На главную Лекции и практикум по психологии Психология личности Конспект лекций по коммуникативной компетенции - Особенности публичного выступления
Конспект лекций по коммуникативной компетенции - Особенности публичного выступления
Лекции и практикум по психологии - Психология личности
Индекс материала
Конспект лекций по коммуникативной компетенции
Коммуникативные барьеры
Основы невербального общения
Невербальная культура делового разговора
Жесты как показатели внутреннего состояния собеседников
Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи
Правила успешного публичного выступления
Публичные выступления - 10 ошибок начинающего оратора
Особенности публичного выступления
Все страницы

 

Особенности публичного выступления
Общественная деятельность подразумевает периодическое общение с группами людей – на встречах, митингах, «круглых столах»… Публичное выступление имеет ряд своих особенностей, которые необходимо учитывать, если вы хотите быть услышанными.
Для начала оцените характер группы (аудитории), перед которой вы собираетесь выступать. Всех ее участников можно условно разделить на три типа:

  • зрители – играют пассивную роль, слушают, но практически не вмешиваются;
  • болельщики – активно выражают свое отношение к вашим словам (поддержка или неприятие), вмешиваются в полемику;
  • арбитры – они могут вести себя пассивно, но от их решения зависит окончательный итог полемики.

Такое деление не является жестким, слушатели по ходу выступления могут менять свою позицию и ваша задача превратить их в своих болельщиков. Это - главная задача выступления.
В отличие от диалога, публичное выступление – это всегда немного спектакль, для его успеха надо захватить внимание аудитории. Этого не добьешься монотонным зачитыванием текста «по бумажке», поэтому придется заранее и подучить свое выступление и поработать над его содержанием.
Доказательность и убедительность
Во время публичного выступления надо убедить слушателей в своей правоте, а вовсе не доказать им нечто. Для этого надо использовать законы риторической убедительности.
1. Ясность речи – необходимо использовать терминологию понятную слушателям, либо кратко и доступно объяснить, что вы подразумеваете под теми или иными понятиями (поверьте, далеко не все знают, что такое «демографические ножницы», «доктрина Даллеса» или «этнократия»).
Специалисты выделяют два направления развития ораторского искусства:

  • азиатическая риторика – замысловатая речь, переполненная образами, метафорами, отступлениями, где форма важнее содержания;
  • аттическая риторика – более строгая по форме, четко прослеживается цепочка доказательств.

Естественно, для наших целей лучше подходит второй тип, так как он является более доходчивым, а значит убедительным.
2. Правильность расположения основных аргументов. Начинать и заканчивать надо самыми сильными аргументами, более слабые – помещайте в середине выступления (помните,  «Штирлиц знал, что собеседник запоминает первую и последнюю фразы…»). Если вы оспариваете чьи-то слова, порядок строится несколько иначе – начинайте с критики важнейших положений, чтобы сразу привлечь аудиторию на свою сторону, иначе она быстро потеряет интерес и ваши контраргументы просто не будут услышаны. Не стоит полагаться на импровизацию – лучше предварительно дома расписать структуру своего выступления – с чего начать, чем продолжить, как закончить.
3. Прозрачность хода рассуждений. Каждый ваш довод в отдельности может быть прост и понятен, но не менее важно, чтобы понятной и убедительной была их связь между собой. Для этого надо использовать:

  • разбивку – делите выступление на несколько кратких частей, каждая из которых имеет свой вывод;
  • повтор – вывод одной части становится исходной позицией для второй («Тому, что три раза сказали народу, народ верит», Аристотель);
  • усиление – анализируемое явление наделяется экстремальными чертами, крайними оценками (не «сокращение населения», а «вымирание», не «геополитические противники», а «враги» - суть сохраняется, но усиливается убедительность).

Привлечение на свою сторону
Только из убедительности речи вовсе не следует, что вам удалось привлечь слушателей на свою сторону. Эффект может оказаться и обратным - загнав аудиторию в угол своей логикой, вы можете настроить слушателей против себя (закон обратного действия). Стало быть, надо превратить их из «зрителей» в «своих болельщиков». Сделать это помогают следующие приемы.
1. Инициатива. С первых же слов вам надо занять позицию «атакующего». Один из самых простых способов начинать речь с вопроса («Друзья! Почему мы, жители Таллина не имеем права возложить цветы к памятнику нашим отцам и дедам, освободившим город от фашистов!?») – тем самым вы ставите ваших потенциальных оппонентов в положение «оправдывающихся». Еще один способ – резкая смена аргументации, что сбивает с толку ваших противников. Хорошим подспорьем становится тембр голоса, вовремя повышая или понижая голос, вы акцентируете внимание на главном и «проскакиваете» слабые места.
2. Эпатаж. Вызвав у слушателей эмоции, удивив их вы можете привлечь их на свою сторону. Этим с неизменным успехом пользуется Жириновский. Но использовать этот прием надо очень осторожно, иначе эффект будет обратный. Поэтому лучше избегать импровизаций.
3. Контакт с аудиторией. Для этого подходит все – и риторические (не требующие ответа) вопросы к слушателям, и многозначительные паузы (молчание присутствующих постепенно превращается в знак согласия), и прямая ссылка на кого-то из них как на свидетелей, а то и сторонников («вот Иван Иваныч, сам это видел, не даст соврать»).
Уловки выступающего
Есть ряд приемов, которые могут заметно усилить эффект ваших слов – специалисты называют их уловками:

  • жесты – многозначительные покачивания головой, шутливый призыв к вниманию при помощи поднятого пальца, пожимание плечами во время выступления оппонента и т.п.;
  • обращение «к карману» - заостряйте внимание на соответствие ваших предложений интересам присутствующих, их прямую заинтересованность в разрешении вопроса;
  • «сам съешь» - обращайте колкости и возражения оппонентов против них самих      («- Вы экстремист!  - Экстремисты – чиновники, которые творят это безобразие…»)

И в заключение, не бойтесь, если ваше выступление выльется в спор, полемику. При грамотной тактике, вы сможете одержать победу, что еще больше усилит эффект ваших слов – «раз ваш противник оказался неправ, значит правы вы».
Еще несколько советов:
Перефразируйте задаваемые вопросы
Когда кто-либо задаст вам вопрос, потратьте пару секунд на то, чтобы его перефразировать. Во время выступления перед аудиторией это позволит вам быть уверенным, что суть вопроса понятна каждому присутствующему. Но более важным преимуществом такого метода является возможность выкроить несколько дополнительного времени для подготовки к ответу.
Опытные ораторы и мастера публичных выступлений чаще всего заранее подготавливают качественные ответы на возможные общие вопросы. Но, если у вас нет достаточного опыта или поставленный вопрос слишком неожиданный, перефразировка вопроса позволит помочь сохранить самообладание. При этом со стороны для всех это выглядит, как будто вы незамедлительно смогли дать убедительный ответ.
Не спешите
Во время презентаций, выступлений или переговоров проявление вашей нервозности может привести к неприятным последствиям. Когда вы чувствуете, что начали запинаться, терять нить разговора или забывать то, что хотели сказать, просто прервитесь и сделайте глубокий вдох. Такая пауза будет едва заметна для окружающих.
Большинство людей спешат и делают ошибки во время своей речи, чувствуя нервозность. Поэтому умышленное замедление речи и небольшая пауза поможет предотвратить возможные проблемы, которые могли бы быть гораздо заметнее.
Выпишете наиболее сложные части речи
Если вам необходимо говорить более 5-10 минут, может быть нелегко тщательно подготовиться к презентации и запомнить весь текст. В этих случаях профессиональные ораторы делают записи с наиболее важными тезисами излагаемой темы - это помогает им точно помнить структуру речи.
Во время подготовки выступления, выделите для себя наиболее сложные ее части. Затем выпишите их слово в слово. Таким образом, у вас не будет возможных пауз и заминок при переходе от легких частей презентации к сложным.
Следите, за что просите прощения у аудитории
Никогда не извиняйтесь перед аудиторией, если целью извинения является просьба о снисхождении. Некоторые выступающие часто извиняются за свою нервозность. Но на самом деле основная нервозность возникает как раз  после прошения за неё прощения.
Таким образом, извиняясь перед аудиторией за то, что у вас не хватает уверенности, только больше привлекает внимания к недостаткам вашей и речи и отвлекает от преимуществ.
Тем не менее, извинения за логичные ошибки вполне приемлемы, если они не сделаны с целью привлечения симпатии.

Лекции по психологии личности. ВятГГУ, факультет психологии, лектор - Клейн Е.Е. 2013. —- 47 с.



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.