На главную Лекции и практикум по психологии Клиническая психология Практическое занятие. Стресс и здоровье человека. Стресс как ответная реакция на стрессоры среды
Практическое занятие. Стресс и здоровье человека. Стресс как ответная реакция на стрессоры среды
Лекции и практикум по психологии - Клиническая психология

Практическое занятие 1
Стресс и здоровье человека. Стресс как ответная реакция на стрессоры среды

Цель — закрепление теоретического материала по теме «Стресс в современном обществе. Понятие стресса»; исследование признаков и симптомов проявления стресса, апробация психодиагностических методик, выявляющих наличие признаков стресса.

Вопросы для обсуждения темы

1. Стресс как биологическая и психологическая категория. Понятие «стресс». Виды стресса.
2. Взаимосвязь стресс-факторов и здоровья человека.
3. Анализ признаков проявления стресса.
4. Причины и формы проявления стресса.
5. Изменение поведенческих реакций при стрессе.
6. Изменение интеллектуальных процессов при стрессе.
7. Изменение физиологических процессов при стрессе.
8. Эмоциональные проявления стресса.
9. Методики оценки стресса как ответной реакции на стрессоры среды.

Задания

1. Проведите психологическую диагностику своего состояния или кого-либо из своих знакомых, используя методики: опросник «Инвентаризация симптомов стресса» (Т. Иванченко и др.) [2, с. 29— 31], опросник «Симптомы, стресс и вы» [3, с. 55—56], шкалу психологического стресса PSM-25 [2, с. 41—43] (прил. 1, п. 1.1).
2. Напишите психологическое заключение об особенностях психического состояния и поведения в контексте подверженности стрессу по результатам трех методик, используя предлагаемый алгоритм.
Алгоритм написания психологического заключения:
1) цель исследования;
2) пол, возраст респондента;
3) перечень психодиагностических методик, используемых в исследовании, с указанием их авторов;
4) результаты психологической диагностики состояния по каждой методике отдельно, включая количественно-качественный анализ по каждому изучаемому параметру или шкале и интерпретацию полученных данных;
5) итоговый обобщенный вывод по результатам нескольких методик (или одной);
6) при необходимости коррекции состояний, влияющих на адаптивное поведение и здоровье личности, — формулирование рекомендации с опорой на литературные источники [2—5].

Критерии оценки выполненных заданий

С учетом требований балльно-рейтинговой системы (для студентов очной формы обучения) разработаны критерии оценки основных четырех видов учебной работы студентов. Оценки по каждому практическому занятию выставляются по 5-балльной шкале.
1. Психологическая диагностика стрессовых психических состояний:
• 5 баллов — знание и понимание психодиагностических методик, выполнение диагностической работы по всем указанным методикам, грамотная количественная обработка полученных данных и адекватная интерпретация результатов; написание психологического заключения с выводами и рекомендациями по коррекции психических состояний;
• 4 балла — знание психодиагностических методик, выполнение диагностической работы по всем указанным методикам, наличие количественной обработки полученных данных и интерпретации результатов; написание психологического заключения с выводами, наличие незначительных ошибок в выводах и рекомендациях;
• 3 балла — слабое знание и понимание психодиагностических методик, выполнение диагностической работы не по всем указанным методикам, наличие количественной обработки полученных данных, написание психологического заключения без интерпретации результатов, выводов и рекомендаций;
• 2 балла — низкий уровень знания психодиагностических методик, выполнение диагностической работы не по всем указанным методикам, неправильная количественная обработка полученных данных, отсутствие интерпретации результатов, психологического заключения;
• 1 балл — незнание основных психодиагностических методик, невыполнение диагностической работы по указанным методикам, отсутствие количественной обработки полученных данных и выводов.
2. Обсуждение тематических вопросов:
• 5 баллов — владение информацией по всем тематическим вопросам, активное участие в работе группы, групповом обсуждении, инициативность, использование дополнительного теоретического материала, умение самостоятельно работать с литературными источниками, понимание законспектированного материала, способность аргументированно объяснять свою точку зрения;
♦ 4 балла — владение информацией по большинству вопросов темы, использование при обсуждении вопросов дополнительного теоретического материала, участие в работе группы, групповом обсуждении, наличие законспектированного материала, способность объяснять свою точку зрения;
♦ 3 балла — частичное владение информацией по теме, непостоянная включенность в учебный процесс, выборочное участие в работе группы, групповом обсуждении вопросов, наличие законспектированного материала не по всем вопросам, неумение объяснять свою точку зрения;
♦ 2 балла — слабое знание теоретического материала, отсутствие конспектов и ответов на тематические вопросы, пассивное участие в работе группы, неумение ответить на поставленный вопрос и аргументировать свой ответ;
♦ 1 балл — незнание всего теоретического материала, отсутствие конспектов и ответов на тематические вопросы, нежелание принимать участие в работе группы и отвечать на поставленные вопросы.
3. Овладение техниками психологической саморегуляции состояний:
♦ 5 баллов — грамотное владение техниками психологической саморегуляции состояний, демонстрация понимания всех техник; умение объяснить назначение и последовательность выполнения определенной техники; активное участие в работе группы;
♦ 4 балла — хорошее владение основными техниками психологической саморегуляции состояний; демонстрация понимания основных техник и упражнений; выполнение большинства техник, наличие незначительных ошибок; включенность в работу группы;
♦ 3 балла — недостаточное владение техниками психологической саморегуляции, слабое понимание продемонстрированных техник и упражнений, избирательная включенность и частичное участие в работе группы;
♦ 2 балла — низкий уровень знания техник психологической саморегуляции состояний, непонимание продемонстрированных упражнений, пассивное участие в работе группы;
♦ 1 балл — незнание основных техник психологической саморегуляции состояний, отсутствие демонстрации упражнений, пассивное участие в работе группы.
4. Разработка программы профилактики (коррекции) стрессовых состояний:
• 5 баллов — программа разработана в соответствии с требованиями, отражает структуру тренингового занятия (цель, постановка проблемы, вводная часть, основная часть, подведение итогов), подобранные упражнения соответствуют теме и цели, использована дополнительная литература, выражена личная позиция, продемонстрирован творческий подход;
• 4 балла — программа разработана в соответствии с требованиями, с небольшими замечаниями, правильное понимание и описание проблемы, подобранные упражнения соответствуют теме и цели тренингового занятия, недостаточно использован дополнительный теоретический материал;
• 3 балла — программа разработана без учета основных требований, проблема понята и описана неточно, подобранные упражнения лишь частично соответствуют теме и цели тренингового занятия;
• 1—2 балла — наличие программы, не отвечающей большинству критериев, непонимание анализируемой проблемы, отсутствие дополнительного теоретического материала, практических методик и упражнений.
Существуют также общие критерии оценки выполненной работы на практических занятиях без учета требования балльно-рейтинговой системы (для студентов заочной формы обучения):
— оценка «отлично» — высокий уровень подготовки к практическому занятию, владение информацией по всей теме, демонстрация и понимание психогимнастических упражнений, умение использовать диагностический инструментарий; грамотное владение техниками психологической саморегуляции состояний при проведении профилактической и психокоррекционной работы; активное участие в работе группы, групповом обсуждении, инициативность, использование в практической работе при проведении тренинга или демонстрации отдельных упражнений дополнительного теоретического материала, умение самостоятельно работать с литературными источниками, понимание законспектированного материала, способность аргументированно объяснять свою точку зрения, приводить примеры из жизни; правильное выполнение всех практических заданий;
— оценка «хорошо» — достаточно высокий (выше среднего) уровень подготовки к практическому занятию, владение информацией по большинству вопросов темы, демонстрация психогимнастических упражнений, умение использовать большинство диагностических методик; владение основными техниками психологической саморегуляции состояний при проведении профилактической и психокоррекционной работы; включенность в процесс, использование при обсуждении докладов, творческих заданий, теоретического материала, участие в работе группы, групповом обсуждении, выполнение большинства практических заданий, наличие незначительных ошибок;
— оценка «удовлетворительно» — невысокий (средний и ниже среднего) уровень подготовки к практическому занятию, частичное владение информацией по теме, слабое понимание продемонстрированных психогимнастических упражнений, недостаточное умение использовать диагностические методики; слабое владение техниками психологической саморегуляции состояний при проведении профилактической и психокоррекционной работы; избирательная включенность в процесс, частичное участие в работе группы, групповом обсуждении, выполнение практических заданий в неполном объеме (40—60 %), наличие ошибок в практических заданиях;
— оценка «неудовлетворительно» — низкий уровень подготовки к практическому занятию, пассивное участие в работе группы, непонимание продемонстрированных психогимнастических упражнений, неумение использовать диагностические методики; слабое владение техниками психологической саморегуляции состояний при проведении профилактической и психокоррекционной работы; незнание теоретического материала, отсутствие ответов на тематические вопросы, отсутствие коррекционных упражнений, пассивное участие в работе группы, неумение ответить на поставленный вопрос и аргументировать свой ответ, невыполнение практических заданий или выполнение менее 40 % заданий.

Рекомендуемая литература

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2004.
2. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. — СПб. : Питер, 2009. — 336 с.
3. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. — СПб. : Питер, 2002. — 496 с.
4. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г.С. Никифорова. — СПб. : Питер, 2003. — 606 с.
5. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. — СПб. : Питер, 2006. — 256 с.
Источник: Бергис, Т.А. Психология стресса: практикум / Т.А. Бергис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.