Многочисленные работы, посвященные агрессивному поведению и появившиеся в последние годы в русле педагогических, социально-философских исследований (М.И. Буянов [22], В.Е. Василюк, Ю.В. Егошкин [36], В.П. Кащенко [51; 52], А.И. Кочетов [63], Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин, Л.М. Семенюк [107; 108], Г.Е. Сухарева, А.К. Осницкий [90] и др.), свидетельствуют о том, что человеческая агрессивность относится к комплексным по своему характеру явлениям, которые могут быть изучены только при помощи совместных усилий целого ряда научных дисциплин – как естественных, так и социальных.
Изучение литературных источников выявило ряд исследований, посвященных проблеме психологической и педагогической коррекции эмоциональных нарушений у подростков, в том числе исследования, отражающие способы коррекции подростковой агрессивности: Н.И. Безбородова [8; 9], И.П. Воропаева [27], Ю.В. Егошкин [35; 36], В.Г. Маралов, В.М. Минияров, Л.М. Се-менюк [107; 108], В.А. Ситаров [113], С.Ф. Сироткин [111; 112], И.Л. Ленденева [71], Н. Н. Павлова [91] и другие. Предполагаемые пути коррекции агрессивных проявлений в большинстве своем представляют собой методы, используемые в рамках тех или иных психологических, педагогических и психотерапевтических подходов. В большинстве случаев они не выделяются в отдельную группу методов, а представляют собой лишь воплощение определенных подходов к коррекции. Проведение коррекционной работы с подростками осуществляется при наличии диагностической информации. Термин «коррекция психического развития» впервые стал применяться в дефектологии в отношении аномальных детей. В нашей стране большую роль в разработку принципов организации коррекционной работы внесли В.П. Кащенко [51; 52], Л.С. Выготский [28; 29], П.П. Блонский [18] и другие. В.П. Кащенко является основоположником развития лечебно-педагогической коррекции. Он доказал необходимость использования достижений педагогических и психологических наук для коррекции характера. Лечебно-педагогическая коррекция предполагает работу с детьми, имеющими отклонения в характере, которые проявляются у невростеников, психоневротиков и психопатов. Это направление коррекционной работы предполагает работу специалистов (врачей, педагогов) в отношении нервных и психопатичных детей. Ученым высказана важная мысль об интеграции усилий врачей и педагогов в лечебно-педагогическом воздействии на детей с недостатками в характере. В.П. Кащенко были выделены две большие группы педагогических методов для проведения коррекционной работы с детьми: общепедагогические и специально педагогические. В группе общепедагогических методов выделены: коррекция активно-волевых дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования – не демонстрирование ребенку его отличительных особенностей характера; метод культуры здорового смеха – радость благотворно действует на эмоциональное состояние человека, его умственную и физическую работу; действия при сильном возбуждении, в основе которых лежит действие образца взрослого человека, который силой своей личности помогает ребенку справиться с действием аффекта; коррекция рассеянности, застенчивости, навязчивых мыслей и действий; метод профессора П.Г. Вельского, построенный на индивидуальном воздействии на трудного ребенка. В рамках исследуемой проблемы мы подробнее останавливаемся на содержании данного метода, апробированного нами в ходе экспериментального исследования. Коррекционная работа согласно данному методу проходит несколько этапов: 1. Установление дружественной эмоциональной связи с ребенком, которая помогает выработать у него желание подчиниться требованиям ради близкого, любимого человека, чтобы доставить радость ему и себе. 2. Катарсис – с помощью доверительных, эмоциональных бесед с педагогом происходит очищение психики от травмирующих переживаний и формирование новых установок, направленных на отказ от прежнего поведения. 3. Постепенный перевод эмоциональной энергии на реализацию новых полезных целей. 4. Постепенный отрыв ребенка от индивидуальной связи с педагогом на общение с коллективом. Замыкают перечень общепедагогических методов коррекции – коррекция бродяжничества и самокоррекция. Из частично педагогических методов, предложенных В.П. Кащенко в отношении истеричных детей, нами были апробированы на практике с агрессивными подростками метод игнорирования; метод фиктивной, мнимой коррекции; коррекции недостатков поведения единственных детей; трудотерапия. Метод игнорирования дает эффективный результат по отношению к подросткам-девочкам, которые проявляют чаще всего вербальную агрессию. Идея применения метода фиктивной, мнимой коррекции была положена нами в основу игровых ситуаций «Надуй шар злостью», «Злость уходи», «Гневный мешок». Причиной проявления у подростков деструктивной агрессии является уродливая среда, поэтому для воспитания доброжелательности, миролюбия нами были применены рекомендации В.П. Кащенко, который отмечал, что «... среда здоровая, приспособленная к особенностям ребенка, способна воспитать его, сделав из него социально полноценную личность» (Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – C. 81.). Такой средой для детей подросткового возраста должен стать группа сверстников и школа, воспитание и обучение в которых строится на принципах гуманизма, веры в силы и возможности ребенка, создании ситуации успеха, радости. Трудотерапия дает возможность выработать усидчивость, работоспособность, выдержку, которой часто не хватает подросткам с агрессивными тенденциями. Все описанные педагогические или частично педагогические методы коррекции, разработанные в свое время выдающимся русским врачом и педагогом В.П. Кащенко, находят сегодня широкое применение в психологической, лечебно-педагогической и педагогической коррекции. В рамках лечебно-педагогической коррекции была начата работа по разработке содержания и методов педагогической коррекции. Важным шагом стали исследования личности и агрессивности как одной из сторон личности в 20–30 годах. Практически все известные ученые этого периода: Л.С. Выготский, П.П. Блонский, В.М. Бехтерев, А.Б. Залкинд и другие – уделяли большое внимание изучению трудностей в развитии личности детей, их агрессивности. При этом уже в 20–30-е годы можно выделить два основных подхода к пониманию развития личности, разрабатывавшихся представителями Санкт-Петербургской школы (В.М. Бехтерев) и Московской школы (Л.С. Выготский). В принципе и та и другая школа считали, что для развития агрессивности главное значение имеют среда, социальное воздействие на ребенка, главным образом педагогическая запущенность и враждебность, отчужденность ближайшего окружения. В отечественной литературе большое значение придается механизмам социализации, формирующим воздействие социальной ситуации развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д. Эльконин). Разрабатывая проблему агрессивного поведения, отечественные учёные, в частности Н.Д. Левитов и его последователи, отличали, что возникновение агрессии зависит от общественных условий: общественно-экономической формации и малой группы. Представляет интерес и исследование коррекции агрессивного поведения, предпринятое В.М. Бехтеревым и его сотрудниками. С их точки зрения агрессивное поведение является формой ответа детей на резкие изменения окружающей среды, поэтому для ее коррекции необходимо дать детям время для выработки дифференциальной реакции на новые условия. В курс занятий для агрессивных детей и подростков входило не только обучение определенным формам поведения, но и обучение способам «выхода» из неблагоприятной или непонятной ситуации. В.М. Бехтерев считал, что агрессивное поведение развивается по типу «доминанты», поэтому его невозможно курировать, просто приостановить даже при угрозе серьезного наказания. Поэтому он предложил в качестве коррекции формирование у детей других, важных и интересных для них, но социально приемлемых реакций, которые переключали бы энергию подростков с агрессивных на просоциальные поступки ( Бехтерев В.М. Объективное изучение личности. Избр. труды по психологии. В 2-х т. Т. 2. – СПб., 1999. – C. 145.). Большую ценность в решении вопросов, связанных с коррекцией агрессивности у детей, представляет анализ основных положений и принципов организации коррекционной работы с подростками, выдвинутых Л. С. Выготским. Под коррекцией ученым понималась совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков в развитии ребенка. Определяя цели коррекционной работы, он подчеркивал первоочередное значение профилактических задач. Понимание Л.С. Выготским психологического содержания коррекционной работы как обеспечения условий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций) создало теоретическую основу и позволило распространить термин «коррекция» на область нормального психического развития, т.е. развития в пределах возрастной нормы. Опираясь на идеи Л.С. Выготского о компенсаторских возможностях детского организма, о сложной структуре дефекта, о динамическом взаимодействии в нем биологического и социального, можно выделить ряд важных положений, которыми руководствуются педагоги и психологи при организации коррекцион-ной работы с детьми, развивающимися в пределах нормы: – коррекционная работа играет важную роль в предупреждении появления вторичных дефектов, т.е. нарушение развития социокультурных высших психических функций, культурное недоразвитие; (первичный дефект-биологическая неполноценность); – важна не тренировка и упражнение нарушенных функций организма, а создание оптимальных условий для развития высших психических функций путем компенсации имеющегося нарушения развития. Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин считают, что цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного дея-тельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве с взрослым в форме усвоения общественно-исторического опыта путем интериоризации и результирующегося в системе психологических новообразований, специфичных для каждого возрастного этапа. Постановка целей коррекционной работы исследователями осуществляется в контексте представлений о структуре и динамике возраста. Наличие у подростка определенных форм и видов агрессии определяет цели и задачи коррекционной работы с ними. Часто в научной литературе встречается утверждение, что агрессия является «отклонением» от нормы. Понятие «отклонение» используется для обозначения расхождения с некоторой нормой в поведении, установках и ценностях и рассматривается как проявление аномальной психики. Отклонения типа нарушений в поведении, рассматриваемые в данной работе, представляют собой либо негативные личностные комплексы, либо нарушения поведения, общения и деятельности, несовместимые с социальными нормами и ограничениями. Д.Б. Эльконин выделяет две основные формы коррекции таких отклонений – симптоматическую и каузальную, соответствующие двум основным формам диагностики, симптоматической диагностики, направленной на выявление симптомов, внешних признаков картины развития, и диагностики, направленной на выявление причин трудностей и отклонений в развитии. Коррекция, в таком случае, может быть направлена либо на устранение негативных симптомов развития, либо может быть обращена к причинам, порождающим трудности и отклонения в развитии. При каузальной коррекции фокус коррекционных усилий может быть сосредоточен на различных моментах развития в зависимости от того, как понимаются причины и условия развития ребенка, т.е. в зависимости от представления о модели развития. Д.Б. Эльконин и И.В. Дубровина полагают, что основными задачами коррекции психического развития являются: во-первых, коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального развития ребенка; во-вторых, профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития. Педагогическая коррекция на современном этапе рассматривается как деятельность, направленная на изменение условий воспитания, среды и устранения множества факторов, препятствующих формированию новых положительных стереотипов. Основной задачей коррекции является создание или восстановление значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации процесса личностного роста и развития. Эффекты коррекционной работы, по мнению О.А. Карабано-вой, проявляются на протяжении достаточно длительного времени: в процессе коррекционной работы, к моменту ее завершения, спустя полгода можно говорить о закреплении или утрате ребенком позитивных результатов коррекционной работы. Изучению подходов к коррекции и профилактике агрессивного поведения посвящен ряд исследований (С.А. Беличева [10], Ю.В. Егошкин [35; 36], А.И. Кочетов [63], Л.М. Семенюк [107; 108] и др.). Непосредственно коррекция личности трудновоспитуемого, процесс перевоспитания, как считает А.И. Кочетов (Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. – М.: Педагогика, 1972. – С. 72. ), требует решения следующих задач и осуществления следующих функций: восстановительной, предполагающей восстановление некоторых положительных качеств, которые преобладают у подростка до появления трудновоспитуемости, обращения к памяти подростка в его добрых делах; компенсирующей, заключающейся в формировании у подростка стремлении компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиваться быстрых успехов. Если подросток плохо учится, то может преуспевать в спорте, труде и т.д.; стимулирующая функция направлена на активизацию положительной общественно-полезной деятельности ученика, она осуществляется посредством осуждения или одобрения, т.е. небезразличного, эмоционального отношения к личности подростка, его поступкам; исправительная функция связана с исправлением отрицательных качеств подростка и предполагает применение разнообразных методов поощрения, внушения, убеждения, примера и т.д., связанных с коррекцией поведения. Согласно С.А. Беличевой, процесс коррекции агрессивного поведения может быть завершен только в том случае, если удается пробудить в детях потребность самовоспитания. Самовоспитание начинается с самоанализа, с критического отношения к себе. Кроме того, самовоспитание предполагает существование некоего идеала, выбранного в качестве образца поведения, определенных нравственных ценностей и критериев, с позиции которых человек оценивает себя, свое поведение111. Л.М. Семенюк утверждает, что агрессивные проявления в личностных характеристиках и поведении детей обусловлены не столько органическими, сколько социально-психологическими причинами. В качестве основного способа коррекции агрессии автор рассматривает вовлечение агрессивных детей в систему социально признаваемой и социально одобряемой деятельно-сти112. Ю.В. Егошкин в своей работе говорит об эффективности психокоррекции агрессии лишь при совпадении типологии агрессии и коррекционных приемов, направленных на его снятие. Автор утверждает, что эффективная работа по психологической коррекции агрессии возможна лишь при учете типологии реагирования на ситуацию фрустрации113. Э.Ш. Бубнова указывает на включение в процесс коррекции анализ причин возникновения агрессии, преодоления эмоционального дискомфорта в семье, обеспечение благоприятных условий для самоутверждения, обесценивание агрессивных действий, воспитание социально приемлемых способов разрядки избыточной энергии, аффективных состояний гнева, фрустрации, формирование толерантности, миролюбия, эмпатии, обучение положительным формам общения и взаимодействия. Т.Г. Румянцева114 критически рассматривает различные способы физиологического контроля над агрессией. По ее мнению, возможность применения физиологических методов и способов контроля имеет сугубо медицинский характер, и каждый раз ей должны предшествовать тщательный профессиональный диагноз и терапия. Анализируя наиболее популярные в 80-х гг. когнитив- 111 Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Ред.-изд. Центр Консорциума «Соц. Здоровье России», 1994. – С. 74. 112 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред. Д.И. Фельдштейн. – М.: Воронеж, 1996. – 96 с. 113 Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. … канд. псих. наук. – М., 1995. – 160 с. 114 Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии, 1992. – № 5–6. – С. 35–40. ные стратегии воздействия на подростковую агрессию, Т.Г. Румянцева считает, что любое разъяснение мотивов может только усугубить ситуацию, озлобить пострадавшего и вызвать у него стойкое желание отомстить за случившееся. Анализируя гуманистические исходные установки и выводы стратегии несовместимых ответов, автор отмечает, что она оказывается малоэффективной в плане поиска средств по борьбе с насилием и агрессией в масштабах всего общества. Т.Г. Румянцева считает, что можно говорить о возможности практического применения отдельных, конкретных рекомендаций. В качестве возможных направлений использования положений данной стратегии Т.Г. Румянцева выделяет: поощрение несовместимых с гневом и агрессией форм поведения; содействие созданию в обществе атмосферы, которая вызывала бы сочувствие к чужой боли; формирование с самых ранних лет у детей чувства добра и сопереживания к другим людям; стремление в сложных ситуациях ослабить напряжение с помощью юмора, не давая ему вылиться, в открыто враждебные столкновения между людьми. Автор подчеркивает, что многие положения стратегии несовместимых ответов могли бы также найти свое применение в практике клинической работы, оказывая помощь тем, кто не в состоянии совладать со своими агрессивными вспышками. В современных исследованиях Н.Я. Безбородовой [8,9], И.П. Воропаевой [27], А.И. Захарова [40], В.С. Мухиной [83], А.С. Спиваковской [115], М.И. Чистяковой [134] и других обоснована возможность стимулирования личностного развития и реконструирования поведения в условиях организации игры. Н.Я. Безбородовой разработан набор психокоррекционных игр, позволяющих эффективно осуществлять коррекцию. Автором предлагается модель включения игры в коррекционную работу с младшими подростками, имеющими отклонения в поведении, которая предполагает 3 ступени: 1. Релаксационно-диагностическая: разминка, эмоциональный настрой, создание атмосферы доверия. 2. Комплексно-игровая: сочетание традиционных привычных с нетрадиционными играми, разработанными с учетом диагностических данных и коррекционных задач. Данный этап предполагает проведение игроурока. 3. Коррекционно-развивающая: проведение игротренинга (упражнения социально-психологического характера, ориентированного на развитие навыков общения). Возможности применения изобразительной деятельности в качестве коррекционного средства подробно освещены в исследованиях Ю.В. Егошкина [35; 36], А. И. Захарова [40], В.С. Мухиной [83], Т.А. Хвиюзовой [131] и других. Изобразительная деятельность также, как и игра, вызывает интерес у детей, способствует развитию интереса, влияет на развитие положительных эмоций. Благодаря развитию воображения ребенок научается справляться с отрицательными эмоциональными состояниями. Рисунок относят к экспрессивным методикам исследования личности. Рисуя, человек спонтанно выражает себя, тем самым обнаруживая свои проблемы, и одновременно получает возможность отреагировать на них. Эта особенность позволяет использовать рисунок как в диагностических, так и в коррекционных целях. Использование рисования как средства коррекции отклонений в поведении и развитии лежит в основе метода арттерапии. Обучению адекватным формам поведения в проблемных ситуациях способствует применение метода поведенческого тренинга, который широко применяется в современной психотерапии. Основная цель данного метода – выработка новых поведенческих реакций. Само понятие «тренинг» означает – тренировка, упражнение. Согласно теории социального научения (А. Бандура) во время поведенческого тренинга дети должны иметь возможность наблюдать за образцом поведения и упражняться в выполнении продемонстрированных действий, что позволит ребенку регулировать свое поведение. В последнее время распространение получила техника поведенческого тренинга с точки зрения педагогического подхода. Анализ работ Р. Бэрон, К. Рудестам, Д. Ричардсон позволил выделить основные этапы проведения тренинга: 1. Участникам тренинга демонстрируется образец поведения модели с помощью разыгрываемой проблемной ситуации и организуется обсуждение наблюдаемого поведения. 2. Ведущий дает четкую инструкцию об основных компонентах поведения и условиях его эффективного выполнения. 3. Практическая отработка поведенческих реакций через упражнения. 4. Предоставление участникам обратной связи об эффекте их поведения. Основной критерий эффективности поведенческого тренинга – уровень усвоения новых поведенческих реакций и их свободное выполнение и соблюдение как на тренинговых занятиях, так и в повседневной жизни. В настоящее время в отечественных исследованиях ученых ведутся активные поиски разработки содержания тренинговых занятий с агрессивными подростками. Для агрессивных подростков и юношей И.А. Фурмановым (Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.) разработана комплексная методика коррекции нарушений поведения, позволяющая помочь подросткам и юношам осознать собственные потребности, обучиться приемам регулирования своего эмоционального состояния и целенаправленного поведения. По своему содержанию программа рассчитана на подготовленного специалиста. В рамках темы нашего исследования интерес представляют корректирующие психологические упражнения, содержание внутригрупповых дискуссий, проективного рисования, ролевого проигрывания жизненных ситуаций. Все перечисленные приемы с учетом конкретным проблем и возраста могут быть использованы педагогами в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. Использование социально-педагогического тренинга для коррекции негативных форм поведения подробно освещено в работе В.А. Ситарова и В.Г. Маралова. Учеными разработана и апробирована схема проведения тренинговых занятий с детьми, включающая: ритуальные действия; релаксационный тренинг; основную часть, где решаются поставленные совместно с детьми задачи; свободную деятельность детей; релаксационный тренинг и заканчивается занятие ритуальными действиями. В качестве основных методов коррекции В.А. Ситаров и В.Г. Маралов предлагают использовать ролевые игры, элементы психодрамы, куклотерапию, моделирование жизненных ситуаций, специальные приемы психокоррекции. Анализ исследования, проведенного В.М. Минияровым, по организации коррекционно-диагностической деятельности учителя позволяет выделить отличительные особенности педагогической коррекции от психологической. Психологическая коррекция направлена на психическое воздействие на собственные резервы личности, устранение определенных эмоционально-травмирующих ситуаций. Педагогическая коррекция предполагает педагогическое воздействие на социальное окружение ребенка и изменение стиля педагогических воздействий, а также создание специальных конфликтных ситуаций, позволяющих обнажить проблему ребенка и на ней отрабатывать новые формы поведения. В «Педагогической энциклопедии» понятие коррекции определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом. Коррекционно-педагогическая деятельность – это планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуемый с группами подростков, имеющих незначительные отклонения в развитии и поведении, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостатков поведения, создание необходимых условий для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции подростков в социум. Современные поиски педагогических условий коррекции агрессивного поведения подростков в нашем исследовании строились на основе имеющихся научных данных и уже установленных положений, на передовом опыте прошлого, в том числе и положительного зарубежного опыта. В целях более полного выявления наметившихся педагогических условий коррекции агрессивного поведения нами проведен анализ более 30 из большинства опубликованных в настоящее время концепций воспитания и психологической поддержки (моделей, систем, концептуальных подходов), представленных такими авторами и коллективами, как Ю.К. Бабанский [6], Е.В. Бондаревская, Н.Н. Павлова [91], В.А. Караковский [50], А.С. Коноповой [61], И.Л. Ленденева [72], В.С.Мухина [83], С.И. Семенака и др. Вместе с тем, теоретическое обобщение имеющихся исследований посвященных коррекции агрессии, показывает, что при проведении психолого-педагогической коррекции большинство ученых опираются на конкретное методологическое направление и в литературе отсутствуют научно-обоснованные интегративные, коррекционные программы, учитывающие комплексное использование всех направлений коррекционной работы, поэтому мы и сделали данный аспект проблемы предметом нашего изучения. Мы исходим из того, что коррекционно-педагогическая деятельность – составная и неотъемлемая часть педагогического процесса как динамической педагогической системы, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия педагогов и учащихся, нацеленного на решение развивающих и образовательных задач. При коррекции агрессивного поведения важно учитывать то, что взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет обеспечение успешного присвоения воспитанниками опыта, накопленного обществом (как стратегическая задача), а также усвоения ими положительных нравственных норм и правил, культуры поведения (тактическая задача). Особо, на наш взгляд, необходимо отметить еще и то, что взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть существенная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, в том числе и коррек-ционно-педагогической. Изменение поведения подростка – это очень сложный и длительный процесс, который требует особых знаний, владения специфическими приемами и методами работы, особого устройства жизни детей, воспитанников, умений проводить разного вида реабилитационные программы, строить работу совместно со многими специалистами. Коррекция агрессивного поведения подростков обуславливается на наш взгляд следующими объективными и оптимальными педагогическими условиями, обеспечивающими ее реальность, эффективность и результативность: – система диагностики, профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков является обязательным компонентом целостного педагогического процесса школы; – организация работы по коррекции агрессивного поведения во взаимодействии компетентных специалистов (зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, учитель-предметник), которые профессионально владеют диагностическими, прогностическими, социально-терапевтическими, а также коррекционно-педагоги-ческими умениями; – коррекционная работа основана на принципах личностно-ориентированного подхода, уважения к личности и принятия индивидуальности каждого подростка; – организация эффективного взаимодействия педагогов с родителями агрессивных подростков, их взаимная ответственность за результаты коррекционной работы; – рациональная и оптимальная организация целостного педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к подростку. В процессе проведения работы по коррекции агрессивного поведения подростков нами соблюдался ряд принципов, которые определяют цели, задачи, совокупность средств и приемов для достижения поставленной цели: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач предполагает решение задач трех направлений: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактического (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающего (оптимизация, обогащение содержания развития). Любая коррекционная программа должна быть направлена не только на коррекцию отклонений в развитии и поведении, но и на их предупреждение и создание условий для развития потенциальных возможностей гармоничного развития личности. 2. Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания психолого-педагогической помощи подросткам. 3. Принцип приоритетности причинной коррекции. В зависимости от направленности выделяют симптоматическую и причинную коррекцию. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Причинная коррекция предусматривает устранение, преодоление причин, которые порождают данные отклонения, трудности. 4. Деятельностный принцип коррекции определяет средства и методы проведения коррекционной работы. В основе данного принципа лежит учение Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева о роли ведущей деятельности в психическом развитии подростка. Деятельность подростка является средством коррекции. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей подростка требует соответствия хода психического и личностного развития подростка нормативному показателю (соответствие возрастной норме) и признание уникальности каждого подростка, пути его развития. Принцип комплексности метода психолого-педагогического воздействия предполагает использование многообразия методов и приемов, широко известных в практике коррекционной деятельности: метод игровой терапии, арттерапии, метод модификации поведения и др. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с подростком. Возникновение трудностей, отклонений в поведении ребенка свидетельствует не только о наличии индивидуальных проблем, но и о дисгармоничности социального окружения, поэтому успех коррекционной работы зависит от сотрудничества с социально значимым для ребенка окружением. Принцип триединства педагогического, психологического и психотерапевтического воздействия личность. В данном случае речь идет не о том, чтобы соединить в одном лице профессии педагога, психолога и психотерапевта, а о том, чтобы педагогика и педагогическая психология были увязаны с психотерапевтическим подходом. И, наоборот: психотерапевтические воздействия не должны ограничиваться узколечебными функциями, но способствовать задаче становления личности. Именно такое триединство воздействий может дать оптимальный эффект в процессе коррекции агрессивного поведения подростков. В процессе проведения работы по коррекции агрессивного поведения подростков нами использовался широкий арсенал методов, среди которых ведущее место занимают: коррекция через игру (широко используется в работе с детьми младшего подросткового возраста); коррекция через изъятие из привычного окружения и помещение в коррегирующую среду или группу (оправдана в том случае, когда установлена связь между агрессивным поведением подростка и его ближайшим окружением); коррекция агрессивного поведения через творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности); коррекция агрессивного поведения через сублимирование агрессии в социально одобряемой деятельности, например в спорте (подростков с устойчивым агрессивным поведением целесообразно приобщать к групповым видам спорта – футболу, баскетболу, требующим навыков сотрудничества; коррекция агрессивного поведения через участие в тре-нинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения; коррекция агрессивности с помощью поведенческих методов. Педагогическую коррекцию поведения агрессивных подростков не следует осуществлять путем ужесточения карательных мер, так как они озлобляют ребят и способствуют увеличению их агрессивности. Воспрепятствовать этому, разрушить стереотипы антиобщественного поведения подростка, сформировать соответствующую нормам нашего общества направленность его личности можно только гуманными методами воспитания и улучшения условий их жизни. Для решения данной проблемы требуется создание следующих педагогических условий коррекции агрессивного поведения подростков: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; полноценное общение ребенка со сверстниками, старшими и младшими детьми, со взрослыми; применение развивающих педагогических технологий, ориентированных на психологию возраста; предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую, трудовую и др. виды активности ребенка, организованная в зависимости от возрастной специфики его развития. Аксиомой в гуманистической педагогике является положение о том, что нельзя давать оценки, «навешивать ярлыки» на личность в целом, оценивая ее конкретные поступки. Надо давать оценку поступку, а не личности. С этим признаком тесно связаны два следующих принципа: сочетание уважения и требовательности к воспитаннику.
Рассматривая агрессивное поведение как форму отклоняющего поведения, и в силу высокой зависимости психологических трудностей таких детей от их ближайшего социального окружения и особенно семьи, оказание профессиональной помощи педагогами таким детям приобретает ряд характерных черт: - сочетание работы с подростком одновременно с изучением его социального окружения и проведение социально - психологической работы с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (если это возможно): родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями и т.д. - выявление и коррекция, прежде всего тех ценностей, поведения, черт характера, эмоций и т.д., которые нарушают адекватную социальную самореализацию подростка; - уменьшение времени, посвящаемого интерпретации интра- психологических механизмов, и усиление моделирования отношений и способов поведения как наиболее важного средства коррекционной помощи подростку с агрессивным поведением. Выбор стратегий коррекции агрессивного поведения подростков педагог должен осуществлять, во-первых, исходя из принципиальной взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности, во-вторых, учитывая закономерности процесса изменения поведения, который включает стадии предобдумывания, обдумывания своего поведения, подготовку к его изменению, действие и поддержание нового стиля поведения, в-третьих, коррекционные воздействия должны быть направлены на изменения в познавательной сфере личности подростка через убеждение, внушение, конфронтацию, прояснения и интерпретацию малоосознаваемых переживаний; в эмоциональной сфере - катарсис, эмоциональную поддержку; в поведенческой сфере - мотивацию, новый социальный опыт, подкрепление. Стратегия коррекции агрессивного поведения - это наиболее общие и эффективные способы изменения поведения подростка в зависимости от непредсказуемых и прогнозируемых изменений агрессивного поведения, жертвы и свидетелей случаев притеснения и насилия. Стратегии коррекции агрессивного поведения - это наиболее общие и эффективные способы изменения поведения подростка в зависимости от непредсказуемых и прогнозируемых изменений агрессивного поведения, жертвы и свидетелей случаев притеснения и насилия: - Стратегия на стимуляцию гуманных чувств. - Стратегия на осознание причиненной боли или обиды. - Стратегия ориентации на состояние свое и того, кому причинена боль обида. - Стратегия реагирования на собственное поведение (рефлексия). - Стратегия на переключение (выбор социально приемлемых актов поведение). - Стратегия на положительное подкрепление (поощрение). - Стратегия на игнорирование (тебя нет, потому что ты…). - Стратегия на отрицательное подкрепление (наказание). - Стимуляция чувства удивления (неожиданная реакция взрослого на агрессивное поведение). - Стимуляция положительных эмоций (радости - от того, что удалось сдержаться и не совершить акта агрессии). - Стимуляция тактильного контакта (прикосновение, поглаживание, успокоительный жест и т.п.). - Стимуляция соревнования (использование естественного желания подростка быть лучше). Примечание: могут и должны быть различными в зависимости от выраженности и вида агрессивного поведения подростка и использоваться как последовательно, так и одновременно. Поэтому необходимо осуществлять интегративный подход к коррекционной работе и использовать модель пошагового изменения поведения. Коррекция агрессивного поведения – гибкое чередование и комбинирование методов и приемов поведения взрослого в зависимости от особенности вида и выраженности меняющегося поведения подростка (агрессора, жертвы, свидетелей притеснения); от конкретных внешних обстоятельств, условий проявления агрессии, которые зачастую не возможно изменить в момент агрессивного акта. Тактика социально-педагогического воздействия строится исходя от природы агрессивного поведения подростка. В одном случае, необходимо игнорировать агрессивную тенденцию и не фиксировать на ней внимания; в другом – включать агрессивное действие в контекст игры, придав ему новый социально – приемлемый смысл; в третьем – не принять агрессию и установить запрет на подобные действия; в четвертом – активно подключаться в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий. Целесообразно строить социально-педагогическую коррекционную работу при различных формах агрессивности с учетом уровней агрессии. Первый уровень – переживание эмоционально-негативных состояний с эмоциями раздражения, недовольства, гневливости. Поэтому на первом этапе работы с агрессивными подростками необходимо обучение их различным формам саморегуляции, начиная от дыхательной гимнастики до более сложных форм аутогенной тренировки. Второй уровень связан с эмоционально-личностным, дифференцированным отношением. На этом этапе целесообразно акцентировать внимание на психокоррекционных мерах воздействия, ориентированных на личностные установки. Например: планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс; дистанцирование от нее с последующей переоценкой; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях. Таким образом, ведущей задачей коррекции агрессивного поведения является формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения, то есть переход развития произвольности поведения и рефлексии на уровень подсознания (через нравственное развитие на основах усвоения культурных и духовных ценностей). Конечной целью воспитательных усилий является формирование устойчивого уровня правового и морального самосознания, главным показателем которого является адекватное восприятие своего образа «Я». Превентивные меры и управление агрессией могут осуществляться через ее устранение (наказание, катарсис), демонстрацию моделей конструктивного поведения, когнитивные методы контроля агрессивного поведения (анализ отягчающих обстоятельств провокации агрессии, атрибуция «за что?», через индукцию несовместимых реакций (юмор, эмпатия), тренинг социальных умений, обучение самоконтролю и управлению своим поведением. Источник: Истрофилова О.И. Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками: Учебное пособие. – Нижневартовск: Изд-во Ниж-неварт. гос. ун-та, 2014.– 244 с. |