Основы психологии и педагогики: тесты
Лекции и практикум по психологии - Тесты и рекомендации для студентов
Индекс материала
Основы психологии и педагогики: тесты
Тесты №5, №6
Все страницы

Тестирование сегодня становится у нас одной из важнейших форм контроля результатов учебного процесса или его мониторинга. Это происходит в силу известной объективности тестирования, его технологичности, одинакового для всех педагогического инструментария. А также в силу его сочетаемости с другими современными образовательными технологиями, особенно с информационно-компьютерными.
Более того, кроме контролирующей функции, тестирование может выполнять также обучающую, воспитательную, корректирующую и развивающую функции. Все это зависит от содержания и конструкции тестовых заданий, от режима их применения. При этом главными характеристиками тестов выступает их валидность и надежность.
Валидность предлагаемых тестов, по мнению автора, обеспечена соответствием сформулированных заданий содержанию учебной программы для высших учебных заведений по дисциплине «Основы психологии и педагогики» для студентов непсихологических и непедагогических специальностей [21]. Публикуемые тесты охватывают три раздела (модуля) первой части рабочей программы: общая психология, психология личности и социальная психология. А также три раздела (модуля) второй части программы; общие основы педагогики; воспитание. социализация и развитие личности; акмеологические основы развития личности.

Гарантией надёжности данных тестов можно считать наличие оптимального количества тестовых заданий: 38 заданий по основам психологии и 38 - по основам педагогики. Длина тестов примерно одинакова: от 10 до 13 заданий. Для надёжности соблюдалась гомогенность тестовых заданий в пределах каждой из двух частей изучаемой дисциплины, тематическая чистота заданий, а также ориентация на средний уровень трудности. В процессе разработки предлагаемого комплекса тестов использовались открытые и закрытые формы тестовых заданий, задания на установление соответствия и задания на установление правильной последовательности. При закрытой форме задания студенту предоставляется возможность выбора одного или нескольких (правильных или неправильных) ответов из числа всех предложенных. Такой выбор обычно ограничен по времени до одной минуты. При открытой форме студенту необходимо дополнить предложения, вставить слово или дописать фразу. В заданиях на установление соответствия студенту предлагается соотнести данные, содержащиеся в двух столбцах. Например, в ходе проверки знания определений основных психолого-педагогических понятий и их названий. Знания на установление правильной последовательности предполагают упорядочение испытуемым различных действий, процессов, хронологий и т.п. Например, при необходимости установить правильную последовательность стадий социализации личности.
Следует отметить, что полного набора тестовых заданий для проверки знаний студентов по дисциплине «Основы психологии и педагогики» в существующей литературе не обнаружено. За исключением, может быть, тестов, разработанных в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники [36]. Да и то не по всем разделам типовой учебной программы для непедагогических и непсихологических специальностей наших вузов.
Особого внимания в связи с этим заслуживают девять тестов (включающих около 60 заданий по основам педагогики), разработанные на кафедре педагогики и проблем образования Белорусского государственного университета [20], которые вполне соответствуют содержанию второй части действующей типовой учебной программы.
Остальные психолого-педагогические тесты, разбросанные по различным учебным пособиям, практикумам и брошюрам, являются в большинстве своём не тестами достижений в сфере изучения основ психологии и педагогики, а скорее исследовательскими тестами для составления психологических портретов или представлений об отдельных свойствах или качествах личности.
Предлагаемые тесты разрабатывались на кафедре социально-гуманитарных дисциплин Пинского филиала Белорусского государственного экономического университета. Апробировались там же и в Полесском государственном университете среди студентов дневного и заочного отделений. Тесты использовались как для тематического, так и итогового контроля в основном на семинарских (практических) занятиях и зачетах. Отдельные тесты или задания предъявлялись студентам устно, на бумаге или через графопроектор, в том числе в игровых формах или в форме тренинга. Возможен компьютерный вариант использования данных тестов, поскольку все они являются тестами со связанными (а не свободными) ответами, тестами на установление правильной последовательности. Компьютеризация тестов позволит существенно сэкономить время преподавателя, особенно при итоговом контроле. Возможно также использование данных тестов и при создании электронного учебника но основам психологии и педагогики для самостоятельного (в том числе дистанционного) обучения студентов.
Затраты времени на выявление результатов обучения с помощью предлагаемых тестов в полном объеме составляет до 80 минут ( до 40 минут - основы психологии и до 40 мшгут - основы педагогики). Измерение выявленных результатов может производиться двумя способами. Первый из них - политамический: если из 10 задании одно выполняется неправильно, то сумма баллов равна 9, если - два, то -8 и так далее. Второй способ-дихотомический: выполнил задание правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов.
Для оценивания результатов измерения в десятибалльной системе оценок предлагается следующая шкала: 100% правильных ответов-10 батлов, (95-100)% -9 баллов, (90-95)% -8 баллов, (85-90)% -7 баллов, (80-85)% -6 баллов, (80-75)% -5 баллов, (70-75)% -4 балла, (50-70)% -3 балла, (30-50)% -2 балла, (10-30)% -1 балл. Таким образом, для получения удовлетворительной оценки ( 4 и более баллов ) необходимо получить не менее 70% правильных ответов.
Если же оценка производится не в десятибалльной системе, а в системе «эачте-но-незачтено»,то для получения оценки «зачтено» необходимо также набрать не менее 70% правильных ответов, что соответствует ( согласно шкале ) количеству баллов от 4 до 10 включительно.
При всех достоинствах тестов их не следует воспринимать как панацею, как единственно надежное и объективное средство контроля знаний по основам психологии и педагогики. Дело в том, что социально-гуманитарное знание в целом крайне затруднительно поддается формализации (а норой вообще не поддается) в силу объективной неоднозначности трактовки понятий [31]. Именно поэтому предлагаемые тесты в данном смысле следует считать авторскими, а не стандартизированными, При этом авторскими они являются уже в силу и в меру авторства курса лекций [8], в соответствии с которым они составлены. Следовательно, и эффективность их использования будет зависеть от того, насколько преподаватели и студенты смогут разделить научно-педагогическую позицию автора.
В любом случае, предлагаемые тесты автор рассматривает лишь как вспомогательное средство наряду с другими формами контроля знаний (устный опрос, контрольная работа, реферат или другие творческие задания). В конце пособия приводится список литературы, использованной автором. А также важнейшие публикации по теории и практике тестирования, которые могут пригодиться при проектировании и создании других вариантов тестов по основам психологии н педагогики.
Автор выражает также искреннюю признательность доценту кафедры психологии и педагогики БГЭУ, кандидату психологических наук Ю. П. Козловской за высказанные замечания и предложения по доработке рукописи предлагаемого учебно-методического пособия.

 

Тест №1. Общая психология

Задание № 1. Установите с помощью нумерации правильную хронологическую последовательность этапов развитие психологической науки.
а) психология как наука о психике;
б) психология как наука о поведении;
в) психология как наука о душе;
г) психология как наука о сознании.

Задание 2. Укажите, какая из перечисленных задач не является задачей психологии.
а) научится понимать сущность психических явлений;
б) научиться управлять психическими явлениями;
в) разрабатывать методы диагностики психических заболеваний;
г) быть теоретической основой практики психологической службы.

Задание 3. Установите соответствие между группами методов и конкретными методами исследований в психологии.

1. Методы сбора информации а) метод опроса;
2. Методы психологического воздейсвия б) метод тестов;
в) дискуссия;
г) убеждение;
д) наблюдение;
е) биографический метод;
ж) внушение;
з) формирующий эксперимент;
и) релаксация.

Задание № 4. Завершите правильно следующие предложения:
1. Свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях называется...
2. Главное отличие психики животных от психики человека - это наличие у человека
3. Высший уровень психического отражения действительности, определяющий предварительное, мысленное построение действий, контроль и управление поведением человека, его способность отдавать себе отчёт в том, что происходит в окружающем мире и в нём самом, называется...
4. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта жизнедеятельности, открьгеает свой внутренний мир, своё собственное «Я», называется...
5. Активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство определённого продукта материальной или духовной культуры, называется...

Задание № 5. Согласно учению 3. Фрейда структура психики человека состоит из трех уровней. Укажите эти уровни.
а) бессознательное;
б) прсдсознательное;
в) подсознательное;
г) сознательное;
днесознательное;
е) сверхсознательное;
ж) надсознательное.

Задание № 6. Установите соответствие между компонентами структуры психики и формами проявлений психических явлений.

1. Психические процессы а) настроение;
2. Психические состояния б) ощущение:
3. Психические свойства в) воображение;
г) характер
д) депрессия
е) мышление
ж) способности
з) фрустрация
и) темперамент

Задание № 7. Укажите три закона, присущих ощущениям человека.
а) закон сенсибилизации;
б) закон стабилизации;
в) закон адаптации;
г) закон ориентации:
д) закон контрастности;
е) закон константности.

Задание №8. Укажите два понятия, которые не являются свойствами восприятий.
а) избирательность;
б) предметность;
в) апперцепция;
г) осмысленность;
д)константность;
е) абстрактность;
ж) целостность;
з) темперамент.

Задание №9. Укажите два понятия, которые не относятся к нарушениям восприятия.
а) гиперстезия;
б) анестезия;
в) гипостезия;
г) агнозия;
д) галлюцинация;
е) амнезия.

Задание № 10. Укажите три вида мышления, которые обычно выделяют в общей психологии.
а) наглядно-действенное;
б) абстрактно-образное;
в) абстрактно-действенное;
г) наглядно-логическое;
д) наглядно-образное;
е) абстрактно-логическое.

Задание № 11. Завершите правильно следующие предложения:
1. Первейшая и простейшая форма чувственного познания, благодаря которой мы изучаем отдельные стороны или свойства предметов и явлений (цвет, форму, запах, жажду, тяжесть и т.д.), называется...
2. Активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отключении от всего остального называется...
3. Создание в психике человека образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались им раньше, называется... ....
4. Психический процесс отражения реальности в её наиболее полных существенных связях и отношениях (высшая форма творческой активности человека) называется...
5. Процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек воспринимал, делал или переживал, называется...
6. Психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств называется...

Задание № 12. Укажите два приёма, не относящихся к тем, с помощью которых создаются образы воображения.
а) вычленение из целостного образа каких либо элементов;
б) изменение величины воображаемых объектов;
в) воспроизведение образов предметов, взятых из прошлого опыта;
г) конструирование предметов в зависимости от их назначнгия:
д) перенос какого-либо свойства на другие предметы;
е) типизация;
ж) агглютинация;
з) галлюцинация;
и) гиперболизация.
Задание № 13. Укажите три понятия, не являющиеся свойствами внимания.
а) абстрактность;
б) распределение;
в) наблюдательность;
г) переключаемость:
д) адекватность;
е) направленность;
ж) устойчивость;
з) объём.
Задание № 14. Закончите правильно следующие предложения:
1. Психические процессы отражения реальности в виде её оценки, которая внутренне проявляется в форме переживания, а внешне - в более или менее выраженной экспрессии, называется...
2. Змоционпьные переживания большой силы с коротким периодом протекания, характеризующиеся нарушением волевого контроля, называется...
3. Наиболее длительные и устоявшиеся эмоциональные переживания, включающие в себя целую гамму эмоций и имеющие чётко выраженный предметный характер, называются
4. Сильные, глубокие, длительные и устойчивые эмоциональные переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели называются
5. Слабовыражеттые эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием вызывающих их причин, называются

Задание № 15. Расположите в правильной последовательности этапы сложного волевого процесса.
а) борьба мотивов и выбор возможности достижения цели;
б) осознание возможностей достижения цели;
в) появление мотивов, связанных с достижением цели;
г) принятие решения о возможных действиях;
д) осознание цели и стремление её достичь;
е) осуществление принятого решения.

Задание № 16. Закончите правильно следующие предложении:
1. Психическое состояние переживания относительной лишенности, порождаемое несоответствием того, что человек имеет и того, что, по его мнению, он должен иметь, называется...
2. Состояние психической подавленности, тоски и отчаяния называется...
3. Психическое состояние вялости, безразличия к окружающему, отсутствие стремления к деятельности называется...
4. Неадекватно повышенное весёлое настроение, сосгояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам, называется...
5. Состояние психической напряжённости, возникающее в ответ на сложные обстоятельства, разнообразные экстремальные условия, называется...
6. Психическое состояние, запускаемое и поддерживаемое эмоциями, входящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение, презрение), называется...
7. Психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно и
субъективно непреодолимых препятствий на пути к удовлетворению потребностей или достижению целей, называется...

Задание № 17. Преодоление стрессовых ситуаций и часто связанных с ними состояний депрессии предполагает реализацию двух типов усилий. Установите соответствие между типами усилий и их конкретными примерами

1. Усилия, связанные с разрешением проблемы.
2. Усилия, связанные с регулированием эмоциональных состояний.

а) применение лекарств;
б) мышечное расслабление;
в) социальная поддержка;
г) регулярный отдых;
д) переход на другую работу;
е) финансовая помощь;
ж) управление воображением;
з) глубокое дыхание;
и) разрешение конфликтов путём примирения.


Задание № 18. Установите соответствие между методами регуляции психических состояний и способами их реализаини.

1. Метод предъявления моделей.
2. Метод дискуссии.
3. Метод тренинга.

а) убеждение;
б) упражнение;
в) просмотр кинофильмов:
г) логическое доказательство;
д) психогимнастика;
е) ролевые игры;
ж) чтение художественной литературы;
з) слушание сказок, притч, анекдотов.

Тест 2. Психология личности

Задание № 19. Установите соответствие между понятиями, характеризующими человека, и направлениями его научного исследования.

1. Индивид.
2. Личность.
3. Индивидуальность.

а) биогенетическое направление;
б) персоногенетическое направление;
в) соцногенетическое направление.

Задание № 20. Разделите факторы, под воздействием которых развивается личность, на внутренние и внешние.

1. Внутрешгие факторы развития личности.
2. Внешние факторы развития личности.

а) семья;
б) природно-географическая среда;
в) учебная группа;
г) особенности строения тела;
д) особенности нервной системы;
е) трудовой коллектив;
з) задатки.

Задание № 21. Укажите, кто из психологов является автором психоаналитической структуры личности (ОНО, Я, Сверх Я).
1. К.Платонов.
2. Л.Леонтьев.
3. Э.Фромм.
4. К.Роджерс.
5. Л.Ковалёв.
6. З.Фрейд.
7. К.Юнг.

Задание № 22. Закончите правильно следующие предложения.
1. Совокупность психологических механизмов, которые стабилизируют наше состояние, отторгают или изменяют неблагоприятную информацию о себе и других, служат для преодоления дискомфорта, называется...
2. Вытеснение неприемлемых, потенциально опасных желаний и мыслей из сознания, что предотвращает их возможное разрешение, называется... ....
3. Устранение, игнорирование травмирующих восприятий внешней реальности (бегство в фантазию, кажущуюся абсурдной объективному наблюдению) называется...
4. Построение приемлемых причин, оснований для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей и чувств называется... ....
5. Подмена мыслей, чувств, отвечающих подлинному травмирующему мотиву. диаметрально противоположным поведением, мыслями или чувствами называется...
6. Приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей или чувств, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности. называется...
7. Преобразование энергии сексуальных влечений в социально приемлемые формы активности (творчество, социальные контакты и т.д.) называется...

Задание №23. Компенсаторные механизмы личности служат для преодоления чувства неполноценности. Укажите, кто впервые употребил термин «компенсаторные механизмы».
1. З.Фрейд.
2. Э.Фромм.
3. ААдлер.
4. К. Юнг.
5. Л.Рубинштейн.
6. А.Леонтьев.

Задание № 24. Закончите правильно следующие предложения:
1. Совокупность психологических процессов, посредством которых индивид осознаёт себя в качестве субъекта жизнедеятельности, называется...
2. Относительно устойчивая и целостная система представлений индивида о самом себе (теория самого себя), называется...
3. Представление человека о себе в настоящем времени или то, каким он видит себя в настоящий момент, называется...
4. Представление человека о том. каким, по его мнению, он должен был бы стать, называется...
5. Процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого он приобретает способность управлять текущими событиями своей жизни, называется...

Задание № 25. Укажите четыре психических явления, не относящихся к основным компонентам направленности личности.
1. Потребности.
2. Интересы.
3. Настроения
4. Идеалы.
5. Чувства.
6. Способности.
7. Убеждения.
8. Темперамент.
9. Характер.
10. Одарённость.

Задание № 26. Установите соответствие между типами темперамента н их признаками.

1. Холерик
2. Сангвиник.
3. Флегматик.
4. Меланхолик.

а) связан с медлительностью, инертностью, устойчивостью в настроении, спокойствием, слабым проявлением эмоций, низкой психической активностью, уравновешенностью;
б) характеризуется быстротой реакции, высокой психической активностью, богатством мимики, контактностью, высокой сопротивляемостью трудностям, жизнерадостностью;
в) свойственна сдержанность речи и движений, низкий уровень психической активности, ранимость, преобладание отрицательных эмоций, замкнутость, впечатлительность, быстрая утомляемость;
г) преобладание возбуждения над торможением в нервной системе, подвижность, бурные эмоции, резкие смены настроения, в критические моменты - высокая концентрация сил.

Задание №27. Установите соответствие между типологиями характеров личности и их авторами.
1. Типология характеров личности в связи с наиболее часто встречающимися тинами строения тела человека.
2. Типология, подразделяющая людей по их характерам на экстравертов и интровертов.
3. Типология, подразделяющая людей по характеристикам на две группы: плодотворной и неплодотворной ориентации.
4. Психогеометрическая типология характеров на основе предпочитаемого выбора человеком одной из пяти геометрических фигур.

а) К.Юнг.
б) Э.Кречмер.
в) С.Далингер.
г) Э.Фромм.

Задание № 28. Установите соответствие между теориями личности и их авторами.

1. Личность в теории бихевиоризма.
2. Личность в теории социального научения.
3. Личность в теории психоанализа.
4. Личность в аналитической психологии.
5. Когнитивная психология личности.
6. Гуманистическая психология личности.
7. Деятельностная теория личности.

а) К.Юнг и др.;
б) З.Фрейл и др.;
в) Л.Рубинштейн. А.Леонтьев и др.
г) К.Роджерс, А.Маслоу и др.;
д) Д.Роттер, А.Бандура и др.;
е) Д.Уотсон, Б.Скиннер и др.;
ж) А.Эллис, А.Бек, Д.Келли и др.

Тест 3. Социальная психология

Задание №29. Установите соответствие между социальными процессами и их названиями.

1. Повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека или группы людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей за его действиями,
2. Социальный процесс, в результате которого реальное или воображаемое присутствие других людей ведёт к ухудшению результатов деятельности.
3. Процесс, осуществляемый посредством механизмов заражения, подражания, внушения, подкрепления, на основе которого происходит социализация индивида.
4. Процесс воздействия общества и социальных групп на индивида с целью регуляции его поведения, отклоняющегося от групповых норм.

а) научение;
б) контроль;
в) ингибиция;
г) фасилитация.

Задание № 30. Расположите разновидцостн малых социальных групп по степени возрастания их организованности.
а) ассоциация;
б) коллектив;
в)корпорация;
г) диффузная группа.

Задание № 31. Укажите два предложения, не являющихся признаками лидерства.
а) более высокая активность и инициативность индивида при решении групповых задач;
б) большая информированность о решаемой задаче, членах группы и ситуации
в целом;
в) большее соответствие поведения требованиям вышестоящего руководства;
г) большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
д) более выраженная готовность к изменению мнений, установок и поведения под влиянием окружающих;
е) большая выраженность личностных качеств, эталонных для данной группы;
ж) более выраженная способность оказывать влияние на других членов груп

Задание № 32. Установите соответствие между позициями участников межличностного взаимодействия и их содержанием.

1. С позиции «Родитель».
2. С позиции «Взрослый».
3. С позиция «Дитя».

а) склонность к подчинению, поиск поддержки и защиты; либо к эмоциональному, импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым капризам;
б) склонность к доминированию, конкуренции, проявлению власти и чувства высокой самооценки, поучению и критическому осуждению других;
в) склонность к равноправному сотрудничеству,
признанию за собой и другими равных прав и ответственности за исход взаимодействия.

Задание № 33. Укажите два фактора, не относящихся к определяющим стиль руководства.
а) уровень образования и эрудиции руководителя;
б) степень делегирования руководителем своих полномочии;
в) уровень информированности подчинённых о состоянии дел в организации;
г) виды власти, используемые руководителем;
Д) уровень информированности руководителя о личностных качествах подчинённых;
е) степень участия подчинённых в принятии решений руководителем.

Задание № 34. В структуре общения выделяют три стороны, каждая из которых имеет своё содержание. Установите соответствие.
1. Перцептивная сторона общения.
2. Коммуникативная сторона общения,
3. Интерактивная сторона общения.
а) обмен информацией между людьми, которая не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается;
б) обмен не информацией, а действиями в процессе организации и осуществления взаимодействия между людьми;
в) процесс восприятия партнерами друг друга, их внешнего облика и внутреннего мира.

Задание № 35. Укажите четыре психологических понятия, не относящихся к средствам общения.
а) язык;
б) мышление;
в) интонация;
г) мимика;
д) причёска;
е) взгляды;
ж) темперамент;
з)способности;
и) жесты.

Задание № 36. Конфликты подразделяются на различные виды по соответствующим критериям. Установите что соответствие.

1. Объективные и субъективные конфликты.
2. Горизонтальные, вертикальные и смешанные.
3. Внутриличност]гые. межличностные, внутригрупповые и межгрупповые.
4. Конструктивные и деструктивные конфликты.
5. Открытые и скрытые конфликты.
6. Общие и локальные, кратковременные и затяжные.
7. Антагонистические и компромиссные конфликты.

а) по источникам возникновения;
б) по способам урегулирования;
в) по масштабам и продолжительности;
г) по коммуникативной направленности;
д) по функциональной значимости.
е) по составу конфликтующих сторон;
ж) по формам столкновения.

Задание №37. Укажите три причины конфликтов, связанные с психологической несовместимостью работников.
а) нечётко обозначенные права и обязанности сотрудников;
б) несоблюдение работниками моральных норм;
в) неправильная оценка труда персонала;
г) взаимное непонимание между работниками;
д) недостатки в стиле руководства коллективом;
е) негативные черты характера работников;
ж) неудовлетворённость работников своим трудом.

Задание № 38. Укажите одну из стратегий поведения в конфликтной ситуации, которая может быть наиболее эффективной в случае угрозы существованию организации.
а) сотрудничество;
б) компромисс;
в) настойчивость (принуждение);
г) приспособление (уступчивость);
д) уход (уклонение).

Тест 4. Общие основы педагогики

Задание № 39. Установите, каким авторам принадлежат следующие педагогические произведения:

1. «Великая дидактика»
2. «Мысли о воспитании»
3. «Эмиль или о воспитании»
4. «Человек как предмет воспитания»
5. «Народное образование и демократия»
6. «Педагогическая поэма»
7. «Рождение гражданина»
8. «Школа и общество»

а) Л.Толстой;
б) К.Ушинский;
в) А.Макаренко:
г) Н.Крупская;
д) В.Сухомлинский;
е) Я.Коменский;
ж) Ж.Ж.Руссо;

и) Л.Локк;
к) А.Дистервег; л) И. Гербарт; м) Ф.Скорина; и) А.Пирогов; о) С.Шацкий; п) Я. Колас.

Задание № 40. Укажите, какое из определений педагогической науки является правильным.
1. Педагогика - что совокупность знаний о путях решения конкретных воспитательных задач в ходе воспитательного процесса под руководством педагога.
2. Педагогика - это совокупность знаний о закономерностях образования, становления и развития человека как личности.
3. Педагогика - это специально организуемая, целенаправленная деятельность по формированию интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни.
4. Педагогика - это наука о принципах, содержании, методах и формах преподавания учебного материала.
5. Педагогика - это наука о становлении личности под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных факторов.
6. Педагогика- это совокупность знаний о воспитании, образовании и обучении человека, обеспечивающих развитие его личности.

Задание № 41. Укажите среди перечисленных две основные задачи педагогической науки.
1. Передача и усвоение учебного материала, где деятельность педагога называется... преподаванием, а деятельность обучающихся - учением.
2. Изучение сущности и закономерностей развития личности в условиях обучения.
3. Организация процесса усвоения определённой системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих развитие личности.
4. Разработка целей, содержания и методов воспитания.
5. Координация внешних и внутренних, социальных и природных факторов становления личности.
6. Изучение сущности и закономерностей развития личности в условиях воспитания.
7. Формирование интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовка её к жизни, к активному участию в трудовой деятельности.

Задание №42. Укажите два понятии, не относящиеся к функциям преподавательской деятельности.
1. Диагностическая.
2. Ориентацнонно - прогностическая.
3. Конструктивно-проектировочная.
4. Лабораторно-практическая.
5. Информационно - объяснительная.
6. Научно-исследовательская.
7. Аналитико - оценочная.
8. Исследовательско - творческая.
9. Организаторская.

Задание № 43. Существуют различные парадигмы (примеры, образцы, модели) образования н воспитания. Найдите среди них два ложных названия.
1. Знаниевая.
2. Дидактическая.
3. Гуманистическая.
4. Культ; оологическая.
5. Социоцентристская.
6. Детоцентристская.
7. Технократическая.
8. Педагогоцентристская.

Задание №44. В современной социокультурной ситуаани выделяют ключевые тенденции развития образования в мире. Укажите две тенденинн, не являющиеся таковыми.
1. Смена типа культурно-исторического наследования - меняются способы передачи-получения подрастающим поколениям культурно-исторического опыта.
2. Смена установки при изучении действительности или переход от научного познания к общекулыурному, включающему обыденное сознание, мифологическое, религиозное, художественное и другие виды постижения реальности.
3. Деградация природной среды по причине загрязнения воздуха, почвы, воды; истощение природно-сырьевых ресурсов.
4. Национально-культурная регионализация на фоне процессов глобализации п интеграции.
5. Изменение роли науки в обществе и смена научных парадигм.
6. Расширение информационных технологий и мировой информационной системы.
7. Распространение наркомании, алкоголизма и курения; рост количества физически и психически неполноценных людей, создающих угрозу генофонду человечества.

Задание № 45. Укажите правильное определение образования.
1. Образование - это фактор воспроизводства социально-профессиональной
структуры общества и социального прогресса.
2. Образование - что процесс и результат становления личности под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных факторов.
3. Образование - это процесс и результат усвоения определённой системы знаний, умений, взглядов и убеждений на основе заранее заданных принципов, требований и задач.
4. Образование - это средство социализации, становления и развития человека как личности.
5. Образование - это процесс непосредственной передачи и усвоения учебного материала, при котором деятельность педагога называется... преподаванием, а деятельность обучающихся - учением.


Задание № 46. Деятельности ый подход, лежащий а основе инновационной модели образования (в отличие от традиционной), предполагает и отвергает определённые моменты. Установите соответствие.

1. Деятельностный подход предполагает.
2. Деятельностный подход отвергает.

а) вербальные методы обучения;
б) пассивность обучающихся;
в) развивающие (личностно-ориентированные) технологии;
г) активность всех участников педагогического процесса;
д) догматические формы передачи «готового» учебного материала;
е) монологичность и обезличенность словесного преподавания;
ж) усвоение обобщённых способов выполнения различных видов деятельности;
з) статичную, завершенную систему знаний, умений и навыков.
и) активные (рефлексивно-деятельностные) формы и методы обучения.

Задание №47. В развитии мирового обраювания наряду с позитивными тенденциями имеются и негативные моменты. Установите соответствие.

1. Позитивные тенденции.
2. Негативные моменты.

а) стремление к демократизации образования;
б) разрастание рынка образовательных и платных форм обучения;
в) низкий уровень качества обучения в массовой средней школе;
г) расширение сети высшего образования, его приближение к потребителям;
д) авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением;
е) отрицательное влияние современной школы на здоровье учащихся;
ж) существенное увеличение в образовательном пространстве гуманитарной составляющей;
з) отход от ориентации на ((Среднего» ученика, повышенный
интерес к одарённым молодым людям;
и) унификация образовательного процесса, ограничивающая вариативность учебных планов и программ; к) рост количества крупных международных проектов и программ в сфере образования.

Задание № 48. Основным направлением развития современных систем образования соответствуют определённые признаки. Установите соответствие.

1. Гуманизация образования.
2. Гуманитаризация образования.
3. Диверсификация образования.
4. Стандартизация образования.
5. Многоуровневость образования.
6. Фундаментализация образования.
7. Информатизация образования.
8. Непрерывность образования.

а) углубление научно-теоретических знаний по изучаемым дисциплинам;
б) прогрессирующее использование в образовательном процессе электронно-
вычислительной техники;
в) ориентация па развитие отношений взаимного уважения учащихся и педагогов;
г) расширение многообразия учебных заведений, планов и программ;
д) получение образования в течение всей жизни:
е) ориентация на хорошие знания иностранных языков, истории и культуры других стран;
ж) ориентация на реализацию прежде всего государственного набора обязательных учебных дисциплин;
з) наличие своих целей, сроков и качественной завершённости каждого из этапов образования

Задание № 49. Национальная система образования в Республике Беларусь включает целый ряд учреждений, которые осуществляют различные вилы образования и воспитании. Назовите пропущенные элементы этой системы.
1. Дошкольное воспитание.
2. Общее среднее образование.
3. Внешкольное обучение и воспитание.
4
5. Среднее специальное образование.
6. Высшее образование.
7
8. Повышение квалификации и переподготовка кадров.


Задание № 50. Существуют общие принципы реформирования системы образования Республики Беларусь и принципы реформирования отдельных звеньев системы. Укажите четыре принципа, которые не являются общими.

1. Переход на 12-летний срок обучения и введение новой структуры общеобразовательной школы.
2. Единство образовательных и воспитательных задач.
3. Диверсификация (разнообразие) образовательных учреждений.
4. Обеспечение образовательных запросов личности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей.
5. Дифференциация обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.
6. Увеличение числа профессиональных лицеев и профессионально-технических колледжей.
7. Преемственность между уровнями и ступенями образования.
8. Обеспечение более тесной интеграции среднего специального образования с высшим образованием и профессионально-техническим.
9. Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования.
10. Переход на двухуровневую систему высшего образования.

Задание № 51. Названные виды образования можно получить в перечисленных типах учебных заведений Республики Беларусь. Установите соответствие.

1. Общее среднее образование.
2. Профессионально-техническое образование.
3. Среднее специальное образование.
4. Высшее образование.

а) школа;
б) колледж;
в) институт;
г) гимназия;
д) лицей;
е) университет;
ж) профессиональный лицей;
з) высший колледж;
и) академия;
к) профессионально-технический колледж.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.