Введение в экспериментальную психологию
Лекции и практикум по психологии - Экспериментальная психология

Тема 1. Экспериментальная психология как отрасль современной психологии. Предмет, цель и задачи экспериментальной психологии


Экспериментальная психология как отрасль современной психологии


Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии. В этот период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

В.В. Никандров отмечает, что в настоящее время сложилась весьма непростая ситуация с определением границ экспериментальной психологии и ее места в системе психологических знаний. Ею утрачен статус самостоятельной науки. На эту ситуацию обращал внимание еще Б.Г. Ананьев. Он указывал, что, с одной стороны, казалось бы, имеется фундаментальная наука о методах психологического исследования, достижениями которой могут пользоваться все частные разделы психологии. Но, с другой стороны, систематическое и неизбежное делегирование своих полномочий другим дисциплинам раздробило экспериментальную психологию, и ее отдельные разделы начали самостоятельную жизнь в частных психологических науках.
В современных психологических словарях и справочниках, определяющих понятие "экспериментальная психология", как правило, подчеркивается относительная несамостоятельность этой научной дисциплины и отсутствуют указания на ее предмет.
В Психологическом словаре дается следующее определение: «Экспериментальная психология - общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод лабораторного эксперимента».
Еще отчетливее эти тенденции звучат в другом определении: «Экспериментальная психология - общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов»
Аналогичное понимание экспериментальной психологии существует и в зарубежной психологии. П. Фресс определяет экспериментальную психологию следующим образом: «Экспериментальная психология
представляет собой знания, приобретенные в психологии посредством применения экспериментального метода».
В некоторых определениях говорится о необходимости разработки методов в рамках экспериментальной психологии: «Экспериментальная психология» это
- 1) область психологического знания, связанная с экспериментальными исследованиями психики. В экспериментальной психологии разрабатываются методы организации и проведения психологического эксперимента, а также методы обработки и анализа его результатов;
2) экспериментальный раздел общей психологии.


Предмет, цель и задачи экспериментальной психологии


В.Н. Дружинин выделяет несколько подходов к пониманию предмета экспериментальной психологии.
1.Экспериментальная психология как подлинно научная психология, базирующаяся на естественно-научном подходе к изучению психических явлений в противоположность философской, интроспективной психологии и другим видам психологического знания. Представителями данного подхода являются В. Вундт, С. Стивенс, П. Фресс, Ж. Пиаже и др. "Этот (экспериментальный) метод познания существенно отличается от метода философии, который основывается на очевидности положений и требований рефлективного мышления... Рассуждения в философии подчиняются законам мышления, тогда как в науке (экспериментальной психологии) этот контроль обеспечивается эмпирической проверкой".
2.Экспериментальная психология как система методов и методик, реализованных в конкретных исследованиях. Представители: Г.И. Челпанов, Р. Готтсданкер и др. Р. Готтсданкер полагает, что экспериментальная психология - это наука об экспериментальных методах, которые могут применяться в любой из частных предметных областей психологии (психологии сенсорных процессов, психологии научения или психологии социального воздействия). Поэтому вся экспериментальная психология носит методический характер.
3. Экспериментальная психология как теория психологического эксперимента, которая базируется на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включает планирование и обработку данных. Представители: Д. Кэмпбелл, Ф. Дж. МакГиган и др. Д. Кэмпбелл отмечает, что одним из важных в психологии являются «...вопросы планирования экспериментов, создание моделей экспериментов в соответствии с требованиями валидности научного знания».
4.Экспериментальная психология как область, которая занимается изучением проблем методов психологического исследования в целом. Представители: В.Н. Дружинин, Д. Мартин, Р. Солсо, Х. Джонсон, М. Бил, Т.В. Корнилова и др. В.Н. Дружинин подчеркивает, что предметом экспериментальной психологии является не только экспериментальный метод, но и другие виды теоретического и эмпирического знания в психологии.
Основными задачами экспериментальной психологии являются:
- формулирование методологических и теоретических основ исследования в психологии;
- разработка экспериментальных планов и эмпирических процедур;
- поиск методов анализа, интерпретации и проверки статистической значимости результатов психологических исследований;
- оценка эффективности экспериментальных процедур;
- оценка взаимосвязи теоретических положений и экспериментальных данных;
- разработка этических принципов психологических исследований;
- разработка правил представления результатов психологических исследований.
Подводя итог, можно охарактеризовать современное понимание термина «экспериментальная психология» следующим образом: это, во- первых, дисциплина, изучающая и разрабатывающая ряд эмпирических методов психологического исследования, а во-вторых, обобщающее обозначение исследований в разных областях психологии, использующих эти эмпирические методы.


Основные принципы экспериментальной психологии


Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:


1. Общенаучные методологические принципы:
1.1. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
1.2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
1.3. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.


2. Специфичные для психологии принципы:
2.1. Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
2.2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией.
2.3. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
2.4. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть).


Тема 2. История развития экспериментальной психологии


История развития экспериментальной психологии в зарубежной психологии


Тысячелетия практического познания человеческой психики и столетия философских размышлений подготовили почву для оформления психологии как самостоятельной науки. Это происходит в XIX в. в результате внедрения в психологические исследования экспериментального метода. Процесс становления психологии как экспериментальной науки занимает приблизительно столетие (середина XVIII - середина XIX в.), в течение которого вынашивалась идея возможности измерения психических явлений.
Развитие психология как самостоятельной науки начинается с экспериментальной психологии, у истоков которой стояли немецкие ученые. Впервые экспериментальные методы изучения сознания применили Г. Гельмгольц (1821—1894), Э. Вебер (1795—1878), Г. Фехнер (1801—1887), В. Вундт (1832—1920).
Рассмотрим условия и особенности ее развития в зарубежной и отечественной психологии (см. табл.20).

Ф.И.О. ученого

Вклад в развитие экспериментальной психологии

Г.Т. Фехнер

Основоположник психофизики; экспериментально выявил психофизический закон: для того, чтобы интенсивность ощущения могла увеличиться в арифметической прогрессии, стимул должен увеличиться в геометрической; разработка психофизических методов (метод границ, метод констант, метод средней ошибки).

Г. Гельмгольц

Заложил основу для будущих экспериментов по определению количественных характеристик психофизиологических процессов; с помощью физических методов измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне, чем положил начало изучению психомоторных реакций; разработал физиологическую теорию восприятия музыкальных звуков.

В. Вундт

Организатор первой в мире психологической лаборатории (Лейпциг, 1879), преобразованной позже в институт экспериментальной психологии. Вундт, наметил перспективы построения психологии как самостоятельной науки, предложил разработку в ней двух направлений: естественно-научного и культурно-исторического.

Г. Эббингауз

Доказал ошибочность психологии В. Вундта, где считалось, что эксперимент применим только к простейшим элементам сознания; выявил важность статистической обработки результатов эксперимента; занимался изучением закономерности
запоминания; разработал методы исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения.

Ф.И.О. ученого

Вклад в развитие экспериментальной психологии Родоначальник         методов        тестирования,         автор       ряда

Д. Кеттелл

психологических тестов, один из первых специалистов по психометрии и психодиагностике. Он считал, что прежде всего тесты и статистический анализ - залог становления психологии, опирающейся на точное знание; исследовал объем внимания; зафиксировал феномен антиципация («забегания» восприятия вперед)

Ф. Гальтон

Основатель дифференциальной психологии; основатель методов генеалогического и близнецового анализа в генетике человека; ввел в психологию и антропологию понятие наследственности; изучал вопросы количественной оценки признаков человека (характер, интеллект, талантливость, трудоспособность) и их наследования; ввел понятие Евгеника - учение о путях улучшения наследственных свойств человека.

К. Пирсон

Основатель         математической          статистики;        один        из
основоположников биометрии — система распознавания людей по одной или более физическим или поведенческим чертам; разработал основы теории сопряженности признаков, а затем опубликовал основы корреляционного анализа.

И.М. Сеченов

В своем труде «Рефлексы головного мозга» он доказал, что психические процессы являются рефлексами разной степени сложности. Обосновал рефлекторную природу бессознательной деятельности и сознательной, предположив, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы; концепция психических действий; открытие процессов возбуждения и торможения.

Г.И. Челпанов

Он основал первую в России экспериментальнопсихологическую лабораторию, затем первый в России Институт экспериментальной психологии. Занимался исследованием проблемы восприятия пространства и времени.

В.М. Бехтерев

Разработал естественно-научную теорию поведения, научную рефлексологию; исследовал проблемы гипноза и внушения; в своих экспериментах по исследованию влияния внушения на деятельность человека Бехтерев фактически впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление; исследовал структуру личности, в которой он выделял пассивную и активную, сознательную и бессознательную части, их роли в различных видах деятельности и их взаимосвязи.

И.П. Павлов

Создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека; впервые сформулировал учение об условных рефлексах, о сенсорной и речевой сигнальных системах, о типах нервной системы; установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга.

Л.С. Выготский

Разработал и обосновал «Культурно-историческую концепцию развития психики и развития личности»; экспериментально-генетический метод исследования психических явлений; выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка; исследовал проблемы социализации, воспитания.

Ф.И.О. ученого

Вклад в развитие экспериментальной психологии Выдвинул теорию возникновения деятельности, утверждал,

А. Н. Леонтьев

что каждому возрастному этапу соответствует определенный тип деятельности; охарактеризовал в процессе развития ребенка смену ведущих деятельностей, а также положил начало для изучения механизмов превращения одной ведущей деятельности в другую.

С.Л. Рубинштейн

Сформулировал принцип единства сознания и деятельности - только в деятельности зарождается и формируется как сознание человека, так и его психика и именно в деятельности они проявляются; экспериментально доказал, что характер непроизвольного запоминания связан со структурой деятельности субъекта; выдвинул теорию продуктивного мышления; основные работы посвящены философским методологическим проблемам психологии.

А.Р. Лурия

Основоположник отечественной нейропсихологии; выдвинул идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализации в различных видах деятельности; исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии; клинические исследования близнецов дали большой материал о роли речи в формировании высших психических процессов у детей.

П.Я. Гальперин

Разработал и экспериментально обосновал метод поэтапного формирования умственных действий и понятий; рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях; разработал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка.

А.Ф. Лазурский

Предложил схему естественного эксперимента, который позволяет изучить психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, игровой или учебной деятельности; разработал характерологию - психологическую концепцию индивидуальных различий, рассматриваемых в тесной связи с деятельностью нервных центров.

Б.Г. Ананьев

Рассматривает социальную детерминацию личности не абстрактно, а с уже сформировавшихся к тому времени социологических позиций; он подчёркивает особое значение вопроса о классификации методов; сформулировал положение, согласно которому методы являются не только инструментом познавания, но и представляют "гносеологические объекты" для психологии, т.е. необходимы психологические исследования самих методов, их структуры, возможностей и т.д.

В.Н. Дружинин

В.Н. Дружинин выделяет несколько подходов к пониманию предмета экспериментальной психологии и подчеркивает, что предметом экспериментальной психологии  является не только экспериментальный метод, но         и      другие       виды теоретического и эмпирического знания в психологии.

 

Методические материалы к разделу 5


Семинарские и практические задания

Семинар 1. Введение в экспериментальную психологию
Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения:
Вопросы и задания для обсуждения:
1.Экспериментальная психология: предмет и задачи.
2. Основные принципы экспериментальной психологии.
3. Роль экспериментальной психологии в системе наук.
4. Методология и методы экспериментальной психологии.
5. Понятие метод и методика психологического исследования.
В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания:
1. Дайте определение экспериментальной психологии.
2. Где и в каком году произошло выделение экспериментальной психологии в самостоятельную науку?
3. Кто является основателем научной экспериментальной психологии?
4. Перечислите основные принципы экспериментальной психологии


Семинар №2. История становления экспериментальной психологии
Студентам предлагаются вопросы и задания для обсуждения:
1. Предпосылки возникновения экспериментальной психологии.
2. Г. Гельгмольц: на пути к психологии восприятия.
3. Э. Вебер: от эмпирического разнообразия к математической закономерности.
4. Г. Фехнер: аксиомы и вывод психофизического закона.
5. Концепция В.Вундта. Обоснование В. Вундтом возможности экспериментального метода
6. Вклад Ф. Гальтона в создание и обеспечение психологического эксперимента


В процессе семинара студенты должны ответить на следующие вопросы и задания:
1. Назовите предпосылки возникновения экспериментальной психологии.
2. Охарактеризуйте вклад отечественных психологов в развитие экспериментальной психологии.
3. Охарактеризуйте вклад зарубежных психологов в развитие экспериментальной психологии.

Литература к Разделу 5
1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие — М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
2. История и некоторые вопросы современного состояния экспериментальных исследований в отечественной психологии: Сб. науч. тр. / Под ред. Е. А. Будиловой, В. А. Кольцовой, М. В. Муленковой. — М.: ИП РАН 1990.—294 с.
Источник: Общая и экспериментальная психология: учебно-методическое пособие / И.М. Рюмина; ФГБОУ ВО «ОГПУ», Типография «Эксресс-печать».- Оренбург, 2020- 156 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.