На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Делинквентное поведение и проблема личностной неопределенности подростков
Делинквентное поведение и проблема личностной неопределенности подростков
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Клейберг Ю.А. ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» (г. Москва, Россия)
Орлова Е.А. ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (г. Москва, Россия)
Среди комплекса рисков и проблем, которые несет с собой становление глобальной социальной и психологической неопределенности в современном обществе, особое значение, с девиантологической точки зрения, имеет проблема «кросс-культурной аномизации»: процесс смешения, диффузии культур в глобальном информационном пространстве, что сопровождается разрушением традиционных ценностно-нормативных систем, вырываемых из своего культурного контекста и включаемых в процесс информационной циркуляции и информационной неопределенности.

Результатом этого процесса становится размывание представлений о дозволенном и недозволенном в индивидуальном и массовом сознании. Исчезает общий нормативный эталон, что неизбежно деформирует процессы инкультурации, социализации и социального контроля в современном обществе. Подросток лишается критериев для различения позитивного и негативного, нормы и отклонения. Господствующей становится точка зрения, согласно которой̆ каждый̆ решает для себя сам, что нормально, а что – нет. Человек, воспитанный̆ в ключе подобной̆ идеологии «свободы» и тотальной неопределенности, стремится к максимизации своего комфорта и отказывается от ценностных суждений, что приводит к качественному и количественному росту девиаций в современных обществах. В данных условиях актуализируются вопросы о границах допустимого и недопустимого в поведении человека (Хагуров Т.А., 2003; Яницкий М.С., 2012).
Становится ясным, что среди многих средств воздействия общества на формирование личности совершенно определенную роль играют социальные нормы (Клейберг Ю.А., 1997, 2008, 2014а, 2014б, 2014в). Их значение закреплено обязательностью содержащихся в них правил, требований, предъявляемых обществом, классом, коллективом, социальной группой к поведению человека в тех или иных конкретных ситуациях, а также тем, что они служат средством социального контроля. Социальные нормы являются важным звеном механизма социального управления, регуляции и коррекции поведения человека, стимулирования его творческой и социальной активности.
В основе регуляции поведения человека находятся социальные ценности, выраженные в социальных нормах, которые представляют собой совокупность конкретных правил и требований, вырабатываемых обществом и играющих роль «хранителя» его ценностей. При этом, как отмечает М.С. Яницкий (2012), имеет место своеобразная «двойная регуляция», параллельно осуществляющаяся посредством как моральных, так и правовых норм. Моральные или этические нормы получают выражение в общих представлениях (правилах, заповедях, принципах) о том, как должно поступать в тех или иных ситуациях. Правовые нормы выражаются в сводах, кодексах законов и других нормативных актах (Яницкий М.С., 2012, с. 71).
Однако, исследуя генезис и механизм развития норм, нужно иметь в виду три способа возникновения и функционирования социальных норм:
а) стихийный (естественный);
б) планомерно-сознательный (целенаправленный);
в) смешанный.
Причем, при каждом из этих механизмов могут возникнуть любые виды социальных норм, и в каждом случае обнаруживаются свои, присущие конкретному механизму, особенности генезиса норм.
Основными свойствами социальной нормы являются:
объективность отражения действительности;
однозначность (непротиворечивость);
историчность (преемственность);
обязательность воспроизводства;
относительная устойчивость (стабильность);
динамичность (изменчивость);
формальная определенность (внешняя завершенность);
степень распространенности, обращенность в будущее;
оптимальность;
возможность ее измерения;
организующая, регулирующая способность;
превентивность;
коррекционно-реабилитационная способность (Клейберг Ю.А., 2014а).
В ситуациях неопределенности усвоение подростком социальных норм может идти несколькими путями:
- ознакомительно-познавательным – это когда в процессе социализации дети знакомятся с общепринятыми в сообществах, в которых им придется жить, нормами; у них формируются первичные понятия о том, что хорошо, а что плохо;
- формального усвоения. Формальное усвоение норм не гарантирует адекватное (нормопослушное, позитивное) поведение. Часто поведение людей с такой установкой осуществляется как «конформистское»: «поступаю как все», «так же, как и у других», «ворую как все» и т. п. Подросток может сам не нарушать социальных норм, но быть равнодушным к подобным проявлениям, если они не касаются лично его (по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю»);
- уровень убеждений – глубинное осознание и принятие социальных норм, превращение их в личные убеждения. Усвоение норм подростком с высоким уровнем самосознания помогает регулировать поведение в сложных ситуациях. Более того, он готов активно противостоять нарушителям норм. Однако для такого противостояния нужны не только глубокие убеждения, но и воля к борьбе, к отстаиванию своих убеждений (Клейберг Ю.А., 2014а, 2014б).
Делинквентное поведение подростков и молодежи в условиях социальной неопределенности – это модификация или изменение формы или структуры, образа жизнедеятельности лиц, объединившихся в группы социального риска, придерживающихся определенных законов и традиций и имеющих определенные признаки. В подростково-молодежной субкультуре делинквентной (криминальной) ориентации благодаря наличию в ней определенной доли романтики, таинственности, необычности, привлекательности, сравнительно легко усваивается специфическая система норм, ценностей, установок. Немаловажную роль играет и то, что данной субкультуре свойственен эпатажный, игровой и эмоциональный характер.
Одна из типологий подростково-молодежных объединений с делинквентной ориентацией и антиобщественным сознанием выглядит таким образом:
- случайная группа – например, затевающая драки на дискотеках, стадионах и в других местах, имеющая свои неписаные групповые нормы и ценности. Причем действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы обезличенными (не личными) действиями;
- ретристская группа, обычное занятие которой – бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания;
- агрессивная группа основана на примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Характерными особенностями агрессивной группы являются жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление: «мы–они»;
- криминогенная группа. Для нее характерными чертами являются внушаемость и конформизм, которыми пользуются в своих противоправных целях лидеры группы. Членами криминальных групп, как правило, являются подростки из проблемных семей. Отсюда — примитивный уровень мышления (Клейберг Ю.А., 2014а, с. 88-89). Однако не исключаем, что это своеобразная форма психологической защиты, при которой вытесненные негативные черты характера и установки в сознании человека могут превратиться в позитивные.

Литература
1. Клейберг Ю.А. Основы психологии девиантного поведения: монография. СПб.: ИД «Алеф-Пресс», 2014а.
2. Клейберг Ю.А. Девиантология: схемы, таблицы, комментарии: учебное пособие. М.: Изд-во МПСУ, 2014б.
3. Клейберг Ю.А. Ювенальная девиантология и пространство досуга: взаимосвязь потенциалов // Материалы VIII Всеросийской с международным участием научно-практической конференции «Феноменология и профилактика девиантного поведения» (г. Краснодар, 5 декабря 2014), 2014в. С. 116-120.
4. Клейберг Ю.А. Социально-психологические подходы к типологизации деструктивного поведения // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Феноменология и профилактика девиантного поведения»: в 2 т. Т. 1. Краснодар, 2008. С. 176-187.
5. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. М., 1997.
6. Хагуров Т.А. Дисфункции процессов социализации и социального контроля в условиях экспансии массовой потребительской культуры (проблемы девиантологического анализа): Автореф. дисс. ... докт. соц. наук. М., 2007.
7. Хагуров Т.А. Введение в современную девиантологию: учебное пособие. Ростов - н/Д., 2003.
8. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012.
Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.