Общие вопросы суицидологии
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)

1. Основные понятия в суицидологии

По определению ВОЗ (1982), «суицид — акт самоубийства с фатальным исходом; покушение на самоубийство — аналогичный акт, не имеющий фатального исхода». В докладе о состоянии здравоохранения в мире (2001 г.) отмечалось: «Самоубийство есть результат сознательных действий со стороны определенного человека, полностью осознающего или ожидающего летального исхода». Критерием суицида является наличие намерения прекращения собственной жизни, что и позволяет отграничить самоубийство от других видов аутоагрессивных действий (убийство, членовредительство, несчастный случай). Как правило, термины «самоубийство» и «суицид» применяются как синонимы.
На сегодняшний день существует множество различных суицидологических терминов. Здесь представлены только некоторые из них.


Суицидальное поведение — это вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить с собой (цель — смерть, мотив — разрешение или изменение психотравмирующей ситуации путем добровольного ухода из жизни), то есть любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Таким образом, критериями суицидального поведения являются:
1) намерение лишить себя жизни;
2) знание последствий предпринимаемых действий.
Самоубийство — осознанное намеренное лишение себя жизни.
Суицидальная попытка — оперирование средствами лишения себя жизни не приведшая к смерти.
Суицидальный риск — потенциальная готовность покончить с собой.
Самоповреждение — умышленное нанесение себе телесных повреждений. Самоповреждения, не направленные на лишение себя жизни (либо не направленные представлением о смерти), не относятся к суицидальному поведению.
Суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта (Амбрумова А.Г., 1974). В формировании суицидального поведения принимают участие биологические факторы, личностно-психологические особенности и стрессы личной жизни (критические жизненные ситуации)
Социально-психологическая дезадаптация личности обнаруживается у всех суицидентов. Объективно она проявляется изменением поведения человека, заметного для ближайшего социального окружения, ограничением возможности успешно справляться со своими социальными функциями. Субъективно же выражением дезадаптации является широкая гамма психоэмоциональных изменений — от негативно окрашенных психологических переживаний (тоскливости, тревожных опасений, горя, отчаяния, душевной боли, гнева, злобы) до клинически выраженных психопатологических расстройств. Внутренними формами суицидального поведения являются суицидальные фантазии, замыслы и намерения, а внешними — суицидальные действия. Суицидальные действия, в свою очередь, подразделяются на суицидальные попытки и завершённые самоубийства. Выделяют истинные и демонстративно-шантажные суицидальные попытки.
Истинное суицидальное поведение — это осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Демонстративно-шантажное поведение относится к суицидальному с некоторой долей условности, поскольку здесь имеет место сознательная манипуляция жизнеопасными действиями. Личностный смысл подобных попыток состоит в оказании психологического давления на окружающих значимых лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную для суицидента сторону (разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей и т.п.). Целью может быть и наказание обидчика, чтобы таким способом доставить ему серьезные неприятности.
При таких попытках суицидент понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть, и для этого предпринимает определённые меры предосторожности. Обычно такие попытки совершаются в присутствии окружающих. На демонстративно-шантажный характер суицидальных действий указывают и способы их реализации, среди которых преобладают самопорезы предплечий (как правило, множественные и поверхностные) и самоотравления лекарственными средствами, не опасными для жизни. Использование огнестрельного оружия встречается крайне редко, хотя угроза его применения довольно широко распространена. Под внешним выражением чувств скрывается сознательная манипуляция окружающими и обстоятельствами. Тем не менее, это поведение может приводить к трагическим последствиям (серьезным увечьям и даже к смертельному исходу), когда различного рода случайности и неправильный расчет определяют конечный результат попытки.
Суицидальные действия с высоким риском реализации суицида, совершенные в состоянии эмоционального напряжения, без предварительного продумывания обстоятельств суицида, относят к аффективному суицидальному поведению.
Среди суицидальных попыток выделяют прерванные суицидальные попытки (прерванный парасуицид) — осознанное действие, направляемое представлением о своей смерти, но прерванное внешними обстоятельствами (например, вмешательство посторонних предотвратило физическое повреждение) и абортивная суицидальная попытка (абортивный парасуицид) — акт, предпринятый с целью самоубийства, но прерванный непосредственно самим субъектом.
В отличие от суицидального поведения, самоповреждения (или членовредительства) обычно не направляются представлениями о смерти. Опасные для жизни действия, направляемые иными целями, следует относить к несчастным случаям.
Как правило, суицидальное поведение в своём развитии проходит через ряд последовательных этапов.

2. Этапы суицидального поведения

На первом этапе наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей. Это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности и эмоциональной неустойчивости.
В этот период у потенциального суицидента возникают пассивные суицидальные мысли. Примером являются высказывания типа:
«Чем так жить, лучше умереть», «Хорошо бы стало, если бы меня не стало», «Хотелось бы заснуть и не проснуться». Часто такие высказывания недооцениваются руководством или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте. При отсутствии изменений в лучшую сторону беспокоящих его жизненных обстоятельств, развивается следующий этап, когда на смену пассивным приходят активные суицидальные мысли (суицидальные замыслы).
Суицидальные замыслы — это активная форма проявления суицидальности — разработка плана самоубийства (продумывается способ, выбирается время и место действия). Как правило, в этот период отмечаются высказывания о своих намерениях. В поведении сохраняются признаки дезадаптации. Человек не справляется со служебными обязанностями, часто держится замкнуто. На замечания может реагировать фразами типа: «Скоро я перестану доставлять вам проблемы…». Одной из важных особенностей человека на этих двух этапах является амбивалентное (разнонаправленное) отношение к самоубийству. Он стремится найти человека, с которым можно поделиться своими сомнениями, получить сочувствие. Если в этот период у него найти желаемое не получиться, реакции руководства не последует, и данное лицо не будет отправлено на осмотр к специалисту, убеждённость в необходимости покончить с собой, ощущение безнадёжности и безысходности усилится и суицидальные замыслы достигнут степени суицидальных намерений.
На третьем этапе (этапе суицидальных намерений) происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения и включение волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению суицидальных действий. После принятия решения о совершении суицида свои переживания начинают скрываться, поведение становится формально правильным. Окружающим следует помнить, что неожиданная, «беспричинная» смена рисунка поведения человека, ранее проявлявшего признаки дезадаптации, — настораживающий признак усиления суицидальной опасности, за которым может последовать суицидальный акт. В этот период характерным (хотя и не всегда) становится стремление человека «завершить дела», часто он «неожиданно» отдаёт сослуживцам личные вещи, которыми ранее дорожил. При этом следует подчеркнуть, что в момент перехода человека с суицидальным поведением на этап суицидальных замыслов, шансов предотвратить суицидальное действие становится крайне мало, т.к. смена рисунка поведения часто расценивается окружающими скорее как признак того, что он «наконец-то взял себя в руки», чем как симптом неотвратимости суицида.
Время от появления пассивных суицидальных мыслей до суицидального акта называется пресуицидальным периодом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или неделями (хронический пресуицид). При острых пресуицидах возможно внезапное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней.
Временной промежуток после совершения суицидальной попытки называется постсуицидальным периодом. Любой человек, совершивший суицидальный акт, должен быть незамедлительно отправлен на осмотр психиатром, который, как правило, рекомендует стационарное обследование.

3. Конфликтная ситуация и мотивы суицидального поведения

Одной из самых сложных задач суицидологии остаётся поиск ответа на вопрос: «Почему люди совершают суицид?». Провоцирующих суицидальное поведение причин достаточно много, и в основе каждой из них лежит тот или иной конфликт, переживание которого является решающим фактором при принятии решения о самоубийстве. Конфликт образуется из двух разноплановых тенденций, одну из которых составляет основная актуальная потребность (мотив, намерение, побуждение) человека, а другую — тенденция, препятствующая её удовлетворению или реализации.
Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает её как высокозначимую, а свои возможности — как недостаточные для её преодоления. Переживание при этом чувства безнадежности заставляет воспринимать суицидальные действия как единственно возможный для себя выход. Различают конфликты внутренние, внешние и смешанные.
Внутренний конфликт образуется, когда обе противоборствующие тенденции располагаются во внутриличностном плане — долг и страсть, желание и ограниченные личностные ресурсы для его реализации.
Внешний конфликт возникает, когда одна из составляющих его тенденций располагается вне личности и представляет собой элемент внешней ситуации, являющийся препятствием для актуализации потребности — запрет, приказ, требование и т.д.
Часто конфликт носит смешанный характер, когда существуют противоборствующие с актуальным мотивом или потребностью как внутриличностные тенденции, так и внешние факторы.
Конфликты, лежащие в основе суицидального поведения, могут быть классифицированы следующим образом:
1. Конфликты, обусловленные спецификой деятельности:
– трудности или негативные результаты выполнения конкретной служебной задачи;
– межличностные конфликты с другими сотрудниками;
– служебные и межличностные конфликты со своими начальниками (подчиненными);
– неудачи в освоении специальности.
2. Конфликты, обусловленные спецификой личностно-семейных взаимоотношений:
– несправедливое отношение (оскорбление, обвинения, унижения) со стороны родственников и окружающих;
— «неразделенная» любовь, ревность, измена любимой девушки или жены, развод;
– тяжелая болезнь или смерть близких:
– препятствия к удовлетворению актуальной ситуационной потребности;
– неудовлетворенность поведением и личными качествами «значимых лиц»;
– одиночество, изменение привычного стереотипа жизни, социальная изоляция;
– недостаток внимания и заботы со стороны окружающих;
– интимно-сексуальные конфликты (половая несостоятельность).
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением:
– опасение уголовной ответственности;
– боязнь презрения окружающими в связи с асоциальным поступком.
4. Конфликты, связанные с состоянием здоровья:
– соматические (телесные) заболевания, особенно социально-порицаемые заболевания (сифилис, СПИД и т.д.);
– физические недостатки (дефекты речи, особенности внешности, воспринимаемые как недостатки), слабое физическое развитие;
– нервно-психическая неустойчивость.
5. Материально-бытовые трудности.
Перечисленные конфликты фактически являются поводами суицидального поведения.

4. Индивидуально-личностные факторы суицидального риска

Существуют различные факторы суицидального риска, но для профилактики суицидальных происшествий, прежде всего, имеют значение индивидуально-личностные особенности. К характерным личностным особенностям потенциальных суицидентов можно отнести:
– неуверенность в себе, несамостоятельность;
– низкий или заниженный уровень самооценки;
– завышенная потребность в самореализации;
– склонность к самообвинению, преувеличению своей вины;
– импульсивность, эмоциональная неустойчивость;
– инфантильность, незрелость личности;
– несформированные механизмы психологической защиты;
– уменьшение или утрата ценности жизни;
– сниженные способности приспосабливаться к трудностям.
Изменение привычного стереотипа поведения имеют для таких лиц большое субъективное значение. При столкновении с негативными жизненными обстоятельствами они теряются и считают, что самоубийство является единственным выходом из создавшейся ситуации. При этом у некоторых из них пусковыми факторами для самоубийства могут служить следующие события:
– негативная оценка руководством служебной деятельности;
– разрыв близких отношений, отказ девушки;
– изменение психического состояния, вызванное употреблением психоактивных веществ или алкоголя;
– разлука со старыми друзьями;
– пребывание в одиночестве, наедине со своими мыслями и переживаниями, касающимися себя или семьи;
– финансовые трудности (долги, кредиты);
– новые назначения по службе;
– переживания, связанные с недавней потерей близкого человека (например, в связи с его смертью).
– потеря уважения к себе или снижение общественного (служебного) положения; унижение; – увольнение.
Руководству следует особенно внимательно относиться к лицам со следующими биографическими характеристиками:
– совершение суицидных попыток ранее;
– случаи суицидального поведения со стороны родственников;
– наличие психически больных в семье;
– отсутствие отца в раннем возрасте;
— «матриархальный» стиль отношений в семье (сильное влияние матери);
– отсутствие внимания, отверженность в детском и подростковом возрасте;
– развод родителей;
– чрезмерная опека, воспитание по типу «кумир семьи»;
– частые скандалы в семье;
– воспитание в детском доме;
– серия неудач в решении подростковых проблем;
– побеги из дома;
– частые смены мест учебы и/или работы;
– злоупотребление алкоголем и/или наркотическими веществами;
– неудачи в обучении, изоляция в коллективе.
Кроме представления об основных факторах суицидального риска для предотвращения суицидальных происшествий важно знание внешних признаков суицидального риска, предшествующих совершению суицида.

5. Внешние признаки суицидального риска

Для предотвращения суицидальных действий необходимо обращать внимание на характерные признаки подготовки к самоубийству, которые можно разделить на три группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки:
1. Прямые и явные заявления о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
2. Косвенные намеки о суицидальном намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Вам больше не придется обо мне волноваться».
3. Многочисленные «шутки» на тему самоубийства.
4. Проявление нездоровой заинтересованности вопросами смерти.


Поведенческие признаки:
1. Раздача вещей, имеющих большую личную значимость, окончательное приведение в порядок дел, прощение обид и т.п.
2. Радикальные перемены в поведении, изменения в привычках, внешнем виде: появление неряшливости, пропуск занятий, невыполнение заданий, избегание общения с однокурсниками, раздражительность, угрюмость, подавленное настроение, отгороженность от друзей, семьи, чрезмерная (нехарактерная ранее) деятельность или, наоборот, безразличие к окружающему, внезапные приступы подавленности. Нарастание признаков беспомощности, пассивности, безнадежности, отчаяния и обиды.


Ситуационные признаки:
1. Социальная изоляция (отсутствие друзей), чувство отверженности.
2. Жизнь в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье, в отношениях с родителями или родителей друг с другом);
3. Злоупотребление алкоголем;
4. Интимные проблемы, служебные конфликты или неприятности.
5. Ощущение себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.
6. Попытки суицида раньше.
7. Совершение самоубийства кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
8. Переживание тяжелой потери (смерти кого-то из близких, развода родителей).
9. Излишне критическая настроенность по отношению к себе.
Резюмируя представленные сведения, целесообразно выделить наиболее важные признаки, свидетельствующие о суицидальной угрозе:
– открытые высказывания о желании покончить с собой (товарищам, в письмах родственникам, близким людям, знакомым);
– косвенные «намеки» на возможность суицидальных действий — «репетиция самоубийства» (публичная демонстрация петли из брючного ремня, веревки и т. п.; «игра» с оружием с имитацией самоубийства);
– активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с собой и создание соответствующих условий (накапливание лекарственных средств, оставление и утайка патронов после учебных стрельб, поиск и хранение отравляющих жидкостей, укрепление веревки и т. д.);
– фиксация внимания на примерах самоубийства (повышенный интерес, частые разговоры о самоубийствах вообще);
– нарушение межличностных отношений, сужение круга контактов в коллективе, стремление к уединению;
– чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое подразделение, о госпитализации, предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам;
– изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных («зловещее спокойствие» и собранность), возбужденное поведение и повышенная активность, общительность у малоподвижных и молчаливых;
– внезапное проявление несвойственных ранее черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей: фотоальбомов, часов, радиоприемников, обмундирования и т. п., которая зачастую сопровождается символическим прощанием);
– утрата интереса к окружающему (вплоть до полной отрешенности).
– размышления на тему самоубийства могут приобретать «художественное» оформление: в записной книжке, тетради для занятий изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние (например, гробы, кресты, виселицы т. п.).
При появлении вышеописанных признаков необходимо направить данное лицо к врачу и/или психологу, при необходимости — к психиатру. Следует помнить, что доброжелательное отношение к человеку, находящемуся в кризисном состоянии, уменьшает эмоциональное напряжение, способствует установлению контакта, продуктивному поиску выхода из кризиса, устранению суицидальных тенденций и сохранению жизни.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.