Дефицитарное психическое развитие
Лекции и практикум по психологии - Специальная психология

План:

1. Понятие

2. Этиология

3. Нарушение зрения

4. Нарушение слуха

5. Нарушение речи

6. Нарушение опорно-двигательного аппарата

7. Детский церебральный паралич

Понятие

Впервые данный термин был предложен В. В. Ковалевым в 1976 году. Расшифровка этого определения предполагает, что дефицитарное развитие - это патология формирования личности у тех детей, которые наделены тяжелыми дефектами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, недостаток сенсорных стимулов при которых вызывает признаки депривации и искажения эмоциональной сферы.

Этиология

Этиология неоднозначна. Все зависит от того, на основе какого фактора органического нарушения возникла та или иная деформация функционирования системы организма. Следует обозначить, что дефицитарное развитие психики включает в себя несколько основных нарушений деятельности органических систем ребенка:

• проблемы со зрением;

• проблемы со слухом;

• нарушения опорно-двигательного аппарата;

• соматические нарушения.

Нехватка и недоразвитие отдельных моторных и сенсорных систем влечет за собой возникновение явлений полной или частичной изоляции. Так, признаки нарушения зрения приводят к недоразвитию координации между речевым аппаратом и действиями. Дальнейшие проявления подобных сбоев в развитии ребенка зависят от глубины поражения той или иной функции. И все же решающим значением обладает потенциальная первичная сохранность интеллектуальных аспектов, регуляторных и сенсорных систем.

Нарушение зрения

Нарушенное функционирование зрения, как вид дефицитарного развития, может проявляться в нескольких вариантах. Слепота может быть разной, соответственно, и детей с подобными патологиями условно разделяют на группы:

• тотально незрячие пациенты (слепые);

• незрячие дети со светоощущением (различают светлые и темные пятна);

• незрячие пациенты с остаточным зрением;

• глубоко слабовидящие дети; слабовидящие.

Довольно серьезным значением в оценке возможностей ребенка обладает момент возникновения зрительного нарушения. В случаях врожденной слепоты дети вообще не имеют опыта в направлении зрительных контактов и ощущений. Им сложно представить, как выглядят вещи и предметы, они не понимают, что такое яркость, цвет, удаленность и так далее. Нехватка зрительного опыта и отсутствие представлений влечет за собой затруднения в занятии ребенком вертикального положения тела. Ввиду этого развивается страх, боязнь в постижении пространства, новых явлений и предметов, а это, в свою очередь, способствует задержке освоения

пространственных аспектов развития, искажению походки,

ориентации, ведь восприятие и понимание схемы тела развивается с опозданием.

Нарушение слуха

Еще один дефект, описываемый в работе В. В. Лебединского - нарушение слуха. Дефицитарное развитие и повреждение слушательного аппарата, как и в случае со зрением, предопределяет разделение детей по категориям, которые характеризуют их как

• глухих (не слышащих) и

• тугоухих (слабослышащих).

В свою очередь, те малыши, которые оглохли до развития речи, считаются ранооглохшими. Ребята, которые приобрели данную патологию позднее, считаются позднооглохшими, сохранившими речь.

У глухих детей данные две отрасли развиваются по тем же законам, что и у здоровых. Однако специфика патологии влечет за собой несвоевременное становление межфункционального взаимодействия между восприятием и речью, что способствует в итоге отрицательному влиянию на осмысленность восприятия.

Внимание. Оно также работает в полной мере, равно как и у слышащих детей, но ему сопутствует активизация в большей мере деятельности зрительных анализаторов. Это и не удивительно: тот, кто слабо видит, начинает лучше слышать, а тот, кто глух, больше использует свое зрение в качестве компенсирующего действия. При этом концентрация внимания на зрительных объектах у глухих сопровождается быстрой утомляемостью глаз по сравнению со слышащими здоровыми детьми.

Память. Здесь существует прямая зависимость тренировки памяти наряду с развитием речевого аппарата, особенно логической речи. Поэтому довольно сложно приходится тем детям, которые оглохли до того, как научились говорить.

Мышление. Тут наблюдается слабое развитие в плане обобщенного метода действия у слабослышащих и глухих: в данном случае применяются более элементарные способы (копирование, по образцу).

Речевой аппарат. У глухих детей различается три вида речи - словесная, жестовая, дактильная. Это так называемаяполиголоссия. Первичные образы слов формируются у таких детей по-разному: слуховой - у слышащих, зрительный - у глухих, артикуляционный - подкрепленный двигательными и жестовыми аспектами. -

Нарушение речи

Классификации отклонений речевого аппарата:

1 уровень: тотальная недоразвитость речи.

Данная степень нарушения предусматривает неумение ребенком разговаривать привычной для всех речью, его словарный запас практически не включает никаких слов, это больше походит на некие звукоподражательные комплексы, которые непонятны для окружающих его людей, зачастую сопровождаемые жестами и активной мимикой.

2 уровень: искаженная речь.

На данном этапе можно говорить о повышенных речевых возможностях по сравнению с предыдущим уровнем. Ребенок способен произносить некоторые слова и предложения, хоть и достаточно искаженные в отношении грамматики и в части фонетического произношения.

3 уровень: частично нарушенная лексика.

Детей с подобного плана патологиями можно считать наиболее приближенными к нормальной разговорной речи, ведь их умение разговаривать включает довольно приемлемую речь без грубых лексико-фонетических отклонений, но с отдельными грамматическими нарушениями.

Все уровни речевых аномалий могут носить многообразный характер, все зависит от степени и локализации пострадавших функций, а также от периода поражения и выраженности вторичного отклонения, возникшего вследствие ведущего дефекта.

Кроме того, дефицитарное психическое развитие может проявляться в виде разных речевых патологий. Все они имеют отдельные названия, характеризуются различными причинами возникновения и признаками проявления.

Подобные речевые аномалии могут выражаться в качестве:

• дисфонии - нарушение характеризуется отсутствием или расстройством фонации ввиду патологического изменения в функционировании голосовых связок;

• брадилалии - термин синонимичен брадифразии, проявляется в патологически замедленном темпе речи, вызванном конкретными сбоями речевых центров в коре головного мозга; аномалия может быть по природе своего устройства функциональной либо органической;

• тахилалии - понятие, обратное брадилалии: подразумевает

аномально ускоренный темп речи; заикания - всем известное определение, предусматривающее искажение темпоритмического аспекта речи, что вызвано судорожными позывами мышцы речевого аппарата;

• дислалии - проблема касается дефектов в звукопроизношении; слух при этом нормальный и иннервация речевого аппарата сохранна;

• ринолалии - ухудшено звукопроизношение и искажен тембр голоса, что является следствием анатомии и физиологических дефектов;

• дизартрии - подразумевает сбой в роботе произносительного речевого аспекта, вызванный органическим признаком недостаточной иннервации голосовых связок.

Нарушение опорно-двигательного аппарата

Отклонения в работе опорно-двигательной системы могут носить как приобретенный, так и врожденный характер. Основными аспектами и причинно-следственными факторами в данном вопросе выступают три категории заболеваний:

• патологии нервной системы;

• врожденные аномалии опорно-двигательной системы;

• приобретенные болезни, отклонения и искажения опорнодвигательного аппарата.

Несмотря на широчайший спектр патогенеза подобных проблем со здоровьем детей, наиболее активным считается дефект двигательной системы.

У большинства малышей наблюдаются подобного рода отклонения: особенности двигательных нарушений смежны в той или иной степени со свойствами формирования когнитивных и сенсорных функций, со спецификой выраженности формирования познавательных функций в целом.

В клинической структуре ведущим считается именно двигательный дефект (недоразвитие, задержка формирования, утрата или нарушение опорных функций).

Детский церебральный паралич

Большинство детей с нарушениями опорно-двигательной системы страдают церебральным параличом (ДЦП). Детский церебральный паралич, какой бы разновидности он ни был, считается довольно серьезным и тяжелым заболеванием нервной системы, нередко приводящим к инвалидности.

Его возникновение связывают с недоразвитием или повреждением мозга малыша на ранних этапах его развития: это может быть и период внутриутробного пребывания, и получение повреждения непосредственно в ходе родовой деятельности, и в течение первого года жизни.

Нередко расстройства двигательного аппарата у детей, страдающих ДЦП, сочетаются с различными психическими нарушениями, дефектами речи, функций прочих анализаторов, среди которых зрение и слух. Ввиду этого больные дети зачастую требуют особого ухода, психолого-педагогической, социальной и лечебной помощи. К сожалению, подобного плана патология - не единственное заболевание, которое может постигнуть ребенка ввиду нарушений опорно-двигательной системы. Это могут быть и другие варианты недугов, более или менее серьезные по своей тяжести.

Источник: Казакова О. В. Специальная психология: учебно-методическое пособие / О.В. Казакова. - Костанай: КГПУ, 2020. - 104 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.