Диагностика суицидального поведения
Профилактическая работа психолога в школе - Профилактика совершения самоубийства (суицида)

Своевременная диагностика СП позволяет достаточно объективно оценить риск попытки суицида, оказать своевременную помощь подростку, облегчить его внутреннее состояние, тем самым устранить причины и предотвратить развитие суицидального поведения.
Существующие методики диагностики суицидального поведения можно разделить на три большие группы.
Методики диагностики актуального состояния.
Методики оценки риска суицидального поведения.
Методики оценки суицидальной мотивации.


Приведем примеры методик диагностики по группам, подходящие для диагностики подростков в возрасте 12-17 лет.

Таблица 1 - Методическая база диагностики СП у подростков в возрасте 12-17 лет

Название и автор методики

Шкалы

Достоинства

Недостатки

1. Методики оценки актуального состояния

Опросник самооценки психических состояний (Г. Айзенк) [16, 25]

  1. Шкала тревожности
  2. Шкала фрустрации
  3. Шкала агрессии
  4. Шкала ригидности
  1. Простота обработки.
  2. Быстрое прохождение методики
  3. Небольшое количество вопросов

Косвенное отношение к теме суицида

«Шала                             депрессии»
(А. Т. Бек) [16]

Шкала депрессии

  1. Наличие ключа-трафарета.
  2. Проста в прохождении (20 вопросов)
  3. Прямой ответ на наличие/отсутствии депрессии

Косвенное отношение к суициду

Шкала тревоги (Д. В. Занг) [161

Шкала тревоги

20 вопросов
Прямая и обратная шкалы

Косвенное отношение к теме суицида

Шала                       безнадежности
(А. Т. Бек) [16]

Шкала безнадежности

20 вопросов

Косвенное отношение к теме суицида

2. Методики диагностики риска суицидального поведения

Опросник риска суицидального поведения (Б. Любан-Плоцц)

Риск суицидального поведения

16 вопросов
Прямая и обратная шкала

Прямые вопросы

Опросник суицидального риска в модификации Т. Н. Разуваевой [25]

  1. Демонстративность
  2. Аффективность
  3. Уникальность
  4. Несостоятельность
  5. Социальный пессимизм
  6. Слом культурных барьеров
  7. Максимализм
  8. Временная перспектива
  9. Антисуицидальный фактор
  1. Косвенные вопросы
  2. Небольшое кол-во вопросов
  3. Прошёл психометрическую адаптацию
  4. Выявляется                            наличие/отсутствие факторов суицидального риска

Сложность в подсчете результатов

Опросник суицидальной интенции (А. Т. Бек) [24]

2 раздела

  1. оценка обстоятельств суицидальной попытки (изоляция, выбор времени и др.)
  2. оценка истинности суицидальных намерений

Позволяет оценить выраженность, напряженность, истинность суицидальных тенденций у лиц, совершивших суицидальную попытку

Подходит исключительно для тех, кто уже совершал попытку суицида

Сигнал                          (М. В. Зотов,
В. М. Петрукович) [25]

Шкала риска суицидального поведения Дополнительная шкала антисуициадбных мотивов

Психофизиологическая методика, основанная на оценке малоосознаваемого времени реакции на суицидальные и нейтральные стимулы

Не дает содержательной информации об особенностях суицидального поведения

3.      Методики диагностики суицидальной мотивации

Незаконченные предложения (Сакс-Леви) [25]

1.Отношение к отцу

  1. Отношение к матери
  2. Отношение к себе
  3. Нереализованные возможности
  4. Отношение к будущему
  5. Отношение к школе, к учителям
  6. Страхи и опасения
  7. Отношение к своему прошлому
  8. Отношение к семье
  9. Чувство вины
  10. Планы, идеалы

Выявляет у обследуемого дисгармоничной системы отношений

  1. Необходимость качественного анализа результатов
  2. Субъективность обработки
  3. Установление контакта с испытуемым до диагностики для получения искренних ответов

«Суицидальная мотивация» (Ю. Р. Вагин) [24]

  1. Альтруистическая мотивация (смерть ради других)
  2. Анемическая мотивация (потеря смысла жизни)
  3. Анестетическая мотивация (невыносимость страдания)
  4. Инструментальная мотивация (манипуляция другими)
  5. Аутопунитическая мотивация (самонаказание)
  6. Гетеропунитическая мотивация (наказание других)
  7. Поствитальная мотивация (надежда на что-то лучшее после смерти).

Получение подробных результатов

Прямые вопросы

 

Приведенные методики являются общедоступными и достаточно распространенными.
Универсальных, подходящих для всех подростков без ограничений, методик диагностики не существует.
Представленный в таблице перечень не является исчерпывающим. Возможна диагностика СП по альтернативным схемам, с использованием личностных опросников [17, 24, 30].
Поэтому психолог к проведению диагностики в каждом конкретном случае должен относиться ответственно. Приведем ряд факторов, которые могут оказать влияние на подбор диагностического инструментария:
- наличие у подростка ограниченных возможностей здоровья, серьезных ментальных диагнозов, которые могут затруднять понимание вопросов или провоцировать фиксацию на тематике суицида;
- наличие в анамнезе попытки суицида, при которой методика с прямыми вопросами может провоцировать либо социально одобряемые ответы со стороны испытуемого, либо могут стать триггером к повторной попытке суицида;
- индивидуальный или групповой характер проведения диагностики. При групповой диагностике невозможно наблюдать одновременно за всеми респондентами, что снижает достоверность полученных данных;
- готовность и вовлеченность подростка в диагностическую процедуру, которые позволяют получить достоверные данные.
Для подростков нормы развития в возрасте от 15 до 17 лет, Н. Е. Антипова [25] составила батарею методик диагностики СП, позволяющую оценить актуальное состояние, риск возникновения суицидального поведения и мотивацию СП, а также факторы виктимности личности, предрасполагающие по мнению автора к его.
Пример батареи методик Н. Е. Антиповой представлен в приложении 1.
В состав батареи методик вошли: опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности», адаптированный к подростковому возрасту; методика исследования склонности к виктимному поведению в редакции О. О. Андронниковой; опросник суицидального риска; метод Сакса-Леви «Незаконченные предложения» [25].
Применение представленной батареи диагностических инструментов позволяет получить содержательные данные об актуальном состоянии респондента, особенностях его личности, предрасполагающих к развитию суицидального поведения, выявить сферы дисгармоничных отношений в ближайшем социальном окружении. Анализ результатов диагностики позволяет сформировать представление об эмоциональном состоянии респондента и определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности. Цель измерения суицидального риска заключается в данном случае в своевременном выявлении уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства путем направления клиента в центры оказания профессиональной медико-психологической помощи. Как и в случае диагностики острых психических заболеваний, диагностика суицидального риска предпринимается для того, чтобы вовремя определить уровень курабельности подростка обычными немедицинскими средствами психологической помощи, которыми располагает психолог, не являющийся врачом, профессиональным психиатром. Проективный метод незаконченных предложений включен в батарею с целью определения отношения подростка к собственному социальному окружению, ситуации и жизни в целом и необходим для определения мишеней опоры при консультировании.
На основе полученных результатов диагностики и выбора подростком формата работы можно подобрать для каждого вариант дальнейшей групповой или индивидуальной работы в соответствии с уровнем риска, антисуицидальными мотивами, наиболее распространенными причинами подростковых суицидов и личностными особенностями респондента.
Допускается в зависимости от ситуации и особенностей диагностики подростка, батарею дробить, выделяя наиболее важные на взгляд психолога аспекты для оценки.
По итогам диагностики может быть сформировано комплексное заключение об особенностях личности и вероятности развития суицидального риска. Пример универсального заключения для респондента, описывающий результаты диагностики по отдельным методикам из батареи Н. Е. Антиповой, представлен в приложении 2.
Необходимо отметить, что во многих опросниках диагностики СП употребляются прямые высказывания «суицидальное поведение», «суицид», «самоубийство», которые могут, с одной стороны, напугать подростка при ответе на данные вопросы, а с другой стороны, способствовать фиксации на суицидальной тематике. В сложившихся обстоятельствах необходимо внимательное отношение, предварительная беседа психолога с обследуемым, формирование установки на доверительное открытое взаимодействие в целях оказания психологической помощи.
Еще одной распространенной трудностью проведения диагностики СП является неготовность подростка отвечать длительное время на прямые вопросы о самоубийстве и собственном гнетущем эмоциональном состоянии.
В таком случае вариантом проведения диагностики может быть применение экспресс-опросника «Сигнал». Методика «Сигнал» направлена на выявление лиц с высоким риском суицидальных реакций. Основное отличие методики «Сигнал» от большинства существующих методов выявления суицидальных тенденций в том, что данная методика основана на объективном измерении психофизиологических реакций, что позволяет делать более надежный прогноз по сравнению с опросными и экспертными методами, часто используемыми в этой области. Тест сконструирован и предъявляется таким образом, что для испытуемого остается скрытым, какие стороны его поведения и переживаний подвергаются изучению. Это значительно уменьшает возможность сознательных искажений реакций испытуемого при проведении обследования, делает его результаты более достоверными.
Разработка и апробация методики осуществлялась на кафедре военной психофизиологии Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии им. Кирова. Авторами данной разработки являются: М. В. Зотов - доктор психологических наук, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт- Петербургского государственного университета. В. М. Петрукович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры военной психофизиологии Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии им.Кирова.

Суть методики заключается в регистрации времени реакции на дополнительный звуковой стимул при решении испытуемым задач по выявлению грамматических ошибок в предложениях с нейтральным и суицидальным содержанием. Методика «Сигнал» реализована в виде полностью компьютерной программы, обеспечивающей все этапы работы (тестирование, обработка и интерпретация результатов, краткое заключение). Итогом тестирования является показатель суицидального риска (ПСР), на основании которого можно делать выводы о рисках, связанных с суицидальными тенденциями, или их отсутствии. Тестирование занимает 10-20 минут и не предъявляет высоких требований к уровню образования и интеллектуального развития обследуемых, за исключением, пожалуй, автоматизированного навыка чтения. Основанная на учете объективных показателей (время простой сенсомоторной реакции), методика «Сигнал» позволяет делать надежный прогноз возможности истинного суицидального поведения, отличать склонных к суициду испытуемых от лиц с самоповре- ждающим и демонстративно-шантажным поведением.
Помимо авторской разработки «Сигнал» в состав методики входит «Опросник антисуицидальных мотивов» - русскоязычная версия опросника известного американского суицидолога М. Лайхен, адаптированная М. В. Олиной. Методика позволяет выявлять наиболее значимые для клиента жизненные факторы, которые можно рассматривать в качестве антисуицидальных ресурсов в психотерапевтической работе с клиентом. Выявление актуальных антисуицидальных мотивов позволяет разработать план действенной психотерапии для конкретного клиента.
В ходе непосредственной консультативной работы с подростком, имеющим неуточненный прогноз развития СП психологи-практики рекомендуют примене-
ние методики-индикатора тяжелого эмоционального состояния «Шкала безнадежности А. Бека», отмечая ее основным достоинством быстрый сбор информации и возможность обработать ее по ключу «на месте» в ситуации присутствия подростка на консультации. После получения данных о степени переживания безнадежности психолог сможет принять решение о дальнейших вариантах работы с клиентом-подростком.
Таким образом, диагностика СП может осуществляться с разных методологических и методических позиций в зависимости от предпочтений психолога и особенностей ситуации диагностики. Однако, необходимо перепроверять и уточнять полученные диагностические данные для подтверждения их объективности.

Источник: Горбушина, А. В. Суицидальное поведение подростков: диагностика и профилактика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В. Горбушина, А. С. Власов. - Электрон. текст. дан. (3,5 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2021.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.