6. Проявление агрессии и способы поведения подростков
Способы поведения подростков по А.Бандура и Р.Уолтерс:
- Пассивная меланхолия
- Агрессивная защита
Статусы агрессора и жертвы могут быстро меняться, переходя из одного в другой.
Школьные агрессоры – это чаще всего лица мужского пола. "Типичные агрессоры" ведут себя вызывающе по отношению к ровесникам и взрослым. Они импульсивны, доминантны, менее чувствительны к боли и предпочитают насилие как наиболее удобное средство для разрешения спорных и конфликтных ситуаций. Кроме того, "агрессоров" отличает низкий порог фрустрации и недостаточный контроль в ситуации аффекта. Они физически сильнее своих одноклассников и других сверстников, прежде всего тех, кого они преследуют и выбирают в качестве "жертвы". Дети, завоевавшие себе сомнительную популярность "агрессора" в младших классах, теряют свой статус и становятся менее уважаемыми и влиятельными в старших классах, но не на столько нелюбимыми как типичные жертвы. Большинство агрессоров – самоуверенные, сильные личности, с демонстративной, провокационной манерой поведения. Часто бывает трудно, наблюдая за такими подростками, определить, является ли агрессивное поведение чертой личности и характера, или внешним фасадом, за которым скрываются страх и неуверенность, комплексы. Когда в школе речь заходит об агрессорах, то практически сразу имеются в виду ученики с более низкой успеваемостью, отвергающие школу, обремененные семейными или личными проблемами. Кроме того, агрессивное поведение наблюдается у физически развитых детей без явных проблем с успеваемостью, из внешне благополучных и здоровых семей. Наконец, агрессорами или возмутителями спокойствия могут быть дети с психическими и физическими отклонениями. Много внимания уделяется так же "жертвам", то есть детям, которые являются "социальными аутсайдерами", так как они наиболее часто подвергаются нападениям и унижениям со сторон сверстников. Среди жертв отмечаются "пассивные" и "провоцирующие" жертвы. Типично пассивными жертвами являются спокойные, сдержанные, боязливые дети. Они имеют заниженную самооценку, чувствуют себя менее привлекательными, физически слабее сверстников и в момент нападения отступают или реагируют слезами или бегством. В школе и на улице они замкнуты, изолированы, так как у них мало друзей. Их называют "аутсайдерами", "индивидуалистами" или "чудаками" Другая группа – "провоцирующие жертвы". Они могут одновременно демонстрировать образцы боязливого поведения и агрессивного поведения. Частично у провоцирующих жертв обнаруживаются те же признаки, что и у агрессоров. Такие подростки импульсивны, легко ранимы, "постоянно готовы к борьбе". Своим неадекватным поведением они провоцируют агрессию со стороны окружающих и легко позволяют вовлечь себя в насильственные действия. С одной стороны они являются жертвами, а с другой – пытаются терроризировать более слабых и беззащитных сверстников. Провоцирующие жертвы нелюбимы как среди сверстников, так и среди взрослых. Их поведение свидетельствует о том, что во многих ситуациях, связанных с агрессией и насилием, невозможно провести четкой границы между типичными жертвами и агрессорами. Практически в каждом классе имеются дети, которые являются мишенью ("козлами отпущения") для окружающих. Их постоянно дразнят, обругивают, унижают или бьют. Их вещи и предметы разбрасывают по классу или прячут. На переменах им постоянно приходится скрываться от кого-нибудь или находиться рядом со взрослыми (учителями), для них свойственны нестандартные поступки и "замкнутость". При этом для взрослых (родители, учителя, администрация школ, ученые) непонятно, почему одни дети являются объектом агрессивных действий, а другие – нет. Объясняя этот феномен, сами дети свидетельствуют, что "они" - "лохи" - выглядят "иначе" (характер, внешность), чем все "мы", поэтому постоянно подвергаются нападкам и так далее. Агрессия и подобный прессинг, исходящие от окружающих людей, ввергают таких детей в депрессивное состояние, которое отрицательно сказывается не только на развитии психики, но приводит к снижению самооценки, мотивации, потере аппетита, различным фобиям, в особо экстремальных случаях – к суициду. Вследствие всех этих явлений наблюдается общее снижение работоспособности, изоляции от окружающих, бегство из школы, активное враждебное отношение к ней, асоциальные поступки. (Гребенкин, с. 24)
Часто агрессивное поведение направлено не на взрослых, а на сверстников. Это обусловлено следующими факторами:
- Со сверстниками ребенок сталкивается ежедневно и большее количество времени
- Будучи слабым сам, он ищет себе жертву еще более слабую, что свойственно для тех, кто хочет самоутвердиться. Следует помнить, что мальчики-агрессоры доминантны (чаще выступает физическая агрессия). Девочки-агрессоры незаметны и изворотливы (непрямая агрессия).
Конфликты между детьми возникают не только в ситуации конкуренции и борьбы за лидерство, но и из-за некомпетентных действий или оценок педагогов. Проявление агрессивности в подростковом возрасте главным образом зависит от реакции и отношения родителей и значимых взрослых к тем и иным формам поведения. Если родители замечают или относятся терпимо к любым проявлениям агрессии, то в результате возникают символические формы агрессии, такие, как упрямство, раздражительность, злость, вандализм и другие виды сопротивления.
Типы школьников и их поведение (таблица составлена автором проекта)
Аутсайдер |
Для родителей
|
Для педагогов
|
|
Не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве
|
Его школьные принадлежности часто разбросаны по классу или спрятаны
|
1
|
Нет близкий приятелей, с которыми проводит досуг – спорт, музыка, беседы по телефону, компьютерные игры
|
На уроках ведет себя скрытно, боязливо, когда отвечает, начинает распространяться по классу шум, помехи, комментарии
|
2
|
Одноклассники редко приглашают на дни рождения, праздники или он сам никого не приглашает к себе, так как боится, что никто не придет
|
Во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться рядом с учителями и взрослыми
|
3
|
По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу
|
Его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет
|
4
|
Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне
|
Как правило потенциальными жертвами физически слабые, неспортивные юноши и девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц
|
5
|
У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством
|
Хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками
|
6
|
Выглядит неудачником, часто меняется настроение. Злость, обида, раздражение вымещается на родственниках
|
Опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу
|
7
|
Выпрашивает или крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка
|
Во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним
|
8
|
Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то вытирал ими пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии
|
9
|
Выбирает нестандартную дорогу домой
|
10
|
Агрессор
|
Вспыльчив, неуравновешен
|
Манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся и заискивают перед ним
|
1
|
Как правило более физически развитый ребенок, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье
|
На уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив, груб
|
2
|
Ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми
|
Чтобы избежать ответственности за свои действия, может лгать и жульничать
|
3
|
В раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение
|
На его поведения поступают жалобы как от детей, так и от взрослых
|
4
|
Приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления
|
Не может обуздать свой нрав так, как это умеют делать его ровесники
|
5
|
Группируется со старшими подростками
|
Прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов
|
6
|
Имеет садистские наклонности
|
Входит в состав небольшой девиантной группировки, терроризирующей класс или школу
|
7
|
Резко переходит от довольства к злобе
|
Спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественнополезной работы, поскольку это может быть истолковано как признак слабости
|
8
|
В игре с друзьями навязывает свои правила
|
9
|
Игнорирует указания и легко раздражается
|
10
|
Ведет себя так, будто ищет повод к ссоре
|
11
|
Не уважает родителей и не считается с ними, особенно с мамами
|
12
|
Злопамятен на мелкие обиды
|
13
|
Сравнительный анализ поведения аутсайдера, агрессора и уверенного в себе ребенка(таблица по Гребенкину)
|
Программа действий
|
Отношение к окружающим
|
аутсайдер
|
Приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей
|
Чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счет усидчивости и интеграции вне школы
|
агрессор
|
Добивается своих целей за счет другим детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции и причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют
|
Чувствует себя победителем, чаще нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников
|
Уверенный в себе ребенок
|
Утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и другим
|
Ощущает уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные ситуации
|
Фурманов полагает, что агрессивное поведение подростка, как правило, бывает направлено против взрослых и родственников. Оно выражается во враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизме, постоянной лжи, прогулах, вандализме. Дети с этим типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Они часто рано начинают вовлекаться в сексуальные отношения, курить, употреблять алкоголь и наркотики. Агрессивное антисоциальное поведение может носить форму хулиганства, физической агрессии и жестокости по отношению к сверстникам. В тяжелых случаях наблюдаются дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие. У многих из этих детей нарушаются социальные связи, что проявляется в невозможности установить нормальные контакты со сверстниками. Такие дети могут быть аутичными или держаться изолированно. Некоторые из них дружат с гораздо более старшими или, наоборот, более младшими, чем они, или же имеют поверхностные отношения с другими молодыми людьми. Для большинства детей, отнесенных к агрессивному одиночному типу, свойственна низкая самооценка, хотя они иногда проецируют образ жестокости. Характерно, что они никогда не заступаются за других, даже если им это выгодно. Их эгоцентризм проявляется в готовности манипулировать другими в свою пользу, без малейшей попытки добиться взаимности. Они не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей. Редко испытывают чувство вины или угрызения совести за свое бездушное поведение и стараются обвинить других. Эти дети часто испытывают фрустрацию, имеют гипертрофированную потребность в зависимости, совершенно не подчиняются дисциплине. Их недостаточная социабельность проявляется в чрезмерной агрессивности почти во всех социальных аспектах и в недостаточности сексуального торможения. Таких детей часто наказывают. Наказания же почти всегда усиливают выражение ярости, носящие дезадаптированный характер, вместо того, чтобы способствовать решению проблемы. Основной отличительной особенностью агрессивного поведения в таком случае является одиночный характер, а не групповой. Фурманов так же выделяет групповой агрессивный тип. Характерной доминирующей особенностью является агрессивное поведение, проявляющееся в основном в виде групповой активности в компании сверстников обычно вне дома. Оно включает прогулы, акты вандализма, физическое насилие или выпады против других, воровство, а также незначительные правонарушения и антисоциальные поступки. Важной и постоянной динамической характеристикой такого поведения является значительное влияние сверстников на поступки подростков и их чрезвычайна потребность в зависимости, выражающаяся в необходимости быть членом группы. Дети, зависящие от группы не склонны обвинять своих друзей и доносить на них. Существенной особенностью нарушения поведения с непокорностью и непослушанием является вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, часто направленное против родителей или учителей. Диагностическими критериями такого типа нарушений поведения являются: импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность, мстительность. Дети с указанными признаками спорят со взрослыми, теряют терпение, легко раздражаются, бранятся, сердятся, возмущаются. Они часто не выполняют требований и просьб, чем провоцируют конфликты с окружающими. Пытаются обвинить других в своих собственных ошибках и трудностях. Это почти всегда проявляется дома и в школе, при взаимодействии с родителями или взрослыми, сверстниками, которых ребенок хорошо знает. Нарушения в виде непослушания всегда препятствуют нормальным взаимоотношениям с другими людьми и успешному обучению в школе. У таких детей нет друзей, они недовольны тем, как складываются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Несмотря на нормальный интеллект, они плохо учатся в школе или совсем не успевают поскольку не хотят ни в чем участвовать. Помимо того, сопротивляются требованиям и хотят решать свои задачи без посторонней помощи. Психологами доказано, что у агрессивного ребенка имеются нарушения в области восприятия. Данные нарушения тем более выражены, чем неоднозначнее конфликтная ситуация. Агрессивные дети склонны приписывать окружающим дурные намерения, а неагрессивные – видят в их действиях результат собственной ошибки. К недостаточности когнитивных процессов относят: неспособность к эмпатии, ограниченность возможных стратегий преодоления конфликтов, фокусирование на конечной цели вместо обдумывания промежуточных шагов, непонимание мотивов, определяющих поступки, а также недостаточный уровень самоконтроля.
Для детей характерно саморазрушительное поведение, так как согласно клиническим наблюдениям американских психологов, инстинкт самосохранения развивается только к 30 годам. Подросток 12-14 лет стремится к бунту, желает, чтобы его заметили, о нем говорили, особенно бурно он противопоставляет взрослым, чтобы перегрызть пуповину детства. И если это ему удается, то можно утверждать, что подросток сам перестает ощущать себя ребенком и становится взрослым. Если же его удерживать от пубертатного бунта, происходит так называемый процесс заморозки, то есть родители и педагоги, стремясь сделать подростка милым и послушным, загоняют его в определенную поведенческую капсулу, откладывая на потом его протестное поведение. Подросток, которого таким образом "заморозили", будучи уже сформировавшимся юношей, проявит себя с негативной стороны и будет бунтовать до тех пор, пока не восстановит баланс между личностными потребностями и социальными ожиданиями. (Гребенкин, с.26-31)
[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] |