На главную Профилактическая работа психолога в школе Профилактика совершения самоубийства (суицида) Психологическая помощь подростку с низкой и средней степенью риска суицидального поведения
Психологическая помощь подростку с низкой и средней степенью риска суицидального поведения
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)

Для подростков, имеющих низкую или среднюю степень риска СП, достаточно может оказаться психологической помощи для предотвращения и профилактики СП. Одним из наиболее распространенных вариантов работы с подростком, имеющим суицидальные мысли, является консультирование.
Для консультирования может применяться форма психологической профилактической беседы как главный метод в преодолении трудных жизненных обстоятельств и кризисного состояния подростков, основанный на методологии позитивного консультирования. Технология осуществления консультирования и этапы консультации представлены ниже.

Психологическая профилактическая беседа


Задачи беседы:
- оценка актуального психического состояния субъекта;
- установление степени суицидального риска;
- выяснение сути экстремальной ситуации;
- определение главной проблемы, в решении которой субъект испытывает трудности;
- купирование экстремального состояния, ослабление эмоционального напряжения субъекта;
- ориентирование субъекта на поиск ресурсов, с помощью которых он сможет справиться с возникшей ситуацией.
Целесообразно спланировать беседу во внеурочное, свободное время подростка. Никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался. Исключено присутствие посторонних лиц, кроме тех близких людей, присутствие которых инициировал сам подросток группы риска.
Консультирование осуществляется в несколько этапов, каждый из которых имеет свое назначение и направлен на решение определенных задач, в совокупности переориентирующих подростка с мыслей о самоубийстве на позитивное видение будущего и его активное планирование.


Первый этап: установление эмоционального контакта с подростком и взаимоотношений сопереживающего партнерства.
Задачи:
1. Выслушать подростка терпеливо и сочувственно, без критики и анализа его поведенческих мотивов.
2. Снять у подростка ощущение безысходности.
3. Выяснить у подростка, есть ли у него план самоубийства.
4. Установить факторы, повышающие риск суицида.
При низком риске суицидального поведения у подростка есть суицидальные мысли, но нет плана самоубийства.
В таком случае психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку, проработать с ним его негативные суицидальные чувства, сфокусировать внимание подростка на его сильных сторонах, актуализировать имеющиеся ресурсы для преодоления трудной жизненной ситуации. Также важно связаться с родителями подростка и договориться о взаимодействии. После серии индивидуальных консультаций такого подростка целесообразно включить в психокоррекционную группу, где он будет иметь возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации на основе собственных ресурсов. Например, такой формой работы может стать тренинг ресурсных состояний как способ профилактики суицидального поведения, описанный в разделе профилактики суицидального поведения. Также подобная работа может осуществляться в тренинге коммуникативных умений, тренинге преодоления конфликтов и др.
При средней степени риска у подростка есть суицидальные мысли, может быть план самоубийства, но не определены условия (время, место, средства для совершения суицидальной попытки).
В данной ситуации психологу необходимо эмоциональную поддержку, проработать с ним его негативные переживания, укрепить желание жить, используя антисуицидальные мотивы, обсудить альтернативы самоубийству, заключить контакт о не причинении подростком себе вреда. Далее психолог должен обязательно связаться с родителями, друзьями подростка и договориться о взаимодействии. После серии индивидуальных консультаций и фиксации тенденции к упрочению эмоционального состояния подростка целесообразно включить подростка в психокоррекционную группу для проработки типовых причин самоубийства с целью разрешения трудных жизненных ситуаций и обучения конструктивным способам их преодоления. Пример такой работы в тренинговой группе представлен в разделе профилактики суицидального поведения.
Как правило, психолог-консультант работает с подростком либо при незначительном риске или риске средней степени, когда психологическая интервенция будет конструктивным и адекватным способом оказания помощи подростку.
При высоком риске суицидального поведения у подростка есть суицидальные мысли, есть план, он может обозначить время, место и средства совершения суицидальной попытки.
При выявлении высокого риска психолог должен незамедлительно информировать родителей, т. к. они могут даже не подозревать о тревожащей тенденции поведения ребенка-подростка. Также необходимо организовать постоянное сопровождение подростка, не оставляя его без присмотра наедине с собой ни на минуту. Такое сопровождение могут оказать, родители, друзья, учителя, сам психолог. По возможности устранить орудие (средства) самоубийства. Обязательно необходимо заключить контракт с подростком о не нанесении себе вреда и аутоагрессивных действий, хотя бы в какие-то ограниченные сроки (на 1-2 часа, дня, недели, месяца). Далее необходимо немедленно связаться с психиатром и организовать госпитализацию подростка. После выписки из больницы необходимо направить подростка к психотерапевту для проведения с ним курса реабилитации. Для таких подростков проведение психологической консультации мало эффективно, потому что такие подростки находятся в тяжелой депрессии, а депрессия снимается в том числе медикаментозно.
Даже если план самоубийства у подростка есть, его необходимо убедить в том, что его тяжелое эмоциональное состояние временное. Он нужен родным и близким, а уход из жизни подростка станет для них тяжелым ударом. Безусловно, подросток имеет право самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, но решение об уходе из нее в силу крайней важности, можно отложить на некоторое время, взяв паузу и спокойно все обдумать.
Содержанием контракта о не нанесении себе вреда является всего одна фраза: «Я,...., никогда не нанесу себе вреда случайно или умышленно вне зависимости от того, что будет происходить». Если подросток может такое заявить, написать и подписать, риск совершения суицида уменьшится. Но если подросток отказывается заключить контракт или оспаривает условие «никогда» и вводит временное ограничение, например, в течение недели», необходимо убедить подростка вступить в контакт с психологом до истечения лимита установленного им времени. Подобная стратегия дает понять подростку, что психолог заинтересован в нем и хотел бы предотвратить его самоубийство.
Целесообразно найти в окружении подростка значимого для него человека, которого он не хотел бы огорчить своим суицидальным поведением и сведением счетов с собственной жизнью.

Еще одним приемом удержания от самоубийства может стать техника парадоксальной интенции.

Зная, как подросткам небезразлична их внешность даже после их смерти, разумным будет описать то, как будет выглядеть труп подростка после его самоубийства определенными средствами. Иногда этот антинациональный, на первый взгляд, прием действует очень отрезвляюще.


Второй этап беседы: понимание сути проблемы подростка.
Задачи:
1. Установить непосредственные причины эмоционального состояния подростка; установить последовательность событий, которые привели к кризису; кому приписывается вина за происходящее.
2. Установить, что подростку хотелось бы изменить, когда бы ему хотелось, чтобы стало так.
3. Выяснить факторы, усиливающие и смягчающие кризис подростка.
4. Вскрыть ресурсы подростка относительно решения проблемы.
На данном этапе психолог должен определить, почему возникла данная трудность? Какие причины привели к развитию трудной жизненной ситуации? Также необходимо выяснить, предшествовали ли возникновению проблемы какие-либо события или переживания подростка, которые могли бы способствовать возникновению суицидальных мыслей, в чем именно заключается проблема, как она проявляется в настоящем? Полезно выяснить, как проблема менялась с течением времени, сколько времени существует трудная ситуация, что именно плохо с точки зрения подростка на сегодняшний день, что сейчас делает его положение безвыходным, как проблема ограничивает подростка, что не дает делать, какие чувства и эмоции вызывает сложная ситуация, насколько они сильны, что именно в данной ситуации так ранит подростка? Какие последствия имеет проблемная ситуации для подростка и для окружающих, какой смысл, какое значение имеет ситуация для подростка? Как на сложившуюся ситуацию реагируют окружающие подростка значимые люди, что по этому поводу думают родители, друзья подростка, одноклассники, учителя?

Полезно также обсудить с подростком о том, по чьей вине возникла трудная жизненная ситуация? Психологу необходимо тактично снять вину с окружающих или обстоятельств и переложить ответственность на самого подростка. В первую очередь сам подросток отвечает за свою жизнь, и сам подросток должен изменить свое поведение, чтоб разрешить сложную ситуацию. Для современных подростков, незрелых, иногда инфантильных, этот вопрос может быть очень болезненным и необходимо деликатно внести изменения в анализ ситуации со стороны подростка, чтоб не спровоцировать прекращение контакта с психологом и уход в себя. Также целесообразно выяснить, в чем может заключаться его ответственность за сложившуюся ситуацию и в чем может быть вина остальных? Как подросток пытался решать проблему сам? Были ли моменты, когда проблема отсутствовала или была выражена не столь остро, благодаря чему или кому это происходило? Возможно, здесь заложены ресурсы, антисуицидальные мотивы или факторы, смягчающие течение сложной жизненной ситуации для подростка и позволяющие удержать от развития суицидального поведения.
Полезным может оказаться деление проблемной ситуации с подростком на отдельные части и выделение тех частей, в отношении которых ничего нельзя сделать для облегчения ситуации. В том случае, если не изменить обстоятельства, может не стоит и переживать по данному поводу.
Следует сосредоточить внимание подростка не только на негативных сторонах ситуации, но и на том позитивном, что в его жизни есть и остается на данный момент.
Также может быть полезным подвергнуть сомнению иррациональные установки подростка в отношении ситуации. Действительно ли все, что происходит с ним сейчас - это несовместимая с жизнью катастрофа? Г де доказательства того, что жизнь дальше не имеет смысла.
Наши чувства - это результат наших мыслей. Как утверждал, А. Эллис [6], изменение мыслей приводит к изменению чувств. Если взглянуть на ситуацию с другой стороны, как могут измениться наши мысли? Поэтому крайне полезно рассмотреть ситуацию с подростком с другого, позитивного ракурса.

В ситуации консультации для работы с иррациональными установками целесообразно также использовать технику А. Бэка «Три колонки» [6]. В первом столбце подростку предлагается описать кратко ту проблемную ситуацию, которая мешает ему жить. Во втором столбце - записать возникшие у него мысли по поводу данной ситуации. В третьей колонке совместно с психологом необходимо провести коррекцию иррациональных мыслей и заменить их на более позитивные.
Далее следует определить, что именно подростку хотелось бы изменить, как бы хотелось изменить, с чего можно начать изменения, когда хотелось бы начать изменения в ситуации. Этот мост обозначает переход к третьему этапу беседы.


Третий этап беседы: совместная деятельность психолога и подростка по преодолению кризисной ситуации.
Задачи:
1. Побуждать подростка - потенциального суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков вместо самоубийства.
2. Планирование действий подростка для решения проблемы.
3. Составить список ресурсов подростка для достижения его желаний и список его ограничений на пути к их достижению.
На данном этапе эффективен прием «Поддержка успехами и достижениями». Для этого подростку нужно вспомнить и рассказать, были ли в его жизни когда-либо трудности раньше и как он с ними справлялся. Психологу важно поддержать эти успехи, укрепить веру подростка в себя и представление о себе как личности, способной к преодолению трудностей.
Важно показать подростку возможности личностного роста, повышения собственной адаптивности при преодолении трудностей в жизни, продемонстрировать «пользу» для человека в преодолении проблемных ситуаций. Чему могут научить проблемы? Крайне важно, чтоб подросток сам рассказал о том, чему может научить его трудная жизненная ситуация - таким образом происходит осознание и понимание альтернативного ракурса сложившейся кризисной ситуации.

На данном этапе также целесообразно применение техники «Потенциал», суть которой сводится к обозначению подростком своих сильных качеств - ресурсов, которые могут помогать в борьбе с трудными жизненными ситуациями. Иногда необходимо проявить настойчивость для того, чтоб подросток сам вербализовал не менее трех таких положительны качеств.
Затем при планировании дальнейших действий по преодолению кризисной ситуации необходимо опираться на названные ресурсы и успехи в преодолении сложных ситуаций - это позволит укрепить веру подростка в собственные силы и позволит отвлечь от суицидальных мыслей.
Также на данном этапе консультативной работы целесообразно выявить желания, стремления, мечты подростка, ради которых он будет жить, которые будут служить мощным антисуицидальным фактором. Эти желания можно использовать при составлении в будущем плана действий подростком. В этом может помочь техника Р. Лазаруса. Психолог вместе с подростком определяют 20 приятных для подростка занятий. Подростку дается задание: находить для них время хотя бы пару раз в день, но ежедневно. Таким может быть домашнее задание для потенциального суицидента. При следующей встрече выполнение домашнего задания будет обсуждаться и будет позитивным якорем консультирования. В том случае, если подросток самостоятельно затрудняется сформулировать перечень «приятностей», следует поработать над расширением представлений о приятных для него занятиях и круга его интересов, как можно разнообразить позитивные впечатления.
Основная задача психолога побуждать подростка к словесному оформлению планов, поступков, удерживающих от совершения суицидальной попытки. Чем конкретней будет обсуждаться действия подростка по преодолению трудной жизненной ситуации, тем ниже становится риск суицидального поведения.
Сформулировать план и перейти от слов к действиям помогает техника «Проект будущего». Подростку предлагается записать все свои желания без ограничения по количеству и времени. В ходе обсуждения предлагается выбрать самые значимые из данного списка. Затем вместе с психологом подросток конкретизирует, уточняет формулировки данных желаний, анализирует ресурсы, которые позволят достичь желаемого, устанавливает временные рамки достижения желаний.
В том случае, когда подросток утверждает, что не справится с достижением задуманного психолог может применить технику «Воображение» и предложить представить себя другим, достигшим успеха, попробовать почувствовать эти ощущения, закрыв глаза, и описать себя и свои действия, проиграть эту ситуацию.
Полезна также будет работа с техникой «Квадрат Декарта», в ходе которой подростку предлагается обсудить «что в твоей жизни произойдет, если ты сделаешь это...», «что в твоей жизни не произойдет, если ты сделаешь это...», «что в твоей жизни произойдет, если ты не сделаешь это.», «что в твоей жизни не произойдет, если ты не сделаешь это .». Отвечая на данные вопросы, подросток может не только осознать последствия, сделать выбор, но и увидеть разные варианты развития событий.
Если подросток отстаивает единственность суицида как выхода из ситуации, и настроен пессимистически, психолог может использовать технику, которая называется «Представление о будущем». Психолог предлагает представить, когда подросток умрет, попадет на небеса, где его встретят ангелы и сообщают ему, что ему даруют еще один жизненный шанс. Ты вернулся на землю и понял, что твоя жизнь выглядит вполне удовлетворительно. Что изменилось в твоей жизни, когда ты вернулся? Что стало по-другому? Подросток фантазирует, рассказывает, психолог задает уточняющие вопросы, и в этом может обнаружить ресурсы для преодоления ситуации.


На третьем этапе профилактической беседы с психологом продуктивными оказываются техники позитивного консультирования, ориентированного на решение.
Четвертый этап беседы: окончательное формулирование плана действий суицидента вместо самоубийства.

Задачи:
1. Стимулировать подростка на переход от слов к делу, гарантируя ему активную психологическую поддержку.
2. Внушить подростку уверенность в том, что ситуация обязательно изменится в лучшую сторону.
На данном этапе очень важно гарантировать подростку активную психологическую поддержку при претворении плана в жизнь.
Полезно предложить подростку представить то время, когда проблема будет решена с помощью вопросов. Как будет выглядеть твоя жизнь, когда проблема исчезнет? Сколько времени тебе может понадобиться, чтоб разрешить ситуацию, что ты будешь делать, когда проблема исчезнет? Какие средства и ресурсы у тебя есть для преодоления проблемной ситуации
На этом этапе можно использовать, например, технику «Воспоминания из будущего». Психолог предлагает представить подростку себя через полгода после этой консультации и описать, что изменилось, как выглядит его жизнь, каким он стал. Можно выстроить рассказ-представление от имени психолога и самому нарисовать позитивную картину.
На завершающем этапе для формирования позитивного настроя и яркой эмоциональной точки в завершении консультации возможно применить технику «Закончи предложения». Суть техники заключается в том, что психолог предлагает подростку дополнить фразу по своему усмотрению. Но начало предложений характерно для позитивного консультирования: «Завтра я...», «Наступит день, когда...», «Я хочу жить, потому что.». Этот прием позволит увидеть, насколько эффективной была консультативная беседа с подростком. Примерно такие фразы в конструктивном ключе позволяют завершить консультацию на позитивной ноте, отвлечь от дальнейших суицидальных мыслей, ориентировать подростка на положительные эмоции, будущее и активные действия по воплощению своих планов в жизни.
Задача психолога на данном этапе показать и подчеркнуть, что даже совсем простые, небольшие действия приведут к изменению собственного самочувствия, появлению надежды и в целом к изменению ситуации к лучшему.
Если подросток сомневается, не уверен в своих силах и в том, чтоб хоть какие-то изменения он совершит к лучшему. Психолог может мотивировать на попытку: «Попробуй. Начни с малого. И тогда ты будешь знать, что сделал все возможное, все, что зависит от тебя».
Поскольку вероятность суицидальной попытки мы не можем исключить, психолог должен завершить консультацию обязательным объявлением о том, как с ним связаться в кризисной ситуации, о возможностях продолжения работы по профилактике суицидального поведения.
Данный алгоритм индивидуальной консультации позволяет переориентировать подростка с риском суицидального поведения от негативных переживаний и мыслей о сведении счетов с жизнью к пониманию перспектив и построению планов на будущее. В ходе консультативной работы необходимо соблюдать ряд правил:
- Чаще встречаться с такими подростками.
- Обращать внимание суицидента на позитивные аспекты его жизни.
- Не паниковать и не морализировать.
- Привлечь к работе с подростком-суицидентом между консультационными встречами значимых для него людей (близких, друзей).
- Подросток должен иметь возможность в любое время позвонить психологу-консультанту.
- При высокой вероятности самоубийства следует принять меры предосторожности - информировать родителей подростка и обсудить с ними вопрос о его госпитализации.
- Консультант обязан подробно документировать свои действия, чтобы в случае несчастья он смог доказать, что действовал профессионально и принял все меры для избежания катастрофы.
- Консультант не несет ответственность за то, что делал клиент вне стен психологического кабинета.


Интернет-ресурсы в работе с суицидальным поведением
Альтернативными формами оказания помощи и профилактики суицидальных попыток являются формы удаленного интернет-консультирования, специфические сайты, направленные на оказание психологической помощи подростку [25].
1. «Ты победишь» На сайте можно зарегистрироваться под условным ником и пройти различного рода психологические тесты, на выявление проблем. Кроме этого, на сайте создан специальный форум, где участники могут общаться между собой.
2. «Тебе стоит жить» На сайте предоставлена информация о признаках суицидального риска, где возможно получить помощь при кризисных обстоятельствах, в чем заключается смысл жизни. Информация носит религиозный характер, рассказывает об отношении церкви к самоубийствам, побуждает человека задуматься о том, что жизнь является главной ценностью.
3. «Несостоявшиеся самоубийцы» Цель сайта - помочь людям найти выход из критических ситуаций, а также поделиться своим опытом, своими взглядами на жизнь.
4. «Самоубийству стоп!» Задачи сайта: взаимодействие и сотрудничество со средствами массовой информации; психообразование населения в частных и государственных лечебных учреждениях; объединение специалистов, организаций и людей, нуждающихся в поддержке и помощи.
5. Телефон доверия для детей, подростков и их родителей . На сайте присутствует услуга, чат с психологом. Любой желающий человек может написать о своей проблемной ситуации психологу в режиме онлайн.
6. Миссионерско-апологетический проект «К истине» - сайт психологической помощи потенциальным самоубийцам. Самоубийство рассматривается как грех. Важную роль в предотвращение самоубийств играет церковь. Именно вера в Бога освободит людей от таких мыслей.
7. «Избери жизнь» На сайте предоставлены статьи по теме самоубийство и о способах его предотвращения. Кроме этого, на сайте можно получить анонимную помощь психолога очно или по Skype.
Как мы видим, необходимую психологическую помощь можно получить не только лично обратившись к психологу, а также анонимно через Интернетсайты. Перед тем, как давать подростку ссылку на тот или иной сайт, психологу следует изучить их содержание и интерфейс, поскольку некоторые из представленных сайтов для оказания анонимной помощи потенциальному суициденту носят религиозный характер.
Также при адресации на какой-либо сайт оказания помощи подростку группы риска, стоит взвешенно оценить и риски использования интернет-пространства для оказания помощи. В сети интернет сегодня можно не только найти нужную информацию, получить анонимную помощь, но и попасть под влияние неконструктивных сообществ, пропагандирующих романтизацию смерти, экстремизм, агрессию, насилие, кибербуллиг и т. д., которые могут спровоцировать активизацию суицидального поведения со стороны незрелого, ранимого и внушаемого подростка.


Телефон доверия как способ экстренной дистанционной помощи


Особой стратегией оказания психологической помощи подросткам является помощь по Телефону доверия. Основная цель Телефонов доверия - оказание экстренной психологической помощи населению в виде телефонного консультирования. Такая помощь более предпочтительна для тех, кто хочет оставаться анонимным, также она бесплатна, работает круглосуточно и сохраняет конфиденциальность [7]. Наиболее востребованные контакты в отношении подростков из данного списка представлены ниже.
Круглосуточный телефон доверия для детей и подростков 8 (800) 2000-122
Горячая линия службы экстренной психологической помощи МЧС РФ + 7 (495)989-50-50
Телефон доверия экстренной психологической помощи + 7 495 575 8 7 70
Телефон доверия экстренной медико-психологической помощи +7 495 205 05 50
Телефон психологической поддержки Центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского +7 495 63 7 70 70

Безусловно, консультация со специалистами Телефонов Доверия является разовой, экстренной формой оказания помощи. Но в некоторых случаях, когда подросток не знает куда обратиться, чтоб выговориться, рассказать о наболевшем и, наконец, поделиться хоть с кем-то готовностью совершить непоправимое, консультант на другом конце провода является спасательным кругом. Поэтому знать номера Телефонов Доверия важно не только подростку, но и родителям.
Таким образом, психологическая работа с подростками, имеющими низкий и средний уровень риска СП, может быть выстроена на основе применения консультирования. В большинстве случаев с таким подростком требуется серия консультативных встреч. Но, глубокая, длительная работа с психологом способна вывести подростка из тяжелого эмоционального состояния, проработать суицидальные мысли и намерения, разрушить мотивы, цели и смысл СП - тем самым профилактировать дальнейшее развитие суицидального поведения.

Источник: Горбушина, А. В. Суицидальное поведение подростков: диагностика и профилактика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Горбушина, А. С. Власов. - Электрон. текст. дан. (3,5 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.