Профилактика аутоагрессивного поведения подростков |
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение |
1. Профилактика аутоагрессивного поведения подростков должна основываться на понимании роли и содержания экзистенциального кризиса подростков, как переходного состояния, негативный исход которого, становится причиной аутоагрессивного поведения. Персонифицированные модели превенции позволяют учитывать модальность факторов экзистенциального кризиса с учетом конкретной жизненной ситуации, личностных особенностей и значимых переживаний подростка. 2. Основными направлениями психопрофилактических интервенций в общеобразовательной школе, реализуемых при помощи персонифицированной методологии психокоррекционной работы, в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики являются: содействие подростку в принятии экзистенциальных данностей (индивидуальные условия и возможности); формировании отношения к жизни как к ценности; поиске себя (умение отграничить себя в отношениях с миром и другими людьми, объективное отношение к самому себе); развитие способности видеть жизненные перспективы (быть во взаимосвязи со смыслом). 3. Аутоагрессивное поведение подростков имеет возрастные особенности. Наибольший риск самоповреждающего поведения отмечается в период 12-15 лет, сопровождаясь положительным отношением к такому поведению. С каждым годом у подростков увеличивается интерес и осведомленность в теме ПАВ; период повышенного суицидального риска отмечается в возрасте 12-15 лет. 4. Разные виды аутоагрессивного поведения имеет гендерную специфику. Риск самоповреждающего поведения у девочек по мере взросления возрастает, у мальчиков – снижается после 15 лет. Частота рискованного поведения у мальчиков повышается с 10-ти лет, у девочек – увеличивается только после 15 лет. У девочек преобладают показатели риска всех видов аутоагрессии (суицидального, самоповреждающего и рискованного поведения, а также употребления ПАВ). 5. При употреблении ПАВ уровень суицидального риска возрастает при уменьшении показателя позитивного отношения к употреблению психоактивных веществ, уменьшении дисфункциональных убеждений, снижении импульсивности и повышении самообладания. В этой группе подростков показатель суицидального риска имеет наибольшее количество структурных взаимосвязей с психологическими характеристиками и показателями самоповреждающего поведения. 6.Особенностями экзистенциального сознания подростков с аутоагрессивным поведением являются: недоверие к миру, дефицит смысла жизни, ощущение себя «вне жизни», неспособность принимать жизненные изменения. Отличие их системы ценностей от группы с нормативным поведением заключается в идентификации себя как личности, для которой не значимы безопасность и социальный статус. Социальные ценности подростков с аутоагрессивным и нормативным поведением не различаются. 7. Подростков с аутоагрессивным поведением значимо отличает взаимосвязанность между собой всех компонентов экзистенциального сознания: фундаментальными экзистенциальными мотивациями, системой ценностей, а также со способностью справляться со стрессом (жизнестойкостью). В то время как у подростков с нормативным поведением данные компоненты более автономны. 8. Выявлены два основных экзистенциальных механизма аутоагрессивного поведения подростков. Первый отражает усиление переживаний недоверия к миру, неудовлетворенности жизнью, низкой значимости собственной личности для других, отсутствия перспектив. Второй – обесценивание традиций, собственной безопасности и достижений. 9. В группах подростков с аутоагрессивным поведениям и тенденцией к аутоагрессии уровень депрессии и структурные взаимосвязи между симптомами депрессии и компонентами экзистенциального сознания имеет качественные и количественные различия. У подростков с аутоагрессией уровень депрессии превышает критические тестовые значения, наиболее значимую взаимосвязь имеют симптомы депрессии с ценностями и экзистенциальными переживаниями. Для подростков с тенденцией к аутоагрессии, симптомы депрессии имеют значимые взаимосвязи с показателями жизнестойкости. 10.Комплекс программ первичной профилактики аутоагрессивного поведения включает групповые формы работы укрепление протективных личностных факторов у подростков с нормативным поведением. Психопрофилактические интервенции выстраиваются последовательно по тематическим блокам соответствующие содержанию фундаментальных экзистенциальных мотиваций (мочь быть, нравится жить, аутентичность, смысл). 11.Значимыми индикаторами эффективности первичной профилактики являются отсутствие фактов аутоагрессивного поведения у подростков, сохранение достигнутого интегрального уровня экзистенциальной исполненности или повышение отдельных показателей фундаментальных экзистенциальных мотиваций и жизнестойкости. При вторичной и третичной профилактике индикаторами эффективности являются редукция аутоагрессивного поведения подростков, и изменение характера экзистенциальных переживаний: повышение общего уровня жизнестойкости и экзистенциальной исполненности.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для обеспечения качества психопрофилактических мероприятий в общеобразовательной школе, направленных на предотвращение и редукцию аутоагрессивного поведения подростков целесообразно осуществлять регулярный мониторинг за состоянием и поведением подростков, проводить скрининговые обследования не реже, чем 1 раз в полгода. Повторную оценку необходимо проводить в случае каких-либо серьезных изменений в жизненных обстоятельствах, в том числе, связанных с соматическими заболеваниями, а также в качестве повторной диагностики во время проведения психопрофилактических мероприятий и по их завершении. В случае выявления после первичного скрининга высоких показателей суицидального риска, в сочетании с другими видами аутоагрессивного поведения (самоповреждения, употребления ПАВ) обязательным является динамическое наблюдение за поведением и психоэмоциональным состоянием подростка в течение года. Кроме того – проведение повторного психодиагностического обследования спустя полгода после прохождения подростком профилактической программы и/или индивидуального курса психотерапевтического лечения. При организации психопрофилактических мероприятий на уровне первичной профилактики подростков целесообразно фокусироваться прежде всего на содействие подросткам в укреплении жизнестойкости и внутренних опор личности. Превентивную работу с подростками, с выявленными фактами аутоагрессивного поведения, целесообразно проводить только в индивидуальном формате, с применением персонифицированной методологии, направленной на выявленные в ходе диагностики нарушения фундаментальных экзистенциальных мотиваций личности. Помощь подростку в реализации его стремлений к исполненной жизни только в рамках одной из экзистенциальных мотиваций приводит к изменению всей системы экзистенциальных показателей. Рекомендуется проводить специальное обучение для педагогов, педагоговпсихологов и социальных педагогов с целью повышения профессиональной компетенции по вопросам выявления в поведении подростков признаков аутоагрессивного поведения, способов реагирования на него в случае выявления, методологию персонифицированной профилактики. Помимо знаний о симптомах, методах психологической диагностики и действий по маршрутизации таких подростками, важным является содействие специалистам общеобразовательных школ в преодолении ими собственного страха и негативно-отрицающего отношения к данной теме. Источник Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского На правах рукописи ГРИГОРЬЕВА АЛЕКСАНДРИНА АНДРЕЕВНА КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) 19.00.04 – медицинская психология ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора психологических наук НАУЧНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ: доктор психологических наук, Булыгина Вера Геннадиевна МОСКВА – 2020 |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |