Страница 2 из 2
Тест 5. Воспитание и социализация личности
Задание № 52. Установите соответствие между названиями педагогических явлений и их определениями. 1. Учение. 2. Научение. 3. Обучение. 4. Воспитание. 5. Образование. 6. Социализация. 7. Развитие. а) стихийное усвоение человеком определенных знаний, навыков, умений, форм деятельности и поведения; б) процесс и результат усвоения определённой системы знаний, умений и навыков; в) специально организуемый, целенправленный процесс формирования интеллектуальных, физических и духов ных сил личности; г) процесс усвоения человеком социального опыта, присущего данному обществу или социальной группе; д) процесс непосредственной передачи и усвоения учебного материала; е) сознательное усвоение человеком определённых знаний, умений и навыков; ж) процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных факторов. Задание № 53. Воспитание в широком смысле слова включает в себя и обучение, поэтому процесс обучения имеет такую же структуру, как и любой педагогический процесс. Дополните структуру процесса обучения двумя пропущенными элементами. Цели обучения 1 I Содержание обучения 1 1 Средства обучения 1 Формы организации Задание № 54. Все методы обучения в различных классификациях разбиваются на несколько групп. Установите соответствие между классификациями и группами методов. 1. Классификация по источнику получаемой информации. 2. Классификация по характеру познавательной деятельности обучаемых. а) репродуктивные методы; б) практические методы; в) объясните: иллюстративные методы; г) словесные методы; д) методы проблемного изложения материала; е) частично-поисковые методы; ж) наглядные методы; з) исследовательские методы. Задание № 55. Установите соответствие между названиями педагогических технологий и их возможностями для учащихся. 1. Традиционная технология. 2. Технология программированного обучения. 3. Технология проблемного обучения. 4. Технология модульного обучения. а) способствует не только приобретению необходимых знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня умственного развития обучаемых; б) обучающийся самостоятельно достигает учебных целей, работая с законченными блоками информации, которые можно заменять, переставлять, обновлять, не нарушая всего курса; в) обучаемым отведены исполнительные функции репродуктивного характера, гарантирующие освоение предлагаемого учебного материала; г) обеспечивает каждому обучающемуся возможность самостоятельного обучения в соответствии с его индивидуальными особенностями (уровень обучаемости, типы обучения и т.д.) Задание № 56. Установите правильную последовательность стадии социализации личности. 1. Стадия адаптации. 2. Трудовая стадия. 3. Стадия интеграции. 4. Стадия индивидуализации. Задание № 57. Дайте правильное название каждому из трёх современных подходов к воспитанию. 1. Подход, при котором целевой компонент, содержательный, организациопно-деятельностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны ( ). 2. Подход, состоящий в том. что включая воспитанника в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой деятельности, можно осуществлять его эффективное воспитание ( ). 3. Подход, при котором приоритет отдаётся не внешним факторам воспитательного воздействия, а развивающейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания ( ). Заданием 58. Установите соответствие между элементами процесса воспитания и их конкретными примерами. 1. Цели воспитания. 2. Принципы воспитания. 3. Содержание воспитания, 4. Методы воспитания. 5. Средства воспитания. а) убеждение, пример, одобрение. осуждение и т.п.; б) различные мероприятия или виды деятельности воспитанников; в) природосообразность и культуросообразностъ воспитания; г) общечеловеческие и национальные ценности; д) всестороннее и гармоничное развитие личности. Задание № 59 Критерии воспитанности личности подразделяют на две группы. Установите соответствие. 1. Жёсткие критерии. 2. Мягкие критерии. а) число совершаемых правонарушений; б) число разводов и распавшихся семей; в) число детей, брошенных родителями; г) темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции; д) число молодых людей, отбывающих наказание за преступления; е) полнота и разносторонность эстетических знаний; ж) оказание регулярной помощи престарелым, немощным родителям и родственникам; з) наличие честности, искренности, доверия, верности, милосердия, взаимопомощи; и) точность и обязательность в обещаниях; к) интерес к языку, истории и культуре Беларуси; л) качественное и ответственное выполнение работы; м) готовность к активному участию в структурах гражданского общества. Задание №60. Установите соответствие между элементами системы семейного воспитания. 1. Задачи семейного воспитания. 2. Принципы семейного воспитания. 3. Направления семейного воспитания. а) гуманность и милосердие к растущему человеку; б) создание благоприятных условий для развития ребёнка; в) нравственное воспитание; г) передача опыта воспитания детей в семье и отношения к старшим; д) открытость и доверительность в отношениях с детьми; е) физическое воспитание. Задание № 61. Установите соответствие между типами семей и результатами воспитания в них детей. 1. Семьи, уважающие детей. 2. Отзывчивые семьи. 3. Материально ори-егггированныс семьи. 4. Враждебные семьи. 5. Антисоциальные семьи. а) дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными; б) дети рано взрослеют, но отношения с родителями, лишенные духовной основы, могут развиваться непредсказуемо; в) влияние таких семей крайне негативное, ведёт к антиобщественным поступкам; г) дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, независимыми, дружелюбными; д) дети растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Задание № 62. В педагогике выделяют условия успешного и причины неправильного воспитания детей в семье. Установите соотвегствне. 1. Условия успешного воспитания в семье. 2. Причины неправильного воспитания в семье. а) атмосфера взаимною уважения в семье: б) безнадзорность или бесконтрольность; в) воспитание в условиях повышенной моральной ответственности; г) регулярный, общественно-полезный труд: д) исключение из жизни ребёнка роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды. табака, алкоголя. азартных игр; е) воспитание по типу «Золушки»; ж) физическое наказание: з) ограничение ребёнка от контактов с безнравственными людьми; и )гиперопека; к) дисциплина. Задание № 63. Установите соответствие между названиями ложных авторитетов родителей и их характеристиками. 1. Авторитет подавления. 2. Авторитет чванства. 3. Авторитет педантизма. 4. Авторитет резонёрства. 5. Авторитет «любви». 6. Авторитет «доброты» 7. Авторитет «дружбы» 8. Авторитет подкупа. а) детям всё разрешается за счёт устойчивости и мягкости родителей; б) сентиментальные родительские признания в любви сыплются на детей в избыточном количестве; в) родители буквально заедают ребёнка длинными нравоучительными рассуждениями, назидательными разговорами; г) родители по любому поводу раздражаются, на каждый вопрос ребенка отвечают грубостью, любую его вину сопровождают наказаниями; д) родители ведут себя с детьми как бюрократы, всегда настаивают на своём, даже в мелочах; е) авторитет строится на высокомерном стремлении к славе, почитанию и превосходству, на кичливом демонстрировании своих достоинств; ж) послушание детей покупается подарками или обещаниями, что делает их меркантильными и лицемерными, з) родители не соблюдают необходимую дистанцию, и их дружба с детьми переходят в панибратские отношения.
Тест 6. Акмеологические основы развития личности
Задание № 64. Выделите семь функций игры в жизнедеятельности человека. 1. Предоставление возможности человеку попробовать или реапизовать себя в воображаемых ролях или образах. 2. Моделирование жизненных ситуаций борьбы, соревнования, конкуренции, достижения успеха. 3. Создание условий для взаимодействия, общения, взаимопомощи. 4. Формирование разумных представлений о том, что является важным и ценным в жизни. 5. Сплочение людей в общности, пусть и временные, но порой тяготеющие к сохранению. 6. Создание условий для формирования нравственно-ценных стимулов труда. 7. Выявление и развитие ловкости, находчивости, решительности, настойчивости. 8. Удовлетворение потребности людей в получении удовольствия или наслаждения. 9. Создание пространства для фантазии, импровизации, чего-то нового. 10. Удовлетворение потребности в профессиональном самоопределении личности. Задание № 65. Укажите четыре обязательных требования, которые предъявляются к учебно-воспитательному труду. 1. Сочетание общественной значимости труда с личными интересами воспитанников. 2. Сочетание индивидуальных и коллективных форм трудовой деятельности. 3. Обязательность производительности труда, предполагающего создание материальных ценностей. 4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности. 5. Обязательность профессиональной направленности труда. 6. Доступность и посильность трудовой деятельности. 7. Обязательность интеллектуальности содержания труда. Задание № 66. Укажите два свойства личности, не способствуюшне высокой культуре делового общения. 1. Высокий уровень коммуникативности, то есть умение слушать и говорить, в том числе публично. 2. Умение объективно воспринимать и правильно понимать партнёра. 3. Склонность удерживаться от выражения своего мнения и отстаивания своих прав. 4. Способность аргументировать свои высказывания, предложения, мнения. 5. Высокий уровень сосредоточенности на себе и своём поведении. 6. Умение строить взаимоприемлемые, комфортные отношения с партнёрами по общению. Задание № 67. Укажите два умения, не относящиеся к технике педагогического общения. 1. Умение понимать психическое состояние учащихся по внешним признакам, особенно по выражению лица. 2. Умение регулировать н показывать учащимся своё психическое состояние, эмоциональное отношение к происходящему. 3. Умение абстрагироваться от индивидуальных особенностей воспитанника, его характера, темперамента и т.д. 4. Умение наилучшим образом строить свою речь, проявлять заинтересованность, увлечь рассказом, сообщением. 5. Умение своим высокомерием задеть самолюбие воспитанника и унизить его достоинство; 6. Умение сосредоточить на себе внимание, управлять инициативой, «разговорить» самых застенчивых. 7. Умение внимательно слушать и задавать вопросы, соблюдать спокойный, доверительный тон. Задание № 68. Укажите три свойства, не отиосящися к параметрам творческой личности. 1. Способность и потребность брать на себя ответственность за свои действия. 2. Потребность в нестандартном решении встающих перед человеком задач. 3. Самостоятельность в поиске пути и выборе способов решения возникающих проблем. 4. Интеллектуально-творческая инициатива. 5. Достижение значительных успехов в профессиональной деятельности. 6. Жажда познания и преобразования. 7. Чувствительность к проблеме, новизне, 8. Энергия и жизнестойкость в повседневной жизнедеятельности. 9. Критичность ума. Задание № 69. Установите правильную последовательность организации творчества в профессиональной деятельности. 1. Разработка плана реализации стратегии, решения проблемы. 2. Поиск подходов к решению проблемы. 3. Выделение и постановка главной проблемы. 4. Выбор стратегии решения проблемы. 5. Решение проблемы через реализацию творческой идеи. 6. Осмысление или осознание проблемной ситуации. Задание № 70. Источннкн или факторы мотивации творческой деятельности подразделяют на две группы (внешние и внутреинне). Установите соответствие. 1. Внешние. 2. Внутренние. а) известность, слава, авторитет; б) потребность в создании нового; в) интеллектуальные чувства: любознательность, удивление и т.п.; г) социальная фасилитация, конкуренция, соперничество; д) материальные выгоды; е) социальная важность творческой деятельности; ж) высокое положение в обществе, карьера; з) чувство эстетического наслаждения, удовлетворения. Задание № 71. Укажите пять условий, активизирующих развитие творческого мышления. 1. Разрешение и поощрение множества вопросов. 2. Стремление к успеху во чтобы то ни стало, избегание риска. 3. Жёсткие стереотипы в мышлении и поведении. 4. Стимулирование ответственности и независимости. 5. Ситуации незавершённости и открытости. 6. Жёстко заданные и строго контролируемые ситуации. 7. Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, обобщениях. 8. Неодобрительная оценка воображения и фантазии. 9. Преклонение перед авторитетами, конформизм. 10. Внимание к интересам детей со стороны взрослых. Задание № 72. Установите соответствие между этапами самосовершенствования личности н их составными элементами. 1. Самопознание. 2. Самопопуждение. 3. Программирование. 4. Самореализация. а) самостимулирование своего развития; б) осуществлетге программы самосовершенствования; в) выяснение своих сильных и слабых сторон; г) выбор средств и методов самосовершенствования; д) самоанализ и самооценка; е) осознание своих возможностей; ж) определение целей и путей самосовершенствования; з) самонаблюдение; и) самоприказ, самообязательство и самопринуждение. Задание № 73. Укажите для каждого этапа профессиональной самореализации личности три соответствующих компонента. 1. Профессиональное самоопределение. 2. Профессиональное становление. 3. Профессиональное самосовершенствование. з) профессиональное самообразование для повышения уровня квалификации; б) формирование индивидуального стиля профессио нальной деятельности; в) выбор подходящей профессии и её освоение; г) достижение высоких результатов профессионального труда; д) осмысление своего профессионального опыта; е) выбор будущего места работы и должности; ж) прогнозирование собственного профессионального роста; з) достижение надёжности в решении профессиональных задач. Задание № 74. Но мнению западных специалистов, делая карьеру, важно помнить некоторые советы. Завершите правильно их рекомендации. 1. Главным условием продвижения по службе является .... 2. Основой продвижения является совместимость с Вашим .... 3. Вы должны быть деловитым и постоянно делать .... 4. Делая себя необходимым для начальства, умейте вовремя .... 5. Будучи «одиноким волком», Вы можете разрушить свою .... 6. Расширяйте свои знания и управленческие .... 7. Учитесь гордиться своими .... 8. Не делайте работу сами, а с помощью .... 9. Будьте готовы не уделять достаточно времени .... 10. Интересы организации должны быть для Вас .... 11. Учитесь создавать свой имидж, то есть образ .... Задание № 75. Укажите четыре свойства, не характерные для конкурентоспособной личности. 1. Склонность ачанировать своё будущее на небольшие промежутки времени. 2. Приверженность исполнять прежде всего свои повседневные разрозненные желания. 3. Стремление к высокому качеству конечной продукции. 4. Чёткость целей и ценностных ориентации. 5. Творческое отношение к делу. 6. Заниженная самооценка. 7. Способность к постоянному самообразованию. 8. Способность к риску. 9. Независимость. 10. Завышенная самооценка. 11. Профессиональная компетентность. 12. Трудолюбие. Задание№ 76. Имидж делового, конкурентоспособного человека формируется под воздействием факторов, разделяемых на три группы, составляющих в совокупности образ привлекательного человека. Установите соответствие. 1. Внешняя составляющая. 2. Внутренняя составляющая. 3. Процессуальная составляющая. а) личность; б) интеллект; в) способ мышления; г) энергичность; д) выразительность; е) профессионализм; ж) походка; з) память; и) мимика; к) темперамент; л) причёска; м) пластичность; н) голос; о) эрудиция; п) интересы; р) жесты; с) идеи; т) одежда; у) речь. ЛИТЕРАТУРА 1. Аванесов B.C. Композиция тестовых заданий: учебная книга для преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов и студентов. -М: Адепт, 1998. 2. Аванесов B.C. Форма тестовых заданий: Учеб. Пособие. - М.: Центр тестирования, 2005. 3. Балыкина Е.Н. Принципы конструирования тестовых заданий в контексте компьютерной реализации (на примере гуманитарных дисциплин) / Информационный бюллетень Ассоциации « История и компьютер». №30. Материалы VIII конферетдии Ассоциации «История и компьютер».-М,2002. 4. Балыкина Е.Н. Сущностные характеристики дидактических компьютерных тестов (на примере исторических дисциплин) / Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». №30. Материалы VIII конференции Ассоциации « История и компьютер».-М.,2002. 5. Буланова-Топоркова М. В. Основы педагогического контроля в высшей школе / Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006..-М.,1995. 6. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики: Курс лекций: В 2 ч. - Мн.: БГЭУ, 2005-2006. 7. Войтов А.Г. Учебное тестирование для )7мзнитарных и экономических специальностей: Теория и практика. -М., 2006. 8. Гассиева И.И. , Молочко Н.В., Федотова И.Э. Методические рекомендации по работе с программой компьютерного тестирования МАКРОСС // Современные формы и методы обучения: Сб. метод рекомендации / Под ред. Л.А. Лобан. - Мн.: БГЭУ. 2004. 9. Горбатов Д.С. Тестирование учебных достижений: критериально-ориентированный подход // Педагогика. - 1995. - № 4. 10. Как построить тест: Методические рекомендации / Сост. Л.Н. Грановская. -Спб., 1994. П. Кальней В.А., Шишов СЕ. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: Методическое пособие для учителя. - М.: Педобщест-воРоссии,1999. 12. Керносенко А.Т. Тесты по общественным наукам: Методическое пособие для преподавателей высших и средних учебных заведений. -М., 1999. 13. Кисель ПК., Медведева И.А., Янчук Е.И. Тесты по философии: Для студентов высших учебных заведений, - Мн.,2001. 14. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение. использование, - Спб.: Образование и культура, 1997. 15. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. -М .: Народное образование, 2001. 16. Моисеева М.В. Проблемы организации контроля и тестирования при дистанционном обучении / Тезисы докладов П международной конференции «ИОЛ -2000».-Спб., 2000. 17. Носкова С.А., Картасиевич А.Н. Тестирование как инструмент определения уровня знаний учащихся // Профессиональная ориентация и довузовская подго товка молодежи: Материалы междун. науч..-метод, конф. -Мн., 1998. 18. Основы педагогики: Учеб. пособие // А.И. Жук. НИ. Казимирская, О.Л. Жук, Е. А. Коновальчик / Под. общ. ред. А.И. Жука. - Мн.: Лверсэв, 2003. 19. Основы психологии и педагогики: Учебная программа для высших учебных заведений / Сост. А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. - Мн.: РИВШ БГУ, 2000. 20. Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированные педагогические тесты для итоговой аттестации студентов.-М.: НМЦ СПО Минобразования РФ, 1999. 21. Петриченко Е.В. Методические рекомендации по разработке тестов и тестовых заданий // Современные формы и методы обучения / Мод ред. Л.А. Лобан. -Мн.:БГЭУ,2004, 22. Пирогов А.И. Информатизация в гуманитарном образовании: Методологические и методические проблемы. - М., 1997. 23. Полупанова Е.Г. Тестирование в американском образовании: Традиции и инновации // Весшк адукацьп. - 2004. -'.N«7. 24. Практикум по общей психологии: методики и опыты, психологические задачи, материалы для контроля знаний / Сост. Е. П. Дыгун М. А., Дыгун.-Мозырь: ООО «Белый ветер». 2004. 25. Прохорова ТВ, Методика автоматизированного тестирования знаний студентов с применением табличного процессора EXCEL // Современные формы и методы обучения: Сб. метод, рекомендаций / Под ред. Л.А. Лобан. - Мн.: БГЭУ, 2004. 26. Равен Дж. Педагогическое зестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы: Пер. с англ. 2-е изд. испр. -М.: Когито-центр, 2001. 27. Радьков A.M., Кравец Е.В., Столярова ТВ., Чеботаревецкий БД. Дидактические тесты: технология проектирования: Метод пособие для разработчиков тестов. Мн.: РИВШ, 2004. 28. Рыжкин А., Ефимова Н. Современные измеригели знаний (опыт тестирования) // Высшее образование в России. - 2001. - № I. 29. Сенопгоева Н.А. Тестирование как одна из форм оценки учебной деятельности // Педагогика. - 2006. - №5. 30. Сидельникова Т.Г. Компьютерный контроль знаний при изучении социально-политических дисциплин // Педагогика. - 2005. - №4. 31. Тестовый контроль знаний студентов—заочников / Сост. В.З. Бубнов, П.А. Гаткина.-М., 1994. 32. Трофимова З.П. Основы методики построения педагогических тестов: Учеб. - метод, пособие / Под ред. А.В, Макарова. - Мн.: РИВШ, 2005. 33. Формы и методы обучения и контроля: Метод, материалы для аспирантов, препод, вузов и техникумов / Сост. А.Д. Ляшук. -Мн., 1994. 34. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. -М,: Логос, 2002. 35. Шупейко И.Г.. Борбот А,Ю. Основы психологии и педагогики: Тесты. - Мн.: Бестпринт. 2003. Источник: Основы психологии и педагогики: тесты / Г.Ф.Вечорко. - Пинск: ПолесГУ,2007.-40с.
|