На главную Педагогически трудные дети Агрессивные дети Интегрированный проект на тему "Агрессия". Проявление агрессии и способы поведения подростков
Интегрированный проект на тему "Агрессия". Проявление агрессии и способы поведения подростков
Педагогически трудные дети - Агрессивные дети

6. Проявление агрессии и способы поведения подростков

Способы поведения подростков по А.Бандура и Р.Уолтерс:

  • Пассивная меланхолия
  • Агрессивная защита

Статусы агрессора и жертвы могут быстро меняться, переходя из одного в другой.

Школьные агрессоры – это чаще всего лица мужского пола. "Типичные агрессоры" ведут себя вызывающе по отношению к ровесникам и взрослым. Они импульсивны, доминантны, менее чувствительны к боли и предпочитают насилие как наиболее удобное средство для разрешения спорных и конфликтных ситуаций. Кроме того, "агрессоров" отличает низкий порог фрустрации и недостаточный контроль в ситуации аффекта. Они физически сильнее своих одноклассников и других сверстников, прежде всего тех, кого они преследуют и выбирают в качестве "жертвы". Дети, завоевавшие себе сомнительную популярность "агрессора" в младших классах, теряют свой статус и становятся менее уважаемыми и влиятельными в старших классах, но не на столько нелюбимыми как типичные жертвы. Большинство агрессоров – самоуверенные, сильные личности, с демонстративной, провокационной манерой поведения.
Часто бывает трудно, наблюдая за такими подростками, определить, является ли агрессивное поведение чертой личности и характера, или внешним фасадом, за которым скрываются страх и неуверенность, комплексы. Когда в школе речь заходит об агрессорах, то практически сразу имеются в виду ученики с более низкой успеваемостью, отвергающие школу, обремененные семейными или личными проблемами. Кроме того, агрессивное поведение наблюдается у физически развитых детей без явных проблем с успеваемостью, из внешне благополучных и здоровых семей. Наконец, агрессорами или возмутителями спокойствия могут быть дети с психическими и физическими отклонениями.
Много внимания уделяется так же "жертвам", то есть детям, которые являются "социальными аутсайдерами", так как они наиболее часто подвергаются нападениям и унижениям со сторон сверстников. Среди жертв отмечаются "пассивные" и "провоцирующие" жертвы. Типично пассивными жертвами являются спокойные, сдержанные, боязливые дети. Они имеют заниженную самооценку, чувствуют себя менее привлекательными, физически слабее сверстников и в момент нападения отступают или реагируют слезами или бегством. В школе и на улице они замкнуты, изолированы, так как у них мало друзей. Их называют "аутсайдерами", "индивидуалистами" или "чудаками"
Другая группа – "провоцирующие жертвы". Они могут одновременно демонстрировать образцы боязливого поведения и агрессивного поведения. Частично у провоцирующих жертв обнаруживаются те же признаки, что и у агрессоров. Такие подростки импульсивны, легко ранимы, "постоянно готовы к борьбе". Своим неадекватным поведением они провоцируют агрессию со стороны окружающих и легко позволяют вовлечь себя в насильственные действия. С одной стороны они являются жертвами, а с другой – пытаются терроризировать более слабых и беззащитных сверстников. Провоцирующие жертвы нелюбимы как среди сверстников, так и среди взрослых. Их поведение свидетельствует о том, что во многих ситуациях, связанных с агрессией и насилием, невозможно провести четкой границы между типичными жертвами и агрессорами.
Практически в каждом классе имеются дети, которые являются мишенью ("козлами отпущения") для окружающих. Их постоянно дразнят, обругивают, унижают или бьют. Их вещи и предметы разбрасывают по классу или прячут. На переменах им постоянно приходится скрываться от кого-нибудь или находиться рядом со взрослыми (учителями), для них свойственны нестандартные поступки и "замкнутость".
При этом для взрослых (родители, учителя, администрация школ, ученые) непонятно, почему одни дети являются объектом агрессивных действий, а другие – нет. Объясняя этот феномен, сами дети свидетельствуют, что "они" - "лохи" - выглядят "иначе" (характер, внешность), чем все "мы", поэтому постоянно подвергаются нападкам и так далее. Агрессия и подобный прессинг, исходящие от окружающих людей, ввергают таких детей в депрессивное состояние, которое отрицательно сказывается не только на развитии психики, но приводит к снижению самооценки, мотивации, потере аппетита, различным фобиям, в особо экстремальных случаях – к суициду. Вследствие всех этих явлений наблюдается общее снижение работоспособности, изоляции от окружающих, бегство из школы, активное враждебное отношение к ней, асоциальные поступки.  (Гребенкин, с. 24)

Часто агрессивное поведение направлено не на взрослых, а на сверстников. Это обусловлено следующими факторами:

  • Со сверстниками ребенок сталкивается ежедневно и большее количество времени
  • Будучи слабым сам, он ищет себе жертву еще более слабую, что свойственно для тех, кто хочет самоутвердиться. Следует помнить, что мальчики-агрессоры доминантны (чаще выступает физическая агрессия). Девочки-агрессоры незаметны и изворотливы (непрямая агрессия).

Конфликты между детьми возникают не только в ситуации конкуренции и борьбы за лидерство, но и из-за некомпетентных действий или оценок педагогов. Проявление агрессивности в подростковом возрасте главным образом зависит от реакции и отношения родителей и значимых взрослых к тем и иным формам поведения. Если родители замечают или относятся терпимо к любым проявлениям агрессии, то в результате возникают символические формы агрессии, такие, как упрямство, раздражительность, злость, вандализм и другие виды сопротивления.

Типы школьников и их поведение (таблица составлена автором проекта)


Аутсайдер

Для родителей

Для педагогов

 

Не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве

Его школьные принадлежности часто разбросаны по классу или спрятаны

1

Нет близкий приятелей, с которыми проводит досуг – спорт, музыка, беседы по телефону, компьютерные игры

На уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, начинает распространяться по классу шум, помехи, комментарии

2

Одноклассники редко приглашают на дни рождения, праздники или он сам никого не приглашает к себе, так как боится, что никто не придет

Во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться рядом с учителями и взрослыми

3

По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу

Его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет

4

Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне

Как правило потенциальными жертвами физически слабые, неспортивные юноши и девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц

5

У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством

Хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками

6

Выглядит неудачником, часто меняется настроение. Злость, обида, раздражение вымещается на родственниках

Опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу

7

Выпрашивает или крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка

Во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним

8

Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то вытирал ими пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии

9

Выбирает нестандартную дорогу домой

10

Агрессор

Вспыльчив, неуравновешен

Манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся и заискивают перед ним

1

Как правило более физически развитый ребенок, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье

На уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив, груб

2

Ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми

Чтобы избежать ответственности за свои действия, может лгать и жульничать

3

В раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение

На его поведения поступают жалобы как от детей, так и от взрослых

4

Приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления

Не может обуздать свой нрав так, как это умеют делать его ровесники

5

Группируется со старшими подростками

Прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов

6

Имеет садистские наклонности

Входит в состав небольшой девиантной группировки, терроризирующей класс или школу

7

Резко переходит от довольства к злобе

Спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественнополезной работы, поскольку это может быть истолковано как признак слабости

8

В игре с друзьями навязывает свои правила

9

Игнорирует указания и легко раздражается

10

Ведет себя так, будто ищет повод к ссоре

11

Не уважает родителей и не считается с ними, особенно с мамами

12

Злопамятен на мелкие обиды

13

Сравнительный анализ поведения аутсайдера, агрессора и уверенного в себе ребенка(таблица по Гребенкину)

 

Программа действий

Отношение к окружающим

аутсайдер

Приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей

Чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счет усидчивости и интеграции вне школы

агрессор

Добивается своих целей за счет другим детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции и причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют

Чувствует себя победителем, чаще нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников

Уверенный в себе ребенок

Утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и другим

Ощущает уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные ситуации

Фурманов полагает, что агрессивное поведение подростка, как правило, бывает направлено против взрослых и родственников. Оно выражается во враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизме, постоянной лжи, прогулах, вандализме. Дети с этим типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Они часто рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, курить, употреблять алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганства, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие.
У многих из этих детей нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности установить нормальные контакты со сверстниками. Такие дети могут быть аутичными или держаться изолированно. Некоторые из них дружат с гораздо более старшими или, наоборот, более младшими, чем они,  или же имеют поверхностные отношения с другими молодыми людьми.
Для большинства детей, отнесенных к агрессивному одиночному типу, свойственна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ жестокости. Характерно, что они никогда не заступаются за других, даже если им это выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу, без малейшей попытки добиться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за свое бездушное поведение и стараются обвинить других. Эти дети часто испытывают фрустрацию, имеют гипертрофированную потребность в зависимости, совершенно не подчиняются дисциплине. Их недостаточная социабельность проявляется в чрезмерной агрессивности почти во всех социальных аспектах и в недостаточности сексуального торможения. Таких детей часто наказывают. Наказания же почти всегда усиливают выражение ярости, носящие дезадаптированный характер, вместо того, чтобы способствовать решению проблемы. Основной отличительной особенностью агрессивного поведения в таком случае является одиночный характер, а не групповой.
Фурманов так же выделяет групповой агрессивный тип. Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся в основном в виде групповой активности в компании сверстников обычно вне дома. Оно включает прогулы, акты вандализма, физическое насилие или выпады против других, воровство, а также незначительные правонарушения и антисоциальные поступки.
Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения является значительное влияние сверстников на поступки подростков и их чрезвычайна потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы.
Дети, зависящие от группы не склонны обвинять своих друзей и доносить на них. Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей. Диагностическими критериями такого типа нарушений поведения являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность, мстительность.
Дети с указанными признаками спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются. Они часто не выполняют требований и просьб, чем провоцируют конфликты с окружающими. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Это почти всегда проявляется дома и в школе, при взаимодействии с родителями или взрослыми, сверстниками, которых ребенок хорошо знает.
Нарушения в виде непослушания всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких детей нет друзей, они недовольны тем, как складываются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или совсем не успевают поскольку не хотят ни в чем участвовать. Помимо того, сопротивляются требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи. Психологами доказано, что у агрессивного ребенка имеются нарушения в области восприятия. Данные нарушения тем более выражены, чем неоднозначнее конфликтная ситуация. Агрессивные дети склонны приписывать окружающим дурные намерения, а неагрессивные – видят в их действиях результат собственной ошибки. К недостаточности когнитивных процессов относят: неспособность к эмпатии, ограниченность возможных стратегий преодоления конфликтов, фокусирование на конечной цели вместо обдумывания промежуточных шагов, непонимание мотивов, определяющих поступки, а также недостаточный уровень самоконтроля.

Для детей характерно саморазрушительное поведение, так как согласно клиническим наблюдениям американских психологов, инстинкт самосохранения развивается только к 30 годам. Подросток 12-14 лет стремится к бунту, желает, чтобы его заметили, о нем говорили, особенно бурно он противопоставляет взрослым, чтобы перегрызть пуповину детства. И если это ему удается, то можно утверждать, что подросток сам перестает ощущать себя ребенком и становится взрослым. Если же его удерживать от пубертатного бунта, происходит так называемый процесс заморозки, то есть родители и педагоги, стремясь сделать подростка милым и послушным, загоняют его в определенную поведенческую капсулу, откладывая на потом его протестное поведение. Подросток, которого таким образом "заморозили", будучи уже сформировавшимся юношей, проявит себя с негативной стороны и будет бунтовать до тех пор, пока не восстановит баланс между личностными потребностями и социальными ожиданиями.
(Гребенкин, с.26-31)

[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7]

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.