Продвижение по служебной лестнице
Лекции и практикум по психологии - Управление персоналом

Продвижение по служебной лестнице подразумевает управление личной карьерой, где рассматривается общая модель качеств современного менеджера, которая включает в себя личную организованность, самодисциплину, самоорганизацию личного времени, здоровья, умение формулировать свои жизненные цели и т.д. Также изучается технология поиска жизненных целей и планирование карьеры, принципы саморекламы, адаптации в новом коллективе и закрепления успеха.

 

1. Понятие деловой карьеры

Обращение в последнее время к проблематике карьеры большого числа исследователей различных областей деятельности породило множество определений понятия «карьера».
Карьера - это динамическое явление, то есть постоянно изменяющийся и развивающийся процесс. Это понятие может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле «карьера» определяется как «общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). Карьера - это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек, матерей, учащихся.
В узком смысле карьеру связывают с трудовой деятельностью человека, с его профессиональной жизнью. Карьера сотрудника в организации - это сумма двух слагаемых: желания сотрудника реализовать собственный профессиональный потенциал и заинтересованности компании в продвижении именно этого сотрудника. Под карьерой понимают целенаправленный должностной и профессиональный рост, «поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника». Все это имеет отношение к организационному аспекту карьеры.
Личностный аспект предполагает рассмотрение этого явления с позиции видения карьеры ее деятелем, раскрывая личные характеристики человека. С этим связаны выражение индивидом субъективной оценки (самооценки) характера протекания своего карьерного процесса, промежуточных результатов развития его карьеры, рождающиеся по этому поводу личные ощущения. «Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом», это «индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека».
Если рассматривать представление о карьере с точки зрения общества, то можно выделить:
Во-первых, выработанные в процессе развития общества карьерные маршруты, пути достижения успеха в той или иной сфере профессиональной деятельности, в области общественной деятельности.
Во-вторых, устоявшееся представление о характере движения, связанном с быстротой, стремительностью, траекторией карьеры, степенью ее взлетности, об используемых методах. Это выработанные общие схемы движения к успеху, которые выступают эталоном для сравнения.
Определение карьеры работника можно представить как осознанные собственные суждения работника о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. В свою очередь, продвижение по служебной лестнице подразумевает изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей, размеров оценки труда.

2. Классификация видов карьеры

При проведении классификации деловой карьеры различают следующие ее виды: межорганизационная, внутриорганизационная.
Межорганизационная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности, работая в разных организациях, проходит различные стадии развития:
- обучение,
- поступление на работу,
- профессиональный рост,
- поддержка индивидуальных профессиональных способностей,
- уход на пенсию.
Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Внутриорганизационная карьера, в отличие от межорганизационной карьеры, охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации и обычно реализуется в четырех основных направлениях:
• вертикальное - именно с этим направлением часто связывают само понятие карьеры, так как это понимается как подъем на более высокую ступень структурной иерархии;
• горизонтальное - перемещение в другую функциональную область деятельности, расширение или усложнение задач на прежней ступени;
• центростремительное - данное направление предусматривает движение к ядру, руководству организации;
• ступенчатое - совмещает в себе элементы горизонтального и вертикального направлений.
Вертикальная карьера - это движение, которое чаще всего так и происходит и понимается как подъем на более высокую ступень, повышение в должности, увеличение обязанностей, более высокий уровень оплаты труда.
Горизонтальная карьера предполагает перемещение в другую функциональную область деятельности или выполнение определенной служебной роли руководителя при расширении, усложнении задач на прежней ступени.
Центростремительная карьера - движение к руководству организации. Приглашение сотрудника на совещания формального и неформального характера, доступ к источникам информации, отдельные важные поручения руководства. Такой рядовой сотрудник получает вознаграждение выше, чем за работу в занимаемой должности.
Ступенчатая карьера - продвижение работника чередованием вертикального и горизонтального роста. Встречается часто и может принимать формы как внутриорганизационные, так и межорганизационные.

3. Этапы управления деловой карьерой

Процесс карьерного роста сотрудника начинается в момент его найма. Новому сотруднику необходимо определить перспективы его развития в данной организации, возможности карьерного роста. Это и есть первый этап управления его деловой карьерой.
Вторым этапом является составление плана индивидуального развития карьеры сотрудника. Другими словами, составляется перечень тех позиций, которые сотрудник может занимать в ходе своего карьерного роста.
Стоит отметить, что карьера в организации - это не обязательно непрерывное восхождение вверх. Она подразумевает и возможные горизонтальные перемещения сотрудника из одного структурного подразделения в другое. Поэтому на этом этапе происходит сопоставление возможностей сотрудника с теми требованиями, которые предъявляются к той или иной должности. Нельзя забывать о том, что каждый сотрудник-личность. В связи с этим при составлении планов карьерного роста следует учитывать индивидуальные особенности каждого. Необходимо вмешательство непосредственно руководителя. Объективно оценить достоинства и недостатки претендента, его потенциал может именно он.
На этапе реализации развития карьеры подразумевается ротация по должностям, различные стажировки и индивидуальное наставничество (коучинг).
Реализация этого этапа подразумевает постоянную оценку результатов работы сотрудника. Организации, понимающие важность управления деловой карьерой своих сотрудников, делают шаг к своему процветанию.

4. Управления деловой карьерой. Ротация кадров

Длительное пребывание работника в одной должности снижает его трудовую мотивацию, сотрудник ограничивает кругозор рамками одного участка, свыкается с недостатками, перестает обогащать свою деятельность новыми методами и формами. Поэтому при организации процессов карьерного роста необходимо перемещать людей по «горизонтали» или проводить так называемую ротацию кадров.
Ротация - это плановое служебное перемещение или существенное изменение должностных обязанностей работника.
В теории менеджмента утвердилась позиция, согласно которой оптимальный период для занятия одной должности руководителем составляет 5 лет, для специалиста 3-5 лет. Основными факторами, определяющими оптимальный срок пребывания человека в одной должности, являются следующие признаки:
- период времени, необходимый для получения знаний, навыков на новой должности, «вхождения» в коллектив, то есть период адаптации, который зависит от сложности работы;
- продолжительность и интенсивность умственных операций;
- степень монотонности (рутинности) работы;
- степень стрессовой подверженности должности конфликтам;
- продолжительность ручных операций и степень физической нагрузки на каждый орган (для рабочих);
- степень вредности и опасности работы для здоровья;
- индивидуальные особенности характера человека (темперамент, пол, возраст и т.п.);
- цели ротации;
- культурные, психологические особенности народа, населяющего страну, особенности коллектива самой организации.
Интенсивное применение ротации считается положительным фактором и благотворно влияет на конечный результат. Смена мест дает возможность сравнить ситуации, быстрее адаптироваться к новым условиям. Однако всех переместить в порядке ротации невозможно. Поэтому, как и любой процесс перемещения, ротация имеет свои сильные и слабые стороны.
Положительные стороны ротации:
• снижение уровня текучести кадров;
• высокий показатель числа рационализаторских предложений со стороны работников;
• большая преданность организации и, как следствие этого, снижение утечки информации, являющейся коммерческой и иной тайной;
• снижение уровня стрессов, вызываемых монотонностью (рутинностью) работы;
• ротация позволяет работникам, не увеличивая числа должностей, сменить обстановку, включиться в процесс развития ввиду необходимости адаптации к новым условиям;
• взаимозаменяемость работников в случае болезней, отпусков и других ситуаций нестабильности;
• на «рабочих» должностях, связанных с риском для здоровья и жизни, снижается производственный травматизм, рабочие становятся более внимательными и осторожными вследствие того, что их внимание переключается и уменьшается мышечная утомляемость;
• устраняется чувство несправедливости, вызываемое тем, что одни люди должны выполнять более трудную работу, другие - более легкую или «прибыльную»;
• повышение мотивации, степени удовлетворенности трудом;
• в случае осуществления «рокировки», «пары» общаются друг с другом по вопросам, связанным с работой, взаимоотношения между ними улучшаются, и это способствует дальнейшему развитию взаимопомощи;
• передача опытными рабочими (специалистами) и руководителями своего опыта и знаний более молодому поколению работников способствует быстрому распространению рациональных приемов труда в организациях;
• если работник пройдет через все должности в своем отделе (цехе), он считает себя ответственным за все задачи, стоящие перед отделом (цехом) - достижение необходимых уровней качества и количества труда, снижение издержек производства, а также снижение уровня безопасности труда;
• в случае возникновения или угрозы возникновения конфликта его можно «погасить» или предотвратить путем грамотно произведенных кадровых перестановок;
• работники имеют возможность сравнить между собой должности, администрация организации имеет возможность сравнить между собой людей по производительности, качеству труда и т.п.;
• снижение числа «тупиковых» должностей для лиц, ориентированных на «вертикальный» рост;
• если перемещения производятся систематически на основании официально существующей схемы, у людей возникает ощущение, что о них заботятся, снижается степень отчуждения между работниками и руководством, улучшается социальнопсихологический климат в организации;
• при функционировании политики интенсивных ротаций коллектив организации становится сплоченным, формируется принцип «чем я могу помочь?», каждый знает проблемы и людей других отделов, поэтому легче прийти к согласию по любому вопросу;
• ротация является хорошим методом обучения сотрудников без отрыва от производства.
Слабые же черты ротации состоят в следующем:
• падение производительности ввиду длительности периода адаптации людей к новым должностям;
• необходимы значительные средства для обучения перемещаемых людей, а также реализации самой системы перемещений;
• при неправильном перемещении могут возникнуть конфликты;
• никто не будет знать одну свою область так досконально, как при ситуации отсутствия ротаций;
• появление «клановости» при решение деловых вопросов;
• при реализации программы перемещений могут возникнуть проблемы, вызванные отказом людей, занимающих «хорошие» должности, перейти на «плохие».
В зависимости от того, кто является инициатором, ротации могут осуществляться: по инициативе администрации организации; по инициативе работника; по инициативе отдела по управлению персоналом. В российских бюджетных организациях руководители высшего и среднего звеньев в подавляющем большинстве случаев перемещаются по первому типу. По своей инициативе, при неудовлетворенности их работой, в большом числе случаев перемещаются специалисты (или рабочие). По объекту перемещений ротации затрагивают руководителей и специалистов (рабочих).
По масштабу перемещений ротации делятся на:
1) Внутренние - в пределах одного предприятия или его подразделения. Они могут быть внутриотдельскими (внутрицеховыми), межотдельскими (между отделами) и т.д.
2) Внешние - между филиалами и подразделениями организации, находящимися в одном регионе.
3) Межрегиональные - перемещение со сменой места жительства в другой регион в филиал или структурное подразделение организации. Они применяются крупными корпорациями, имеющими филиалы в разных частях страны. В РАО «ЕЭС России» применяют такую ротацию.
4) Международные - применяется транснациональными компаниями, когда работники перемещаются в другие государства.
В зависимости от того, какова кадровая стратегия организации - формирование работников как универсалов или как узких специалистов, - у перемещаемых работников меняются условия работы. В первом случае характер работы перемещаемых на новое место изменяется значительно, возможна даже смена специальности. Вследствие этого человек понемногу разбирается во всем. Во втором случае обмениваемые должности практически одинаковы - в результате один человек глубоко и всесторонне знает какой-то один участок организации.
Независимо от стратегии организации считается, что людей, работающих по таким узкоспециализированным профессиям, как юрист, бухгалтер, инженер-программист, ротацией лучше не затрагивать. Однако есть должности, на которых отдельными видами работы могут заниматься и представители этих специальностей. Это, например, отдел кадров, а на производственных предприятиях - отдел по сбыту. Целью является улучшение коммуникаций.
В отношении руководителей нижнего и среднего звеньев справедливо следующее: если действует система, при которой основную управленческую работу осуществляют заместители руководителей подразделений, которые хорошо знают свою работу, то ротации можно применять и в отношении их руководителей.
Горизонтальные перемещения необходимо проводить в течение всей трудовой жизни человека. Однако следует учесть, что в первые годы работы обучаемость и адаптируемость людей выше, чем в дальнейшем. Поэтому в старшем возрасте ее интенсивность следует уменьшать.

5. Специфика организации карьерного роста руководителей

Так как планирование карьеры руководителей высокого ранга имеет свои специфические особенности, то для них необходимо разрабатывать планы функциональной и организационной подготовки, поскольку работники такого уровня требуют получения ими разностороннего опыта в различных сферах жизнедеятельности организации.
Опыт показывает, что критическими периодами работы на руководящих должностях являются следующие:
- вхождение в должность (первые полгода работы);
- переход к стадии оптимальной продуктивности (через 2,5-3 года);
- появление некоторых признаков ее снижения (через 6-7 лет).
Темпы роста производительности труда значительно выше в первые три, максимум четыре года работы руководителя в должности. Учитывается система деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств, необходимых руководителю:
1) гражданская зрелость,
2) отношение к труду,
3) уровень знаний,
4) организаторские способности,
5) способность к руководству системой управления,
6) способность поддерживать передовое,
7) морально-этические черты характера.
А именно:
1. Гражданская зрелость. К ней относятся:
• способность подчинять личные интересы интересам фирмы;
• умение прислушиваться к людям, быть самокритичным.
2. Отношение к труду. Эта группа охватывает следующие качества:
• чувство личной ответственности за порученное дело;
• чуткое и внимательное отношение к людям;
• трудолюбие;
• личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими;
• уровень эстетики работы.
3. Уровень знаний. Данная группа включает такие качества, как:
• наличие квалификации, соответствующей занимаемой должности;
• знание объективных основ управления производством;
• знание передовых методов руководства;
• знание возможностей современной техники управления и умение использовать ее в своем труде: общая эрудиция.
4. Организаторские способности. К ним относятся:
• умение организовать систему управления и свой труд;
• умение работать с подчиненными и с руководителями разных организаций;
• владение передовыми методами руководства (умение коротко и ясно формулировать цели, излагать мысли в деловых письмах, приказах, распоряжениях, поручениях, заданиях);
• умение создавать сплоченный коллектив; умение проводить деловые совещания (способность к самооценке своих возможностей и своего труда, а также других; умение подобрать, расставить и закрепить кадры).
5. Способность к руководству системой управления. Эта группа представлена следующими качествами:
• умение своевременно принимать решения;
• способность обеспечить контроль их исполнения;
• умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации;
• способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой;
• уверенность в себе.
6. Способность поддерживать передовое. В эту группу входят:
• умение увидеть новое;
• распознать и поддержать новаторов, энтузиастов и рационализаторов;
• умение распознать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов;
• инициативность;
• смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и способность идти на обоснованный риск.
7. Морально-этические черты характера. К этой группе относятся:
• честность, добросовестность, порядочность, принципиальность;
• уравновешенность, выдержанность, вежливость;
• настойчивость, общительность, обаяние;
• скромность;
• простота.
Также необходимо учитывать хорошее состояние здоровья, стаж работы на данном предприятии (в том числе на руководящей должности); опрятность и аккуратность внешнего вида руководителя.


Саморазвитие руководителя - это процесс, неизбежно связанный с процессом карьерного роста. М. Вудкок и Д. Френсис выделили одиннадцать потенциальных ограничений саморазвития менеджера:
1) неумение управлять собой;
2) размытые личные ценности;
3) нечеткие личные цели;
4) остановленное саморазвитие;
5) недостаточность навыка решать проблемы;
6) недостаток творческого подхода;
7) неумение влиять на людей;
8) недостаточное понимание особенностей управленческого труда;
9) слабые навыки руководства;
10) неумение обучать;
11) низкая способность формировать коллектив.


А именно:
1. Неумение управлять собой: неспособность в полной мере использовать свое время, энергию, умения; неспособность справляться со стрессами современной жизни управленца.
2. Размытые личные ценности: отсутствие их ясного понимания; наличие ценностей, не соответствующих условиям современной деловой и частной жизни.
3. Нечеткие личные цели: отсутствие ясности в вопросе о целях своей личной или деловой жизни; наличие целей, несовместимых с условиями современной работы и жизни.
4. Остановленное саморазвитие: отсутствие настроенности и восприимчивости к новым ситуациям и возможностям.
5. Недостаточность навыка решать проблемы: отсутствие стратегии, необходимой в принятии решений, а также способности решать современные проблемы.
6. Недостаток творческого подхода: отсутствие способности генерировать достаточно новых идей; неумение использовать новые идеи.
7. Неумение влиять на людей: недостаточная способность обеспечивать участие и помощь со стороны окружающих или влиять на их решения.
8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда: отсутствие понимания мотивации работников; устаревшие, негуманные или неуместные представления о роли руководителя.
9. Слабые навыки руководства: отсутствие способностей добиваться высокого результата работы подчиненных.
10. Неумение обучать: отсутствие способности или желания помогать другим развивать и расширять свои возможности.
11. Низкая способность формировать коллектив: неспособность содействовать развитию и повышению эффективности рабочих групп и коллективов.


Для того чтобы добиться результатов, большинство менеджеров должны объединяться с другими, используя их умение. Однако в соответствии с распространенным подходом к роли руководителя он может ничего не делать для поощрения роста всей группы или ее членов. Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, ее работа обычно сопровождается трудностями или не дает отдачи. Когда не создаются благоприятный климат или эффективные рабочие механизмы, мы говорим, что менеджера ограничивает низкое умение сформировать группу.
Большое значение в организации карьеры руководителей имеет создание в организации Программы управления продвижением по службе, так как большинство людей относятся к своей карьере достаточно пассивно и склонны к тому, чтобы важные решения, касающиеся их карьеры, инициировались другими людьми, а не их собственными интересами, потребностями и целями. Программа управления продвижением по службе дает возможность воспринимать свою работу в организации как деятельность, способствующую развитию не только организации, но и личности, что в конечном итоге приведет к повышению мотивации, производительности труда, уменьшению текучести кадров и более полному использованию способностей работников и менеджеров организации.

6. Самоорганизация работников для продвижения по карьерной лестнице

Как уже отмечалось выше, процесс организации карьерного роста работника начинается с момента его принятия и до предполагаемого увольнения с работы. Как правило, очень часто люди не знают своих перспектив в данном коллективе, что говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации. Для самостоятельной организации процесса карьерного роста работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе. Поэтому организация мероприятий должна начинаться с выяснения целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий самой организации.
На собеседовании при поступлении в организацию, отвечая на вопросы работодателя, где изложены требования организации, поступающий на работу также вправе задавать вопросы, содержащие его требования. Вопросы, задаваемые работодателю поступающим на работу, могут быть следующего содержания:
- Какова корпоративная политика организации в отношении к молодым специалистам?
- Каковы шансы получения жилья?
- Сколько дней в году уйдет на командировки (в т.ч. зарубежные)?
- Каковы перспективы развития организации?
- Имеется ли скидка при покупке работниками продукции, выпускаемой организацией?
- Практикуются ли в организации сверхурочные работы?
- Какие системы оплаты труда используются в организации?
- Кто является конкурентом организации?
- Имеет ли организация свои детские, лечебно-оздоровительные учреждения?
- Каковы шансы получения более высокой должности?
- Будут ли созданы условия для обучения, повышения квалификации или переподготовки?
- Возможно ли сокращение должности и в связи с чем?
- В случае сокращения можно ли рассчитывать на помощь организации в трудоустройстве?
- Каковы принципы формирования пенсионного фонда, возможные размеры пенсии?
Поступая на работу, каждый должен уметь реально оценивать свои деловые качества, соотносить свою профессиональную подготовку с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. Во многом от этого будет зависеть успех всей дальнейшей карьеры работника.
Чтобы избежать малопривлекательной для себя работы, особое внимание следует уделить изучению рынка труда. Но даже хорошие знания рынка труда еще не гарантируют получение работы вследствие острой конкуренции.
Необходима правильная самооценка своих навыков и деловых черт, которая предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно определить цели карьеры. Целью нельзя считать только область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Это всего лишь причины, по которым человек хотел бы иметь ту или иную конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.
В качестве личных целей карьеры часто называют следующие:
• получить работу или должность, которая отвечала бы самооценке, желательно в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых;
• заниматься видом деятельности или иметь должность, соответствующую самооценке и поэтому доставляющую моральное удовлетворение;
• иметь работу или должность, которая хорошо оплачивается или позволяет одновременно получать большие побочные доходы;
• занимать должность, усиливающую профессиональные возможности человека и развивающую их;
• иметь работу или должность, которая носит творческий характер;
• работать по специальности или занимать должность, позволяющую достичь определенной степени независимости;
• иметь работу или должность, дающую возможность продолжать активное обучение;
• иметь работу или должность, которая одновременно позволяет заниматься воспитанием детей или домашним хозяйством.
Цели карьеры с возрастом могут меняться по мере того, как меняется сам человек: с ростом квалификации, продвижением по службе, изменением или пересмотром ценностей и т.д. Необходимо помнить, что формирование целей карьеры - процесс постоянный.

7. Формирование резерва руководителей

Специфической формой профессионального роста менеджеров является работа с резервом руководства. Работа с резервом, как и многие другие технологии кадровой работы, является комплексной.
Взаимосвязь отдельных направлений кадрового менеджмента с направлениями работы с резервом приведена на схеме:
Целенаправленная работа с резервом позволяет избегать стихийного продвижения работников по службе. При этом используются различные подходы, формы и методы работы с резервом для развития кадрового потенциала организации. Прогнозирование нового резерва на руководящие должности ориентируется в первую очередь на среднесрочную и долгосрочную концепции корпоративной политики. При работе с резервом необходимо творчески применять формы и методы подготовки, исходя из условий и специфики предприятий.
Определение, типы и принципы формирования кадрового резерва
Кадровый резерв - это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.


Различаются следующие типы резерва:
1. По виду деятельности:
А. Резерв развития - группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Данные сотрудники могут выбрать одно из двух направлений карьеры - либо профессиональную, либо руководящую.
Б. Резерв функционирования - группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Данные сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.
2. По времени назначения:
1) Группа А - это кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время.
2) Группа В - это кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие 1-3 года.


Принципы формирования резерва:
1. Принцип актуальности резерва
При применении этого принципа должна учитываться реальная потребность в замещении должностей, и резерв на должности должен формироваться из расчета, что сотрудники, зачисленные в него, имеют реальный шанс продвинуться на должность.
2. Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва
При применении этого принципа должны учитываться требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.


3. Принцип перспективности кандидата
При применении данного принципа должны учитываться:
• ориентация на профессиональный рост;
• требования к образованию;
• возраст;
• стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом;
• состояние здоровья.
При отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей надо учитывать не только общие, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного отдела, службы, цеха, участка и т.д., а также специфику требований к личности кандидата, основанную на анализе ситуации в подразделении, тип организационной культуры и т.д.


Источники и этапы процесса формирования резерва


Источники резерва кадров на руководящие должности:
• руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ и предприятий;
• главные и ведущие специалисты;
• специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;
• молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.
Первый уровень базы резерва кадров составляют все специалисты, являющиеся заместителями руководителей различного ранга. Основную базу резерва составляют руководители различных рангов.


Этапы формирования резерва:
1. Анализ потребности в резерве
До начала процедуры формирования резерва должны быть выполнены следующие работы:
• прогноз изменения структуры аппарата;
• совершенствование продвижения работников по службе;
• определение степени обеспеченности резервом номенклатурных должностей;
• определение степени насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу).


Итогом выполнения указанных работ является определение текущей и перспективной потребности в резерве. Оптимальная численность резерва кадров рассчитывается следующим образом:
1) выявляется потребность предприятия в кадрах управления на ближайшую или более длительную перспективу (до пяти лет);
2) определяется фактическая численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку тот или иной работник, зачисленный в резерв;
3) определяется примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных работников, например, из-за невыполнения индивидуальной программы подготовки в связи с выездом в другой район и др.;
4) определяется число руководящих работников, высвобождающихся в результате изменения структуры управления, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках.
Эти показатели корректируются в течение всего периода работы с ним.
Для дальнейшего совершенствования работы по формированию резерва необходимо учитывать следующие важнейшие моменты при составлении списков резерва.

Должны быть:
1) Определены категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения, учтена дифференциация резерва в зависимости от особенностей производства.
2) Предусмотрена возможность подбора заместителей группы руководителей. При подборе кандидатов в резерв заместителей руководителей определяющим фактором должно быть мнение об их перспективности для дальнейшего роста по служебной лестнице по всем оцениваемым качествам.
3) Определена персональная ответственность руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров. Например, за расстановку мастеров и начальников участков в цехе должен отвечать начальник цеха, за расстановку начальников цехов - руководитель предприятия, за расстановку заместителей начальников цехов и подразделений предприятия - заместитель руководителя предприятия по кадрам.
2. Формирование и составление списка резерва:
1) формирования списка кандидатов в резерв;
2) создание резерва на конкретные должности.
В процессе формирования резерва следует определить:
• кого можно и необходимо включить в списки кандидатов в резерв;
• кого из включенных в списки кандидатов в резерв необходимо учить;
• какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных особенностей и перспективы использования на руководящей должности.
При формировании резерва конкретных должностей необходимо решение двух главных задач:
1) оценка кандидатов в резерв;
2) сравнение качеств кандидатов с требованиями должностей в зависимости от участков работы, на которые кандидаты в резерв предлагаются.
Формирование списков кандидатов в резерв
Методы формирования списка резерва:
• Анализ документальных данных - отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов.
• Интервью (беседа) по специально составленному плану или вопроснику либо без определенного плана для выявления интересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов поведения и т.д.).
• Наблюдение поведения работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.д.).
• Оценка результатов трудовой деятельности - производительности труда, качества выполняемой работы и т.д., показателей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки деятельности руководителя.
• Метод заданной группировки работников - когда подбираются люди под заданные требования к должности или под заданную структуру рабочей группы. В этом методе сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга. Использование метода предполагает формирование трех видов информационных массивов профессиограмм всей номенклатуры руководящих должностей, фактографических данных и критериев качеств специалистов.


При формировании списков кандидатов в резерв учитываются следующие факторы:
• требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
• профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;
• перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность;
• предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности;
• результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;
• значение приоритетов кандидатов в резерв;
• выводы и рекомендации последней аттестации;
• мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совета трудового коллектива;
• результаты оценки потенциала кандидата (возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками).
Методы формирования списков резерва на конкретные должности:
• оценка кандидатов;
• сопоставление совокупности качеств кандидата и тех требований, которые необходимы для резервируемой должности;
• сравнение кандидатов на одну должность друг с другом и выбор того, кто более других подходит для работы в резервируемой должности.
Итогом второй стадии формирования списка резерва является корректировка предварительного списка по результатам оценки и сравнения кандидатов.

8. Обучение, подготовка и индивидуальное развитие резерва

Подготовка кандидатов:
• индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
• стажировка в должности на своем и другом предприятии;
• учеба на курсах и в институтах повышения квалификации, в зависимости от планируемой должности.
При подготовке резерва на предприятии используются:
• школы (курсы) молодых специалистов, как правило, без отрыва от производства;
• школы резерва руководителей, в которых обучение осуществляется в основном без отрыва от производства, по индивидуальным программам;
• тематические курсы на предприятии с полным отрывом от производства до двух недель или без отрыва с периодичностью занятий от одного раза в неделю до двух раз в месяц;
• тематические курсы при базовых вузах, предназначенные главным образом для углубления знаний кандидатов по профилю их работы, с отрывом от производства до двух дней в неделю;
• постоянно действующие курсы на предприятии, дифференцированные для руководителей разных уровней, без отрыва от производства или с частичным отрывом до четырех раз в месяц;
• стажировка на предприятиях, применяющих новые методы управления, в ведущих научных организациях, вузах;
• курсы и стажировка в зарубежных учебных центрах, на предприятиях;
• самостоятельное обучение работника по индивидуальному опыту;
• исполнение обязанностей по той должности, на которую рекомендуется кандидат, в период отпусков и командировок основного (штатного) руководителя;
• стажировка на должностях, опыт работы на которых необходим для кандидата в резерв на определенную должность;
• стажировка на различных должностях для углубления знаний и расширения кругозора;
• планомерное перемещение и продвижение работника, состоящего в резерве, на различные инженерно-технические и руководящие должности для приобретения им необходимых знаний и опыта работы;
• работа в составе комиссий по выработке решений и проверке деятельности различных подразделений (как на своем предприятии, так и на других);
• участие в работе научно-технических совещаний, конференций, семинаров, симпозиумов для ознакомления с новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки.


Для подготовки резерва разрабатываются и утверждаются администрацией три вида программ.
1. Общая программа включает:
1) Теоретическую подготовку.
2) Обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления производством.
3) Заполнение пробелов в образовании кандидатов, зачисленных в резерв, связанных с их прежней (базовой) подготовкой.
4) Обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления производством. Форма контроля - сдача экзамена (зачетов).
2. Специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Их подготовка сочетает теоретическую и практическую части и осуществляется по следующим направлениям:
1) обучение в учебно-технических центрах, дифференцированное по группам специальностей;
2) деловые игры по общетехническим и специальным проблемам;
3) решение конкретных производственных задач по специальностям.
Форма контроля - разработка конкретных рекомендаций по улучшению производства и их защита.
3. Индивидуальная программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста, зачисленного в резерв, по следующим направлениям:
1) обучение в межотраслевых институтах повышения квалификации;
2) производственная практика на передовых отечественных и зарубежных предприятиях;
3) стажировка на резервной должности.
Индивидуальные планы кандидатов разрабатываются непосредственными начальниками подразделений и утверждаются руководителями предприятия. Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и работниками службы управления персоналом, ответственными за подготовку резерва.
Реальная перспектива должностного продвижения складывается на основе оценки работником существующих условий для продвижения и самооценки своих возможностей. Кроме того, смена ориентиров в кадровой политике организации в сторону переосмысления роли и места человека в сфере трудовой деятельности приумножит его кадровый потенциал, изменяет представление работника о своей профессиональной деятельности.
В последнее время возможности для карьеры в России расширились для всех, но особенно для руководителей, отличающихся активностью, приспособляемостью, способностью к обучению и имеющих полезные личные связи. Карьера в определенной мере утратила функции последовательного выявления сильных и нейтрализации слабых сторон руководителей.
Большинство руководителей среднего и малого бизнеса сегодня активно планируют свою карьеру. Эта тенденция подтверждается переориентацией направленности у выпускников вузов с работы в зарубежных предприятиях на работу в российских, где начальная заработная плата ниже, но нет ограничений в должностном продвижении.
Достойное место занимают сегодня локальные системы формирования управленческих кадров крупных организаций, базирующихся на планировании карьеры и собственном (внутриорганизационном) видении мира. Такие системы уже существуют в банках, на крупных предприятиях. Растет количество фирм, занимающихся подбором и оценкой персонала. Это связано с повышением требований к руководителям всех уровней иерархии управления, а также цены ошибок, допущенных при подборе кадров.
Управление деловой карьерой организации должно стать одним из важнейших направлений кадровой работы и управления трудовыми ресурсами, ориентированным на определение стратегии и этапов развития и продвижения руководителей и специалистов. Этот процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека, с требованиями организации, стратегией и планами ее развития должен выражаться в составлении программ профессионального и должностного роста при непосредственном участии самих работников и менеджеров высшего и среднего звена. И тогда процесс управления деловой карьерой станет эффективным мотивационным фактором, обеспечивающим не только развитие в человеке всех потенциальных возможностей, но и его активное приобщение к делам организации.


Литература
1. Аширов, Д.А. Управление карьерой в организации / Д.А. Аширов, А.С. Егоров. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2003. - 163 с.
2. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - 8-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2010. - 224 с.
3. Дятлов, В.А. Управление персоналом / В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов, В.Т. Пихало. - М.: Издательство «ПРИОР», 2010.
4. Десслер, Г. Управление персоналом / Г. Десслер. - М.: БИНОМ, 2007.
5. Поляков, В.А. Технология карьеры. Практическое руководство / В.А. Поляков. - М.: Наука, 1999.
6. Цветаев, В.М. Управление персоналом / В.М. Цветаев. - СПб: ПИТЕР, 2004.
7. Шелдрейк, Д.Ж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Д.Ж. Шелдрейк; пер. с англ.; под ред. В.А. Спивака. - СПб: Питер, 2001. - 352 с.: ил. - (Серия «Теория и практика менеджмента»).

Источник: Свиридова Галина Борисовна Самоорганизация профессионального развития: учебное пособие / Г.Б. Свиридова. - Самара: Издательство Самарского университета, 2021. - 84 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.