На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Общие черты суицидального поведения и его особенности у молодежи
Общие черты суицидального поведения и его особенности у молодежи
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)

Суицидальное поведение представляет собой цепь аутоагрессивных действий человека, сознательно или преднамеренно направленных на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами. Фактор намеренности или предвидения смерти ограничивает суицид от сходных с ним форм поведения, относящихся к несчастным случаям. Для дальнейшего изложения необходимо ввести ряд основных понятий, описывающих суицидальное поведение. Оно является динамическим процессом, состоящим из следующих этапов.
1. Этап суицидальных тенденций.

Суицидальные тенденции являются прямыми или косвенными признаками, свидетельствующими о снижении ценности собственно жизни об утрате смысла жизни, о нежелании жить. Суицидальные тенденции проявляются в мыслях, намерениях, чувствах или угрозах. На этом этапе осуществляется превенция суицида, т.е. предотвращение его возникновения на основании знания психологических или социальных предвестников. Как писал Э. Шнейдман: унция профилактики несомненно стоит фунта лечения. Она прежде всего заключается в повышении образовательного уровня. Ее задачей является обучение населения тому, что суицид может произойти с кем угодно, что существуют вполне различимые и достаточно распознаваемые признаки самоубийства (если, конечно, у человека хватает проницательности услышать и увидеть их), и что помощь доступна многим. Основой превенции является распространение информации, особенно касающейся признаков самоубийства всеми возможными способами. Эффективная превенция самоубийств является делом каждого
2. Этап суицидальных действий.
Он начинается, когда соответствующие тенденции переходят в действие. Под суицидальной попыткой понимается суицид, который по независящим от суицидента обстоятельствам (своевременное оказание помощи, успешная реанимация и т. п.) был предотвращен и не имел летального исхода, а также аутоагрессивные действия, прямо не направленные на самоуничтожение, но и не исключающие летального исхода. Суицидальные тенденции могут трансформироваться в завершенный суицид, результатом которого является смерть человека. На этапе суицидальных действий могут предприниматься демонстративные суициды (парасуицид, шантажные суициды), проявляющиеся в членовредительстве или самоповреждениях, направленные на оказание психологического или морального давления на окружение с целью получения определенных выгод. Демонстративные суициды обычно не предусматривают
смертельного исхода, по могут "переигрываться" и тогда приводят к нему, квалифицируясь как завершенный суицид. На этом этапе осуществляется процедура интервенции, она представляет собой процесс внедрения в текущий суицид для предотвращения акта саморазрушения. Она заключается в контакте с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в переживаемом кризисе. Главное - не пытаться переделать структуру личности человека и не стараться излечить его нервнопсихические расстройства, а просто удержать человека в живых. Это самое важное условие, без которого все остальные усилия психотерапии и методы оказания помощи не смогут быть действенными.

Таблица 1. Личностные стили суицидентов

1. Импульсивный: внезапное принятие драматических решений при возникновении проблем и стрессовых ситуаций, трудности в словесном выражении эмоциональных переживаний;
2. Компульсивный: стремление во всем достигать совершенства и успеха, возникновение трудности при соотнесении целей и желаний с реальной ситуацией в жизни, ригидность: любое изменение жизни в худшую сторону может привести к суициду;
3. Рискующий: балансирование на грани опасности является привлекательным и вызывает приятное возбуждение, они играют со смертью;
4. Регрессивный: снижение по разным причинам механизмов психо­логической адаптации, эмоциональная сфера характеризуется недостаточной
зрелостью и определенной примитивностью;
5. Зависимый: беспомощность, безнадежность, пассивность, необхо­димость и постоянный поиск посторонней поддержки;
6. Амбивалентный: наличие одновременного влияния двух побуждений - к жизни и смерти;
7. Отрицающий: преобладание магического мышления, которое склоняет к
отрицанию конечности самоубийства и его необратимых последствий,
отрицание приводит к снижению контроля над волевыми побуждениями,
что усугубляет риск суицида;
8. Гневный: испытывают затруднения в выражении гнева по отношению
к значимым лицам, а также недовольство к самим себе за то, что чувствуют гнев;
9. Обвиняющий: убежденность в том, что проблемы непременно возникают по чьей-нибудь или собственной вине;
10. Убегающий: бегство от трудной ситуации с помощью самоубийства,
стремление избежать или покинуть травмирующие обстоятельства;
11. Бесчувственный: притупление эмоциональных переживаний;
12. Заброшенный: переживание пустоты вокруг, грусти, глубокой скорби;
13. Творческий: восприятие самоубийства как нового и очень удачного способа выйти из неразрешимой ситуации.

3. Этап постсуицидального кризиса.
Он продолжается от момента совершения суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций. Этот этап охватывает состояние психологического кризиса суицидента, проявления которого, соматические, психологические или даже психопатические и выраженность могут быть различными. На этом этапе осуществляется поственция и вторичная превенция суицида.
Поственция является системой мер, направленных на преодоление психологического кризиса не только выжившего суицидента, но и близкого
ему окружения. Вторичная превенция заключается в предупреждении
повторных суицидальных попыток.
Формы проявления и методы реализации суицидального поведения достаточно разнообразны, однако существуют общие черты, без исключения свойственные всем самоубийствам. Они были впервые описаны современным классиком суицидологии Эдвином Шнейдманом (1985 г.).
1. Обшей целью всех суицидов является поиск решения.
Суицид не является случайным действием. Его никогда не предпринимают бессмысленно или бесцельно. Он является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации. Ему свойственна своя непогрешимая логика и целесообразность. Он является ответом -единственно доступным - на труднейшую задачу, головоломку: как из
этого выбраться? что делать? Каждый суицид имеет целью найти решение стоящей перед человеком проблемы, которая вызывает интенсивные страдания. Чтобы понять причину самоубийства, нужно знать проблемы, решить которые оно было предназначено.
2. Общей задачей всех суицидов является прекращение сознания.
Любопытно и парадоксально, что суицид представляет собой одновременно движение к чему-то и от чего-то; то, к чему происходит движение, общая практическая задача суицида - это полное прекращение своего потока сознания, невыносимой боли в качестве решения болезненных и насущных жизненных проблем. Отчаявшемуся человеку приходит в голову мысль о возможности прекращения сознания в качестве ответа или выхода из ситуации при наличии у него душевного волнения, повышенного уровня тревоги и высокого летального потенциала - трех необходимых составных частей суицидов - после этого возникает инициирующая искра и начало активного суицидального сценария.
3. Общим стимулом при суициде является невыносимая психическая боль.
Если прекращение своего сознания - это то, к чему движется суицидальный человек, то душевная боль - это то, от чего он стремится убежать. Детальный анализ показывает, что суицид легче всего понять как сочетанное движение по направлению к прекращению своего потока сознания и бегство от психической боли и невыносимого страдания. Никто не совершает суицида от радости; его не может вызвать состояние блаженства. В клинической суицидологии является правилом: снизьте страдания, подчас весьма незначительно, и человек выберет жизнь.
4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.
Суицид следует понимать не как бессмысленный и необоснованный поступок - любое самоубийство на основании логических предпосылок, образа мышления и сосредоточенности на определенном круге проблем кажется логичным человеку, который его совершает, как реакцию на фрустрированные психологические потребности человека. Прежде всего суицид совершается из-за нереализованных или неудовлетворенных потребностей. Как известно, они представляет собой окраску или текстуру нашей внутренней психической жизни. Встречается множество бессмысленных смертей, но никогда не бывает бессмысленных и безосновательных самоубийств. Удовлетворите фрустрированные потребности, и суицид не возникнет.
5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность.
Для начала человеческой жизни наиболее характерно чувственное переживание в виде беспорядочного всецелого интереса и возбуждения. В суицидальном же состоянии возникает преобладающее чувство беспомощности - безнадежности: "Я ничего не могу сделать (кроме совершения самоубийства) и никто не может мне помочь (облегчить боль, которую я испытываю)". Исторически - имея в виду 20 век - считалось, что враждебность является доминирующей эмоцией при суициде. Но сегодня суицидологи знают и о других глубоких базисных эмоциях - стыде, чувстве вины, фрустрированной зависимости. Под всеми ними находится сильное чувство внутренней опустошенности, беспомощности, безнадежности. Эта генерализированная эмоция проявляется в смятении и тревоге. Из клинического опыта известно, что при работе с человеком в состоянии душевного смятения, с выраженными летальными тенденциями нецелесообразно и бесполезно воздействовать на его летальные тенденции путем увещеваний, разъяснительных бесед, порицания, оказания давления, или каким-нибудь аналогичным способом (при суицидальных тенденциях это имеет не больше эффекта, чем при алкоголизме). Наиболее эффективным путем снижение их интенсивности является непрямое воздействие посредством уменьшения эмоционального напряжения и смятения. Психотерапевт по отношению к пациенту в этой ситуации играет роль опекуна, защищая его интересы и благосостояние. Целью его вмешательства является снижение давления оказываемого на человека реальными жизненными обстоятельствами, и вызывающего у него эмоциональное напряжение.
6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.
Зигмунд Фрейд привлек наше внимание к примечательной психологической истине, которая выходит за рамки формальной логики Аристотеля.
Нечто может одновременно являться А и не-А. Один и тот же человек может нам в одночасье нравиться и не нравиться; мы можем в
одно и то же время любить и ненавидеть супруга или ребенка. У нас часто имеются два противоположных мнения по одному вопросу. Типичным для самоубийства бывает состояние, при котором человек одновременно пытается перерезать себе горло и взывает о помощи, и оба эти действия являются истинными и непритворными. Амбивалентность является наиболее характерным отношением к суициду; чувствовать потребность совершить его и одновременно желать (и даже планировать) спасения и вмешательства других. Психотерапевт обычно использует эту амбивалентность в своих целях и какое-то время играет на ней с тем, чтобы разрядилось эмоциональное напряжение, а не пистолет самоубийцы.
7. Общим состоянием психики является сужение когнитивной сферы.
Суицид не совсем правильно считать проявлением психоза, невроза или психопатии, точнее его можно охарактеризовать как преходящее аффективное и интеллектуальное сужение сознания с ограничением использования возможностей. Синонимом слова сужение является "тоннельность", резкое ограничение вариаитов выбора поведения, обычно доступных сознанию данного индивида, когда он не находится в состоянии паники, доводящей его до дихотомического мышления: либо какое-то особое (почти волшебное) разрешение всей ситуации в целом или прекращение потока сознания; все или ничего; Цезарь или ничто;
варианты выбора сузились до двух - не очень-то большой выбор. Обычно поддерживающие в жизни образы любимых людей игнорируются; хуже того, они просто не входят и рамки происходящего в сознании человека. Таким образом, любая попытка спасти или помочь должна, в первую очередь, исходить из наличия патологического сужения когнитивной сферы.
Тот факт, что самоубийство совершается людьми, находящимися в особом суженном состоянии сознания, может привести нас к предположению, что никто и никогда не должен был совершать самоубийство, испытывая эмоциональное напряжение или суицидальную настроенность. Казалось бы, для того, чтобы принять столь важное решение, как решение об отнятии собственной жизни, требуется ум, способный опериpoвать несколькими вариантами решений, а не только двумя оставшимися в распоряжении. В реальности, наоборот, важно противодействовать именно сужению мыслей суицидального человека, предпринимая попытку раздвинуть психические шоры и увеличить число вариантов выбора за пределы только двух: либо волшебное разрешение проблем, либо смерть.
8. Общим действием при суициде является бегство (агрессия).
Бегство отражает намерение челоиека удалиться из зоны бедствия. К числу вариантов бегства относятся, например, уход из дома или семьи, увольнение с работы, дезертирство из армии. Суицид в таком ряду является предельным, окончательным бегством. Мы должны видеть различия между безобидным желанием yйти и потребностью покончить со всем, уйти навсегда. Смыслом самоубийства является радикальная и окончательная смена декораций; действием, приводящим к этому, и является уход. Мы предотвращаем бегство, закрывая выходы, например, забираем у человека пистолет или путем уменьшения потребностей человека в бегстве.
9.Общим коммуникативным актом при суициде является сообщение о своем намерении.
Возможно наиболее интересным результатом ретроспективного изучения  большого числа психологических аутопснй в случае смерти от самоубийства является наличие явных улик приближающегося летального события почти каждом случае. Люди, намеревающиеся совершить самоубийство, несмотря на амбивалентное отношение, сознательно или безотчетно подают сигналы бедствия, жалуются на беспомощность, взывают о помощи, ищут возможности спасения, причем обычно ситуация напоминает театр двух актеров, составляющий существенную часть суицидальной драмы. Печально и парадоксально, что общим коммуни­кативным действием при самоубийстве является не вражда, ярость, или разрушение и даже не отход от других людей и внутрь себя, а имение сообщение о своих суицидальных намерениях. Все люди, работающие сегодня в области суицидологии, знают о характерных признаках такого сообщения, как вербальных, так и невербальных. Их распознавание является незаменимым способом превенции суицидов.
10. Общей закономерностью суицида является соответствие  суицидального поведения общему стилю поведения в течение жизни.
Когда мы сталкиваемся с самоубийством, то нас поначалу сбивает с толку тот факт, что оно по своей природе представляет собой поступок, которому нет аналогов и прецедентов в предшествующей жизни человека. И все же ему можно найти глубокие соответствия в стиле и характере поведения данного человека в течение его жизни. Необходимо возвратиться к предыдущим моментам переживания душевного волнения, оценить способность человека переносить психическую боль, наличие тенденций к суженному и дихотомическому мышлению, попытаться найти уже использовавшиеся парадигмы бегства

Таблица 2. Характерные особенности суицидального абонента

1. Потребность в привязанности.
Во многом у абонента разорваны связи с жизнью и значимыми людьми. Это одиночество причиняет сильную психическую боль и часто вызывает выраженную способность сформировать связь с консультантом.
2. Регрессия.
Во многих отношениях абонент ведет себя как ребенок: проявляет раздражительность, капризность, импульсивность, отказывается от рациональности, свойственной взрослому, говорит с детскими интонациями, водит машину, не соблюдая правил.
3. Зависимость.
Реагируя на стресс, абонент становится беспомощным, цепляется за других, просит, чтобы ему сказали, что нужно делать и хочет, чтобы о нем кто-то позаботился.
4. Сенситивность к неприятию или разлуке.
Абонент чрезмерно драматически реагирует на любое самое незначительное
неприятие его другими или разлуку.
5. Амбивалентность.
Часть личности абонента стремится к жизни, а другая - к смерти. Он может переходить, колебаться между этими желаниями поминутно.
6. Агрессия.
Важно помнить, что в абоненте часто кипит скрытый гнев. Эта энергия должна учитываться во время беседы.
7. Сниженная самооценка.
Абонент считает, что не может ничего сделать для других и только причиняет неприятности окружающим.
8. Отчаяние.
Абонентов преследует мысль о безнадежности ситуации и
бессмысленности жизни.

Таблица 3. Мотивы суицидального поведения детей и подростков

1. Переживание обиды, одиночества, отчужденности, невозможность быть понятым.
2. Действительная или мнимая утрата родительской любви, неразделенная любовь, ревность.
3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом из семьи родителей.
4. Чувство вины, стыда, скомпроментированность, оскорбленное самолюбие, угрызения совести, недовольство собой.
5. Боязнь позора, насмешек, унижения.
6. Страх наказания, нежелание принести извинения.
7. Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
8. Чувство мести, злобы, протеста, угроза, вымогательство.
9. Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
10. Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов ("эффект Вертера").

Суицидальное поведение у детей и подростков, имея много сходства со взрослыми, отличается естественным возрастным своеобразием. Дети отли­чаются выраженной впечатлительностью и внушаемостью, способностью ярко чувствовать и переживать, склонностью к колебаниям настроения, слабостью критических способностей, эгоцентрической устремленностью, импульсивностью в принятии решений. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается такими переживаниями, как гнев, протест, злоба, устремление наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту часто возникает повышенная склонность к самоанализу, к пессимистической оценке окружающего и собственной личности (Табл. 3). Сегодня эмоциональная иестабильность, часто ведущая к суицнду, отмечается как вариант временного видоизменения характера
почти у четверти здоровых подростков.

Телефонным консультантам следует иметь в виду следующие особенности суицидального поведения в молодом возрасте (А.Г.Абрумова, 1978 г.):
1. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивиых действий. Понятие "смерть" в этом периоде обычно воспринимается весьма абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, отстраненное от собственной личности. Само понятие о смерти возникает у детей между 2-3 годами. Для большинства из них она не является пугающим явлением. В дошкольном возрасте дети не считают смерть концом жизни, a воспринимают ее как временное явление, сoн или отъезд. Вместе с тем смерть родителя, домашнего животного или сверстника из-за особенностей их мышления и oграниченности oпыта как результат его желаний нередко приводят к сильному чувству вины. Возникающая печаль и грусть очевидна и достигает большой интенсивности, но не может продолжаться долго. В младшем школьном возрасте дети считают, что смерть невидима и стремится остаться незамеченной, чтобы ночью спрятаться в таких местах, как кладбище. Они часто отождествляют себя с привидениями или покойниками, которые могут украсть детей. Часто младшие школьники считают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом сказывается еще непреодолимый эгоцентризм и аутистическое (магическое) мышление. Они считают ее маловероятной, не осознают ее возможности для них самих, не считают се необратимой. Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся все более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и неживущим. Для подростков смерть становится все более очевидным явлением. Нo они фактически oтрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и вовлекаясь в другую рискованную для жизни активность.
Подросток принимает мысль о собственной смерти, но стремясь преодолеть тревогу, вызванную ею, в реальности отрицает такую возможность. Нeрeдко многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривали смертельного исхода. В группе 13-16-летних 20% верили в coxранение сознания после смерти, 60% -в существование души и только 20% в смерть, как прекращение физической и духовной жизни свидетельствуют западные социологи. Тем не менее последствия этих действий могут быть чрезвычайно опасными для жизни. В отличие от взрослых, у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно-шантажным аутоагрессивным поступком. В практических целях это заставляет все виды аутоагрессии в этом возрасте рассмагривать как разновидности суицидального поведения.
2. Неcepьeзность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми суициденты детского возраста объясняют свои попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного
распознавания суицидальных тенденций и частота неожиданных для окружающих случаев.
3. Суицидальные попытки в детско-подростковом возрасте, в отличие от взрослых, не имеют прямолинейной зависимости от наличия и характера психопатической симптоматики, в частности депрессии. В соотношениях этих двух факторов чрезвычайно важная роль принадлежит влиянию окружающей среды.
4. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с некоторыми видами отклоняющегося поведения: побегами из дома, прогулами в школе, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтными взаимоотношениями с родителями, случаями алкоголизации, наркотизации, сексуальными эксцессами и т.д.

Литература
1. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий n детском п подростковой возрасте. Состав. Л.Г.Амбрумова, Л.Я.Жезлопа. -М.: МЦ СССР, WiS. - 14 с.
2. Короленко Ц.П., Допсик Т.Л. Семь путей к катастрофе. -Новосибирск: Снб. отд-ние. 1990. - 224 с.
3. Плюс минус жизнь. Сост. Л.А.Сладков. - М.: Молодая гвардия, 1990. -123 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.