1. Общие положения
В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» образовательные учреждения в пределах своей компетенции участвуют в реализации комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков. 2. Цели и задачи
В целях создания объективных условий для улучшения качества профилактической работы, усиления социальной и правовой защиты обучающихся в образовательном учреждении разрабатывается положение о постановке учащихся на внутришкольный учет.
- Основания для постановки учащихся на внутришкольный учет
Исходя из статей 5,6,14 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основанием для постановки на внутришкольный учет считаются: 3.1. Непосещение или систематические пропуски учебных занятий без уважительных причин. 3.2. Неуспеваемость. 3.3. Социально опасное положение: а) безнадзорность или беспризорность; б) бродяжничество или попрошайничество. 3.4. Употребление психоактивных и токсических веществ, спиртных напитков, курение. 3.5. Совершение правонарушения, повлекшего меры административного воздействия. 3.6. Совершение правонарушения до достижения возраста . с которого наступает уголовная ответственность. 3.7. Постановка на учет в КДН, ИДН. 4. Основания для снятия с внутришкольного учета 4.1. Позитивные изменения указанных в настоящем положении обстоятельств жизни обучающегося (раздел 3, пункт 3.1; 3.2; 3.3; 3.4; 3.5; 3.6; 3.7)
5. Ответственность и контроль за указанным видом деятельности
5.1. Постановку учащегося на внутришкольный учет и снятие с учета, оформление соответствующей документации осуществляет лицо, персонально ответственное за организацию профилактической работы в образовательном учреждении, назначенное приказом директора. 5.2. Контроль за качеством использования проводимой в соответствии с настоящим положением работы возлагается на директора образовательного учреждения. 5.3. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения на педагогическом совете школы .
Алгоритм действий в отношении учащихся, пропускающих занятия по неуважительной причине
Направление деятельности |
Ответственное лицо
|
1.Сбор информации об учащихся, отсутствующих в школе. Запись в общешкольную тетрадь.
|
Учителя-предметники (после 1-го урока)
|
2. Установление причины неявки ребенка на занятия: - беседа с одноклассниками; - согласование с родителями, посещение семьи
|
Классный руководитель
|
3. Индивидуальная работа с ребенком по выявлению проблем в организации его жизнедеятельности: - беседа; - тестирование; - классификация проблем; - рекомендации: - классному руководителю, - самому ребенку, - родителям
|
Школьный психолог
|
4. Организация деятельности по разрешению проблем ребенка: - установление доверительных отношений с родителями. Согласование в деятельности (ознакомление с Уставом школы, заключение Договора между родителями и ОУ (условия обучения, права, обязанности и пр.; - индивидуальная работа с учащимися (вовлечение во внеучебную деятельность, систему дополнительного образования); - постановка на внутришкольный учет, совместная деятельность с общественными организациями (родительский комитет, совет школы, совет профилактики, КДН и др.)
|
Зам. директора по ВР, педагоги дополнительного образования
Социальный педагог, классный руководитель
|
5. Отслеживание результатов работы: -ведение документации (списки, индивидуальные карточки, социальный паспорт семьи; общешкольная тетрадь и др.); - разработка локальных актов (Правила поведения учащихся и др.) - отчет ответственных лиц о проделанной работе и полученных результатах
|
Согласно функциональным обязанностям: - кл. руководитель; - зам.директора по ВР; - социальный педагог
|
6. Система материального и морального стимулирования деятельности педагогических кадров
|
Директор ОУ, МОУО
|
7. Изучение, обобщение, трансляция результативного опыта воспитательной и профилактической работы
|
Зам.директора по ВР
|
8. Корректировка деятельности по результатам итогов диагностики
|
Администрация ОУ
|
ПОЛОЖЕНИЕ
о Совете профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в образовательной среде.
1. Совет профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ несовершеннолетними в образовательной среде (Совет профилактики) является консультативно-организационным органом, созданным при образовательном учреждении. Совет профилактики утверждается директором образовательного учреждения. Совет профилактики создан для осуществления первичной профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних в образовательной среде, а также для помощи в возникших экстренных ситуациях. Совет профилактики проводит комплексную работу с семьей учащегося, где существуют подобные проблемы.
2. Цель Совета профилактики: предупреждение / профилактика правонарушений и злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних в образовательной среде.
3. Основными задачами Совета профилактики являются: — расширение юридической, медицинской, социальной, психолого-педагогической базы знаний среди родителей и учащихся; — оказание методической и консультативной помощи педагогам, в случае необходимости - родителям и учащимся; — организация мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних; — организация досуга и дополнительного образования для учащихся; — составление базы данных «группы риска» и работа с ней.
4. В состав Совета профилактики входят следующие специалисты: — директор образовательного учреждения; — зам. директора по воспитательной работе (если должность не предусмотрена в штатном расписании - зам. директора по УВР); — учителя (наиболее опытные, авторитетные и активные педагоги -не более 2-3 человек); — педагог-психолог; — социальный педагог; — медицинский работник; — представитель правоохранительных органов (инспектор ПДН и т.п.); — родители (активные представители родительского комитета школы - не более 2 человек); — учащиеся (актив старшеклассников - не более 2 человек). Совет профилактики подчиняется директору образовательного учреждения. Совет профилактики осуществляет связь со специалистами более узкой специализации (по мере надобности).
5. Функциональные обязанности специалистов Совета профилактики: директор образовательного учреждения: — осуществляет полный контроль за работой Совета профилактики; зам, директора по воспитательной работе: — контролирует ведущуюся документацию Совета профилактики в течение учебного года; — оказывает необходимую методическую помощь педагогам - членам Совета профилактики; — организует мероприятия, направленные на профилактику правонарушений и злоупотребления ПАВ; — контролирует внедрение программ превентивного образования и отслеживает работу по выбранной программе; — организует досуг и дополнительное образование (кружковую работу) учащихся; — отслеживает работу по базе данных «группы риска»; учителя: — формируют педагогическое видение на разбираемые проблемы; — участвуют в составлении базы данных учащихся «группы риска»; — активно участвуют в реализации программ превентивного обучения; — оказывают посильную помощь в проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений и злоупотребления ПАВ. педагог-психолог: — ведет работу по пропаганде психолого-педагогических знаний в области превентивной психологии; — осуществляет психологическую диагностику до начала комплексной помощи семье, а также после проведенной работы с целью отслеживания достигнутого результата; — осуществляет консультативную помощь учащимся, родителям; — способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации; — определяет факторы, препятствующие развитию личности учащихся «группы риска», и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной); — консультирует по различным психологическим вопросам администрацию и педагогов образовательного учреждения; — обеспечивает проведение различных форм профилактической работы с педагогами, родителями и учащимися. социальный педагог: — изучает психолого-медико-педагогические особенности личности учащихся «группы риска» и ее микросреды, условия жизни; — обеспечивает базу данных «группы риска» новыми сведениями (если они появляются); — выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся группы риска и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку; — выступает посредником между учащимися «группы риска» и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
- отслеживает социальные условия семей, с которыми работает Совет профилактики.
медицинский работник: — расширяет медицинскую базу знаний среди учащихся и их родителей; — проводит запланированные занятия, направленные на профилактику злоупотребления ПАВ детьми и молодежью; — предоставляет данные о состоянии здоровья учащихся группы риска. представитель правоохранительных органов: — расширяет юридическую базу знаний среди учащихся, родителей, а также педагогов; — активно работает с учащимися «группы риска»; — проводит встречи, занятия с учащимися, направленные на профилактику правонарушений; — совершает совместные рейды в семьи учащихся «группы риска» с социальным педагогом.
6. Совет профилактики проводит заседания 1 раз в месяц (не реже) и в случае острой неотложной ситуации.
7. Обязательными документами Совета профилактики являются: — годовой план работы Совета профилактики; — часть годового плана образовательного учреждения по теме "Организация и проведение профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ детьми и молодежью"; — программы семинаров, тренингов, планы мероприятий, профилактических занятий со школьниками, родителями и педагогами; — протоколы заседаний Совета профилактики; — годовой отчет о работы Совета профилактики. — протоколы заседаний Совета профилактики; — журнал результатов проведенной работы; — оформленная база данных «группы риска». После проведенной работы с семьей педагогом-психологом осуществляется анкетирование ребенка и его родителей с целью выявления динамики и полученных результатов.
8. Вся документация по работе Совета по профилактике хранится у директора.
Алгоритм действий заместителя директора по воспитательной работе по организации исполнения Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 1. Обеспечение нормативно-правовой базы. 2. На первом этапе созвониться с инспектором по делам несовершеннолетних, чтобы выяснить, стоят ли на учете в ПДН учащиеся школы, и получить на руки документы, ставшие основанием для постановки учащихся на учет. 3. Направить социального педагога (классного руководителя) на заседание районной (городской, областной) комиссии по делам несовершеннолетних, на судебные процессы и получить выписку из решения в отношении привлечения к ответственности подростков. 4. Осуществлять контроль и руководство за деятельностью классных воспитателей по организации профилактической работы с несовершеннолетними: а) через проверку планов классных руководителей, классных журналов и соответствующей документации; б) отчеты социального педагога, классных воспитателей о психологическом климате в семьях учащихся, о проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за детьми, о причинах, негативно влияющих на их поведение, успеваемость и посещение школы, на совещаниях при директоре и на педсоветах согласно плану и по мере необходимости с приглашением участкового инспектора, инспектора ПДН, секретаря КДН с целью получения информации о проблемном поведении детей, о неблагополучных ситуациях в семьях; в) обучение классных руководителей на МО классных руководителей и индивидуальное консультирование их по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, г) оформление тематической выставки литературы для детей, родителей, классных руководителей в школьной библиотеке, д) обращение в иные инстанции за помощью и содействием в работе с отдельными семьями и учащимися в том случае, если вопросы выходят за рамки компетенции школы, - составление координационного плана деятельности (ежегодно); - создание Совета профилактики в ОУ (по мере необходимости) 5. Подготовить проект приказа о постановке семей и учащихся на школьный учет, об организации индивидуальной профилактической работы с ними по материалам, представленным социальным педагогом и классным руководителем, утвердить критерии постановки на школьный учет. 6. Оказывать практическую помощь классному воспитателю в привлечении детей, стоящих на учете, к внеурочной деятельности, в особенности в летний период. (Изучение нормативно-правовых документов, опыта организационно- педагогической деятельности и использование их в практике профилактической работы. - Анализ действующих профилактических программ и приведение их в соответствие с нормативами.) 7. Изыскивать возможность отметить результативную деятельность педагогов по организации профилактической работы с несовершеннолетними.
Форма протокола
Протокол педагогического расследования причин совершения правонарушения (преступления) несовершеннолетним
Дата рождения; Домашний адрес; Класс, школа;
- состоит ли на учете (дата постановки; где) - количество детей в семье; - кто занимается воспитанием (родители или лица, их заменяющие); - полная, неполная семья; - материальное положение семьи; - виды оказанной материальной и социальной помощи;
- успеваемость; - посещаемость; - проделанная педагогическая работа при наличии у учащегося проблем в учебе;
4. Психическое и физическое развитие: - дата направления и результаты обследования ПМПК; - оказание психолого-педагогической поддержки; - вредные привычки (работа со специалистами); - физически развит, не развит;
5.Внеурочная деятельность: - выявление интересов; - занятость в системе ДО (где); - участие во внеклассной работе;
6. Индивидуальная профилактическая работа (где и кем проводилась) - внутришкольный учет; - ПДН; - КДН и т.д.
7. Предполагаемые причины постановки на учет
8. Рекомендации по организации дальнейшей воспитательной работы с учащимся.
Директор школы.
М.П.
Дата. |