На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Программа тренингов по профилактики асоциального поведения подростков с основами правовых знаний - Занятие 5-10
Программа тренингов по профилактики асоциального поведения подростков с основами правовых знаний - Занятие 5-10
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение
Индекс материала
Программа тренингов по профилактики асоциального поведения подростков с основами правовых знаний
Занятие 2-4
Занятие 5-10
Все страницы

ЗАНЯТИЕ 5

Цель: Выработка умения противостоять негативному влиянию
группы, знакомство с ответственностью за групповые правонару­шения.

Необходимые материалы: бумага, ручки.

ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППЕ «ЧТО ПРОИСХОДИЛО В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ»

Цель: Анализ изменений в поведении подростков.

Содержание: В группе обсуждается, какие конфликты с
родителями происходили в последние дни, чем они закончились. Помогли ли знания, получен­ные на предыдущем занятии, разрешить конф­ликт без потерь? А может, узнав, что родители имеют право требовать от своих детей, ребята не спорили с родителями?

Заметки для ведущего В случае, если ребята отказывались от спо­ра с родителями, следует спросить их о том, что они чувствовали.

УПРАЖНЕНИЕ «УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ "НЕТ"»

Цель: Формирование навыков аргументирован­ного отказа.

Содержание: Каждый из участников проходит по кругу, останавливаясь перед товарищами. Сидящие по очереди обращаются к нему с просьбой или при­казом. Задача: сказать «нет», при этом обосновав свой отказ.
После того как упражнение закончится, нужно спросить у ребят, в каких случаях было легче отказывать: при просьбе, при приказе или при приглашении действовать вместе? Как пра­вило, очень трудно отказаться, когда человек про­сит (мы ощущаем себя выше просящего) и при приглашении на совместную деятельность (нас удовлетворяет признание наших способностей). В этих случаях мы попадаем под влияние.

Заметки для ведущего Необходимо предупредить ребят, что прось­ба должна иметь неоскорбляющий характер.

УПРАЖНЕНИЕ «УЧИМСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВЛИЯНИЮ»

Цель: Развитие умения противостоять влиянию со стороны.

Содержание: Подросткам предлагается обсудить: что та-
кое влияние и на что или на кого можно повли­ять? Влияние — это способность убедить челове­ка поступить так, как хочется тебе, или способность предпринять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации.
Далее обсуждается: всегда ли влияние отри­цательно? Каким образом можно отличить отри­цательное влияние? Каковы способы негативно­го влияния? (Запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление на личность и т. д.) Подросткам предлагается выска­заться: хочется ли им поддаваться такому влия­нию и к каким последствиям может привести со­глашение? Что необходимо предпринять, чтобы уйти из-под негативного влияния?
Составляется план безопасности. Необхо­димо убедить подростков, что обращение за по­мощью — это не признание собственной слабо­сти, а проявление способности противостоять. В план должны быть включены и такие пункты, как обращение к родителям и взрослым, к учителям, в органы милиции, телефоны доверия.

Заметки для ведущего У некоторых ребят, возможно, уже был опыт обращения за помощью с отрицательным исходом для них самих. В этом случае нужно сказать подросткам, что каждый человек имеет право на ошибку, но не нужно думать о всех людях, что они в каждом случае обращения за помощью оттолк­нут, откажут или осмеют. Лучше обращаться за помощью не к посторонним, а в правоохрани­тельные органы, там работают профессионалы, и они знают, как помочь.

РОЛЕВАЯ ИГРА «СИТУАЦИЯ ПРИНУЖДЕНИЯ»

Цель: Моделирование ситуации принуждения со стороны.

Содержание: Подросткам предлагается разыграть сцен­ку, когда группа или кто-то один принуждает сверстника совершить противоправный посту­пок.
В группе обсуждаются различные исходы ситуации.
Заметки для ведущего Нужно спросить тех, ребят, которые «под­вергались» принуждению и которые «принужда­ли», о их чувствах в это время. Также обсуждает­ся: чего «принуждающий» в этой ролевой игре до­бивался? Для чего ему это было нужно? Вероятно, он не знал законов и надеялся, что отвечать не придется никому, виновного не найдут.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «КТО ОТВЕЧАЕТ В ТОЛПЕ»

Цель: Развитие способности к прогнозированию ответственности за свои проступки.

Содержание: Подросткам предлагается вспомнить изве­стные им по телепередачам ситуации возникно­вения каких-либо действий, идущих вразрез с за­коном, когда правонарушения совершались группой. Что нарушалось? Каков был исход? Для примера можно взять погромы на рынках, беспо­рядки, связанные с поведением футбольных фа­натов или скинхедов.
Нужно сказать, что приведенные примеры не единичны и не только скинхеды совершают погромы. За рубежом и в России множество объе­динений, группировок и сект которые пропагандируют расизм и ксенофобию.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГРУППОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ»

Цель: Информирование об ответственности за групповые правонарушения.

Содержание: Ведущий знакомит участников со статьямиУК, предусматривающими наказания за правона­рушения, совершенные группой, и за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятель­ность.
Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение пре­ступления
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совер­шенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, -наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
То же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспи­танию несовершеннолетнего, - наказывается лишением свобо­ды на срок до шести лет с лишением права занимать опреде­ленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй насто­ящей статьи, совершенные с применением насилия или с уг­розой его применения, - наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет.
Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, связанные с вовлечением несовершеннолет­него в преступную группу либо в совершение тяжкого или осо­бо тяжкого преступления, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет.
Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение анти­общественных действий
1. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употреб­ление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в заня­тие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, - наказы­вается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четы­рех лет.
То же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспи­танию несовершеннолетнего, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй насто­ящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, - наказываются лишением свободы на срок до шести лет.
Важно отметить, что, если несовершенно­летнего вовлекли в преступную деятельность, он не является пострадавшим. Это является послаб­лением, но при этом не освобождает от ответ­ственности.
А вот когда подростки совершают правона­рушение «толпой», то это утяжеляет наказание. Например: если нанесен физический вред здоро­вью одним человеком, то ему назначается нака­зание в виде лишения свободы до трех лет, а если он был не один, то до пяти лет. Если над челове­ком издевается кто-то один, то его посадят на три года, а если истязание совершается группой, то ее участникам грозит заключение до семи лет. Причем выявляется зачинщик и ему назначается самая жесткая мера, предусмотренная статьей. Все правонарушения, совершенные группой лиц, считаются правонарушениями по предваритель­ному сговору.
Статья 35. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступ­ным сообществом (преступной организацией)
Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более испол­нителя без предварительного сговора.
Преступление признается совершенным группой лиц по пред­варительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.
Преступление признается совершенным организованной груп­пой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Преступление признается совершенным преступным сообще­ством (преступной организацией), если оно совершено спло­ченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объе­динением организованных групп, созданным в тех же целях.
Лицо, создавшее организованную группу или преступное со­общество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и ру­ководство ими в случаях, предусмотренных соответствующи­ми статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организо­ванной группы или преступного сообщества (преступной орга­низации) несут уголовную ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Осо­бенной части настоящего Кодекса, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.
Создание организованной группы в случаях, не предусмотрен­ных статьями Особенной части настоящего Кодекса, влечет уго­ловную ответственность за приготовление к тем преступлени­ям, для совершения которых она создана.
Совершение преступления группой лиц, группой лиц по пред­варительному сговору, организованной группой или преступ­ным сообществом (преступной организацией) влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотрен­ных настоящим Кодексом.
Для обсуждения в группе можно предло­жить следующий вопрос: «Как вы думаете, кто ви­новник погромов на улицах Москвы после фут­больного матча за кубок мира 2003 года и кто будет отвечать?»
Заметки для ведущего Необходимо вывести ребят на осознание
виновности всех участников погрома.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: Получение обратной связи.
Содержание: Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии.

ЗАНЯТИЕ 6

Цель: развитие навыков, позволяющих отказаться от предложе­ния попробовать наркотики или токсические вещества, знакомство с правовой ответственностью за хранение, распространение и при­менение наркотических и психотропных средств.
Необходимые материалы: бумага, ручки.

ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППЕ «НАСТРОЕНИЕ»

Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Содержание: Подросткам предлагается высказать предположение, какое у соседа слева сегодня настро­ение.

ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППЕ «ЧТО ПРОИСХОДИЛО В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ»

Цель: Анализ изменений в поведении подростков.

Содержание: В группе обсуждается, сталкивались ли участники с ситуациями принуждения в последние дни, что происходило, каков исход, помогли ли им знания, полученные на предыдущем занятии, достойно разрешить ситуацию.

Заметки для ведущего Необходимо спросить участников, когда
они со стороны наблюдали ситуацию принуждения, хотелось ли им вмешаться.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ПОЧЕМУ ЛЮДИ ПРИМЕНЯЮТ НАРКОТКИ»

Цель: Выявление причин применения наркотиков.

Содержание: Участникам предлагается назвать причины применения наркотических средств. В каких слу­чаях разрешается применение.
Заметки для ведущего Подросткам показывается необходимость применения наркотических средств в медицине. Наркоз необходим при операциях, чтобы сни­зить болевые ощущения больного. Онкологичес­ким больным также нужны препараты для сниже­ния боли, так как их страдания нестерпимы.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «К ЧЕМУ ВЕДЕТ ПРОБА НАРКОТИКА И ТОКСИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА»

Цель: Обнаружение последствий пробы наркоти­ка, подчеркивание возможности и необходимос­ти отказа.

Содержание: Подросткам предлагается выстроить логи­ческую цепочку от предложения попробовать наркотик до последнего этапа применения. На каких звеньях можно прервать путь к смерти от наркотика. Важно подвести к пониманию того, что только отказ от предложения попробовать наркотик может предотвратить негативные изме­нения в жизни, а в конечном итоге — спасти от печального исхода.

Заметки для ведущего Ребята могут высказывать бытующее в их среде мнение, что только от одной пробы зави­симости не наступает. В этом случае нужно ска­зать, что, демонстрируя интерес к предложению, даже не пробуя, человек становится уже зависи­мым. Распространитель наркотиков будет пред­лагать вновь и вновь, пока человек не согласится или не откажется. А хочется попадать в зависи­мость от кого-либо? Не лучше ли сразу сказать «нет» не объясняя причину.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «ЧТО ЛЮДИ ПРИОБРЕТАЮТ И ЧТО ТЕРЯЮТ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ НАРКОТИКА»

Цель: Выявление потерь при применении нарко­тиков

Содержание: Участникам предлагается составить список приобретений и потерь, произошедших в связи с применением наркотиков. Списки обсуждают­ся. Необходимо вывести на то, что, испытывая короткий «кайф», человек в конечном итоге те­ряет все, даже жизнь. Обсуждается, стоит ли этот «кайф» таких потерь.
Заметки для ведущего Очень важно, чтобы подростки поняли, что это его жизнь. Можно но показать это наглядно. Например: потерял деньги, но ты продолжаешь жить без этих средств, находишь, от чего можно отказаться. От тебя ушел любимый человек, ты переживаешь, но продолжаешь жить. Твоя жизнь кончилась — тебя больше нет и не будет никогда.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИКА - ДЕЛО ЛИЧНОЕ»

Цель: Обсуждение влияния применения наркоти­ков на близких людей.

Содержание: Влияет ли применение наркотика на взаи­моотношения с окружающими? Помогают нарко­тики общаться или мешают? Есть ли у кого-нибудь опыт общения с человеком под наркотическим опьянением, приятно ли общаться с таким чело­веком? Если неприятно, то обычно отношения прекращаются. А как люди, применяющие нарко­тики, выстраивают свои взаимоотношения с род­ными и друзьями? Подросткам предлагается обсудить влияние применения наркотиков на разрыв отношений с родными и друзьями. Также необходимо коснуться темы право­
нарушений, которые совершаются в состоянии наркотического опьянения и правонарушений по вовлечению других подростков для распро­странения и применения наркотиков. Часто ли
ребята слышат о правонарушениях, совершен­ных наркоманами? Какого рода правонарушения?

Заметки для ведущего Необходимо спросить ребят, слышали ли они, что человека оправдал суд в преступлении, совершенном в состоянии наркотического опь­янения.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЗА ХРАНЕНИЕ И СБЫТ НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВ»

Цель: Предоставление информации об ответственности за применение, хранение и сбыт нар­котиков.

Содержание: Обычно правонарушения, совершенные в наркотическом состоянии, трактуются как пре­ступления против личности (посягательство на жизнь и здоровье), на имущество граждан и орга­низаций (кража, грабеж). С ответственностью за эти правонарушения ребята уже познакомились. Но, кроме этого, наркоманами совершаются пре­ступления и другого характера.
Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, из­готовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
1. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовле­ние, переработка без цели сбыта наркотических средств, пси­хотропных веществ или их аналогов в крупном размере, - на­казываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. 2. Те же деяния, совершенные в особо крупном размере, - нака­зываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере за­работной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. Примечания:
Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоя­щей статьей, добровольно сдавшее наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги и активно способство­вавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, осво­бождается от уголовной ответственности за данное преступле­ние. Не может признаваться добровольной сдачей наркотичес­ких средств, психотропных веществ или их аналогов изъятие указанных средств, веществ или их аналогов при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
Крупным размером признается количество наркотического средства, психотропного вещества или их аналога, превыша­ющее размеры средней разовой дозы потребления в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз. Размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ утверждаются Правительством Россий­ской Федерации.
Статья 228.1. Незаконные производство, сбыт или пересылка нар­котических средств, психотропных веществ или их аналогов
Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотичес­ких средств, психотропных веществ или их аналогов - на­казываются лишением свободы на срок от четырех до вось­ми лет.
Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в крупном размере;
в) лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего, - наказываются
лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со
штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в разме­ре заработной платы или иного дохода осужденного за
период до трех лет либо без такового.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:
а) организованной группой;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадца­тилетнего возраста;
г) в особо крупном размере, - наказываются лишением сво­боды на срок от восьми до двадцати лет со штрафом в раз­мере до одного миллиона рублей или в размере заработ­ной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Статья 229. Хищение либо вымогательаво наркотических средств
или психотропных веществ
Хищение либо вымогательство наркотических средств или пси­хотропных веществ - наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
в) лицом с использованием служебного положения;
г) с применением насилия, не опасного для жизни или здо­ровья, либо с угрозой применения такого насилия, - на­казываются лишением свободы на срок от шести до деся­ти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй насто­ящей статьи, если они совершены:
а) организованной группой;
б) в отношении наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья,
либо с угрозой применения такого насилия, - наказыва­ются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.
Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств или
психотропных веществ
Склонение к потреблению наркотических средств или психо­тропных веществ - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организо­ванной группой;
в) в отношении заведомо несовершеннолетнего либо двух
или более лиц;
г) с применением насилия или с угрозой его применения, -
наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй на­
стоящей статьи, если они повлекли по неосторожности
смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, - на­казываются лишением свободы на срок от шести до двена­дцати лет.
Статья 231. Незаконное культивирование запрещенных к возделы­ванию растений, содержащих наркотические вещества 1. Посев или выращивание запрещенных к возделыванию расте­ний, а также культивирование сортов конопли, мака или дру­гих растений, содержащих наркотические вещества, - наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. 2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору или организо­ванной группой;
в) в крупном размере, - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
Примечание:
Размеры запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, для целей настоящей статьи утверждаются Правительством Российской Федерации. Статья 232. Организация либо содержание Притонов для потреб­ления наркотических средств или психотропных веществ
Организация либо содержание притонов для потребления нар­котических средств или психотропных веществ - наказывают­ся лишением свободы на срок до четырех лет.
Те же деяния, совершенные организованной группой, - нака­зываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Таким образом, человек, который встал на путь применения наркотиков, автоматически встает и на путь преступления. Когда он уже все вынесет из дома, чтобы иметь средства на при­обретение дозы, он попытается добыть средства незаконно. Нередко это приводит к тому, что он попадает на скамью подсудимых.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: Получение обратной связи.

Содержание: Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель: Выработка навыков, позволяющих отказаться от употреб­ления алкоголя, знакомство с ответственностью за правонаруше­ния в состоянии алкогольного опьянения.

Необходимые материалы: бумага, ручки, небольшой мяч.

ПРИВЕТСТВИЕ

Цель: Создание доброжелательной рабочей атмосферы.
Содержание: Участники в кругу бросают друг другу мяч со словами «Я знаю, что ты сегодня...». Принима­ющий мяч соглашается с предположением или нет.

ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППЕ «ЧТО ПРОИСХОДИЛО В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ»

Цель: Анализ изменений в поведении подростков.
Содержание: Участники рассказывают, что происходило с ними в последние дни. Помогли ли им знания, которые они получили на занятиях, посмотреть на наркоманов другими глазами? А может быть, кому-то удалось остановить товарища от пробы наркотика? Это здорово!

Заметки для Очень хорошо, если ребята расскажут о
ведущего своих чувствах к наркоманам. Если эти чувства изменились то в какую сторону?

МОЗГОВОЙ ШТУРМ «ПОЧЕМУ ЛЮДИ УПОТРЕБЛЯЮТ АЛКГОЛЬ»

Цель: Выявление причин употребления алкоголя.

Содержание: Участники высказывают свои предположения о причинах употребления алкоголя.

Заметки для ведущего Не следует превращать мозговой штурм в дискуссию или заниматься нравоучениями: «Ах, как это плохо!» Важно, чтобы ребята выразили именно свой взгляд на то, что лежит в основе на­чала употребления алкоголя.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «С ПЬЯНОГО ВЗЯТКИ ГЛАДКИ?»

Цель: Формирование представления о том, что состояние опьянения не освобождает от ответственности за правонарушения.

Содержание: В группе обсуждается, как изменяется пове­дение человека, принявшего алкоголь, в частно­сти как ведут себя пьяные подростки, как они на­рушают права других людей. Необходимо подвести к пониманию, что состояние алкоголь­ного опьянения не только не освобождает от от­ветственности, но и усугубляет вину. Для этого ве­дущий спрашивает ребят, как они думают, пьяный — это человек, который в силу своего фи­зического состояния освобождается от ответ­ственности, так как не может контролировать свои действия, или он все-таки должен отвечать за свои действия?

Заметки для ведущего Ребята могут прийти в своих рассуждени­ях к следующему выводу: если не можешь контролировать свои поступки — не пей, а если спо­собен отдавать отчет в своем поведении, то име­ешь право выпить. Это суждение имеет место не только в среде подростков, но и в обществе в це­лом, поэтому не стоит укорять ребят за высказы­вание, которое они часто слышат. Нужно сказать, что в стране, где не существует запрета на прода­жу алкоголя и его употребление, мера принятия спиртных напитков личное дело каждого, исключая несовершеннолетних. А если несовер­шеннолетний (как и любой гражданин России) совершил преступление в состоянии алкогольно­го опьянения любой степени это только усугубляет его вину.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯННИЯ»

Цель: Информирование об ответственности за правонарушения в состоянии алкогольного опь­янения.

Содержание: Ведущий спрашивает ребят, не обратили ли они внимание при рассмотрении правовых норм об ответственности несовершеннолетних за тяж­кие преступления, на то, что ни в одной из ста­тей не существуют пункты или ссылки, указыва­ющие на послабление наказания человеку, находящемуся в состоянии любого опьянения. То есть закон не оправдывает человека пьяного, к нему применяются точно такие же меры, как и к трезвому. Так почему же мы говорим о том, что алкоголь еще и утяжеляет ответственность?

Заметки для ведущего Пусть ребята сами поищут варианты ответа. Здесь дискуссия вполне уместна. В конечном ито­ге они сами выйдут на ответ: у пьяного не рабо­тают «тормоза», он не сможет вовремя остано­виться при возникновении конфликтной ситуации или когда его пытаются вовлечь в пре­ступные действия. А бывает, и бравирует своей «смелостью» и безнаказанностью, совершает пра­вонарушение на публику. В этих случаях у чело­века ослаблен контроль своего поведения, но это не может служить ответственность за свои действия перед законом.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «АЛЬТЕРНАТИВА АЛКОГОЛЮ»

Цель: Поиск возможностей отказа от алкоголя.

Содержание: Ведущий просит ребят высказаться о том,
чего, по их мнению, добивается человек, употреб­ляя спиртные напитки, и что он получает, а мо­жет, и теряет. Причем пиво тоже рассматривает­ся как спиртной напиток, поскольку в нем содержится доля алкоголя.
Заметки для ведущего Обычно ребята говорят, что употребляют ведущего алкоголь, чтобы расслабиться, чтобы чувствовать себя более раскованным в компании, потому что все, с кем они общаются, выпивают, потому что праздники принято проводить с выпивкой, на дискотеках неинтересно без «допинга». И здесь нужно спросить, как они думают, становится ли интереснее общаться с ними, после того как они приняли «допинг»? Могут поступить утвердитель­ные ответы — ведь они в этом случае становятся более раскованными. Тогда нужно спросить: мо­жет, более развязными? Где грань между развяз­ностью и раскованностью?
Наверное, всем при­ходилось общаться с «принявшими на грудь» ребятами, находясь при этом в трезвом виде. Ка­кие чувства возникали при этом?
Ведущий возвращает ребят к началу дискус­сии, предлагает вспомнить: чего человек добива­ется, употребляя спиртные напитки? Список же­лаемого нужно перенести на доску. Достигнет ли желаемых результатов этот человек и на какое время? Если и достигнет, то только на короткое время, пока действуют «винные пары», а потом нужно опять выпивать, чтобы стало хорошо. И вот- это «опять» — уже зависимость, алкоголизм. Болезнь страшная, которая ведет к материаль­ным потерям, к потерям близких, друзей и само­го себя.
Далее с ребятами обсуждаются пункты, ко­торые записаны на доске, и напротив каждого желания пишется новый способ достижения же­лаемого состояния.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: Получение обратной связи.

Содержание: С подростками обсуждается прошедшее занятие.

ЗАНЯТИЕ 8

Цель: оказание помощи подросткам в выборе возраста вступ­ления в половые отношения, осознание последствий неразборчи­вых половых связей, знакомство с ответственностью за сексуаль­ное насилие.

Необходимые материалы: бумага, ручки

ПРИВЕТСТВИЕ

Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Содержание: Участники по команде тренера с закрыты-
ми глазами ходят по комнате. Когда они встреча­ются друг с другом, то, не открывая глаз, здорова­ются и называют имя. По команде тренера партнеры смотрят друг на друга и говорят, угадали товарища или нет.

ОБСУЖДЕНИЕ «ЧТО ПРОИСХОДИЛО В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ»

Цель: Анализ изменений в поведении подростков

Содержание: В группе обсуждается, как изменилось отношение к пьяным людям, может быть, подрост­ки кому-то помогли осознать пагубность привыч­ки употребления алкоголя.
Заметки для ведущего Возможно, в группе есть ребята, которые
пробовали алкоголь, пиво. Наверное, они могут высказаться, сохранилось ли желание «рассла­биться» с алкоголем, или оно пропало и почему.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «КОГДА МЫ ЛЮБИМ, ТО...»

Цель: Достижение понимания, согласно которому сексуальные отношения — это не начало, а продолжение отношений.

Содержание: Ведущий предупреждает ребят, что сегодня они будут обсуждать тему, которая, конечно же, волнует их, но на которую как-то неловко гово­рить со взрослыми. Это ложный стыд, ведь поло­вые отношения — это одна из сторон человечес­кой жизни, однако важно то, какими красками эти отношения окрашены и в каком возрасте они происходят. Если об этом говорить насмехаясь — это все равно что смеяться над своей жизнью.
В группе обсуждается, как складываются отношения между девушками и парнями, на­сколько они близки, существуют ли сексуальные отношения, к чему они приводят. Необходимо обсудить ошибочность утверждения: «Сексуаль­ные отношения — это доказательство любви». Очень часто приходится слышать, что парни про­сят доказать девушку, что она его любит. А любит ли он ее, уважает ли он ее, если просит «доказать» любовь к нему? Разве таким образом доказывают любовь? Бывают случаи, когда девушка, пытаясь удержать возле себя парня, вступает с ним в по­ловую связь. Можно ли таким образом удержать возле себя любимого человека? А может, и не любовь это, а юношеская влюбленность? Чем отли­чается зрелая любовь от влюбленности?
Очень важно объяснить ребятам: любовь прежде всего огромная ответственность за люби­мого человека и готовность пожертвовать свои­ми интересами, не ощущая себя ущемленным.
Встречаются случаи, когда девушка заявля­ет парню, что она не хочет с ним встречаться, и парень насилует ее — это уже трактуется наши­ ми законами как преступление против личности
и сексуальной неприкосновенности.

Заметки для ведущего На все поставленные вопросы ребята должны сами дать ответы, их можно поправлять, если они уходят от темы. Важно, чтобы они сами ду­мали и спорили между собой.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «ЗНАКОМСТВО С ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЗА СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ»

Цель: Информирование об ответственности за сексуальное насилие и принуждение к занятиям проституцией.

Содержание: Ведущий знакомит ребят с законами, которыми охраняется право человека на сексуальную неприкосновенность.
Статья 131. Изнасилование
Изнасилование, то есть половое сношение с применением на­силия или с угрозой его применения к потерпевшей или к дру­гим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, - наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет.
Изнасилование:
б) совершенное группой лиц, группой лиц по предваритель­ному сговору или организованной группой;
в) соединенное с угрозой убийством или причинением тяж­
кого вреда здоровью, а также совершенное с особой жес­токостью по отношению к потерпевшей или к другим ли­цам;
г) повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием;
д) заведомо несовершеннолетней, - наказывается лишени­ем свободы на срок от четырех до десяти лет.
3. Изнасилование:
а) повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей;
б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда
здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или
иные тяжкие последствия;
в) потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетне­го возраста, - наказывается лишением свободы на срок от
восьми до пятнадцати лет.
Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера
Понуждение лица к половому сношению или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозы уничто­жением, повреждением или изъятием имущества либо с исполь­зованием материальной или иной зависимости потерпевшего (по­терпевшей) - наказывается штрафом, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.
Статья 134. Половое сношение и иные действия сексуального ха­рактера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста
Половое сношение совершенное лицом, достигшим восемна­дцатилетнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим шестна­дцатилетнего возраста, - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до четырех лет. Статья 135. Развратные действия сексуального характера
Развратными считаются действия, которые носят сексуальный характер и наносят вред психике малолетних. Развратные дей­ствия - это циничные разговоры на сексуальные темы, показ пор­нографических изображений, видеокассет.
Совершение развратных действий без применения насилия ли­цом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, - наказы­вается штрафом, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Заметки для ведущего Нужно сказать ребятам, что преступник, совершивший сексуальное насилие или развратные действия, понесет наказания за свое преступле­ние. Но есть другая сторона - человек, перенес­ший посягательство на свою сексуальную свобо­ду. Это всегда очень травматично психически, порой травма сохраняется на долгие годы и на­кладывает отпечаток на всю жизнь. Такому чело­веку необходима психологическая и психотера­певтическая помощь.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «КАК ИЗБЕЖАТЬ СЕКСУАЛЬНОГО НАСИЛИЯ»

Цель: Оказание помощи подросткам в выработ­ке плана безопасности.

Содержание: С подростками обсуждается, как можно из­бежать насилия на стадии разрыва отношений, и вырабатывается план личной безопасности в си­туации возможного нападения незнакомых лиц с целью изнасилования.
Стадия разрыва отношений — наиболее опасное время в плане насилия, так как прерывать отношения порой трудно, особенно если другая сторона этого не хочет. Как можно понять, что угрожает опасность? Существуют сигналы:

  • партнер становится агрессивным;
  • он угрожает расправой;
  • он преследует;
  • он наносит материальный вред (портит вещи);
  • он контролирует каждый шаг.

Как избежать насилия в этот период? (Ре­бята сами вырабатывают план личной безопасно­сти.)
А если вы подвергаетесь опасности насилия со стороны незнакомого человека на улице, в подъезде? (Ребята вырабатывают план личной безопасности в таких случаях.)

Заметки для ведущего Важно сказать ребятам, что не нужно в каж­дом видеть насильника, будь он твой любимый, хорошо ^знакомый или посторонний человеке Сексуальные насильники встречаются не так уж часто. Нужно знать об этом и не подозревать каждого.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: Получение обратной связи.

Содержание: Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии

ЗАНЯТИЕ 9

Цель: Повышение самооценки подростков, развитие самосо­знания, знакомство с основными законами РФ.

Необходимые материалы: бумага, ручки.

ОБСУЖДЕНИЕ «ЧТО ПРОИСХОДИЛО В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ»

Цель: Анализ изменений в поведении подростков.

Содержание: В группе обсуждается, что происходило в жизни подростков в последние дни.

УПРАЖНЕНИЕ «СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ»

Цель: Формирование представлений о необходи­мости законов.

Содержание: Ведущий предлагает подросткам сочинить сказку про тридевятое царство-государство, в ко­тором жили-были король и его народ. Группа де­лится на две подгруппы. Каждой дается свое за­дание. Первая группа пишет сказку про царство, где существуют законы и король следит за их ис­полнением. Вторая подгруппа сочиняет сказку про жизнь в царствегосударстве без законов. На творчество отводится 15 минут.
Каждая подгруппа зачитывает свою сказку. Затем следует обсуждение. Ребятам предлагается ответить на вопросы:

  • В какой стране народу жилось лучше?
  • Нужно ли контролировать исполнение зако­нов?
  • Нужны ли законы вообще?

Заметки для ведущего Не нужно останавливать ребят в выражении их фантазии. Пусть придумывают, это развивает способность к анализу своих чувств и поступков.

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «МОЖНО ЛИ ЖИТЬ БЕЗ УСТАНОВЛЕННЫХ ПРАВИЛ?»

Цель: Поиск оснований необходимости существования законов

Содержание: Участникам предлагается представить, что вдруг в нашей стране, на нашей планете переста­ли существовать правила и законы, как в сказке. Что из этого бы вышло? Как стали жить и взаимо­действовать люди? Когда существуют законы это плохо или хорошо? Кому нужно соблюдать законы: потенциальным преступникам или всем гражданам?
Заметки для ведущего Нужно дать ребятам время пофантазировать, но при высказываниях возвращать их в действительность, напоминая, какие права человека на­рушаются или соблюдаются, так лучше восприни­мается необходимость соблюдения законов.

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ЧАСТЬ «ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РФ, КАК И КЕМ ОНИ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ»

Цель: Знакомство с основами принятия и введения основных законов страны и поправок к ним.

Содержание: Ведущий знакомит подростков с процедурой разработки, принятия и введения основных законов России и поправок к ним.
Конституция — это Основной закон нашей страны, определяющий права каждого граждани­на, его обязанности и ответственность. Консти­туция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного го­лосования.
Согласно Конституции РФ:
Статья 94
Федеральное собрание - парламент Российской Федерации -является представительным и законодательным органом РФ. Статья 104
1. Право законодательной инициативы принадлежит Президен­ту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Государственной
думы, Правительству РФ, законодательным органам субъек­тов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит так­
же Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высше­му Суду РФ.
2. Законопроекты вносятся в Государственную думу.
Статья 105
Федеральные законы принимаются Госудравенной думой. Статья 107
Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Статья 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конститу­ции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государ­ственная дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ. Статья 118
Правосудие в РФ осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством конституционно­го, гражданского, административного \л уголовного судопро­изводства.
Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и фе­деральным конституционным судом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

РЕФЛЕКСИЯ

Цель: Получение обратной связи.
Содержание: Участники делятся впечатлениями о прошедшем занятии.

ЗАНЯТИЕ 10

Цель: формирование потребности и способности к самопозна­нию, саморазвитию и самореализации.

Необходимые материалы: бумага, ручки, «Портрет современ­ного подростка», созданный на первом занятии.

ПРИВЕТСТВИЕ

Цель: Создание доброжелательной рабочей обстановки.

Содержание: Участникам предлагается представить, что
они встретились все вместе через пять лет. Как бы они поздоровались?

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ ИЗМЕНИТЬ В ОБРАЗЕ ПОДРОСТКА»

Цель: Формирование способности к позитивным изменениям негативных черт характера и достижению позитивных жизненных целей.

Содержание: Участникам предлагается разделить черты портрета современного подростка, составленно­го на первом занятии, на положительные, кото­рые следует развивать, и на отрицательные, от которых хорошо бы избавиться, так как они мо­гут привести к столкновениям с законом. Необ­ходимо обсудить с группой, какими способами этого можно добиться.

РЕФЛЕКСИЯ «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ВО МНЕ»

Цель: Осознание результативности занятий для каждого участника группы.

Содержание: Ребятам предлагается по очереди высказаться, что изменилось в каждом из них, какие убеждения, установки.

УПРАЖНЕНИЕ «ЧЕМОДАН»

Цель: Подведение итогов.

Содержание: Ведущий объявляет, что данное занятие последнее в этом блоке, и группе предлагается собрать «чемодан» того, что они приобрели за последние 10 занятий, «багаж» записывается на бумаге и вкладывается в «чемодан» — конверт. Причем это должна быть коллективная работа.
Спустя 10 минут ведущий зачитывает со­держание «чемодана» и предлагает ребятам вы­сказаться, в каких случаях они могут вспомнить о содержании «чемодана».

Заметки для ведущего Нужно обязательно заострить внимание подростков на том, что, если они хотят, чтобы за­коны помогали им в трудных ситуациях, нужно, прежде всего, самим соблюдать их и подчиняться.

  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб, “Речь”, 2002.
2. Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20
3. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя! (серия “Главный учебник”). – СПб.: прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.
4. Шамликашвили Ц. Явные и незаметные преимущества медиации//
5. Журнал “Медиация и право” , М.. 2 (12) – 2009.
6. Макартычева Г.И. Тренинr для подростков: профилактика асоциальноro поведения. СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.
7. Программа социально-психологического тренинга межличностного общения (автор — А.С. Прутченков).
8. Фалькович Т.А, Высоцкая Н.В., Толтоухова Н.С. “Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях”

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.