На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Технологии предупреждения и коррекции агрессивных проявлений у детей и подростков
Технологии предупреждения и коррекции агрессивных проявлений у детей и подростков
Педагогически трудные дети - Агрессивные дети

Прежде чем перейти к условиям коррегирования агрессивного поведения подростков необходимо рассмотреть понятие «коррекция».
В самом общем значении понятие «коррекция» определяется как деятельность специалистов по исправлению тех особенностей развития, которые по принятой системе не соответствуют некой «оптимальной» модели.
Педагогическая коррекция включает в себя совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка и формирование новых, более адекватных моделей поведения.

 

Педагогическая коррекция различных форм отклонений в поведении подростков осуществляется через систему коррекционно-воспитательных мероприятий, направленных не только на исправление отдельных нарушений поведения, на формирование личности подростка в целом через совместную деятельность педагогов, врачей, психологов, но и на работу со средой дезадаптированного подростка.
Например, в случае агрессивности подростка ведущей целью социально-педагогической деятельности выступает социальное оздоровление неблагоприятных условий среды, которые вызывают дезадаптацию и отчуждение от основных институтов социализации.
Необходим целый комплекс педагогических мер, направленных на оздоровление условий семейного воспитания, сферы учебной, досуговой деятельности, нейтрализацию неблагоприятных факторов среды и через осуществление мер социально-педагогической реабилитации.
Агрессивные тенденции личности могут проявляться в виде самоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям. Они могут приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане.
Иногда они носят эпизодический, нестойкий характер либо являются наиболее частым способом реагирования ребенка на воздействия из окружения и даже выглядят как патологическое влечение (И.А. Фурманов, 1996).
При выборе способов оказания психолого-педагогической помощи агрессивному подростку, при выборе условий коррекции агрессивного поведения необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать, какую функцию несет агрессивность в каждой конкретной ситуации; каковы ее место среди других проявлений активности подростка и динамика с момента возникновения.
В работах В.В. Лебединского. О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг предложены следующие критерии для определения тяжести агрессивных проявлений.
1. Частота и легкость их возникновения. Чем сложнее аффективная патология, тем больше возможностей возникновения фрустрирующих ситуаций. Среди них крайняя ограниченность способов самостоятельного контакта больного ребенка с окружающими; постоянная тревожность и наличие стойких локальных страхов; неадекватность самооценки и т.д.
2. Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает. Агрессивные действия могут быть очевидно спровоцированы определенными обстоятельствами, однако интенсивность и форма их проявления могут не соответствовать причинам, их спровоцировавшим. В наиболее грубых ситуациях трудно выявить причину возникновения агрессии, которая выглядит совершенно неадекватной формой реагирования на ситуацию.
3. Фиксируемость на агрессии. В ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепляться и формировать стойкое влияние к агрессивным действиям, что приводит к серьезной дезадаптации ребенка в его взаимодействии с окружающими. Это вызывает отрицательные реакции со стороны окружающих и, в свою очередь, еще больше усиливает ситуацию фрустрации, провоцирующую вновь и вновь агрессию подростка.
4. Степень напряженности в агрессивных действиях. Иногда подростка можно отвлечь от агрессии, переключить на замещающую конструктивную деятельность или ввести агрессивное действие в ее контекст, подчинить контролю. В других – более тяжелых случаях подросток настолько поглощен непосредственно самим переживанием агрессивного действия, что в этот момент недоступен для контакта, и любое вмешательство со стороны окружающих усиливают его моторное и аффективное напряжение, гнев, ярость.
5. Форма агрессии. В более легких случаях агрессия выражается в вербальной форме, в более тяжелых – в физической форме, направленной на себя или на других.
6. Степень осознанности агрессивных действии. Осознание подростком своих агрессивных проявлений говорит о возможностях его личностного развития. Однако сформировавшиеся агрессивные установки ребенка могут стать препятствием к его социализации и требуют специальных длительных психокоррекцион-ных воздействий.
В более легких случаях агрессия выполняет преимущественно защитную функцию и в большей степени чувствительна к психотерапевтическим воздействиям. При более тяжелом типе расстройств агрессивные действия возникают импульсивно, в меньшей степени связаны с наличной ситуацией. Они практически не поддаются психологической коррекции.
При попытке психолого-педагогической коррекции агрессии необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать, какую функцию она выполняет в каждой конкретной ситуации, каковы ее пропорции среди других проявлений активности ребенка и динамика ее возникновения.
Тактика коррекционных воздействий должна строиться в зависимости от предлагаемой природы агрессивного поведения ребенка.
В одном случае следует игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимание; в другом – включить агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый, социально-приемлемый смысл; в третьем – не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий.
Необходимо добиваться эмоционально положительного разрешения психологического конфликта.
Представляется целесообразным строить психолого-педагогическую коррекционную работу при различных формах агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.
Первый уровень – переживания эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гнева. Именно поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм аутогенной тренировки.
Второй уровень связан с эмоционально-личностным, дифференцированным отношением. Поэтому на втором этапе работы целесообразно акцентировать внимание на психо-коррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки.
К наиболее стандартным приемам относят: планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях.
На завершающем этапе ведущей задачей становится формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения.
Так как к концу подросткового периода развитие способности к произвольному поведению и рефлексии происходит на уровне самосознания, то необходимо поднимать уровень нравственного развития воспитанников через усвоение ими культурных и духовных ценностей.
Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального самосознания с учетом факторов, способствующих росту самосознания, главным из которых следует считать адекватное восприятие образа «Я» с незначительным расхождением между реальной и идеальной самооценкой, а также высоким уровнем самоконтроля и способности самостоятельно действовать оптимальным образом в различных жизненных ситуациях.
И.А. Фурманов (1996) предлагает осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре категории детей:
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии.
Установлено, что физическая агрессия преобладает у активных, деятельных, целеустремленных детей, которые отличаются смелостью, решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью, авантюризмом. Их экстравертированность подкрепляется лидерскими качествами, но при этом развиты садистские наклонности, плохой самоконтроль, отсутствие социализации влечений, потрсбность в острых переживаниях, импульсивность поведения.
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии, отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью, повышенной
чувствительностью к оценкам и действиям к их личности, неумением и нежеланием скрывать свои чувства и мысли, постоянным внутренним конфликтом, напряженностью и импульсивностью.
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии, характеризуются чрезмерной импульсивностью, слабым самоконтролем, недостаточной социализацией влечений и низкой осознанностью собственных действий, негативизмом натуры.
4. Дети, склонные к проявлению негативизма, отличаются «мимизоподобностью», ранимостью, впечатлительностью. Основными их чертами являются эгоизм, самодовольство, завышенная самооценка, консерватизм.
Таким образом, агрессивных детей можно разделить на две большие группы:
• с социализированными (физическая и косвенная агрессия) формами нарушений поведения;
• с несоциализированными (вербальная агрессия и негативизм) формами нарушений поведения.
В работе с агрессивными детьми дошкольного и младшего школьного возраста показаны психогимнастика, изо-терапия, игровая коррекция поведения. Они направлены на снижение эмоционального напряжения, формирование у детей моральных представлений, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние, обучение саморелаксации, тренаж психомоторных функций.
Правила нейтрализации агрессивных проявлений у детей и подростков. Для предупреждения агрессивных поведенческих реакций различного происхождения существует достаточно широкий спектр различных возможностей.
Педагоги должны владеть навыками работы с агрессивным поведением, а также навыками обучения родителей соответствующим умениям и установкам.
Для оптимизации конструктивного взаимодействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для взрослых.

Правила экстренного вмешательства позволяют в конфликтной ситуации с агрессивными детьми и подростками обеспечивать позитивное разрешение конфликтов и устанавливать партнерские отношения.
Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию.
Если ребенок или подросток проявит в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое.
Правило 2. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка и подростка.
Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение.
Родители и педагоги склонны обобщать однократные поступки до личного ярлыка. Дети, проявляющие агрессию, моментально получают репутацию «агрессивных», «конфликтных», «враждебных».
Правило 3. Не усиливать напряжение ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, – снизить напряжение ситуации.
Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию, включают в себя: повышение голоса, изменение тона на устрашающий; демонстрация власти: «Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»; сарказм, насмешки; настаивание на своей правоте; сравнение ребенка/подростка с другими детьми/ подростками; команды, жесткие требования, давление; подкуп, награды.
Правило 4. Обсуждать проступок.
Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение ребенка/подростка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог.
Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, а только после того, как ситуация разрешится и обе стороны успокоятся. Лучше это сделать наедине, без свидетелей, а затем обсудить в группе или семье.
При обсуждении важно сохранять спокойную и объективную позицию, апеллируя не к личности ребенка/подростка, а к тем правилам, которые он нарушил.
Правило 5. Сохранять положительную репутацию.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка.
Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защиты и защитного поведения. Их цель – сохранить самоуважение, так как плохая репутация и негативный ярлык опасны и, закрепившись за ребенком/подростком, становятся самостоятельной побудительной силой агрессивного поведения личности.
Правило 6. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» – это демонстрирование моделей поведения, альтернативных агрессивному. Главное условие – искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций.
Поведение взрослого существенно зависит от характера и силы агрессивных реакций ребенка/подростка. На начальной стадии агрессивного поведения (при первых незначительных признаках) целесообразно использовать мягкую тактику – игнорирование; переключение внимания; «изящный уход». Нередко этого бывает достаточно для того, чтобы предотвратить усиление агрессии и разрядить ситуацию.
Изящный уход – это дипломатический маневр, позволяющий всем участникам выйти из травмирующей, конфликтной ситуации.
Любая оригинальная или просто нестандартная реакция педагога на агрессивное поведение циников помогает разрядить конфликтную ситуацию лучше, чем любые угрозы и административные меры.
Как показывает описание приведенных выше психолого-педагогических технологий, все они включают параллельную работу с социумом, либо его использование для коррекции тех или иных отклонений в поведении и общении детей и подростков.
Источник: Истрофилова О.И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. гос. ун-та, 2014.– 244 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.