей в том случае, если такое поведение моделируется на глазах у ребенка и принимается другими людьми. Например, один из родителей демонстрирует образец андрогинности, а родитель противоположного пола поощряет подобные действия.
В структуре семьи помимо детско-родительских отношений при наличии нескольких детей складываются детско-детские отношения. Современные психологические исследования показывают, что именно неравенство в стенах родного дома может оказать решающее воспитательное воздействие на развитие личности, а следовательно, на гендер- ные характеристики ребенка. Д. Дэниелс и Р. Пломин утверждают: внешние социальные и экономические факторы влияют на 5% личностных характеристик, 35% формируется под воздействием индивидуального, «непохожего» опыта. Именно из-за него каждый ребенок развивается по-своему, двигаясь часто совсем в ином направлении, чем его братья или сестры. «Родительское влияние, каким бы образом оно ни проявлялось, ведет скорее к появлению различий, чем к унификации».

Ученые пришли к выводам, что:
• матери одинаково ведут себя лишь с детьми одинакового возраста;
• старшие нередко вспоминают, как раздражали их младшие;
• младшие не забудут, как годами добивались дружбы или элементарного признания со стороны старших.

Ф. Саллоуэй обозначил причины, порождающие различия между детьми из одной семьи:
1. В борьбе за ограниченные ресурсы, каковыми является родительская забота, перспективным с точки зрения биологии является выбор стратегии, как можно более далекой от стратегии возможных «конкурентов» (в лице братьев или сестер).
2. Дети различаются уже потому, что сам порядок их появления на свет порождает различия. Старше ребенок или младше, сильнее он или слабее, сообразительнее или наивнее — все это оказывает влияние на то, как он выражает свои желания и общается с миром.
3. Родители невольно отдают предпочтение первенцу, ведь еще до того, как на свет появился второй, они успели вложить в него немало заботы, любви, внимания, времени.
В основе теории Ф. Саллоуэя — важнейшая фаза становления личности — период борьбы за свое место в семье. Ученый также изучил биографии 6 566 выдающихся людей, живших последние пять столетий. И пришел к выводу, что порядковый номер ребенка в семье позволяет довольно точно прогнозировать, будет ли он впоследствии придерживаться консервативных, общепринятых взглядов или неординарных, плыть по течению (что типично для первенцев) или же, родившись младшим, пойдет наперекор господствующим взглядам. Кто рос вместе с сестрами и братьями, быстрее, чем единственные дети, понимает мысли и намерения других людей. Дети быстро учатся быть не похожими на конкурентов, что позволяет им занять собственную нишу.
Первенцы повсеместно используют родительский авторитет, на законных основаниях командуя своими братьями и сестрами, и экспериментальным путем пытаются определить, как далеко им можно при этом зайти. Они уверены в себе, настроены на успех, но стараются избегать риска.
С раннего детства они привыкли к ответственности и всегда стремятся занимать руководящие посты. Первенцы, по данным Ф. Саллоуэя, преобладают среди нобелевских лауреатов и политических лидеров (Дж. Клинтон, У. Черчилль, Саддам Хусейн, Б. Ельцин).
Младшие дети отнюдь не всегда позволяют собой командовать. Диктатура старших формирует у них бунтарские качества, они придумывают всевозможные стратегии сопротивления. Младшие дети — искатели, готовые к экспериментам, ведь для них это единственный способ захватить не занятое еще место. Подобная необходимость находить и использовать различные возможности предопределяет хорошее развитие воображения, творческий потенциал и независимость. Из их рядов выходят первооткрыватели и преобразователи мира, реформаторы и Революционеры (Н. Коперник, М. Ганди, М Л. Кинг, Л. Троц, Ф. Кастро, Я. Арафат, Хо Ши Мин).
Личностные особенности единственного ребенка — где-то посередине между крайностями старших и младших. Они же демонстрируют наиболее типичные для пола реакции (Я.Л. Коломинский, М.Х. Мелтсас, 1985).
Бихевиористы отмечают еще одну интересную особенность: если пол младшего ребенка совпадает с полом старшего ребенка, то традиционные полоролевые особенности у младшего обычно выражены сильнее: так, младшая сестра девочки будет содержать в себе больше «девчоночьего», чем младшая сестра мальчика. Это же относится и к мальчикам, имеющим братьев.
Наличие братьев позитивно влияет на идентификацию мальчика с ролью отца (А.И. Захаров, 1982). У девочек наличие старшей сестры не сказывается подобным образом, видимо, из-за более выраженной идентификации с матерью у девочки, чем с отцом у мальчиков.
Таким образом, семья — первая и основная среда, в которой ребенок получает сведения о своем поле, о том, что имеется противоположный пол, и о взаимоотношениях полов. Культурные стереотипы и собственный опыт подсказывают родителям, каким должен быть мальчик и какой — девочка. Родители более определенно отождествляют себя с ребенком своего пола и хотят быть моделью для него. При этом отношение отцов к дочерям — это всегда немного отношение как к маленьким женщинам, а матерей к сыновьям — как к маленьким мужчинам. Так, в полных семьях ребенок уже на очень раннем этапе развития получает сведения о собственном поле. Исследователи сделали вывод, что в спокойных, уравновешенных семьях, где позиция любого члена семьи не становилась диктатом для других, ребенок легко и естественно воспринимает свой пол и половое поведение.
Источники, транслирующие информацию о гендерной роли дошкольникам, ограничены наблюдением детей за разнообразными формами поведения родителей и окружающих взрослых использованием игрушек, игр, чтением детских книжек, просмотром телепередач.
Чрезвычайно велика роль игр и игрушек в формировании будущего мужчины или будущей женщины. По мнению психологов, с их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в обществе, развиваются его интеллект и эмоции, воображение и речь. Проигрывая сюжеты из взрослой жизни, моделируя взаимоотношения «врача» и «больного», «шофера» и «пассажиров», «матери» и «дочери», дети начинают ориентироваться в этих взаимоотношениях и тем самым готовятся к вступлению в «большую
жизнь». В этом им помогают игрушки и предметы, их заменяющие.
Есть и еще один важный аспект в использовании игровых атрибутов. Традиционные игры направлены на усвоение ребенком своей половой и психосексуальной роли, которая приобретается именно в ролевой игре (в «дочки-матери», в войну). Есть мнение, что игра с куклой позволяет девочке освоить роль матери, ухаживающей за малышом.
И хотя традиционные пупсы и куклы в последнее время вытесняются вариантами «Барби», это, по мнению некоторых психологов, тоже неплохо, так как «Барби» позволяют девочкам приобщиться к роли «красавицы», принцессы.
У ребенка, не играющего в соответственные полу игрушки, формирование адекватных полоролевых стереотипов поведения неизбежно столкнется с трудностями, возможны проблемы в общении со сверстниками как своего, так и противоположного пола, его самооценка, возможно, будет менее устойчива и адекватна.
Труднее ответить на вопрос, в чем причина того, почему ребенок предпочитает игры и игрушки противоположного пола или нейтральные, без выраженной окраски. Для этого надо знать индивидуальные психологические и физиологические особенности детей, особенности тех, кто их окружает, семейную атмосферу, любимые детские книжки и предпочитаемые телевизионные передачи, условия взросления и другие причины. Думаем, что и тогда мы не сможем однозначно ответить на этот сложный вопрос.
Исследования показывают, что к семи годам мальчики и девочки демонстрируют довольно-таки широкий спектр особенностей формирования психологического пола — от адекватного, ярко выражаемого в высказываниях, отношениях, предпочтениях (например, одежды и игрушек), до неадекватного и даже негативного по отношению к своей половой принадлежности. Это проявляется опять же в предпочтениях, продуктах деятельности (например, рисунках), в выборе партнеров для игр и общения и т.д. В этом возрасте родители и психологи могут оказать значимое воздействие на формирование гендера ребенка. И хотя к подростковому возрасту картина полоролевого становления этих же мальчиков и девочек несколько изменится под влиянием их физиологического развития, внимательный и заинтересованный родитель сможет помочь ребенку в его становлении как мальчика или девочки гораздо раньше.
На этапе дошкольного развития исследователи (Л. Попова, Г. Келли и др.) уже отмечают асимметрию источников гендерной информации в пользу маскулинных тенденций. В частности, анализ детской литературы показывает, что:
а) мужчины изображаются в ней гораздо чаще, чем женщины;
б) большинство мужчин представлены активно действующими;
в) взрослые женщины — либо матери, либо жены, а мужчины заняты самыми разнообразными делами и представляют разные профессии.
В современных детских телепередачах также доминируют мужские персонажи.
В школьные годы источники, транслирующие гендерные стереотипы, пополняются представлениями учительницы о гендерных ролях и правильном поведении, информацией, содержащейся в школьных учебниках, книгах, телевизионной и рекламной продукции. А ее представления зависят уже от ее гендера и личного опыта взаимоотношений с мужчинами, что в принципе тоже определяет ее гендер. Она может доброжелательно воспринимать проявления маскулинности (или феминности) детей, а возможно, ее представления о поведении детей более однозначные и она будет требовать от них неукоснительного подчинения своим установкам.
В начальной школе существует явное противоречие между феминизированной педагогикой и гендерными стереотипа ми, которые воспроизводят учебники математики и русского языка. Гендерные стереотипы, которые содержатся в российских учебниках математики и русского языка, отличаются сексизмом в отношении женщин. По мнению исследователей (T.B. Попова, Т.Б. Котлова, А.В. Смирнова и др.), учебники транслируют патриархальные представления о ролях мужчины и женщины в жизни общества, закрепленную за мужчиной сферу общественной жизни (работа, политика, бизнес и т.д.), а за женщинами — приватной (дом, семья, дети). Условия гендерной социализации в такой ситуации сложны и для мальчиков, и для девочек. От мальчиков требуют соответствия идеалу, который отсутствует в жизни как пример (дома воспитывает мама, в школе — учительница). Очень точно заметила по этому поводу М. Мид: «Их несчастье в том, что идеалом для них служит скучная родовая идея маскулинности вообще, а не интересные, лично известные им мужчины».
Изменяются характер и содержание детских игр. Игры мальчиков становятся соревновательными: тихие, избегающие соперничества мальчики могут становиться мишенью для насмешек. Слезы и жалобы девочек, их беспомощность не вызывают такого пренебрежительного отношения к ним.
В подростковом возрасте ориентация на выполнение той или иной половой роли становится реальностью. То, что раньше репетировалось, проигрывалось в играх, о чем мечталось, наконец получило возможность реализации. Выполнение социальных норм становится все труднее, а требования к детям — жестче. И мальчики, и девочки переживают определенные трудности по мере вхождения во взрослое общество, т.е. процесс становления личностной идентичности взаимосвязан со становлением гендерной идентичности.
Меньше внимания ученые уделили исследованиям влияния группы сверстников на становление гендеров детей. И.С.Кон утверждает, что общество сверстников, как своего, так и противоположного пола, является универсальным фактором гендерной социализации. В среде сверстников ребенок демонстрирует себя в качестве представителя определенного пола, «обкатывает» полученные в семье полоролевые стереотипы и корректирует их в самостоятельном, но не регламентируемом взрослыми общении. Оценивая телосложение, поведение ребенка в свете своих критериев маскулинности-феминности, гораздо более жестких, чем в семье, сверстники тем самым подтверждают, укрепляют или ставят под вопрос его гендерную идентичность (Кон И.С.). Феминные мальчики отвергаются мальчиками, зато их охотно принимают девочки, а маскулинных девочек легче принимают мальчики, чем девочки.
Ориентация на мнение сверстников в определенные возрастные периоды становится решающей для выбора профессионального пути, стиля жизни. Потребность в принятии, в самоутверждении себя в обществе сверстников может толкать ребенка на изменение своих жизненных целей и планов, а иногда, как показывают исследования, и на отказ от своих способностей. В работах Л.В. Поповой, Ж.В. Коробановой (2002) показано, что одаренные девочки рано интериоризируют установки взрослых и сверстников на межличностные отношения и, демонстрируя высокую социальную адаптированность, зачастую маскируют свои умственные способности.
Спектр гендерных ролей и представлений о потенциальных возможностях в восприятии мальчиков уже, чем в восприятии девочек. Изменение традиционной гендерной роли чревато для юноши более серьезными проблемами, чем для девушки. По мнению У. Мастерс и В. Джонсон, мальчику-подростку приходится следовать трем основным правилам: проявлять интерес к девушкам и вопросам секса, быть спортивным, не демонстрировать «девчоночьих» свойств и интересов. Если в этом возрасте мальчик слишком явно пренебрегает названными правилами, он может вызвать как насмешки и пренебрежение в свой адрес, так и подозрения в потенциальном гомосексуализме. Девочки-подростки сталкиваются с другими проблемами. С одной стороны — это требование успехов и достижений в учебе, с другой — преимущественная ориентация на приобретение навыков ведения домашнего хозяйства. Именно в подростковом возрасте начинается процесс маскировки одаренности. Согласно американским исследованиям, в начальной школе девочки составляют половину одаренных детей, к старшим классам — одну треть. Резко падает и показатель самооценки — если в начальной школе около 80% обследуемых девочек имели адекватную положительную самооценку, то к началу юношеского возраста этот показатель равен 24% (Палеев А.М., 1995), что тоже трактуется как следствие конфликта между социальными требованиями и идентичностью девушки.
Большой объем информации школьники получают из телевизионных передач. По мнению ученых, подростки, которые в среднем смотрят телевизор до 25 часов в неделю, т.е. подолгу, имеют более стереотипные установки по поводу гендерных ролей, чем те, кто проводит меньше времени у телевизора. Количество мужских персонажей превосходит количество женских в отношении 3:1 (во взрослых передачах) и 5:1 (в детских), и роли этих персонажей большей частью типизированы. В рекламных роликах и музыкальных клипах действия мужских и женских персонажей также типизированы по половому признаку. Персонажи-мужчины более предприимчивы, агрессивны, склонны к насилию и причинению страданий, занимают доминирующее положение по сравнению с женскими персонажами. Женщины более нежны, заботливы и боязливы, чаще носят откровенную одежду, чаще, чем герои-мужчины, делают и получают предложения сексуального характера. Отечественные психологи приходят к выводам, что женщины низводятся до роли сексуальных объектов или людей второго сорта в профессиональном мире. По мнению И.В. Грошева, в рекламе успех женщины во многом зависит от ее умения приспосабливать свое поведение к желаниям и ожиданиям мужчины. Мнение исследователя — «коммуникативное контактное поведение рекламного мужчины гиперсексуализировано и регламентировано. Право на инициативу и активное вмешательство в процессе интимизации не только в рекламе, но и в обществе принадлежит мужчинам. Следовательно, успех женщины во многом зависит от ее умения приспособить свое поведение к желаниям и ожиданиям мужчины. Автономное, физически агрессивное сопротивление в рекламе преподносится как «мужской образец».
Американский психолог Ш. Берн для обозначения формы сексизма использует новый термин — «фейсизм» — как неравное изображение полов на телеэкране: у мужчин чаще изображено лицо, голова, а у женщин — фигура. Следовательно, первые могут восприниматься как интеллектуальные персонажи, а вторые — как обладатели «низших» инстинктов — пищевого и сексуального.
Формирование психологии гендера осуществляется по-разному у мужчин и женщин, но для ребенка любого пола в обоих случаях значительна роль отца и матери, и обусловлено это формирование различием в этих ролях.
Существует распространенное мнение о том, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит формирование душевного благополучия ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя, что непосредственно влияет на формирование личности. Отец, как у мальчиков, так и у девочек, способствует адекватному самоотношению ребенка, что позволяет им лучше справляться с познавательными задачами и задачами межличностного общения, чем это происходит у детей, воспитывающихся без отца или при его неадекватном влиянии.
Дети усваивают социальные нормы поведения и ценности в процессе подражания родителям и отождествления себя с ними. Эти процессы особенно важны, так как они не осознаются детьми и не контролируются родителями. Ребенок ориентируется на пример родителей, старается стать таким, как они, перенимает особенности полоролевого поведения родителя. На нашей планете есть племена, в которых полоролевые модели поведения прямо противоположны тем, что сложились в нашем обществе. В племени тчамбули (Новая Гвинея) мужчины украшают себя цветами, бусами и ожерельями, в их поведении обнаруживаются черты зависимости и склонность к кокетству. Женщины же занимаются рыболовством, ремеслами, активны и инициативны в создании брачных отношений. Этот пример доказывает то, что основным фактором становления полоролевого поведения человека является сложившаяся культура. Если вы вспомните, какие роли исполняли в семье ваши родители, согласитесь, что они оказали большое влияние на становление вас как мужчины или как женщины.
Образ отца чрезвычайно важен для психического развития мальчиков: при его отсутствии ребенку недостает того, в чем выражаются особенности мужской психики, это ведет к снижению социальной активности, способствует инфантилизму. Неясный, неяркий пример отца из-за его отсутствия или недостаточного влияния осложняет процесс приобщения мальчика к мужской субкультуре, что, по мнению психоаналитиков, является источником невротических проявлений у ребенка — энуреза, страхов, заикания и т.д. Отсутствие отца в раннем возрасте ребенка (в период дошкольного детства) может сказаться на его сексуально-ролевой ориентации, более частом возникновении конфликтов на этой почве, чем у детей, имевших отца или лишившихся его в более позднем возрасте.
Отец оказывает влияние на формирование эталона будущего мужа у дочери. Ей очень важно пронаблюдать и усвоить способы поведения матери по отношению к отцу, отца — к матери. Непосредственное, активное влияние отца на девочку в подростковом возрасте облегчит ей взросление, даст уверенность в своей привлекательности, значимости, когда рядом будет модель мужского отношения к женщинам. Выросшие без мужского влияния и примера девочки могут испытывать трудности во взаимоотношениях с противоположным полом, как со сверстниками, так и со старшими мужчинами, напряженность и неразборчивость в общении. Как пишет Т.Е. Болотова, отец «есть та самая матрица, которая делает оттиск будущей «баловницы» или «жертвы», а может, и обыкновенной «простушки» во взаимоотношениях с мужчинами. Исследовательница пишет о вероятных прогнозах будущего отношения к мужчинам со стороны девушки, т.е. гендерных стереотипах, основанных на личной оценке, даваемой ею отцу (высокой или низкой), и
уровне отношения к нему (дружественного или противоречивого).
Особое отношение к матери сохраняется у мужчины на всю жизнь. Оно выражается в следующем: любви/нелюбви к своей матери; женском начале в психике, заложенном матерью; представлении об идеальной женщине, сформированном под влиянием (положительным или отрицательным) своей матери; чувстве комфорта и защищенности в присутствии своей матери; готовности принимать гнев и критику матери и испытывать чувство вины перед нею. С отцом себя мужчина сравнивает всю жизнь, пытаясь определить, большего или меньшего он достиг.
Для девочки первичное телесное единство с матерью является основой последующего развития женской психологии, в то время как для мальчика основой формирования мужской психологии оказывается разрыв первичного телесного единства с матерью. Мальчик должен уйти от матери, чтобы ощутить себя мужчиной, а девочка должна полюбить отца, чтобы почувствовать себя женщиной. Отождествление себя со своим полом у женщины происходит через признание со стороны отца. Отец — первый мужчина девочки, и его любовь формирует у нее умение любить. Часто отказ со стороны отца признать женственность дочери или насильственное воспитание мужественности у девочки приводят к тяжелым деформациям психики.
И мужчины, и женщины стремятся в своих семьях воплотить ролевые отношения родительской семьи. Есть такая статистическая информация: мальчики, выросшие только с мамой, реже вступают в брачные отношения; развод родителей девочки повышает вероятность будущего развода их дочери.
Таким образом, существуют факты, согласно которым отцы оказывают заметное влияние на развитие своих детей. Также, очевидно, существуют многочисленные преимущества воспитания мальчика или девочки двумя родителями.
Результаты отцовского и материнского влияния прослеживаются в особенностях социального поведения, ценностных и карьерных ориентациях, выборе сферы профессиональной деятельности. Исследования Сафоновой М.В. показали, что женщины, отметившие преобладание влияния на них отца, имеют более высокую карьерную ориентацию на профессиональную компетентность, у них сильнее выражено стремление к продвижению, успеху, они менее склонны к сотрудничеству, чаще выбирают «мужские» сферы профессиональной деятельности и добиваются более высокого материального и социального статуса. Можно предположить, что доминирующее влияние отца способствовало развитию у них маскулинных качеств. И, наоборот, женщины, на которых большое влияние оказала мать, имеют более высокую карьерную ориентацию на служение, выраженное стремление к социальной кооперации, желание заботиться о других людях, сферы профессиональной деятельности выбирают традиционно «женские».
Психологи установили, что активное участие отца в воспитании ребенка необходимо по следующим причинам.
замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей и вообще проявляет большую общительность;
— под влиянием отца ребенок становится более дисциплинированным, открытым и честным, способным руководствоваться чувством долга и обязательствами, а не
только своими желаниями;
если в семье активный и доминирующий отец принимает участие в воспитании детей наравне с матерью, дети чувствуют поддержку и защиту и вырастают сильными, уверенными в себе людьми;
— если отец отстраняется от воспитания, это отрицательно сказывается на развитии способности детей к логическому анализу, а также математических и технических способностей.
С целью успешной гендерной идентификации мальчика, т.е. развития его по мужскому типу, необходимы широкое и продолжительное общение с сильным и справедливым отцом, совместные с отцом занятия, прогулки, посещение культурных мероприятий. Желательно, чтобы именно отец давал свою оценку и высказывал свое мнение относительно важных и значимых для ребенка ситуаций, чтобы ребенок освоил именно мужские формы поведения и способы решения проблем.
Установка на стабильную семью формируется у девочек, в семьях которых родители также смогли создать стабильную семью, основанную на любви отца к матери. В поиске своего близкого человека девушки из таких семей будут ориентироваться прежде всего на то, чтобы молодой человек проявлял к ним истинные любовные чувства.
По мнению Н. Самоукиной, основные трудности в отношениях матери и сына — признать за сыном право на свою собственную самостоятельную жизнь; для сына — суметь вовремя отойти от матери на дистанцию взрослости и обрести самостоятельность.
Последствия в жизни сына, если такое взросление не состоялось, могут заключаться в том, что мужчина будет испытывать внутреннюю неуверенность в признании собственных мужских качеств (нарушения в области гендерной идентификации). Такой молодой человек все время будет колебаться между мягкостью (наследство от матери) и сверхжесткостью (желанием быть мужчиной и незнанием, как им быть). Такое противоречивое состояние мужчины накладывает особый отпечаток на его взаимоотношения с женой. Мужчина, усвоивший в жизни только одну роль сына, часто не может стать мужем — ведущим лидером, защитником, «добытчиком».
Довольно часто мужчина, являющийся в душе только сыном, не может стать полноценным отцом для своего ребенка. К своему ребенку он проявляет сыновье отношение: сам ждет понимания, помощи и поддержки. С таким отцом-сыном дочь может быстро повзрослеть, поскольку она реализует с ним материнскую позицию. А сын, наоборот, стать слабым и инфантильным.
Материнская любовь может быть не только благом, но и трагедией. Все зависит от «дозы», интенсивности и психологического качества материнской любви. Необходимая в детстве, она становится тормозом в социальном развитии и взрослении ребенка в подростковом и юношеском возрасте.
В исследованиях психологов и педагогов можно найти ответы на вопрос — как любить ребенка. С сыном, прежде всего, быть женщиной-матерью: слабой, женственной, ласковой, любящей, не стараться взаимодействовать с сыном одновременно и в роли матери, и в роли отца. Сын должен научиться жалеть мать, сочувствовать ей, стремиться помочь и поддержать, а не ждать от нее поддержки, опоры. «Слабая мать — сильный сын, сильная мать — слабый сын».
Мать может стараться активно привлекать отца (или другого мужчину) к общению с сыном. Только через взаимодействие с другим мужчиной у мальчика формируются мужские качества. Но с началом подросткового возраста отпускать сына от себя: признавать его интересы, уважать его друзей, давать ему больше свободы и самостоятельности.
Если между ними вовремя не возникла необходимая дистанция в отношениях, сын испытывает трудности в налаживании своей личной жизни. Он мечется между матерью и любимой женщиной и не может окончательно решить, кто ему из двух женщин ближе и дороже. К матери он испытывает чувство благодарности за то, что она его воспитала, но пополам с чувством вины, так как с женитьбой ему придется от нее уходить. К жене возникают противоречивые чувства: сознательное или неосознанное сравнение ее с матерью и желание выстроить свою собственную жизнь с любимой женщиной, в которой бы мать не занимала лидирующей роли. Если сын эмоционально зависит от матери, довольно часто она разрушает его семью. Распространены случаи, когда эмоционально зависимый сын вообще не женится и всю жизнь живет с одинокой матерью, сохраняя детскую инфантильность. Могут быть и другие варианты: сын выбирает женщину значительно старше себя.
С дочерью, по мнению психологов, отношения матери надо строить по принципу «золотой середины»: любить, холить, баловать и в то же время — требовать и ждать помощи в семье, соблюдать дистанцию.
Подчеркнем еще раз, что система взаимоотношений во взаимодействии включает в себя не только отношение к партнеру, но и отношение к себе. В системе детско- родительских отношений негативное отношение родителя к себе, так же, как и негативное отношение к ребенку того или иного пола, оказывает губительное воздействие. Оно также может порождать раздражение, стремление избегать близкого контакта, самого взаимодействия. Другими словами, негативное отношение к себе притупляет чувствительность родителя, вызывает отрицательные эмоции в ситуации взаимодействия, создавая негативный фон. Наоборот, родитель, положительно оценивающий свою родительскую роль, проявляет терпимость к ребенку, спокойную уверенность во взаимодействии с ним, удовлетворенность от общения. Отношение к себе, принятие себя в качестве родителя неизменно отражается на отношении к ребенку, преобразуя его в ту или иную сторону.

Вопросы для закрепления темы:

1) Что такое социализация? В чем суть понятия гендерная социализация?
2) Укажите основные механизмы гендерной социализации?
3) В чем суть процесса ресоциализации?
4) Как работает «механизм социальной оценки желаемого поведения».
5) Какое влияние оказывает семья на формирование гендерного становления человека?
6) Какова роль игр и игрушек в формировании гендерной социализации ребенка?
7) Оказывает ли влияние на формирование гендерной идентичности группы сверстников?
8) Что такое фейсизм? Где он проявляется?
9) Какова роль отца и матери в формировании психологии гендера?

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие гендерной социализации. Сущность механизма полоролевой идентификации.
2. Влияние родительского отношения на формирование психологического пола ребенка. Роль игр, игрушек, телевизионных передач в формировании будущего мужчины, или женщины.
3. Влияние группы сверстников на становление гендеров детей.


Практические задания.
Попробуйте рассмотреть аспекты вашей гендерной социализации через ответы на следующие вопросы.
— Кто дал вам имя и почему?
— Не связывали ли с вашим именем особых ожиданий?
— Как ваши имена или другие определения, которые Вам давали, влияют на ваше представление о себе?
— Как вы предпочитаете, чтобы вас называли? Почему?
— Чем вы любили заниматься в детстве больше всего?
— Какую роль исполняли чаще всего в активных играх?
— Кто был вашим эталоном мужчины и женщины? Были ли они подходящими для этого?
— Вспомните, какие роли в семье исполняли ваши родители. Оказали ли они влияние на исполнение вами тендерных ролей?
— Как ваша мать относилась к мужчинам? Как высказывалась о них?
— Какие чувства сейчас вы испытываете к себе?
— К. Каковы ваши чувства к людям противоположного пола?
— Назовите позитивные условия формирования гендерной идентичности ребенка.
Назовите негативные условия формирования гендерной идентичности ребенка.
— Назовите механизмы и условия, способствующие полноценному формированию и развитию тендерных самосознания и идентификации.
— Проанализируйте несколько рекламных роликов, показывающих мужчин и женщин, и попытайтесь ответить на вопросы, имеются ли в них признаки сексизма и фейсизма.
— Какие стили родительского воспитания вам известны?
— Каким должно быть поведение мужчин и женщин в семье, чтобы у детей формировалась адекватная гендерная идентичность?

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.