На главную Лекции и практикум по психологии Психофизиология Психофизиологические факторы адаптации человека к экстремальным условиям деятельности
Психофизиологические факторы адаптации человека к экстремальным условиям деятельности
Лекции и практикум по психологии - Психофизиология

Изучение адаптации человека к экстремальным условиям деятельности состоит в:

• определении этапов становления психофизиологической системы адаптации;
• определении критериев её сформированности;
• выделении компонентов структуры этого феномена;
• разработке стратегии развития его составляющих;
• определении детерминант этого развития.

 


Используя системный анализ в психологической системе адаптации человека к экстремальным условиям деятельности, исследователи выделяют когнитивный, мотивационно-волевой и активационный компоненты. Активационный компонент «непосредственно связан с органическими и функциональными затратами, направленными на достижение значимых для субъекта целей, с одной стороны, и компенсацию факторов, препятствующих достижению этих целей - с другой» .


Исключительно регулирующую роль механизмов адаптации можно наблюдать в процессах активизации, преобразования и распределения ресурсов нервной системы, проявляющихся в:

о повышении или снижении общего уровня активации в процессе адаптации; о индивидуальной фоновой ЭЭГ-активности; о величине диапазона перестроек ЭЭГ в критический период адаптации;

о в динамике ЭЭГ на микроинтервалах времени.


Учёными были выделены когнитивные стратегии адаптации, основанные на анализе взаимодействия ЭЭГ-показателей активационных и продуктивных параметров когнитивных компонентов адаптации в операторской деятельности. Эти стратегии адаптации определяют характер распределения физиологических ресурсов и динамику эффективности деятельности. Установлено, что при большом объёме ресурсов реализуются преимущественно мобилизационная стратегия, а при дефиците ресурсов - стратегия компенсации и угадывания.


Причины имеющихся в деятельности оператора пропусков значимых сигналов и появление отказов и «провалов» (lapses) объясняются ухудшением функционального состояния человека при колебательном характере психофизиологических процессов, усиливающихся в изменённых психофизиологических функциональных состояниях.

Эти отказы и «провалы» бывают трёх «видов:
1) «пульсары» - пропуски сигналов, не связанные со значительным изменением ЭЭГ, когда испытуемый как бы «теряет» сигнал и начинает использовать стратегию угадывания;
2) конструктивные «провалы» - провалы типа микросна, сопровождающиеся резким увеличением мощности медленных
волн и уменьшением мощности альфа- и быстрых волн. После самостоятельного пробуждения наблюдается даже повышение продуктивности обнаружения сигнала;
3) деструктивные «провалы», когда для пробуждения требуется постороннее вмешательство и продолжение деятельности становится практически невозможным.

Характеризуются «увеличением мощности медленных и уменьшением мощности бета-2-ритма и наблюдаются при выраженной деформации психофизиологических функциональных состояний испытуемого».
Полученные психофизиологические данные способствуют различать в практической деятельности состояния психической адаптации и дезадаптации, позволяют выявлять форму и динамику процесса адаптации, уровень и вариант адаптационной системы. Они также дают возможность определять группы факторов, усиливающие или уменьшающие компенсаторные возможности и ресурсы человека, влияющие на процесс его адаптации.
Источник: Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Общая и прикладная психофизиология: учебное пособие. —СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2020. — 168 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.