Тест по теме Девиантное поведения
Лекции и практикум по психологии - Тесты и рекомендации для студентов

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

в рамках текущего контроля успеваемости

1. Какому понятию соответствует следующее определение: «это устойчивое поведение личности (группы), отклоняющееся от социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности (группе), сопровождающееся социальной дезадаптацией, и приносящее скрытую выгоду его носителю (личности, группе)»?
1) девиантное поведение,
2) делинквентное поведение,
3) аддиктивное поведение.

2. Назовите имя автора, который впервые ввел понятия «девиация»,
«девиантность»?
1) Э. Дюркгейм.
2) Т. Парсонс,
3) И. Кон.

3. Назовите отрасль знаний, вошедшую в научный обиход для обозначения проблематики девиаций и девиантного поведения?
1) девиантология,
2) криминология,
3) социология.

4. Выберите из перечисленных формулировок цель девиантологии:
1) обоснование несоответствия между распределением благ и личными качествами людей,
2) изучение проблем, связанных с направленной деятельностью субъекта воспитания (родителя, воспитателя и др.), которая способствует проведению человека с момента рождения по этапам социального развития и дальнейшему становлению его как гражданина конкретного общества,
3) разработка общетеоретических основ и методического аппарата для всех дисциплин, изучающих социальные девиации на различных уровнях организации общественной жизни – индивидуальном, групповом, государственно-формализованном, общественно- символическим и культурно-историческом.

5. Соотнесите предмет и объект девиантологии:
А. Субъекты (активно действующие, саморазвивающиеся, саморегулирующиеся участники) социального взаимодействия (индивиды, группы, субкультуры) с разными формами девиантного поведения различной этиологии, обладающие качеством девиантности.
Б. Девиантность и девиации как многоуровневые социально- психологические и индивидуально-психологические феномены с различными формами проявлений.
1. Объект девиантологии.
2. Предмет деваинтологии.

6. Какому понятию соответствует следующее определение: «любое отклонение в развитии и функционировании субъектов социального взаимодействия (личности, группы, субкультуры) от общего направления развития системы в которую они включены»?
1) социальный проступок,
2) социальная норма,
3) социальная девиация.

7. Какому понятию соответствует следующее определение: «исторически сложившаяся в конкретном обществе мера допустимого поведения отдельной личности или социальной группы»?
1. Социальная норма.
2. Социальное отклонение.
3. Социальный проступок.

8. Выберите атрибуты социальной девиации:
1. Расхождение между индивидуальной линией развития индивида (группы) и доминирующими ценностями / тенденциями общественной жизни.
2. Стремление общества устранить девиантность как негативное явление.
3. Негативная реакция общества, идентификация / стигматизация данного расхождения как социально нежелательного – девиантного, анормального, антисоциального, асоциального, преступного, сексуально-ненормального.
4. Стремление общества контролировать и устранять нежелательное поведение и его носителей в форме наказания, изоляции, уничтожения (в крайних случаях).
5. Ограничение прав носителей девиации, ограничение их социальных возможностей, социальная дезадаптация и снижение качества жизни.
Ответ:

9. Соотнесите примеры позитивных и негативных девиаций:
А. психические заболевания и поведенческие расстройства; нарушения развития в детско-подростковом возрасте, девиантное поведение личности, преступность, самоубийства, тоталитарные режимы.
Б. героические акты, одаренность в интеллектуальной или художественной сфере, креативность, прогрессивные революции.
1. Позитивные девиации.
2. Негативные девиации.

10. Какому понятию соответствует следующее определение: «склонность и готовность индивида (группы) порождать внешне наблюдаемые отклонения от общепринятых норм»?
1. Девиация.
2. Деваинтность.
3. Поведение.

11. Какому понятию соответствует следующее определение:
«интегральное качество индивида, обусловленное общественно- исторической ситуацией и индивидуальными особенностями человека»?
1. Деваинтность.
2. Личность.
3. Индивидуальность.

12. Какому понятию соответствует следующее определение: «это эмоционально-ценностное переживание собственной уникальности, самотождественности и постоянства собственной личности, формируемое посредством решения специфических для каждого возраста психосоциальных задач»?
1. Идентичность.
2. Самосознание.
3. Индивидуальность.

13. Какому понятию соответствует следующее определение: «это форма сознания, формируемая посредством рефлексии и включающая в себя такие компоненты, как Я-концепция, образ Я, самооценка»?
1. Идентичность.
2. Самосознание.
3. Индивидуальность.

14. Верно ли, что в психологии деваинтность рассматривается в контексте нарушения социализации личности или как один из ее возможных вариантов?
1. Да.
2. Нет.
15. Соотнесите:
А. Социальная дезадаптация; деиндивидуализация / конформизм; дезинтеграция / диссоциация; десоциализация.
Б. Нормативная, отклоненная, гармоничная.
В. Социальная адаптация, индивидуация, интеграция.
1. Формы нарушения социализации.
2. Варианты социализации.
3. Направления становления личности в социальной среде.

16. Выберите структурные компоненты девиантности:
1. Проявляется в устойчивом отклонении развития личности (группы) от доминирующих культурных идеалов и культурно-исторических тенденций общества в целом.
2. Обозначается обществом как негативное и требующее устранения явление.
3. Предполагает интегрированность, уравновешенность процессов адаптации и индивидуации.
4. Обозначается как активное приспособление к условиям среды посредством усвоения внешних требований и изменения собственных реакций.
5. Препятствует развитию, как самой личности (группы), так и социальной системы, в которую она включена.
Ответ:

17. Какому понятию соответствует следующее определение: «это процесс взаимодействия личности со средой, проявляющийся в форме внешней активности и опосредованный внутренним содержанием»?
1. Поведение.
2. Жизненный опыт.
3. Мотивация.

18. Верно ли, что существенным свойством человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути?
1. Да.
2. Нет.

19. Выберите общие характеристики поведения личности:
1. Нормативность (соответствие требованиям социальной среды).
2. Адекватность (согласованность с особенностями конкретной ситуации).
3. Осознанность (понимание своего поведения и его последствий).
4. Произвольность (степень самоконтроля поведения).
5. Продуктивность (реализация сознательных целей).
6. Аутентичность (соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности).
7. Уровень активности (энергичность действий).
8. Гибкость (изменение поведения в ответ на изменения среды). Ответ:

20. Соотнесите понятия:
А. Поведение, соответствующее социальным нормам и ожиданиям, без признаков болезненного расстройства.
Б. Поведение, отклоняющееся от социальных предписаний или имеющее признаки заболевания.
1. «Нормальное поведение».
2. «Аноральное/ненормальное поведение».

21. Соотнесите критерии определения понятия «девиантное (отклоняющееся) поведение»:
А. Критерий, отражающий возрастающую ценность каждой личности, соответствие поведения индивида (группы) интересам индивидуальности.
Б. Критерий, позволяющий ежедневно оценивать и регулировать поведение каждого человека с помощью разнообразных социальных норм.
В. Критерий, позволяющий определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции.
Г. Критерий, позволяющий разделить все поведенческие проявления на нормальные и патологические в значении «здоровье – болезнь».
1. Социально-нормативный критерий.
2. Статистический критерий.
3. Психопатологический.
4. Индивидуально-психологический.

22. Выделите специфические признаки девиантного (отклоняющегося) поведения личности:
1. Поведение, соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам.
2. Вызывает негативную оценку со стороны других людей.
3. Деструктивность – способность наносить реальный ущерб самой личности или окружающим людям.
4. Характеризуется как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
5. Согласованность с общей направленностью личности.
6. Сопровождается различными проявлениями социальной дезадаптации.
7. Имеет индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
8. Рассматривается в пределах медицинской нормы.
9. Является следствием нестандартной ситуации.
10. Отождествляется с психическими заболеваниями или патологическими состояниями.

23. Какому понятию соответствует следующее определение:
«совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений»?
1. Социальная норма.
2. Социальная девиация.
3. Социальная аномия.

24. Назовите группу ученых, которые ввели термин «социальная установка»?
1. У. Томасом и Ф. Знанецки.
2. Э. Дюркгейм и М. Смит.
3. У. Томасон и М. Смит.

25. Соотнесите в соответствии с перечисленными признаками группы девиантного поведения, представленные в психологической науке:
А. Это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.
Б. Это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений.
В. Это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности.
1. Антисоциальное (внешнедеструктивное).
2. Асоциальное (смещенно-деструктивное).
3. Диссоциальное (аутодеструктивное).

26. Назовите автора классификации типов и форм девиантного поведения, основанной:
А. На делинквентном типе девиантного поведения.
B. На аддиктивном типе девиантного поведения.
C. На патохарактерологическом типе девиантного поведения.
D. На психопатологическом типе девиантного поведения.
E. На типе девиантного поведения, связанного с гиперспособностями.
1. В.Д. Менделевич.
2. Е.В. Змановская.
3. Ю.А. Клейберг.

27. Назовите автора девиантологической классификации, основанной на многоосевом походе и анализе противоправного поведения?
1. Е.В. Змановская.
2. Ю.А. Клейберг.
3. В.В. Ковалев.

28. Назовите подход к поведенческим девиациям, основанный на выделении в качестве основного понятия «дезадаптацию», а ее носителем
«трудного подростка», характеризующийся школьной и социальной дезадаптацией, неуспеваемостью, нарушениями взаимоотношений со сверстниками?
1. Педагогический подход.
2. Психологический подход.
3. Медицинский подход.

29. Соотнесите компоненты, характеризующие поведение личности:
А. Конкретный элемент поведения, который можно наблюдать и оценивать. Б. Привычная схема, «каркас» проявления поведения в определенных социальных ситуациях, его закономерность.
В. Готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, поступку, действию.
1. Диспозиция поведения.
2. Акт поведения.
3. Способ поведения.

30. Девиантология как область научного знания относится к одной из следующих наук?
1. Общей психологии.
2. Психиатрии.
3. Патопсихологии.
4. Междисциплинарной науке.
5. Психопатологии.

31. Назовите ученого, социолога, который впервые ввел понятие
«аномия»?
1. Э. Дюркгейм.
2. Р. Мертон.
3. Т. Парсонс.

32. Какому понятию соответствует следующее определение: «это состояние разрушенности или ослабленности ценностно-нормативной системы общества, которое проявляется в таких негативных феноменах, как нарушение идеалов, несоответствие законов и реальной социальной ситуации, расслоение общества, контрасты в ценностях и взглядах»?
1. Норма.
2. Конформизм.
3. Аномия.

33. Назовите имя ученого, рассматривающего девиантное поведение как результат несогласованности между провозглашенными культурой ценностями и легитимными средствами их удовлетворения?
1. Э. Дюркгейм.
2. Р. Мертон.
3. Т. Парсонс.

34. Как называется подход к объяснению природы девиантного поведения, отраженный в исследованиях социологов конца XIX – начала XX века, рассматривающий связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей?
1. Гуманистический.
2. Поведенческий.
3. Социологический.
4. Психологический.

35. Как называется подход к объяснению природы девиантного поведения, отраженный в исследованиях американских и канадских психологов, сосредотачивающий свое внимание на возможности коррекции неадекватного поведения путем организации положительного подкрепления и коррекции последствий отклоняющего поведения?
1. Гуманистический.
2. Поведенческий.
3. Социологический.
4. Психологический.

36. Как называется подход к объяснению природы девиантного поведения, отраженный в психологии развития и детской психологии, рассматривающий отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможностью найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания?
1. Гуманистический.
2. Поведенческий.
3. Социологический.
4. Психологический.

37. Как называется подход к объяснению природы девиантного поведения, отраженный в работах западноевропейских исследователей, рассматривающий в качестве основы способность субъекта к адаптации?
1. Гуманистический.
2. Поведенческий.
3. Социологический.
4. Психологический.

38. Соотнесите способы аномического приспособления по Р. Мертону: А. Единственный тип недевиантого поведения.
Б. Согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание социально одобряемых способов их достижения.
В. Отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства.
Г. Одновременное отвержение и цели и социально одобряемых средств их достижения.
Д. Стремление заменить старые цели и средства на новые, а не только отрицание того и другого.
1. Конформизм.
2. Инновация.
3. Мятеж.
4. Ритуализм.
5. Ретритизм (отступление).

39. Назовите автора концепции конфликта культур?
1. Т. Селин.
2. П. Сорокин.
3. Т. Парсонс.

40. Выделите причину социальных девиаций, по мнению Т. Парсонса?
1. Различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение взаимных ожиданий.
2. Влияние норм девиантной субкультуры и обучения.
3. Отношение самой личности (группы) к социальным нормам.

41. Назовите автора биосоциологической теории девиантного поведения?
1. Дж. Мид.
2. Ч. Ломброзо.
3. У. Шелдон.

42. Какие из перечислены признаков НЕ относятся к синдрому «трудного темперамента»?
1. Низкая ритмичность.
2. Адаптивность к новой ситуации.
3. Преобладание негативного настроения.
4. Слабое стремление приблизиться к людям.
5. Плохая адаптивность.
6. Высокая интенсивность реакций.
7. Доминирующее настроение.
Ответ:

43. Какому понятию соответствует следующее определение: «это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений»?
1. Асоциальное поведение.
2. Аутодеструктивное поведение.
3. Антисоциальное поведение.

44. Как называется вид девиантного поведения, рассматриваемый как
«осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни»?
1. Аддиктивное (зависимое) поведение.
2. Агрессивное поведение.
3. Суицидальное поведение.

45. Какие из перечисленных компонентов входят в структуру суицидального поведения?
1. Суицидальные действия и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).
2. Суицидальный план и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).
3. Суицидальные мысли и суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

45. Что из перечисленного относится к основным направлениям первичной профилактики девиантного поведения? (выберите несколько вариантов ответа)
1. Совершенствование социальной жизни людей.
2. Устранение социально-экономических факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения.
3. Раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями.
4. Лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения.
5. Воспитание социально позитивно ориентированной личности. Ответ:

47. Что из перечисленного относится к основным направлениям вторичной профилактики девиантного поведения? (выберите несколько вариантов ответа)
1. Медицинская коррекция выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения.
2. Раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями.
4. Лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения.
5. Воспитание социально позитивно ориентированной личности.
6. Определение факторов риска и выделение групп «профилактического учета» по различным формам девиантного поведения.
Ответ:

48. Соотнесите виды профилактической деятельности:
А. Комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Это важнейший вид превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении детей и подростков.
Б. Комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение. Основной задачей является недопущение совершения подростками более тяжелого проступка, правонарушения, преступления.
В. Комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы.
1. Первичная.
2. Вторичная.
3. Третичная.

49. Какие из перечисленных компонентов входят в понятие
«педагогическая запущенность»?
A. Отклонения, искажения и противоречия в отношениях к себе, своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающей действительности.
B. Отклонения в понимании общественных интересов.
C. Психосоциальная дезадаптация.
D. Отставания в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально- волевых свойств и качеств личности.
E. Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности. Ответ:

50. Какому понятию соответствует следующее определение: «это осознанное лишение себя жизни»?
1. Суицид.
2. Девиация.
3. Дезадаптация.

51. Соотнесите группы индивидуальных суицидов в соответствии с их характеристиками:
А. Желание умереть не бывает спонтанным, такому виду суицида предшествует угнетенное настроение, депрессивное состояние, мысли об уходе из жизни на фоне размышлений о смысле жизни.
Б. Не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог, может быть попыткой шантажа.
В. Действия, нацеленные на результат, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода, нацеленность на риск, на игру со смертью.
1. Истинный суицид.
2. Скрытый суицид.
3. Демонстративный суицид.

52. Назовите разновидность патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения суть которого заключается в том, что система поступков человека направлена не на развитие, личностный рост, гармоничное взаимодействие с реальностью, а на деструкцию личности?
A. Аутодеструктивное поведение.
B. Агрессивное поведение.
C. Аасоциальное поведение.
D. Акцентуированное поведение.

53. Назовите характеристику, которая является базисной в определении аддиктивной личности?
1. Аутоагрессия.
2. Зависимость.
3. Преступление.
4. Агрессия.

54. Верно ли, что в центре внимания психологии девиантного поведения находится проблема реагирования, мотивации поведения, выработки системы поступков?
1. Верно.
2. Неверно.

55. Девиация считается отклонением от....?
a. Юридических стандартов.
b. Общепринятых норм.
c. Социальных стандартов.

56. Соотнесите подходы к оценке поведенческой нормы, патологии и девиации:

1. В оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций.
2. Девиации следует рассматривать сквозь призму традиций того или иного сообщества.
3. Девиации поведения рассматриваются с позиции возрастных особенностей и норм.
4. Базируется на представлениях о традиционных половых стереотипах поведения, мужском и женском стиле поведения.
5. Рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности.
6. В оценке поведенческой нормы, патологии и девиаций позволяет учитывать все отклонения от нормы (в т.ч.социально опасные или способствующие саморазрушению личности).
7. Базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека. девиантные формы поведения рассматриваются как преморбидные (доболезненные) особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний.

А. Социальный подход.
Б. Психологический подход. В. Психиатрический подход. Г. Этнокультурный подход. Д. Возрастной подход.
Е. Гендерный подход.
Ж. Профессиональный подход. З. Феноменологический подход.

57. Соотнесите основные группы социальных норм:
А. Общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Носителями данных норм выступают сами люди, семья, религиозные конфессии, общественные организации и другие социальные институты.
Б. Норма, связанная с признанием ценности каждой личности, играющая большую роль в жизни общества и проявляющаяся в гуманизации общественного сознания в целом.
В. Нормы, сформулированные в международных документах и межгосударственных соглашениях, регулирующие отношения между странами (народами).
Г. Ожидания-предписания определенной социальной группы в отношении ее членов. Носителями данных норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители
Д. Нормы, регулируемые всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы), закрепленные в основных документах государства (конституция, гражданский кодекс, уголовный кодекс и др.).
Е. Группа норм, регулируемая должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.
1. Духовно-нравственные.
2. Морально-этические.
3. Правовые.
4. Политические.
5. Организационно-профессиональные.
6. Индивидуальная.

58. Соотнесите критерии определения понятия «отклоняющееся поведение»:
А. Критерий, отражающий возрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальность.
Б. Критерий, позволяющий ежедневно оценивать и регулировать поведение каждого человека с помощью разнообразных социальных норм.
В. Критерий, позволяющий определить норму для любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно встречается в популяции.
Г. Критерий, позволяющий разделить все поведенческие проявления на нормальные и патологические в значении «здоровье – болезнь.
1. Индивидуально-психологический.
2. Социально-нормативный.
3. Статистический.
4. Психопатологический.

59. Назовите тип девиантного поведения основанное на психопатологических симптомах и синдромах - проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний?
A. Делинквентый тип девиантного поведения.
B. Психопатологический тип девиантного поведения.
C. Тип девиантного поведения, основанный на гиперспособностях.
D. Патохарактерологический тип девиантного поведения.
E. Аддиктивный тип девиантного поведения.

60. Назовите одного из первых в нашей стране исследователей проблем отклоняющегося поведения несовершеннолетних?
A. С.А.Беличева.
B. В.П. Кащенко.
C. Ю.А. Клейберг.
D. Д.И. Фельдштейн.

Время выполнения теста

120 минут

Количество заданий в тесте

60

Типы заданий

закрытого типа (с выбором одного ответа, с выбором нескольких ответов, на установление
соответствия)

Оценивание выполнения теста

задания №1-№60 = 1 балл

Максимальное количество тестовых баллов

60

Критерии оценки

«5» = 56-60 тестовых баллов (94-100%)
«4» = 46-55 тестовых баллов (78-92%)
«3» = 36-45 тестовых баллов (60-76%)
«2» = 0-35 тестовых баллов (0-58%)

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.