Поплавский Н.Н. Настоящая статья посвящена обзору и анализу базовых понятий, подходов, содержания технологий социально-психологической помощи подросткам и молодежи в системе психологического сопровождения. Подростковый и юношеский возраст традиционно рассматривается, по выражению З. Фрейда, как период внутреннего конфликта, психической неуравновешенности, неустойчивого поведения, затянувшегося детства, безответственности, с одной стороны, а с другой стороны, по Э. Эриксону, это возраст, когда необходимо стать личностью и обрести позитивную идентичность, состоящую из многих компонентов: психических, сексуальных, социальных, профессиональных, идеологических, психологических, совокупность которых и образует целостную личность. Центральной задачей ранней юности (14-18 лет) является личностное самоопределение или формирование адекватной личностной идентичности.
В условиях чрезвычайно быстрых социальных изменений, требующих пересмотра основных ценностей и норм, внутренняя кризисность молодого человека может только усиливаться, усложнять и добавлять проблемы возраста. Специалисты в области психологии, социологии, педагогики отмечают увеличение количества молодых людей, не способных к сознательной саморегуляции собственного поведения, относя их к категории молодежи с проблемами личностного развития. Учащиеся ПТУЗов представляют наиболее типичную социально-возрастную группу, где проблемы личностного развития наиболее актуализированы в различных поведенческих моделях и вариантах развития личности. В личностной сфере наиболее характерной проблемой молодых людей является проблема выбора: целей, ценностей, профессии, значимого окружения, спутника жизни, модели поведения и множества других выборов. Вторая группа проблем носит экзистенциальный характер: проблемы смысла жизни, одиночества, смысловой вакуум, удовлетворенность жизни, духовные поиски и вера. Третья группа проблем связана с общением: взаимоотношения со сверстниками, родителями, педагогами, интимные отношения, застенчивость, изоляция и другие проблемы коммуникации. Четвертая группа - проблемы самовосприятия и самоотношения, принятия половой роли, неуверенность, тревожность, сверхответственность и другие. В такой ситуации зачастую молодой человек, не находя внутренних и внешних ресурсов для разрешения этих проблем, пытается или «выйти из себя», прибегая к табаку, алкоголю, наркотикам, или «бунтует», конфликтуя с социальным окружением и с социальной нормой, или «уходит в себя», становясь невротиком. Эта ситуация составляет пятую группу проблем - проблемы аддиктивного и девиантного поведения. Ученые выдвигают различные причины обострения проблемы отклоняющегося поведения молодежи в современном обществе и предлагают разные варианты ее решения. Специалисты, работающие с учащейся студенческой молодежью, ощущают нехватку теоретического, методического и организационного обеспечения, адекватных технологий индивидуальной и групповой работы с учащимися. Прежде чем оказывать помощь молодому человеку в личностном и профессиональном становлении, необходимо осознать цель и смысл оказываемой помощи, четко представлять перспективы и ограничения развития личности. В связи с этим возникает необходимость теоретико-методологических оснований по психолого-педагогической профилактике и коррекции отклонений в личностном развитии и поведении. Вопросы личностного развития, психического здоровья, изменения личности с помощью терапевтического воздействия (психотехнологии) являются важнейшими в психологической теории и практике. На эти ключевые компоненты обращали внимание все классики мировой персонологии [18]. Так, дискуссия о развитии личности ведется вокруг соотношения внешних и внутренних детерминант поведения и личностного роста. Оптимальным в разработке технологии обучения, воспитания и коррекции личности будет интеграция разных подходов. В утвержденной Министерством образования Республики Беларусь «Программе воспитания...» [4] личностное развитие трактуется, как «активный процесс внутренне необходимого движения человека к самореализации и самоактуализации». Движущими силами личностного развития являются возникающие в процессе созревания человека внутренние противоречия: между потребностями, мотивами и целями и наличными условиями их достижения, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения. Построение программ (технологий) по обеспечению и поддержанию психического здоровья личности требует необходимости формулировки критериев оценки здоровой личности. Так, например, З.Фрейд полагал, что функционирование зрелой личности характеризуется способностью продуктивно работать и поддерживать удовлетворительные межличностные отношения. Способность работать предполагает способность ставить перед собой долговременные отдаленные цели и достигать их, а также справляться с тревогой таким образом, чтобы это не отражалось негативно на поведении [18]. Психическое здоровье можно определять и как нашу способность удовлетворять требованиям жизни (А. Бандура). В его понимании самоэффективность или сознание собственных способностей выбирать именно те виды поведения, которые необходимы для достижения цели, являются важнейшими особенностями приспособления. Представители «третьей силы» в психологии (А. Маслоу, К. Роджерс) рассматривали в качестве эталонного критерия здоровой личности реализацию потребностей в самоактуализации. Четвертый критерий определения психически здоровой личности сформулирован Г. Олпортом, где в основу положено достижение социально-психологической зрелости. По определению Г. Олпорта, зрелая личность - это личность, которая активно владеет своим окружением, обладает устойчивым единством личностных черт и ценностных ориентаций и способна правильно воспринимать мир и себя. В рамках статистически-адаптационного подхода выделяют следующие признаки здоровой личности: интерес к внешнему миру; наличие смысла жизни и жизненной философии; существование иерархии ценностей; способность юмористически окрашивать действительность; целостность личности; сбалансированность возбуждения и торможения; способность к установлению душевных контактов с окружающими; соответствие поведения человека нормам и традициям, установленным в обществе, и др. Психологическое здоровье можно интерпретировать и как способность индивидуума к полноценному развитию и функционирование психического аппарата. Гармония душевных сил (разума, чувств, желаний, воли и т.п.) необходима для нормальной самостоятельной жизнедеятельности. Именно она является предпосылкой психологического здоровья. В теоретическом аспекте психологическое здоровье оставалось метафорой, не имеющей определенного научного содержания. В практическом плане дети, чье состояние можно квалифицировать, как «психически не болен, но психологически нездоров», оставались вне поля видения психологов, педагогов, врачей [21]. Большинство психологов, рассуждая о том, что в рамки критериев абсолютно здоровой, гармоничной личности вписываются не многие, стараются придерживаться расхожего понятия «норма», понимаемого «как, во-первых, что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы и, во-вторых, как что- то наиболее приспособленное к окружающей среде» [12, 133]. Рассмотрим подходы к трактовке нарушений личностного развития. «Нарушения личностного развития - это нарушения структуры и динамики отношения человека к окружающему миру и самому себе, основанные на отклонениях (в пределах нормы) в механизмах мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной регуляции» [4, 59]. Причины возникновения нарушений личностного развития и поведения, в зависимости от избранной автором концепции личности, могут называться по-разному. Чтобы избежать дискуссии по вопросу преимущества той или иной объяснительной теории, обратимся к уже упомянутому документу - «Программе воспитания...» [4] - констатирующему, что «причиной возникновения нарушений личностного развития и поведения является отсутствие «внутренних» средств и «внешних» условий, возможностей удовлетворения базовых потребностей в безопасности. и в социальных связях.» [4, 61]. Авторы программы занимают позицию гуманистически ориентированного подхода. В рамках гуманистической традиции и предлагаются возможные личностные прототипы, приоритетные виды деятельности, оптимальные приемы, методы, формы и продуктивные технологии психокоррекции и профилактики отклонений в личностном развитии и поведении. Возможно ли изменение личности с помощью терапевтического воздействия? Какими должны быть технологии психологического сопровождения развития личности? Эти вопросы о том, как помочь людям повысить свою компетентность, уменьшить проявления недостаточно адаптивного поведения и достигнуть позитивных личностных целей [18]. Многообразие теоретических подходов породило многообразие терапевтических направлений. На одном полюсе лежит психодинамическая модель психотерапевтического воздействия с акцентом на выявление конфликтов бессознательного. На другом полюсе лежит бихевиористская теория, придерживающаяся того взгляда, что поведение в значительной степени обусловлено событиями и окружающей жизнью. Несомненно одно, что с помощью терапевтического воздействия у человека появляется возможность изменить многие аспекты своей личности и поведения: представляя себе стиль межличностных отношений, ценности, жизненные цели, эмоциональные реакции, способы структурирования времени. В свою очередь, тщательное изучение личностных особенностей помогает выбирать средства, с помощью которых можно модифицировать нежелательные формы поведения. В каких же видах деятельности может осуществляться психологическая помощь и поддержка учащихся с нарушениями личностного развития? Обобщение ряда нормативных документов и других источников по организации воспитательной работы и деятельности социальнопсихологических служб показывает, что к таким видам относят следующие: социально-психологическое наблюдение; психологическая диагностика; коррекция и психологическая помощь. В качестве продуктивных технологий предлагается индивидуальное, групповое, семейное консультирование, индивидуальная и групповая психотерапия. Перечисленная система методик составляет структуру психологического сопровождения, а их реализация должна привести к желаемому результату. Таковым результатом будет являться наличие у учащихся условий и возможностей для: психологической компетентности, психического здоровья, личностного роста, психической и социальной адаптивности. В настоящее время в практической психологии особый пафос приобретает понятие компетентности как системной способности субъекта владеть всей полнотой средств и способов, необходимых ему для осуществления собственной деятельности. Актуальна и смена парадигм в выборе психологических стратегий социализации личности от адаптивной модели поведения к развивающей, предполагающей способность к саморегуляции, самоизменению, саморазвитию, самореализации. При разработке модели структуры и содержания психологического сопровождения перед социально-психологической службой ПТУЗов (вузов) встает вопрос об образце, схеме, программе, иначе говоря об ориентирах. В качестве такого ориентира для разработки концепции психологического сопровождения, ее научно-методической опорой может служить пособие А.А. Осиповой «Общая психокоррекция» [7]. Представим обобщенный план организации психологической помощи согласно принципов, изложенных в упомянутом пособии. Психологическая помощь включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование, профориентацию и др. Психокоррекция понимается как система мероприятий, направленных на исправление недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Следовательно, коррекцию можно считать как компонентом структуры психологического сопровождения, так и видом психологической помощи. Все виды психокоррекции можно классифицировать по характеру направленности и выделить два вида: - симптоматическую коррекцию с целью снятия острых симптомов отклонения в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа; - каузальную (причинную) коррекцию, направленную на источники и причины отклонения. При разработке психокоррекционных программ (технологий) цели и задачи должны быть сформулированы как система трех уровней: - коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; - профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии; - развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития. Постановка целей коррекционной работы связана с теоретической моделью психического развития и определена ею. Выбор технологии и техник коррекционной работы, определение критериев оценки ее успешности, в конечном счете, будут определяться ее целями (в ходе отбора методик, техник и приемов из арсенала практической психологии, которые и определяют технологию). Термин «технология» обозначает совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, а также сами эти процессы. Если применять этот термин в психологическом контексте, то можно его проиллюстрировать на примере, раскрывающем суть психодиагностической технологии, как одного из блоков психологического сопровождения. «Психодиагностическая технология есть система знаний о способах и средствах получения психологического диагноза, а также сам процесс его установления» [9]. Данное определение позволяет нам провести аналогии с другими компонентами системы психологического сопровождения и определить те общие признаки, которые необходимы для консультационных, развивающих, коррекционных, информационных и других технологий. Общими условиями (признаками) для описания технологии будет наличие сценария, в котором выделяются цель, объект, предмет, время, ресурсы, ограничения, профессиональная компетентность и т.п. В последние годы социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса вбирает в себя традиционную модель психологического обеспечения. В структуру психологического обеспечения ранее включались 4 составляющие: психодиагностика, психолого-педагогические рекомендации, психологическая подготовка и управление поведением. При таком подходе учащийся рассматривался как объект, которого извне «снабжают» психологическими средствами для достижения результата. В этом случае из поля зрения педагогов и психологов ускользала личность учащегося как субъекта. Проблема же поведения учащегося в непродуктивное время приобретает особое значение для его профессионального и личностного роста. Психологическое сопровождение жизнедеятельности учащегося является тем резервом, при котором учащийся становится субъектом своей деятельности, самостоятельно несет ответственность за ее результат. Реализовать личностно ориентированную и развивающую стратегию социализации личности учащихся возможно в условиях психологического сопровождения его жизнедеятельности. Под социально-психологическим сопровождением принято понимать целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов труда (учебы) и жизни, попадающих в объективное поле деятельности психологической службы или конкретного практического психолога. Оно осуществляется в рамках целостной исследовательско-развивающей технологии в интересах оптимизации труда (учебы) и жизни социальных субъектов. Социально-психологическое сопровождение труда (учебы) и жизни выражает стратегию, тактику и технику использования инструментария психодиагностики, формирования, развития, коррекции, обеспечивающих нормальное психическое состояние личности в условиях труда (учебы) и жизни [12]. В ряде работ, касающихся содержания психологического сопровождения учащихся ПТУЗов и студентов вузов, выделяют следующие две основные линии: 1) преодоление трудностей и проблемы адаптации в ПТУЗе (вузе); 2) личностный рост и подготовка к продуктивной профессиональной деятельности [2]. В процессе групповой индивидуальной работы авторами модели психологического сопровождения в вузе предлагается развитие и структурирование у студентов: - позитивной Я-концепции личности; - уверенности в себе; - умения анализировать, находить конструктивные разрешения проблем смысла жизни; - умений и навыков успешной коммуникации; - умений управления стрессом, навыков релаксации; - умений и навыков успешной коммуникации и др. Вышеуказанные направления реализуются через следующие формы психологического сопровождения: психодиагностической работы, психологического просвещения, индивидуального и группового консультирования и клубной работы. Из приведенного фрагмента модели психологического сопровождения вуза мы видим все основания, общие элементы и принципы, представленные в психологической и педагогической теории и практике [2]. Содержательную сторону технологий психологического сопровождения раскроем на примере трех направлений работы, выделенных нами в качестве самостоятельных: 1) профессионального самоопределения; 2) личностного роста и 3) проблемы аддиктивного поведения. Технологии психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения Многие (если не большинство) проблемы личностного развития молодого человека связаны с проблемой профессионального самоопределения. Неспособность к выбору профессии «является причиной озабоченности многих молодых людей» [18, 244]. Вопрос выбора профессии, призвания наряду с вопросами социальной жизни, любви и брака, известный психолог А. Адлер рассматривал как один из трех главных вопросов жизни человека. Профессиональное самоопределение составляет основу других видов самоопределения: социального, семейного, личностного. По замечанию Э. Эриксона, в зависимости от того, какую профессию (тип карьеры) юноша или девушка выбирает, можно сказать не только о предпочитаемом ими стиле или образе жизни, но и о том, личностью какого типа они хотят стать. Оказание психологической помощи и поддержки в профессиональном самоопределении - одно из приоритетных направлений в психологическом сопровождении. Поскольку профессиональное самоопределение - длительный, многоступенчатый, противоречивый процесс, следует отметить, что с середины 90-х годов значительная часть исследователей этого процесса стали относить его протекание на стадию профессиональной подготовки. На наш взгляд, это обоснованно, так как приходится констатировать, что профессиональное самоопределение продолжается и совпадает (а у многих начинается) со временем обучения в ПТУЗе. Адекватно выбранная профессия и уровень ее освоения влияют на все стороны и общие качества жизни. Современная социальная ситуация требует полипрофессионализма, готовности к самоизменению и саморазвитию. Стратегия профессионального развития, как правило, задается осознанным и самостоятельным выбором профессии. Многочисленные исследования, в том числе и наши, свидетельствуют, что значительная часть учащихся ПТУЗов (студентов вузов) выбирает профессию неосознанно. На стадии профессионального обучения они не проходят «кризис идентичности» (Э. Эриксон) или иначе не принимают на себя обязательства относительно конкретной профессии и профессионального будущего. Наиболее характерными типами идентичности (по Д. Марсиа) для учащейся молодежи являются «мораторий» и «диффузия». Мораторий как состояние идентичности характеризуется кризисом или выбором альтернатив, состоянием внутренней борьбы с неопределенностью. Окончательный выбор постоянно откладывается. Диффузия определяется как спутанность ролей. На этом этапе юноши и девушки берут на себя очень мало обязательств, у них нет «стержня», происходит частая смена социальных ролей под девизом: «Все относительно, живи сегодняшним днем!». Механизм принятия решения относительно профессионального будущего остается подвижным вплоть до выпускного курса. Следовательно, стоит задача оказания психологической помощи этим учащимся в профессиональном самоопределении и последующем выделении этого компонента в качестве приоритетного в психологическом сопровождении. Под психологическим сопровождением процесса профессионального самоопределения понимают комплексный метод, обеспечивающий создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, способствующих активизации саморазвития, эффективной социально-профессиональной адаптации и профессиональному самоопределению . Технологии профессионального самоопределения можно разделить на индивидуальные и групповые, коррекционные и формирующие. Выступают они преимущественно в форме консультации и группового тренинга. В зависимости от концептуальной основы частично изменяется содержание работы, но, как правило, остаются базовые компоненты, отражающие процесс профессионального самоопределения: мотивация выбора профессии, принятие решения о выборе, Я-концепция, способности, ценности, цели. Так, в бихевиоральном (воспитательном) подходе к профконсультации акцент делается на изучение индивидуальных особенностей оптанта и организации наиболее оптимальных условий для обучения профессии. В когнитивной традиции ориентация делается на развитие умений принимать решение о выборе профессии и карьеры. Процесс профессионального самоопределения когнитивная традиция в профконсультационных технологиях сводит преимущественно к процедуре решения задач «выбор профессии». Психоаналитическая профконсультационная технология строится на принципах выявления бессознательных влечений и трансформации их энергии в профессионально приемлемую область. В рамках этого подхода активно используется, так называемая, «сценарная технология». Гуманистическая ориентация профконсультационных технологий делает упор на работе с личностью. В абсолютном большинстве реально применяемые технологии психологического сопровождения профессионального самоопределения носят синтетический характер. Именно с использованием элементов из различных концепций строится работа в области профессионального самоопределения. Наиболее известными технологиями в этой области являются программы развития профессиональной зрелости, представленные Ярославской школой профориентационной психологии, тренинги профессионального самоопределения и по активизации личности в профессиональном выборе, представленные в работах Н.С. Пряжникова, Ю. Пряжниковой, Л. Самоукиной, А.К. Осницкого, Л.М. Митиной и других. Тренинговые технологии построены на традиционных для групповой психотерапии моделях (см. К. Рудестам «Групповая психотерапия». М., 1993). Наиболее продуктивными технологиями психологического сопровождения процесса профессионального развития (самоопределения) являются программы, основанные на теории развития (Д. Сьюпер, Э. Гинзберг, Е.А. Климов, А.К. Осницкий, Н.С. Пряжников, А.П. Черневская, С.Н. Чистякова и др.). В структуру предлагаемых технологий входят: психодиагностический блок, состоящий как из стандартизированных анкет и опросников по изучению профессиональной направленности и потребностно- мотивационной сферы, так и из активизирующих опросников, игровых профориентационных упражнений, бланковых и карточных игр, ролевого и игрового моделирования, проективных методов, разработки сценариев. Перечисленные методы могут быть включены в программу тренинга. Представим в качестве примера обобщенный вариант программ психологического сопровождения профессионального самоопределения (А.П. Чернявская, Л.М. Митина, А.К. Осницкий). Цели программы: нахождение своего образа-Я в приобретении умений, необходимых при выборе профессии, развитие профессиональной зрелости, развитие умений саморегуляции деятельности. Для введения программы сформулированы общие требования, определены структура, техники, задачи ведущих, принципы поведения участников группы. Программы несложно адаптировать или модифицировать. Возможно использование модулей. (Психологический модуль определяется нами как типовой элемент процесса профессионального развития. Каждая ситуация описывается одним или несколькими модулями. Поэтому психологическая характеристика процесса профессионального самоопределения определяется суммой модулей, относящихся к нему). Содержание программы 1. Психологическая сущность жизненного и профессионального самоопределения. 2. Межличностное взаимодействие. 3. Образ мира профессий и образ-Я в мире профессий. 4. Развитие умений по принятию решения. 5. Эмоциональное отношение к совершаемому (совершенному) выбору профессии. 6. Умение учитывать сильные и слабые стороны своих способностей при выборе профессии. 7. Роль жизненных ценностей в профессиональном самоопределении. 8. Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе и освоении профессии. 9. Планирование профессионального пути (карьеры). 10. Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессии. 11. Профессиональная зрелость. В представленной программе несложно увидеть три крупных блока: I блок - Психодиагностическая работа II блок - Тренинг III блок - Консультирование по коррекции или формированию личного профессионального плана. Применение программ профессионального самоопределения целесообразно в работе с теми учащимися, кто выбрал профессию случайно, не определился окончательно с выбором новой, испытывает разочарование от учебы (т.е. с находящимися в состоянии «диффузии» или «моратория»). Учащийся как бы заново попадает в ситуацию оптации (выбора). Это помогает им актуализировать процесс профессионального самоопределения, пройти кризис идентичности, совершить окончательный выбор. Нами разработан авторский вариант технологии психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения учащихся профтехучилищ. Цель программы: обеспечение психологических условий для профессиональной идентификации учащихся. Ее структурными блоками являются: I блок - диагностический: анкеты, опросники, образцы протоколов наблюдения, схем сбора и анализа информации о процессе профессионального самоопределения учащихся ПТУЗов. Особое внимание при диагностике отводится изучению мотивов выбора профессии и ценностных ориентаций, жизненных целей, мотивов учения, степени сформированности жизненного плана. II блок - программа «Шаги» является структурообразующей психологической технологией сопровождения процесса профессиональной идентификации учащихся профтехучилищ. Цель программы: формирование профессиональной идентичности на этапе обучения в профтехучилище. Шаги программы соответствуют стадиям профессионального самоопределения, схеме профессионального маршрута учащихся ПТУЗов и реализуются посредством следующих процедур: самоанализа, анализа профессии, профессиональных проб, соотнесения требований профессии и возможностей удовлетворения предпочитаемых ценностей, трудоустройства и оценки последующей деятельности. Плодотворной формой развития приемов самопознания и умений саморегуляции в процессе профессиональной подготовки являются специально сконструированные нами тестовые процедуры. Методика «Задачи- ситуации» (или «кейс-метод») и тестовые процедуры выполняют две важные функции. Первая состоит в том, что методика побуждает учащихся анализировать себя в соотнесении с требованиями профессии, учебного процесса, предстоящего образа жизни профессионала. Без этого у учащихся не может развиваться ни ретрорефлексия, ни прогностическая рефлексия. Вторая функция состоит в том, что практический психолог, инженер, педагог и другие специалисты, работающие с учащимися, получают и прямую и побочную информацию о них. Прямая - это их самооценки, которые по природе своей субъективны и являются скорее или переоценками или недооценками. Ценной побочной информацией являются данные наблюдений за учащимися во время тестирования. Задачи-ситуации и тестовые опросники составлялись на основании профессиограмм практически всех профессий и специальностей, типичных для сельскохозяйственного профиля: водителей, слесарей, строителей, продавцов, швей, животноводов- зоотехников, полеводов-агрономов. Кроме этого, были разработаны тесты-опросники, изучающие отношение к различным сторонам учебного процесса: отношение к изучаемым предметам, отношения с педагогами, переориентация на другую специальность.
Форма методики задач-ситуаций позволит формировать субъективную активность учащихся. Содержание методики «Шаги» включает следующие пункты: 1- й шаг - Как я выбирал профессию 2- й шаг - Как проверить правильность сделанного выбора 3- й шаг - Как определить свою пригодность к профессии 4- й шаг - Что можно открыть в себе, осваивая профессию 5- й шаг - Можно ли развить в процессе обучения те личностные качества, которые необходимы профессионалу 6- й шаг - Каким вижу я себя как профессионала 7- й шаг - Каковы мои цели и чего я хочу от жизни 8- й шаг - Вижу ли я перспективу роста в своей профессии 9- й шаг - Г отов ли я принять образ жизни, навязываемый профессией III блок - блок технологий, состоящих из программ обучающего семинара для мастеров производственного обучения и преподавателей, психологов.
Цели семинара: 1. Повышение психологической компетентности и культуры у мастеров и преподавателей. 2. Погружение в психологическую проблематику процесса профессионального самоопределения учащихся ПТУЗов, изучение его закономерностей. Содержание программы семинара: 1. Психологическая сущность профессионального самоопределения. 2. Формы и методы изучения личности учащихся в процессе профессионального самоопределения. 3. Психологические особенности формирования профессиональной направленности на уроках общеобразовательных дисциплин. 4. Психология педагогического общения с учащимися различного типа профессиональной идентификации. 5. Психологические основы профессионального самовоспитания учащихся. 6. Формирование мотивов учения. 7. Оценивание учебной деятельности учащихся. Способы формирования положительного отношения учащихся к учебно-производственной дея- тельности. Оценка результатов учебной деятельности учащихся на различных этапах обучения. 8. Методика и формы работы мастеров производственного обучения и преподавателей по выявлению и формированию у учащихся профессиональной пригодности. 9. Способы прогнозирования профессионального развития и жизненного самоопределения учащихся. 10. Психологические особенности переориентации и перевода учащихся на другие специальности. 11. Диагностика личности учащихся с целью выявления готовности к разноуровневому и многопрофильному обучению. Содержание приведенной программы обучающего семинара является блоком учебно-методического комплекса «Психология профессионального самоопределения» для подготовки педагогов-психологов и психоло- гов-профконсультантов ПТУЗов (ссузов) [20]. IV блок - тренинг эффективности профессионального самоопределения учащихся ПТУЗов. Сценарий тренинга, его процедура может быть как самостоятельным блоком, так и включаться фрагментами (модулями) в структуру других видов работы. Представленная нами технология сопровождения процесса профессионального самоопределения подтвердила свою эффективность в процессе нашей экспериментальной работы с учащимися ПТУЗов, ссузов и вузов.
Технологии психологического сопровождения отклоняющегося (аддиктивного) поведения
В последнее время перед социальными работниками и психологами остро поставлена проблема работы с учащимися, имеющими отклоняющееся поведение. Выделяют семь вариантов отклоняющегося поведения в современном мире: аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фанатическое, аутистическое [19]. Сущность аддиктивного поведения заключается в стремлении человека уйти от рельности, изменяя психическое состояние с помощью некоторых веществ (алкоголь, наркотики, табак) или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных положительных эмоций. Предметом аддикции может быть все, что угодно: азартные игры, деньги, работа, покупки, коллекционирование, компьютеры (Интернет-аддикция). Как правило, нарушения в личностном развитии (низкая самооценка, конформность, профессиональная нереализованность, несформированность жизненного плана и др.) ведут к аддиктивному варианту поведения личности. Одна из самых негативных тенденций у современных подростков и юношей - это употребление и злоупотребление психоактивными веществами (ПАВами). В последнее время различными специалистами предпринимались попытки разработки технологий по профилактике употребления несовершеннолетними ПАВ. Проведение профилактической, антинаркотической и антиалкогольной работы среди детей и молодежи в настоящее время в мире осуществляется преимущественно в рамках двух подходов: информационного и поведенческого. Создатели поведенческих профилактических программ, получивших наибольшее распространение за рубежом в последние 15-20 лет, обобщают достижения различных методик. Так, в США используются программы формирования жизненных навыков - всесторонние, имеющие широкую методологическую основу, позволяющие детям и молодежи сформировать здоровый стиль жизни и сопротивляться вредным влияниям, в том числе и приобщению к ПАВ. Сознательный позитивный отказ - главная идея этих программ. Эти программы построены на базе методологических основ программ формирования жизненных навыков.
Задачами позитивной профилактики являются: 1) способность к осознанию и усвоению подростками основных человеческих ценностей; 2) обучение подростков методам решения жизненных проблем, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ; 3) формирование у подростков психосоциальных и психогигиенических навыков принятия решений, эффективного общения, критического мышления, сопротивления негативному влиянию сверстников, управления эмоциями; 4) доведение до сознания подростков преимущества отказа от употребления ПАВ; 5) формирование установки на введение здорового образа жизни; 6) повышение самооценки подростков.
В настоящее время на постсоветском пространстве, в странах Балтии и Восточной Европы имеются первые попытки внедрения в учебновоспитательный процесс профилактических технологий. Разработаны они путем синтеза хорошо зарекомендовавших себя отечественных и зарубежных программ профилактики аддиктивного поведения. Концептуальной их основой является каузальный (т.е. ориентированный на причину зависимости) подход к профилактике. Стратегической целью работы по программе является воспитание гармоничных, успешно социализированных личностей, способных удовлетворять свои основные потребности, не прибегая к ПАВ. В Республике Беларусь имеется успешный опыт разработки таких программ. Первая программа в соавторстве А.Н. Сизанова, В.М. Быкова, И.Н. Тюхловой, Е.С. Смирновой «Безопасное и ответственное поведение. Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости» [15] ставила целью формирование у учащихся установок на безопасное для здоровья и ответственное перед собой и другими людьми поведение. Программа интегрировала в себя имеющиеся эффективные подходы и разработки в области психопрофилактики, психокоррекции, развития личности. Программа строилась с учетом возрастного принципа, использованием интерактивных методов. Структурно программа выдерживала требования к психопрофилактическим технологиям. Новым элементом подобного рода программ является обращение к личностным ресурсам, развитие коммуникативной, когнитивной и социальной компетентности и личностной зрелости. Программный продукт представляет собой набор психологических модулей, которые можно использовать в различных учебных и внеучебных формах работы. Поскольку проблема здорового образа жизни - комплексная проблема, работа по программе охватывает следующие направления: диагностика, просвещение, развитие умений, консультирование, тренинг. Несомненное достоинство программы - «охват» в ее тематике всех сфер жизнедеятельности детей и молодежи. В ходе реализации программы учащиеся становятся активными участниками событий, моделируемых жизненных ситуаций. По данной программе в республике был проведен широкомасштабный обучающий семинар педагогов группой тренеров в составе А.Н. Сизанова, Н.Н. Поплавского, Л.П. Гусаревой. По программе работали и другие авторы пособия. Наиболее традиционной и достаточно разработанной технологией психологического обеспечения и сопровождения учащихся являются программы по профилактике девиантного поведения. Не будем подробно останавливаться на их рассмотрении, так как существует достаточное количество пособий и инструментария для реализации программ коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками [8]. Теоретическая модель, принципы организации и приемы коррекционно-воспитательного воздействия по работе с девиантными подростками хорошо представлены в известных работах [7, 8, 12, 19]. Хорошо представлены на уровне теоретического обоснования и методических процедур технологии развития личности учащихся. Это тттиро- ко используемые тренинги личностного роста, коммуникативной компетентности, умений и другие. Примером такой технологии, разработанной в системе профтехобразования, служит серия тренингов по оптимизации развития личности учащихся профессионально-технических училищ (О.С. Попова, Ю.А. Полещук, Е.Н. Колодич и др.) [17]. Одной из актуальнейших проблем молодежной среды и всего общества является курение. Во многих государствах внедрение профилактических программ по предупреждению курения введено в ранг национальной политики. Наибольший эффект дают программы по коррекции поведения, приводящего к курению. Ключевым моментом таких программ является формирование активного отрицания, самостоятельный, осознанный и ответственный выбор форм поведения. Авторским коллективом известных белорусских психологов (А.Н. Сизанов, Н.А. Цыркун, Н.Н. Поплавский) разработана программа, предназначенная для психологов и педагогов, занимающихся вопросами профилактики курения среди подростков и учащейся молодежи в возрасте от 11 до 18 лет [16]. Образовательная технология состоит из двух частей: методического инструментария для педагогов, информационных материалов для учащихся. Методический инструментарий включает в себя информацию о развитии личности, справочные материалы, исследовательские задания, планы занятий и тренингов. Психопрофилактическая технология строится на синтетической концептуально - методологической основе, в которой интегрированы поведенческая, социально-когнитивная, гуманистическая и деятельностная парадигмы в психологии. Программа представляет собой 10-12 последовательных тем для каждого класса (группы), которые реализуются посредством следующих методических приемов и форм: психодиагностических процедур, лекций и других форм просвещения, работы научно-исследовательских групп, моделирования ситуаций, социально-психологического тренинга общения, тренинга личностного роста, освоения приемов саморегуляции. Программу возможно реализовывать, прежде всего, за счет школьного компонента, на классных часах и других внеучебных занятиях, на уроках психологии и др. Программа основана на рассмотрении проблемы профилактики курения во взаимосвязи нескольких аспектов: социального, медицинского, психологического, экономического, нравственно-этического. Успех профилактической работы и реализации данной технологии обеспечивается системным подходом. В качестве такого подхода предлагается система профилактики курения в учебном заведении. Основное внимание в психопрофилактической работе педагога и психолога (по замыслу авторов и подбору методических процедур) направлено на ослабление тенденции саморазрушающего поведения личности. Для этого необходимо обеспечить 4 системы условий: информационную систему; систему ответственности и свободы выбора в принятии решения; систему принятия себя; систему навыков достойного безопасного поведения. Авторы посчитали, что именно эти четыре системы условий определяют успешную социальную адаптацию детей, подростков и молодежи к современной жизни в целом и способствуют ослаблению тенденции к саморазрушающему поведению личности. Содержание специальных психологических бесед и консультаций, практических и тренинговых занятий, проводимых педагогами в системе профилактики, должно быть направлено на формирование у учащихся нравственных правил поведения, здорового образа жизни, положительных установок на безопасное для здоровья и ответственное перед собой и другими людьми поведение, профилактику вредных для здоровья (в том числе и психологического) привычек. Особое внимание должно быть уделено формированию положительного образа своего «Я», развитию коммуникативных качеств, умению разрешать конфликты и принимать решения, повышению самоценности личности.
Методические формы (технологии) реализации программы «Жизнь без табака»: 1. Просвещение; 2. Диагностика; 3. Игра-шоу; 4. Автодиагностика; 5. «Мозговой штурм» (принятие решения по методу «гудящей толпы»); 6. Ролевая игра и моделирование ситуаций; 7. Письмо сверстнику; 8. Разработка сценариев социальной рекламы; 9. Конкурс плакатов; 10. Театрализация; 11. Разработка проектов; 12. Лабораторный практикум; 13. Работа научно-проблемной группы («НИИ проблем табакокурения»); 14. Заключение договоров; 15. Интерактивные методы; 16. Мониторинг эффективности программы.
Для работы по программе, овладения ее технологией был проведен пятидневный семинар-тренинг. Всего обучением с последующей сертификацией было охвачено 146 человек. Половину будущих тренеров составили подростки, учащиеся старших классов и ПТУЗов. Экспериментальная работа по внедрению программы ведется во всех областях Республики Беларусь на 12 экспериментальных площадках. В проект включена Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО, использующая в работе материалы нашей программы. Существенным отличием представленной технологии от других психопрофилактических мероприятий является участие в ней самих подростков, которое реализуется по принципу - «Равный обучает Равного». Психопрофилактическая технология «Жизнь без табака» была представлена на Международной конференции «Подростки и молодежь в меняющемся обществе: проблемы отклоняющего поведения», проходившей 29-31 октября 2001 года в Москве. Специалистами из 14 государств: Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Монголии, Узбекистана, Украины, Швейцарии, Эстонии - были представлены инновационные технологии социально-психологического сопровождения детей и молодежи с проблемами личностного развития с отклонениями в поведении. Наша программа вызвала интерес своей технологичностью, психологической насыщенностью и комплексностью решаемых задач психопрофилактики отклоняющегося поведения и развития потенциалов личности. На наш взгляд, представленная технология будет являться одним из структурообразующих компонентов психологического сопровождения учащихся с отклонениями в личностном развитии.
Обобщив вышесказанное, мы пришли к следующим выводам: 1. Проблема адекватных технологий психологического сопровождения существует, так как имеется многообразие концептуальных и прикладных подходов и к их разработке, и к реализации. 2. Есть основания утверждать, что не все технологии адекватны для решения задач психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Кроме того, применяемые технологии используются не в комплексе, не соответствуют целям и задачам развития личности. 3. При анализе рынка образовательных услуг и учебно-методических комплексов наблюдается положительная тенденция к преобладанию личностно-ориентированных и развивающих технологий. 4. Существует необходимость уточнить содержательную сторону понятия «психологическое сопровождение» и существенных признаков, характеризующих его. 5. Наблюдается тенденция манипулирования с личностью посредством «культа» психотехнологий.
ЛИТЕРАТУРА 1. Попова О.С., Сизанов А.Н., Павлова И.М. Организация и функционирование психологической службы в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях. Концептуальные подходы. Минск, 1999. 2. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. Психологическая служба вуза: перспективы развития. Психолог года: Материалы, посвященные Первому Республиканскому профессиональному конкурсу педагогов-психологов и организаторов психологической службы учреждений образования. Мн., 2001. С. 130-148. 3. Канцэпцыя выхавання дзяцей i навучэнскай моладзi у Рэспублщы Беларусь. Нарматыуныя дакументы Мшютэрства адукацьн Рэспублт Беларусь. Дадатак за 1999 год. Мшютэрства адукацын Рэспублш Беларусь, 2000. 4. Праграма выхавання дзяцей i навучэнскай моладзi у Рэспублщы Беларусь. Мшск, 2001. С. 59-63. 5. Майчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2001. 6. Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения. М., 2002. 7. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2000. 8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2001. 9. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998. 10. Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 1998. 11. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. СПб., 1998. 12. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М., 1996. 13. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. 3-е изд. Екатеринбург, 2000. 14. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В. Дубровиной. 4-е изд. Екатеринбург, 2000. 15. Безопасное и ответственное поведение: цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: Пособие для классных руководителей, воспитателей, психологов и социальных педагогов / Под ред. А.Н. Си- занова. Мн., 1998. 16. Жизнь без табака: Пособие для классных руководителей, воспитателей, социальных педагогов и валеологов. В 4 ч. / А.Н. Сизанов, Н.А. Цыр- кун, Н.Н. Поплавский. Под ред. А.Н. Сизанова. Мн., 2001. 17. Оптимизация развития личности учащихся профессиональнотехнических училищ: Методическое пособие / В.И. Слепкова, С.И. Коптева, В.А. Зайцев и др. РИПО, 1995. 18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 1997. 19. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск, 1990. 20. Поплавский Н.Н. Психология профессионального самоопределения: Учебнометодический комплекс для студентов факультета психологии. Мн., 2002. - 48 с. 21. Шувалов А.В. Психологическое здоровье детей. Сборник тезисов Международной конференции: «Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения)». М., 2001. Источник: Диагностика: теория, практика, инструментарий сборник научных статей Под общей редакцией кандидата психологических наук, заведующего кафедрой психологии и коррекционной работы УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», доцента Богомаза С.Л. УО «ВГУ им.П.М.Машерова», 2003
|