На главную Лекции и практикум по психологии Юридическая психология Исправительная (пенитенциарная) психология
Исправительная (пенитенциарная) психология
Лекции и практикум по психологии - Юридическая психология

1. Принципы и методы пенитенциарной психологии.
2. Основные функции исправительного учреждения.
3. Психические состояния осуждённых и их адаптация к условиям лишения свободы.
4. Типология личности осужденных.
5. Способы и приемы психологической саморегуляции осужденных.
6. Психология тюремной среды.

1. Принципы и методы пенитенциарной психологии

1. Общим методологическим принципом психологии применительно к пенитенциарной психологии является принцип детерминизма (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Этот принцип означает, что обусловленность развития личности, её психологических особенностей бытием и образом жизни требует управления организацией жизни и быта осужденных.
2. Принцип единства сознания и деятельности - утверждает, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Этот принцип, обосновывая активный характер психики индивида, требует видеть в каждом осужденном не только объект, но и активный субъект воспитания и самовоспитания.
3. Принцип личностного подхода позволяет преодолеть функционализм, когда личность понимается, как набор из психических процессов, состояний и свойств, и обосновывает необходимость изменения в процессе исправления не отдельных психических функций, а личности осужденного.
Специфические принципы и методы пенитенциарной психологии:
1) Принцип субъективной активности. Он утверждает, что человек, как субъект способен сам оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять способы её выполнения;
2) Принцип ресоциализации и гуманизации личности - обосновывает процесс усвоения индивидом социального опыта, социальных связей и отношений. Осужденный приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, признание ценности личности, уважение к своему человеческому достоинству;
3) Организационный метод - это лонгитюдное (многократное) обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени;
4) Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение, эксперимент (естественный и лабораторный); психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографический метод (поддержание связей с семьей, здоровье и др.);
5) Методы психолого-диагностического воздействия на личность осужденного: аутотренинг, групповой тренинг, психокоррекция;
6) Психологическое консультирование.

2. Основные функции исправительного учреждения

1. Карательная функция режима состоит в том, что осужденный изолируется от общества, находится под охраной и постоянным надзором, в условиях принудительной регламентации его работы, учебы, общения и досуга. Все это может вызывать у осужденного негативные переживания, состояния фрустрации,
депрессии. Вместе с тем, названные ограничения в свободе переживаются и воспринимаются заключенными по-разному. Глубина и длительность переживаний кары зависят от пенитенциарно-криминального опыта осужденного, его пола, возраста, социального и семейного положения, отношения к приговору, устойчивости личности (эмоционально-волевая устойчивость). Некоторые заключенные придумывали свою философию «внутренней» свободы.
2. Воспитывающая функция режима состоит в том, что строгая организованность жизни и быта осуждённых (т.е. почти полная регламентация всей жизни) со временем накладывает отпечаток на характер и поведение осужденных, приучает к дисциплинированности, аккуратности, исполнительности и др.
3. Обеспечивающая функция режима проявляется в создании благоприятных условий для организации труда, обучения, воспитательной работы, исправительной деятельности персонала и самодеятельных организаций заключенных, а также путем подключения церкви и различных внешних общественных объединений.

3. Психологические состояния осужденных и их адаптация к условиям лишения свободы

Исследования показывают, что наиболее острые негативные психические состояния осужденные испытывают в первые 3-5 месяцев (фаза первоначальной адаптации).
Так, для впервые лишившихся свободы типичны состояния фрустрации, депрессии, тоски, дисфории (злобной тоски). Внешне это может проявляться в апатии, отрешенности, в повышенной раздражительности по мелочам, агрессивности. Подобные проявления обусловлены как ломкой сложившихся стереотипов, так и затруднениями в ориентировке своего поведения и утверждения в среде заключенных.
При этом в зависимости от уровня криминализации личности, источников информации и субъектов «адаптационной поддержки» осужденные могут избирать различные тактики вхождения в коллектив исправительного учреждения:
- тактику поддержки актива и администрации;
- тактику борьбы за лидерство и самоутверждение на негативной основе;
- тактику выжидания;
- тактику чёткого нейтралитета;
- тактику поиска покровителей;
- тактику полной неадаптированности и самоагрессии.
В этой связи на фазе первоначальной адаптации сотрудники исправительного учреждения должны проводить тщательную индивидуальную работу по предотвращению межличностных и личностно-групповых конфликтов, суицидальных попыток; оказывать поддержку в приспособлении к конкретным условиям отбывания наказания.
Вторая фаза адаптации «нивелировка» наступает через 5-6 месяцев пребывания в исправительном учреждении. Её особенностью является то, что личностные реакции многих осужденных на факт социальной изоляции нивелируются и в типовых ситуациях как бы становятся похожими по внешним проявлениям (походка, позы, жесты, жаргон, обращение к персоналу).
Наряду с этой тенденцией наблюдаются попытки в построении отношений с «близкими по линии судьбы» осужденными («земляками», «сверстниками» и др.). 
Третья фаза - «завершение адаптации» наступает обычно к концу первого года отбывания наказания и характеризуется тем, что осужденные уже начинают ставить перед собой конкретные цели и стремятся их реализовывать в условиях учреждения, а также жить не только прошлым и настоящим, но и надеждой на будущее. На данной фазе главная задача сотрудников исправительного учреждения состоит в том, чтобы в жизненных планах осужденных нашло отражение не только стремление любыми путями отбыть наказание, но и выработалось желание позитивно изменить себя, преодолеть асоциальные стереотипы.
Ю.В. Чуфаровский предлагает несколько иную характеристику процесса изменения психических состояний осужденных:
1. период адаптации, привыкания к новым условиям. Он длится первые 3-4 месяца. Здесь особенно остро ощущается ограничение потребностей, изменение стереотипов;
2. период появления и развития интересов в новых условиях жизни. В этом периоде появляются положительные эмоции, состояния. Участие в выполнении различных социальных ролей;
3. период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием. Здесь появляются конкретные цели в жизни, обдумываются пути их достижения;
4. период, предшествующий освобождению осужденного. 40% опрошенных подтвердили, что последние 2-3 месяца были самыми тяжелыми с психологической точки зрения. Это, частично, связано с переживаниями трудностей, которые ожидают их в новых условиях (работа, отношения с семьей и др.).

4. Типология личности осужденных

Выделяют следующие статусно-групповые категории:
1. Группа актива колонии. Она состоит из лиц, твердо вставших на путь исправления, активно участвующая в трудовой и общественной деятельности, самоуправлении. Вместе с тем, в актив стремится попасть часть осужденных, которые внутренне не раскаялись в совершенном преступлении и которые в силу корыстных интересов (возможность использования льгот и условно-досрочного освобождения) демонстрируют псевдоподдержку требований администрации. Поэтому задача сотрудников колоний суметь изобличить подобных людей с двойной моралью и убедить их искренне стремиться к социальному поведению.
2. Вторая наиболее многочисленная группа - «нейтралы» или «пассив». В нее входят те, кто, с одной стороны, хорошо трудится, соблюдает режим, солидарен с официальными нормами, с другой, открыто не осуждает поведение нарушителей режима, уклоняется от прямой поддержки инициатив администрации и актива, считаются со многими неофициальными нормами в среде осужденных. Здесь задача персонала колонии сориентировать «нейтралов» на сторону «актива» колонии, т.к. от этого во многом будет зависеть оперативная обстановка.
3. К третьей группе осужденных «отрицаловка» («блатари») относятся те лица, для которых основным регулятором поведения выступают нормы, сформированные в воровской среде. Это проявляется в следующем:
- оппозиция, а зачастую и открытое противодействие администрации колонии;
- стремление доминировать над другими осужденными, а также жить за их счет;
- материальная и физическая поддержка нарушителей режима; 
- уклонение от участия в общественно-полезном труде либо работа без усердия;
- принципиальное неучастие в работе самодеятельных организаций, борьба с активом за сферы влияния.
4. В четвертой группе осужденных - «пренебрегамые» или лица с низким неформальным статусом. Они подвергаются постоянному гонению из общественных мест (клуб, столовая, жилая секция), им дают презрительные клички, устанавливают символические знаки, которые наносят на тело и личные вещи (например, пробивают миску или ложку для пищи). Это вызывает у «пренебрегаемых» глубокие психические переживания. Приведём выдержку из жалобы одного из таких заключенных: «В колонии меня все презирают, отказываются со мной работать, стали изгонять из жилой секции, со стола в столовой, в общем, создали невыносимые условия. Туда - не подходи, сюда не стань, то - не бери - все это я слышу от окружающих». В последние годы произошли существенные изменения в составе данной категории осужденных. Раньше в нее входили преимущественно склонные к гомосексуализму в пассивной форме (таких осужденных было не более 10 человек в ИУ). Сейчас эта категория пополнилась за счет лиц, проигравшихся в карты и не способных рассчитаться, заподозренных в сотрудничестве с администрацией, изгнанных из высшей «касты» за нарушение воровских норм. Изменились психология и поведение «пренебрегаемых». Они стали адаптироваться к своему социальному статусу благодаря действию психологических защитных механизмов, которыми могут быть: самоуспокоение, создание видимости своего благополучия, нередко игривый том, шутовство, снижение личных притязаний, переориентация на другие социальные ценности. Пренебрегаемые осужденные начинают не только инстинктивно держаться близких по духу себе людей, но и объединяются в организованные группы, которые поддерживают друг друга. Эти группы, созданные первоначально для самозащиты, впоследствии начинают совершать агрессивные действия по отношению к некоторым другим группам: «мужикам», и к вновь прибывшим слабым осужденным (вымогают продукты питания, присваивают результаты их труда).

5. Способы и приемы психологической саморегуляции осужденных

Способы и приемы психологической саморегуляции, которые могут применяться для преодоления негативных состояний осужденных:
Преодоление страха:
- общение;
- отключение-переключение (на другие виды мыслительной деятельности);
- двигательная активность;
- самоприказы, самоторможение;
- самовнушение.
Преодоление чувства «безысходного положения»:
- поисковая активность;
- концентрация внимания;
- использование логики (лучше состариться, чем умереть молодым);
- реакция «освобождения» - как перенесение своих тревог и забот на слушателя;
- пассивная разрядка (слезы, обращение к Богу);
- самоубеждение;
- сюжетное представление (использование образов); 
- уход в себя, т.е. самоанализ как средство защиты;
- использование элементов «философии внутренней свободы», «внутренняя корпоративность» - т.е. не одиночество;
- двигательная разрядка;
- речевая разрядка;
- самоконтроль.

6. Психология тюремной среды

Традиции и обычаи, закрепленные в групповом мнении, используются в качестве основных форм контроля за поведением членов малых отрицательных групп. Они насаждаются «сверху» более организованными и сильными в психологическом отношении осужденными (элитой). Тюремные традиции и обычаи существовали еще в царских острогах, тюремных замках. Каждый вновь поступающий в острог обязан был внести так называемую «влазную», которая делилась поровну между арестантами. Проводились обряды посвящения в «арестантство». Новички подвергались проверке, терпели разного рода оскорбления и пытки.
Новичков вовлекали в игру «прокатить на оленях». Два человека становились плотно друг к другу спиной и около пояса связывали себя полотенцем, потом каждый наклонялся в свою сторону. Их накрывали одеялом и «олени» готовы. Старые арестанты садились на них поочередно и катались по камере. Доходила очередь до новичка. Но как только он садился на «оленей», те распрямлялись и начинали зажимать его между собой как в тисках, а остальные - избивать жгутами. После подобных обрядов новичку определялось место в среде заключенных и присваивалась кличка. В его жизнь органически вплетались тюремные порядки, язык-жаргон, нецензурная брань.
В среде осужденных широко распространен обычай «прописки», позволяющий определить статус новичка и отнести его к той или иной группе (слою). Цель «прописки» - проверка новичка на опытность, «бывалость», сообразительность, находчивость, выносливость, силу, умение постоять за себя. Новичку задаются вопросы, и по тому, как он отвечает, судят о его знании жизни в ИУ и бы- валости. Широко используются розыгрыши. Так, если вошедший в камеру новичок видит на полу полотенце, то в соответствии с правилами игры он должен вытереть ноги. Если же он поднимает полотенце, значит, «прописку» прошел неудачно и получает низкий статус в колонии.
В.Ф. Пирожков выделяет в «прописке» следующие типы «приколов»:
а) «приколы - единоборства» связаны с проверкой физической силы, ловкости и смелости новичка;
б) «приколы - загадки» направлены на проверку сообразительности и находчивости;
в) провокационные задания типа: распишись на потолке (правильный ответ - подставь лесенку); сколько углов в камере (правильный ответ - пять углов вместе со мной);
г) «приколы - игры»;
д) «приколы - испытания» используются для проверки готовности переносить боль, защищать интересы группы;
е) «приколы - розыгрыши» (посылают, например, к начальнику колонии);
ж) шантаж имеет целью закабалить новичка, подчинить себе.
Существует много форм «прописки», но их суть одна - подавление воли у новичков, приобщение к преступным традициям.
В ряде воспитательных колоний существует традиция «ломать корянку», которая заключается в том, что при приеме пищи хлеб до конца не дорезается. Все члены группы по кусочкам отщипывают от одной порции (ломают корочки). «Ломавшие корянку» становятся назваными «братьями», «кентами». К этой процедуре не допускаются «обиженные» и «чушки». Если кто-либо нечаянно отломит больше, чем все, то он попадет в разряд «проглотов» и исключается из братства.
В своеобразной форме сохранились прежние тюремные обычаи в следственных изоляторах. Особенно это касается процедуры встречи и испытаний правонарушителей, вновь прибывших в камеру следственного изолятора. Бывалые молодые преступники разработали систему испытаний, с помощью которой устанавливают, знает ли прибывший в камеру подросток - новичок правила поведения в определенных ситуациях камерной жизни. Совокупность обычаев и правил поведения, знание которых свидетельствует о близости субъекта к преступной среде, называемой «подлянкой». С новичком, знающим «подлянку», камерные «авторитеты» держатся как с равным. Новичок, не знающий «подлянки», подвергается унижениям.
В «подлянке» существуют обычаи, с помощью которых лидеры обирают подростков. Намереваясь попросить новичка подать что-либо из ящика для продуктов, более опытный сокамерник кладет там, например, сахар так, чтобы он при открывании дверцы упал и таким образом «опоганился». Взамен «опоганенного» сахара он требует возвращения в многократном размере. В этих же целях вновь прибывших стараются вовлечь в азартные игры. Новички довольно часто проигрывают, поэтому они вынуждены расплачиваться одеждой либо продуктами. Лица, пытающиеся оказать сопротивление этим «правилам», зачастую подвергаются физической расправе.
Изучение прибывшего в камеру подростка начинается с расспросов о нем: кто его родители, с кем он дружил, есть ли у него кличка. Наличие клички само по себе обусловливает определенное позитивное отношение «авторитетов» к пришедшему. Если клички нет, то применяется обычай «кидать на решетку», т.е. кричать в окно: «Тюрьма, дай кликуху». Если новичок соглашается на эту процедуру, всем становиться ясно, что он неопытный человек, и ему дается, как правило, презрительная кличка. Это первый шаг к подавлению и даже травле неопытного новичка.
Следующий этап проверки новичка проходит под видом различных игр, как правило, сопряженных с физическим воздействием. Наиболее распространенная игра «хитрый сосед», состоящая в следующем: испытуемому завязывают глаза, предупредив его, что кто-то из двоих сокамерников будут бить его книгой по голове до тех пор, пока он не узнает кто. Однако бьет третий. Вот так описал свой первый день в следственном изоляторе осужденный Г.: «Приняли в камере нормально. Только немного освоился, приободрился, как наступило время отбоя, и меня начали «прописывать». «Экзамен» состоял из каверзных и глупых вопросов, ответить на которые правильно было невозможно. Например: «Можешь замочить «пахана»? Я отвечаю: «Конечно, нет!», испуганно косясь на камерного «авторитета». Оказывается, надо было ответить «Могу!» и брызнуть на него водой из-под крана. За неправильный ответ или отказ отвечать следовало наказание. Меня положили на стол и, оголив живот, стали с оттяжкой бить по нему ложкой. Количество ударов определяет «пахан». Поначалу не больно, но после 10-15 ударов терпеть становится невмоготу. Тут кто-то шепнул мне на ухо, что если я соглашусь в течении недели отдавать в обед второе блюдо «пахану», от меня отстанут. Я взмолился о пощаде, и меня действительно оставили в покое, но больше никто из обитателей камеры меня всерьез не воспринимал...».
Сухарев Андрей Александрович
Юридическая психология

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.