На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Особенности суицидального поведения подростков в возрасте 12-17 лет
Особенности суицидального поведения подростков в возрасте 12-17 лет
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)

Подростковый кризис и развитие психики в подростковом возрасте могут быть предпосылками и фактором риска, провоцирующим возникновение СП [13, 15, 23].
Психическое развитие в подростковом возрасте характеризуется рядом противоречий: между физическим и психическим развитием; между возникающим чувством взрослости и детским положением в мире взрослых; между желанием занять высокую статусную позицию, доверительно общаться в среде сверстников и несправедливостью построения межличностных отношений в подростковой среде; между стоящими перед подростком задачами самоопределения и незрелостью, неумением и нежеланием их решать. Данные противоречия определяют конфликтогенный характер возрастного развития и проявление ряда особенностей поведения, увеличивающих риск возникновения СП.

Обозначенные особенности психического развития подростков делают его невыносимым для окружающих и приводят к непониманию и частым конфликтам. В кризисной ситуации подросток, отверженный и оставшийся в одиночестве, может выбрать самоубийство как способ разрешения ситуации.
Большинство авторов отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет - явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет [1, 4, 7, 9, 10, 11, 15, 18, 20, 21, 25].
Анализ суицидальных проявлений детей и подростков показал, что СП, хотя и имеет много общего с аналогичным поведением у взрослых, все же несет в себе возрастное своеобразие. Это обусловлено спецификой физиологических и психологических механизмов, свойственных растущему организму и личности в период ее становления.
По данным Е. Б. Любова, П.Б. Зотова [19] психическое благополучие подростков в 2014-2018 гг. ухудшилось и ухудшается по мере взросления. Все более подростков едва справляются со школьной нагрузкой. Чем старше школьники и чем выше нагрузка, тем неприязненнее их отношение к школе и учителям. С удовольствием ходят в школу менее трети подростков. В особенно уязвимом положении социально незащищённые подростки, как представители меньшинств и мигрантов.
А. Г. Заблоцкая провела исследование, в котором выявила основные причины СП, специфические черты характера и наиболее частые способы самостоятельного ухода из жизни. Конфликты внутри семьи составили 60% причин самоубийств, и вторая по важности причина - проблема с лицами противоположного пола - 10%. Чаще при сведении счетов с жизнью подростки выбирают самоповешения (74%), в меньшей степени: падение с высоты, отравление, попадание под транспорт. При желании привлечь к себе внимание чаще всего используется отравления (45%) и самоповреждения (38%). Бросание под колеса автотранспорта, падение с высоты и самоповешение с этой целью применяются редко.
М. А. Алимова в качестве основных мотивов суицидального поведения де- тей-подростков указывала: 32% - обида, 30% - протест, 38% - одиночество, стыд, недовольство собой. Определить, какой тип людей «суицидоопасен», невозможно. Известно, что одни подростки подвергаются большему риску совершить самоубийство из-за специфических ситуаций, в которых они оказались, и специфических проблем, которые перед ними стоят. В зоне повышенного суици- 
дального риска находятся: депрессивные подростки; подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто -то из членов семьи; одаренные подростки; подростки с плохой успеваемостью в школе; беременные девочки; подростки, жертвы насилия [1].
Факторами риска формирования суицидальных тенденций в старшем подростковом возрасте считаются [20, 22, 25]:
- особенности семьи и внутрисемейных взаимоотношений. Неадекватное воспитание, наличие конфликтов, отсутствие поддержки, насилие, завышенные требования, распад семьи, экономические трудности и т. п. могут приводить к попыткам суицида;
- трудности адаптации к учебной деятельности и общению со сверстниками. Общение и отношения со сверстниками высоко значимы для подросткового возраста, поэтому их отсутствие, изоляция или осуждение группой могут спровоцировать повышение суицидальной активности;
- аддиктивное поведение и сексуальные проблемы, так как употребление психоактивных веществ снижает способность к сознательному контролю своего поведения, а сексуальные проблемы, такие как неудачный первый половой опыт, беременность, разрыв отношений и др. могут стать причиной дезадаптивного поведения;
- личностная незрелость и особенности характера, которая проявляется в слабом контроле эмоциональных реакций, высокой импульсивности, неумении найти выход из сложившейся ситуации, несформированность ценностных ориентиров и т. п.;
- стресс и депрессия, так как подростки в большей степени уязвимы, более ранимы и значительно острее воспринимают наличие трудностей и проблем;
- буллинг и кибербуллинг (травля, оскорбление, запугивание) [11, 18]. Можно констатировать, что с буллингом, как травлей или запугиванием сегодня сталкивался каждый второй подросток в школе, среди сверстников. Буллинг крайне тяжело переживается подростком, считающим общение со советниками смыслом собственной жизни. Но гораздо тяжелее переживается и иногда больше опасностей в плане риска возникновения СП имеет кибербуллинг. Исследователи отмечают, что «психологические последствия киберзапугивания кажутся похожими на последствия традиционного буллинга, однако у жертв кибербуллинга выявляется большее количество социальных и эмоциональных проблем (изоляция, проблемы регуляции эмоций, психологическая дезадаптация, нарушения сна), чем у жертв традиционного запугивания» [12, с.123].
По мнению И. С. Карауш, И. Е. Куприяновой, А. А. Кузнецовой, кибербуллинг широко распространен в подростковой среде и представляет собой достаточно новую форму оказания психологического давления на подростка. Кибербуллинг - «агрессивное, преднамеренное действие, совершаемое группой или отдельным лицом, использующим электронные формы контакта, неоднократно и в течение долгого времени против жертвы, которая не может легко защитить себя» [12, с 118]. Это явление связано с широким спектром проблем психического здоровья и поведения у подростков: депрессией, тревогой (включая развитие посттравматического стрессового расстройства), низкой самооценкой, академической неуспеваемостью, повышением риска употребления психоактивных веществ, делинквентного, рискованного и суицидального поведения. Подростки в виртуальном пространстве представляют собой наиболее уязвимую группу из- за высокой восприимчивости к давлению со стороны сверстников, сниженной способности к саморегуляции, технофилии и характерного для этого возраста сексуального любопытства [32]. В подростковом возрасте, как никогда, люди испытывают фундаментальную психологическую потребность принадлежать к группе сверстников и быть принятыми этой группой;
- увлечение «группами смерти», вовлекающими подростков в специфические виртуальные игры. Суть подобных игр сводится к выдаче заданий для выполнения, наложении на него штрафов и санкций в случае неповиновения. Руководит игрой и, следовательно, поведением подростка, куратор. Его личность скрыта и защищена в отличие от аккаунта подростка. Куратор вычисляет потенциальную жертву и выходит с ней на контакт. Зачастую это совпадает с попаданием подростка в трудную жизненную ситуацию и угнетенное эмоциональное 
состояние, что делает подростка легкодоступной мишенью для вовлечения в подобные сообщества. Оказывая первоначальную эмоциональную поддержку для подростка (на фоне ощущения его ненужности и отчужденности в реальной жизни), куратор входит в доверие, объясняет правила игры и внушает подростку, что никому нельзя сообщать об участии в игре, угрожает тем, что знает его адрес и может нанести вред. Более подробно о «группах смерти» можно прочитать [14, 21, 29]. Одним из наиболее распространенных исходов подобных игр является суицидальная попытка, причем выбранная куратором игрового сообщества;
- пропаганда насилия и агрессии СМИ и в сети интернет, а также свободное безответственное размещение информации о случаях суицидов среди несовершеннолетних;
- романтизация смерти в подростковых субкультурах. Считается, что в подростковом возрасте преобладает романтическое отношение к смерти. Ее трактуют как другой способ существования. Подростки, у которых замечались суицидальные мысли, как правило, отвергали возможность о смертельном исходе суицида, так как верили в сохранение сознания после смерти и бессмертия души. Мысли о самоубийстве, в большей степени, представляют собой месть за обиду и ссору, а суицидальные действия, либо тщательно спланированы, либо импульсивны, как и в теории А. Е. Личко [15].
На основе обозначенных факторов риска можно определить и особенности подросткового СП
- импульсивность СП как результат эмоциональной нестабильности подростков;
- склонность к пессимистическому самоанализу;
- подражание и заражение суицидальными намерениями (эффект Вертера);
- романтизация смерти при отсутствии понимания ее необратимости;
- отсутствие жизненного опыта и ресурсов жизнестойкости;
- манипуляция и эгоцентризм как основной психологический посыл СП.
Исследователи подросткового суицида отмечают, что подростки не осознают, не могут адекватно оценить последствия самоповреждающего поведения 
и необратимости смерти. Подростки зачастую не могут внятно описать собственных переживаний. Невысказанные чувства аккумулируются, выливаясь в депрессию. О суицидальных намерениях подростки говорят свернуто, не обозначая адекватных оснований. При этом совершают попытку суицида импульсивно. В суицидальной попытке часто подростки ведут себя непродуманно. Незрелость личности проявляется в инфантильности суицидальной попытки.
К психологическим особенностям личности подростков, увеличивающим риск суицидов, относятся: инфантилизм, негативизм, обидчивость, ранимость, импульсивность, подозрительность, чрезмерная раздражительность, агрессивность, внушаемость, несформированная идентичность, потеря чувства собственного достоинства, переживание собственной несостоятельности, ненужности и отсутствия смысла жизни; асоциальное поведение; демонстративное поведение; неспособность преодоления проблем и трудностей (в школе, среди подростков, и т. д.); тенденция «жить в мире иллюзий и фантазий» [28].
Перечисленные личностные особенности должны обращать на себя внимание, но необязательно будут приводить к совершению суицидальной попытки. Обладающий подобными личностными особенностями подросток должен быть наблюдаем со стороны родителей, учителей, психолога. В некоторых случаях суициденты обладают сверхвыраженным чувством ответственности, стремлением брать вину на себя, имеют тенденцию к перфекционизму, чем часто провоцируют собственную социально-психологическую дезадаптивность.
По мнению А. Е. Личко, суицидальное поведение в подростковом возрасте относится к «пограничной психиатрии», связанной с нейро-психопатическими реакциями на фоне акцентуаций характера [15]. На основе эмпирического исследования А. Е. Личко пришел к выводу, что для подросткового возраста характерно три типа суицидального поведения:
- демонстративный суицид, заключающийся в изображении попыток самоубийства, но без реального намерения уйти из жизни, рассчитывая на спасение. Его цель - достижение определенного социального эффекта, через оказание психологического давления, манипулируя другими людьми, для изменения ситуации в благоприятную для себя сторону, например, привлечение внимания, уход от ответственности, средство наказания и т. д. Как правило, суициденты принимают меры предосторожности и выбирают неопасные для жизни способы самоубийства. О демонстративно-шантажном СП упоминал и Э. Берн, такое поведение представляет собой своеобразную игру «если не сделаешь то, что Я хочу - я умру». При демонстративном поведении способы суицидального поведения проявляются в виде порезов вен, отравления, дающего «шанс» на спасение со стороны;
- аффективный суицид характеризуется теми действиями, которые совершаются под воздействием сильного и внезапно возникшего аффекта. В данном состоянии индивид на время утрачивает способность к рациональной переработке и анализу сложившейся ситуации в результате сужения сознания, что влияет на выбор адекватных способов реагирования. Тем самым самоубийство в состоянии аффекта является неким «криком о помощи», действия, совершаемые индивидом, импульсивны и необдуманны. Аффективный суицид, провоцируется иногда случайным событием. Идея самоубийства появляется в сознании внезапно и приобретает непреодолимую побудительную силу. Аффективный суицид зачастую совершается в присутствии окружающих лиц. Чаще всего суицидент прибегает к попыткам повешения, опасного прыжка, отравлению быстродействующими веществами;
- истинный суицид - обдуманное решение, направленное на реализацию намерения уйти из жизни, тщательно продумывая способ, время и место. Все попытки совершаются без свидетелей, а способы совершения самоубийства выбираются наиболее «жесткие». При истинном суициде суицидальное поведение разворачивается во времени, проходит все этапы. В случае неудавшейся суицидальной попытки в постсуицидальном периоде наблюдается сохранение суицидальных мыслей и намерений. У совершивших истинные суицидальные попытки риск повторения сохраняется в течение года, особенно он велик в первые 1-2 месяца после попытки [22]. 
Считается, что около 50% всех попуток суицида среди подростков - демонстративно-шантажное поведение, основанное на манипуляции и желании обратить на себя внимание. При этом специалисты советуют не игнорировать суицидальные попытки подростков. Лишь в 10% случаев имеет место истинное СП.
Цели, которые преследуют потенциальные суициденты-подростки [25]:
- протест и месть по принципу: «Когда я умру, вам будет хуже!»;
- призыв с намерением получить помощь от окружающих для того, чтоб изменить ситуацию в желаемую сторону;
- избегание наказания, страдания;
- самонаказание при переживании реальной или надуманной вины;
- отказ от жизни как таковой (наблюдается у психически больных подростков).
При этом за обозначенными выше целями могут скрываться абсолютно неожиданные для взрослых людей мотивы суицидального поведения подростков [25]:
- утрата любви со стороны родителей действительная или мнимая в результате отстранения от взрослеющего ребенка;
- переживание обиды, отчужденности, непонимания;
- ревность к младшим братьям или сестрам, вновь родившимся или занимающим большую долю внимания со стороны родителей по мнению подростка;
- разрыв с другим значимым для него подростком, который воспринимается как предательство или измена;
- переживания, связанные с тяжелой болезнью или смертью близких для него людей, родственников, друзей;
- переживание развода родителей, связанное с осознанием окончания любви, разрушения семьи;
- чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
- боязнь позора, насмешек или унижения;
- страх наказания, нежелание принести извинения;
- неуспех в партнерских, любовных отношениях, неудачный сексуальный опыт;
- незапланированная беременность как результат первых партнерских или сексуальных отношений; 
- чувство протеста, злости, мести, бессилия по отношению к ситуации и другим значимым людям в жизни подростка;
- желание вызвать к себе сочувствие и сожаление со стороны значимых лиц и окружения;
- романтизация смерти, подражание героям, сверстникам, друзьям, и другим людям, которые прибегали к суициду и получили популярность после своей смерти;
- стремление пережить экстремальные ощущения, «заигрывание» со смертью», желание испытать себя, определить границы своих сил и возможностей;
- отсутствие опыта преодоления жизненных трудностей;
- аффект под воздействием алкоголя или психоактивных веществ.
Описанные мотивы часто возникают в сознании подростка в результате переживания социально-психологической дезадаптации, разрыве, нарушении или утрате социальных связей и отношений в ближайшем своем окружении. Отсюда, можно утверждать, что социально-психологическая дезадаптация является глобальным предиктором развития СП в том числе и в подростковом возрасте. Суицидальное поведение подростков направлено не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных отношений неадекватными по отношению к самой ситуации и жизни.
Большинство подростковых суицидов случаются днем или вечером, когда дома есть люди, которые смогут помочь, удержать от непоправимых последствий. Подростковые суициды - это крик о помощи, привлечение внимания к себе, своим трудностям и страданиям. Именно в этом для подростка заключается смысл суицидального поведения. Поэтому зачастую взрослые получают суицидальные сигналы и могут фиксировать признаки СП со стороны подростка. Рассмотрим сигналы суицидальной опасности более подробно.
На рисунке 2 приведена классификация признаков суицидальной опасности.

 

суицидальная опасность

Рисунок 2 - Признаки суицидальной опасности

Вербальные признаки суицидальной опасности проявляются в виде явных и косвенных речевых высказываний о возможности совершения попытки сведения счетов с жизнью [22].
Редко, но потенциальные суициденты высказывают непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве» или «Было бы лучше умереть» или «Я не хочу больше жить». При этом подростки-потенциальные суициденты зачастую не до конца осознают необратимость смерти и не всегда могут вербализовать собственные переживания.
Г ораздо чаще психологи отмечают наличие в беседе с суицидентом наличие косвенных высказываний, например, «Вам не придется больше обо мне беспокоиться» или «Мне все надоело» или «Они пожалеют, когда я уйду». Намек на смерть или шутки по этому поводу. Многозначительное прощание с другими людьми. А также фразы типа:
- «Я решил покончить с собой».
- «Надоело. Просто надоело жить.»
- «Лучше умереть!»
- «Ненавижу всех и всё!»
- «Ненавижу свою жизнь!»
- «Единственный выход умереть!»
- «Больше ты меня не увидишь!»
- «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, и я вернусь в этот мир!»
- «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!»
Еще одну большую группу признаков суицидальной опасности составляют бихевиоралъные признаки, заключающиеся в определенных действиях или поступках человека, думающего о самоубийстве.
- Отчаяние и плач.
- Неоднократное обращение к теме смерти в литературе и живописи.
- Повторное прослушивание грустной музыки и песен.
- Нехватка жизненной активности.
- Самоизоляция от семьи и любимых людей.
- Рост употребления алкоголя или наркотиков.
- Изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем).
- Повышение или потеря аппетита.
- Вялость и апатия.
- Неспособность сконцентрироваться и принимать решения, смятение.
- Уход от обычной социальной активности, замкнутость.
- Приведение в порядок своих дел.
- Отказ от личных вещей.
- Стремление к рискованным действиям, например, безрассудное хождение по карнизам.
- Суицидальные попытки в прошлом.
- Чувство вины, упрек в свой адрес, ощущение бесполезности и низкая самооценка.
- Потеря интереса к увлечениям, спорту, учебе.
- Несоблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью.
- Полное отсутствие или скудные планы на будущее.
- Стремление к тому, чтобы их оставили в покое, что вызывает раздражение со стороны других людей. 
Еще одну группу составляют ситуационные признаки, заключающиеся в изменении привычного поведения и возникающие внезапно.
- Любое заметное изменение личной жизни, в любую сторону.
- Смерть любимого человека, особенно родителей или близких родственников.
- Недавняя перемена места жительства.
- Семейные неурядицы.
- Неприятности с законом.
- Коммуникативные затруднения.
- Проблемы с учебой.
- Социальная изоляция, особенно от семьи или друзей.
- Хроническая, прогрессирующая болезнь.
- Нежелательная беременность.
Внешние показатели суицидального риска могут быть связаны:
- Недавние потери, связанные со смертью родственников или друзей, разводом родителей, разрывом взаимоотношений с друзьями или родственниками, потерей ценных вещей, денег, общественного положения, самоуверенности, самооценки.
- Потеря интереса к дружбе, жизненной деятельности, увлечениям, ранее доставлявшим удовольствие.
- Беспокойство о деньгах, болезни (либо реальных, либо надуманных).
- Изменение характера - угрюмость, отчужденность, раздражимость, беспокойство, усталость, нерешительность, апатия.
- Нарушение режима сна - бессонница, часто с ранним пробуждением или, наоборот, подъем позже обычного, ночные кошмары.
- Нерегулярный прием пищи - потеря аппетита и веса или обжорство.
- Боязнь потерять контроль, сойти с ума, причинить вред себе или окружающим.
- Ощущение беспомощности, бесполезности, «безучастности», «всем будет без меня лучше».
- Всеобъемлющее чувство вины, стыда, ненависти к себе. 
- Безнадежное будущее, «мне никогда не станет лучше, я всегда буду себя чувствовать себя плохо».
- Злоупотребление наркотиками или алкоголем.
- Суицидальные импульсы, заявления, планы; раздача любимых вещей; прежние попытки суицида или жесты.
- Многие учащиеся, которые раньше учились на «хорошо» и «отлично», начинают прогуливать, их успеваемость резко падает.
- Внешний вид, известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.
- Стремление к уединению. Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат.
Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии.
Исследователи указывают, что в младшем подростковом возрасте (1214 лет) суицидальные проявления зачастую не планируются заранее, попытки самоубийств совершаются при помощи первых попавшихся под руку предметов. Данные покушения на самоубийства не имеют тяжёлых медицинских последствий. Проявляется не истинное стремление к смерти, а желание избежать конфликта, устраниться от трудной ситуации [1, 5, 27].
Среди старших подростков соотношение СП в зависимости от пола кардинально меняется, большинство суицидальных попыток приходится на девочек подростков [10]. Самоубийство у подростков не столько связаны с желанием умереть, сколько со стремлением избежать семейных проблем и страхом перед ними. В подростковой среде более 92% суицидальных попыток связаны с трудностями в школе и в семье, например, неправильное воспитание, когда у детей отсутствует чувство, что родители их любят, также излишняя гиперопека со стороны матери и аддиктивное поведение со стороны отца может привести к повы- 
шению риска суицида у подростка. Причиной СП могут также послужить психологические травмы, полученные в школе при бездушном отношении со стороны учителей к детям, а также завышенные требования [31].
Среди подростков женского пола выявилось почти в 2,5 раза больше потенциальных самоубийц, чем среди подростков мужского пола того же возраста. Исследователи полагают, что такая тенденция существует из-за опережающего развития девочек в данном возрастном диапазоне [9].
Несмотря на то, что наиболее часто СП подростков является демонстративным, не истинным, необходимо понимать, что в основе любого типа суицидального поведения лежит дезадаптация и невозможность самостоятельно разрешить трудную жизненную ситуацию или выйти из конфликтной ситуации. Данный тезис обуславливает необходимость оказания психопрофилактической и психологической помощи подросткам с любым типом СП.
Таким образом, мы можем определить следующую группу риска среди несовершеннолетних [21, 22]:
- Подростки с предыдущей (незаконченной) попыткой суицида (парасуицид). По данным некоторых источников процент подростков, совершающих повторное самоубийство, достигает 30%.
- Подростки, демонстрирующие суицидальные угрозы, прямые или завуалированные.
- Подростки, имеющие тенденции к самоповреждению (аутоагрессию).
- Подростки, у которых в роду были случаи СП.
- Подростки, злоупотребляющие алкоголем. Риск суицидов очень высок - до 50%. Длительное злоупотребление алкоголем, алкоголизм в нескольких поколениях способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду.
- Подростки с хроническим употреблением наркотиков и токсических препаратов. ПАВ (психоактивные вещества) ослабляют мотивационный контроль над поведением, обостряют депрессию, вызывают психозы.
- Подростки, страдающие аффективными расстройствами, особенно тяжелыми депрессиями (психопатологические синдромы).
- Подростки, страдающие хроническими или фатальными заболеваниями (в том числе, когда данными болезнями страдают значимые взрослые).
- Подростки, переживающие тяжелые утраты, например смерть родителя (любимого человека), особенно в течение первого года после потери.
- Подростки с выраженными семейными проблемами: уход из семьи значимого взрослого, развод, семейное насилие и т. п.
Конечно, у каждой суицидальной попытки - своя причина. Но все сводится к одному: подросток не в силах самостоятельно разрешить трудную ситуацию, а понимающего это взрослого нет рядом. И тогда единственным выходом из сложившейся ситуации представляется смерть. Оценивая принадлежность подростка к категории риска в ходе консультативной работы, можно прогнозировать риск возникновения суицидального поведения. Вместе с тем, наличие хотя бы одного признака риска требует углубленной диагностики и индивидуальной работы с подростком группы риска.


Источник: Горбушина, А. В. Суицидальное поведение подростков: диагностика и профилактика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Горбушина, А. С. Власов. - Электрон. текст. дан. (3,5 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.