Введение в экспериментальную психологию |
Лекции и практикум по психологии - Экспериментальная психология | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Экспериментальная психология как отрасль современной психологии. Предмет, цель и задачи экспериментальной психологии
В.В. Никандров отмечает, что в настоящее время сложилась весьма непростая ситуация с определением границ экспериментальной психологии и ее места в системе психологических знаний. Ею утрачен статус самостоятельной науки. На эту ситуацию обращал внимание еще Б.Г. Ананьев. Он указывал, что, с одной стороны, казалось бы, имеется фундаментальная наука о методах психологического исследования, достижениями которой могут пользоваться все частные разделы психологии. Но, с другой стороны, систематическое и неизбежное делегирование своих полномочий другим дисциплинам раздробило экспериментальную психологию, и ее отдельные разделы начали самостоятельную жизнь в частных психологических науках.
|
Ф.И.О. ученого |
Вклад в развитие экспериментальной психологии |
Г.Т. Фехнер |
Основоположник психофизики; экспериментально выявил психофизический закон: для того, чтобы интенсивность ощущения могла увеличиться в арифметической прогрессии, стимул должен увеличиться в геометрической; разработка психофизических методов (метод границ, метод констант, метод средней ошибки). |
Г. Гельмгольц |
Заложил основу для будущих экспериментов по определению количественных характеристик психофизиологических процессов; с помощью физических методов измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне, чем положил начало изучению психомоторных реакций; разработал физиологическую теорию восприятия музыкальных звуков. |
В. Вундт |
Организатор первой в мире психологической лаборатории (Лейпциг, 1879), преобразованной позже в институт экспериментальной психологии. Вундт, наметил перспективы построения психологии как самостоятельной науки, предложил разработку в ней двух направлений: естественно-научного и культурно-исторического. |
Г. Эббингауз |
Доказал ошибочность психологии В. Вундта, где считалось, что эксперимент применим только к простейшим элементам сознания; выявил важность статистической обработки результатов эксперимента; занимался изучением закономерности |
Ф.И.О. ученого |
Вклад в развитие экспериментальной психологии Родоначальник методов тестирования, автор ряда |
Д. Кеттелл |
психологических тестов, один из первых специалистов по психометрии и психодиагностике. Он считал, что прежде всего тесты и статистический анализ - залог становления психологии, опирающейся на точное знание; исследовал объем внимания; зафиксировал феномен антиципация («забегания» восприятия вперед) |
Ф. Гальтон |
Основатель дифференциальной психологии; основатель методов генеалогического и близнецового анализа в генетике человека; ввел в психологию и антропологию понятие наследственности; изучал вопросы количественной оценки признаков человека (характер, интеллект, талантливость, трудоспособность) и их наследования; ввел понятие Евгеника - учение о путях улучшения наследственных свойств человека. |
К. Пирсон |
Основатель математической статистики; один из |
И.М. Сеченов |
В своем труде «Рефлексы головного мозга» он доказал, что психические процессы являются рефлексами разной степени сложности. Обосновал рефлекторную природу бессознательной деятельности и сознательной, предположив, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы; концепция психических действий; открытие процессов возбуждения и торможения. |
Г.И. Челпанов |
Он основал первую в России экспериментальнопсихологическую лабораторию, затем первый в России Институт экспериментальной психологии. Занимался исследованием проблемы восприятия пространства и времени. |
В.М. Бехтерев |
Разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию; исследовал проблемы гипноза и внушения; в своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление; исследовал структуру личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи. |
И.П. Павлов |
Создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека; впервые сформулировал учение об условных рефлексах, о сенсорной и речевой сигнальных системах, о типах нервной системы; установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. |
Л.С. Выготский |
Разработал и обосновал «Культурно-историческую концепцию развития психики и развития личности»; экспериментально-генетический метод исследования психических явлений; выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка; исследовал проблемы социализации, воспитания. |
Ф.И.О. ученого |
Вклад в развитие экспериментальной психологии Выдвинул теорию возникновения деятельности, утверждал, |
А. Н. Леонтьев |
что каждому возрастному этапу соответствует определенный тип деятельности; охарактеризовал в процессе развития ребенка смену ведущих деятельностей, а также положил начало для изучения механизмов превращения одной ведущей деятельности в другую. |
С.Л. Рубинштейн |
Сформулировал принцип единства сознания и деятельности - только в деятельности зарождается и формируется как сознание человека, так и его психика и именно в деятельности они проявляются; экспериментально доказал, что характер непроизвольного запоминания связан со структурой деятельности субъекта; выдвинул теорию продуктивного мышления; основные работы посвящены философским методологическим проблемам психологии. |
А.Р. Лурия |
Основоположник отечественной нейропсихологии; выдвинул идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности; исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии; клинические исследования близнецов дали большой материал о роли речи в формировании высших психических процессов у детей. |
П.Я. Гальперин |
Разработал и экспериментально обосновал метод поэтапного формирования умственных действий и понятий; рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях; разработал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка. |
А.Ф. Лазурский |
Предложил схему естественного эксперимента, который позволяет изучить психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, игровой или учебной деятельности; разработал характерологию - психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматриваемых в тесной связи с деятельностью нервных центров. |
Б.Г. Ананьев |
Рассматривает социальную детерминацию личности не абстрактно, а с уже сформировавшихся к тому времени социологических позиций; он подчёркивает особое значение вопроса о классификации методов; сформулировал положение, согласно которому методы являются не только инструментом познавания, но и представляют "гносеологические объекты" для психологии, т.е. необходимы психологические исследования самих методов, их структуры, возможностей и т.д. |
В.Н. Дружинин |
В.Н. Дружинин выделяет несколько подходов к пониманию предмета экспериментальной психологии и подчеркивает, что предметом экспериментальной психологии является не только экспериментальный метод, но и другие виды теоретического и эмпирического знания в психологии. |
Семинарские и практические задания
Семинар 1. Введение в экспериментальную психологию
Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения:
Вопросы и задания для обсуждения:
1.Экспериментальная психология: предмет и задачи.
2. Основные принципы экспериментальной психологии.
3. Роль экспериментальной психологии в системе наук.
4. Методология и методы экспериментальной психологии.
5. Понятие метод и методика психологического исследования.
В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания:
1. Дайте определение экспериментальной психологии.
2. Где и в каком году произошло выделение экспериментальной психологии в самостоятельную науку?
3. Кто является основателем научной экспериментальной психологии?
4. Перечислите основные принципы экспериментальной психологии
Семинар №2. История становления экспериментальной психологии
Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения:
1. Предпосылки возникновения экспериментальной психологии.
2. Г. Гельгмольц: на пути к психологии восприятия.
3. Э. Вебер: от эмпирического разнообразия к математической закономерности.
4. Г. Фехнер: аксиомы и вывод психофизического закона.
5. Концепция В.Вундта. Обоснование В. Вундтом возможности экспериментального метода
6. Вклад Ф. Гальтона в создание и обеспечение психологического эксперимента
В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания:
1. Назовите предпосылки возникновения экспериментальной психологии.
2. Охарактеризуйте вклад отечественных психологов в развитие экспериментальной психологии.
3. Охарактеризуйте вклад зарубежных психологов в развитие экспериментальной психологии.
Литература к Разделу 5
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
2. История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии: Сб. науч. тр. / Под ред. Е. А. Будиловой, В. А. Кольцовой, М. В. Муленковой. — М.: ИП РАН 1990.—294 с.
Источник: Общая и экспериментальная психология: учебно-методическое пособие / И.М. Рюмина; ФГБОУ ВО «ОГПУ», Типография «Эксресс-печать».- Оренбург, 2020- 156 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |