Психология личности Вопросы для обсуждения 1. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». 2. Современные психологические теории личности. 3. Развитие личности в процессе онтогенеза.
Основные понятия и термины: индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность, теория личности, социализация, сферы социализации, критерии формирования личности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение. • Индивид - • Личность - • Субъект - • Индивидуальность -
2. Соберите таблицу.
Стадии развития личности (по Э.Эриксону)
|
Стадия развития
|
Нормальная линия развития
|
Аномальная линия развития
|
1. Младенчество (от рождения до 1 лет)
|
Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, от родителей человека
|
Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция
|
2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)
|
Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей
|
Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Комформность, рабское поведение. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач
|
|
|
|
3. Раннее детство (около 3-5 лет)
|
Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражение взрослым, включение в полоролевое поведение
|
Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения
|
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет)
|
Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей, любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью
|
Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях. Испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развитая речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность
|
5. Половое созревание, подростковый возраст и юность (от 11 до 20 лет)
|
Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее. Самоопределение в вопросах, каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости
|
Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил
|
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет)
|
Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и
|
Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив. появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на
|
|
навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу
|
самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
|
7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет)
|
Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна
|
Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе
|
8. Взрослость (свыше 60 лет)
|
Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, Поздняя полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.
|
Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей. Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.
|
3. Установите соответствие.
1. Теория интеракционистская (Майшела)
2. Теория социального научения Социодинамическая теория
4. Теория Л.И. Божович
5. Гуманистическая теория А. Маслоу
6. Психоаналиическая теория З. Фрейда
7. Теория черт Г. Оллпорт
A. развитие определяется наследственностью и средой. В качестве результата выступает новообразование личности. Это личностные факторы, которые вместе с ситуацией определяют поведение человека и делятся на группы: способности человека, когнитивные стратегии, ожидания, ценности, планы поведения. Б. люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт. Способом оценки черт личности используют факторный анализ- позволяет свести к минимуму множества различных показателей и оценок личности. B. структура личности: Я, ОНО, Сверх Я. Человек с помощью Я вырабатывает защитные механизмы: отрицание, подавление, рационализация. Г. основная потребность личности - самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Д. опирается на внутреннюю позицию человека, что является предпосылкой развития личности, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности. Чем шире и разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, тем она внутренне богаче. Е. представляет процесс личностного развития как формирование индивидуально типичных Форм социального поведения. Разнообразие жизненных ролей ведет к развитию личности. Ж. рассматривает личностное развитие как приобретение человеком определенных привычек, умений и навыков общения с людьми. Источником личностного развития служи организованная система подкреплений: поощрений и наказаний.
4. Составьте схему.
Представьте в виде логической схемы-обобщения ведущие положения основных современных теорий личности (на основе предлагаемой структуры): 1. Соотношение биологического и социального в личности. 2. Соотношение индивидуального и общественного в личности. 3. Филогенез и онтогенез личности. 4. Структура личности. 5. Движущие силы развития личности. 6. Методы исследования личности. 7. Методы развития личности.
Источник: Леганькова О.В., Кандыбович Л.А. и др. Общая психология Учебно-методический комплекс. — Минск: БГПУ, 2013. — 275 с. |