На главную Профилактическая работа психолога в школе Аддиктивное поведение Социально-педагогический подход в системе профилактики девиантного поведения подростков
Социально-педагогический подход в системе профилактики девиантного поведения подростков
Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Блясова Ирина Юрьевна
г. Шадринск, Россия

Социально-педагогический подход направлен на включение личности в социально значимую деятельность, в социальные отношения, формирование социальных потребностей и развитие социальных способностей. Данный подход предполагает реализацию педагогического потенциала через установление взаимодействия с социальными институтами, с использованием возможностей семьи, микросреды личности и состоит в разрешении проблем подростка, включении его в социально значимую деятельность, в новые социальные отношения.


Социально-педагогический подход представлен в исследованиях В.Г. Бочаровой, Е.В. Бондаревской, М.А. Галагузовой, О.А. Дорожкиной, B. И. Загвязинского, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика,
C. В. Сальцевой и др. и предполагает решение задач социализации и ресоциализации личности - с одной стороны, с другой стороны учет, преобразующего влияния на эти процессы компонентов социокультурной среды с учетом социальных ценностей и потребностей практики общественного развития.
Опираясь на положения данного подхода, определяются ориентиры педагогической деятельности как целенаправленной системы взаимодействия субъектов в реализации согласованных общенациональных, государственных и личностных потребностей системы образования, что обеспечивает выбор перспективных социальных целей и культурологических моделей социального развития и механизмов их реализации.

Понятийно-категориальный аппарат социально-педагогического подхода и его сущностные характеристики выражены в совокупности следующих составляющих: понятийной (характеристика терминов «социальное», «социальное воспитание», «социализация», «педагогическая», «социальнопедагогическая деятельность», «социально-педагогическая компетентность» и др.), содержательной (характеристика основных идей и адекватных им принципов) и технологической (характеристика методов и приемов, процедур и этапов педагогического действия).


Суть рассматриваемого подхода заключается в единстве социального и педагогического. Во-первых, социальное развитие каждого члена общества и соответственно педагогизация его сознания (Т.В. Кружилина); во-вторых, обеспечение «социализации социума», и педагогизация социальной среды (Ю.С. Бродский, Т.Г. Зеленова), что обеспечивает включение личности в социум (восстановление социального статуса) или его сохранение (укрепление) [2]. Основными функциями социально-педагогического подхода выступают:
- методологическая (обеспечение целостного единства представлений о профилактике девиантного поведения как самих подростков, так и педагогов, специалистов, организующих данный процесс; знаний о законах и закономерностях осуществления данного вида деятельности; об общенаучных понятиях; методах познания и творчества; о функциональных теориях и идеях);
- проектировочная (конструирование и реконструирование содержания, форм и методов организации профилактики девиантного поведения подростков с позиций социальных изменений);
- диагностическая (изучение социальной и жизненной ситуации подростков, особенностей их личностного развития, условий социальнокультурной среды);
- преобразующая (активизация субъектной социально ориентированной позиции; формирование значимых интересов, потребностей, мотивов; гармонизация отношений; развитие индивидуальности; обогащение опыта творчества, коммуникации, досуга и др.);
- технологическая (определение содержания, средств и технологий организации профилактики девиантного поведения подростков в социальнокультурной среде региона);
- координационно-регулирующая (создание единого пространства профилактики; согласование усилий субъектов профилактической деятельности; обеспечение социально-психологического комфорта жизнедеятельности подростков; педагогическая поддержка самоопределения, самореализации и рефлексивности подростков);
- аналитико-рефлексивная (осуществление контроля, анализа и оценки эффективности педагогической и социально-культурной деятельности).


Реализация социально-педагогического подхода актуализирует гуманистические цели профилактики девиантного поведения подростков, главным направлением которой является формирование у подростков способов освоения и преобразования социально-культурной среды, активизации внутреннего мира личности соответственно социально значимым нормам, где человек признается высшей ценностью общества.


Использование социально-педагогического подхода как методологической основы концепции профилактики девиантного поведения подростков в социокультурной среде основано на социально-педагогической парадигме воспитания, определенной И.А. Липским [4], в основе которой лежит идея личностно-социально-деятельностного подхода к воспитанию в рамках социально-педагогической деятельности. Исследователь определяет в данной парадигме преемственность (воспитание в коллективе и через коллектив; опора на положительное в коллективе; единство, согласованность и преемственность воздействий воспитателей и др.) и специфику:
- актуализация внимания исследователей к социальной среде в контексте воспитания с позиции практики социально-педагогической деятельности;
- развитие научно-теоретических представлений о социальной среде как факторе воспитания, социальном фоне его реализации, инструменте или механизме воздействия на личность, исследовании его как социального и педагогического феномена;
- возникновение профессии социального педагога как специалиста, способного решать в практике вопросы воспитательной работы с детьми, особенно с теми из них, кто относился к «группам риска»;
- активное развитие социального образования, в котором изначально выделяется воспитательный компонент в полном объеме его структурносодержательных элементов;
- расширение социальной инфраструктуры воспитания, которая практически сразу же стала формироваться как социально-педагогическая инфраструктура. Появились новые субъекты воспитания, среди которых общественные объединения детей, подростков, молодежи; средства массовой информации; церковь (представители всех конфессий); политические партии и общественные движения; библиотеки и клубы; парки культуры и отдыха, детские санатории; лагеря отдыха и разнообразные досуговые центры; фонды и различные специализированные службы [4].


В исследованиях С.В. Сальцевой представлены резервы социальнопедагогического подхода:
- потребности личности в реализации деятельности по улучшению, преобразованию окружающей среды;
- усвоение внешних обстоятельств через внутренние условия развития взглядов на мир, общение и самосовершенствование;
- интегрирование базовых составляющих жизнедеятельности личности (природных, социальных и личностных), которые максимально воздействуют на практическую реальность;
- расширение способов преобразования условий для социализации и самореализации личности, которая бы позволяла осуществлять прогнозы успешности жизни в нестандартных ситуациях и функционирование инновационных образовательных объектов [7].


В основе социально-педагогического подхода, по мнению Л.В. Мардахаева, как педагогической технологии лежит:
- социально-педагогическая оценка трудной жизненной ситуации (социально опасного положения), требующей защиты ребенка, когда он сам сознательно преодолеть ее не может;
- прогнозирование перспектив разрешения ситуации с учетом последствий целесообразного ее преодоления;
- обеспечение реализации прогнозируемой социально-педагогической деятельности, направленной на наиболее целесообразное преодоление трудной жизненной ситуации (социально опасного положения), в котором оказался ребенок [5].


При этом социально-педагогический подход ориентирует деятельность педагога на развитие у подростков самостоятельного мышления, свободу самоопределения, ответственность за свои поступки и принятые решения. Названное формирует систему ценностных ориентаций, жизненную позицию подростков, побуждающую к разностороннему общению в различных объединениях, коллективах и проявлению социальной позиции человека [1].


На основе исследования Т.А. Ромма определяются следующие принципы социально-педагогического подхода:
- принцип гуманистической и демократической ориентации, направленный на повышение эффективности возможностей социума в интересах личности;
- принцип системности и комплексности, обеспечивающий выявление всех структурных компонентов процессов развития и взаимодействия с личностью (разнообразие, разносторонность, взаимосвязь субъекта и объекта социально-педагогической поддержки) [6];
- принцип средо ориентированности в развитии личности, когда социальная среда в соответствии с исследованиями П.Ф. Каптерева [3] рассматривается и как конкретная сфера жизнедеятельности, ближайшее окружение, и как социокультурный, исторический контекст развития и формирования личности;
- принцип социальности, заключающийся в соотнесении педагогических задач с потребностями общества путем установления гармонии интересов личности и общества;
- принцип ориентации на ценности общества в соответствии с нравственными ценностями личности, когда деятельность педагогов направлена на поддержку своеобразия личности (природной и социальной), социальную, этическую и индивидуальную ответственность за принимаемые им решения;
- принцип субъект-объектно-субъектного сотрудничества и сотворчества педагога и ребенка ориентирован на обмен личностными смыслами и социальным опытом с целью развития самосознания, самодеятельности и жизнедеятельности.


Социально-педагогический подход позволяет определить социальнопедагогические паттерны (мишени воздействия) в процессе организации профилактики девиантного поведения подростков, к которым относятся подростки, семья, коллективы образовательных и досуговых учреждений, педагоги, правовая система региона и др.


Социально-педагогический подход проецирует:
- создание социализирующего пространства в единстве с социальным развитием и приобретением опыта социального ориентирования и социального функционирования личности в различных социально-культурных институтах;
- оказание поддержки личности как самоценному субъекту социальной среды в процессе ее развития при активной помощи государственных и общественных институтов (педагоги, родители, социальные партнеры, волонтеры и др.);
- помощь и поддержку меры человечности в человеке как соответствующих способах и средствах жизнедеятельности человека, ориентированной на индивидуализацию и дифференциацию взаимодействия, на создание комфортных условий для развития личности каждого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочарова, В. Г. Социально-педагогическая парадигма реформирования образования [Текст] / В. Г. Бочарова // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. - С. 69-74.
2. Дорожкина, О. А. Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации: анализ теоретических основ [Текст] / О. А. Дорожкина, С. В. Левчук // Социальноэкономические явления и процессы. - 2011. - № 11. - С. 298-303.
3. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П. Ф. Каптерев; под ред. А. М. Арсеньева. - Москва : Педагогика, 1982. - С. 704.
4. Липский, И. А. Основные парадигмы воспитания [Текст] / И. А. Липский // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 5. - С. 4-10.
5. Мардахаев, Л. В. Истоки и перспективы развития социальнопедагогического подхода к защите прав и личного достоинства ребенка [Текст] / Л. В. Мардахаев, Т. А. Маловидченко // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2010. - № 6. - С. 34-40.
6. Ромм, Т. А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов [Текст] : монография / Т. А. Ромм. - Новосибирск : Наука, 2007. - С. 380.
7. Сальцева, С. В. Социально-педагогические ресурсы высшего профессионального образования [Текст] / С. В. Сальцева // Образование и учитель XXI в.: проблемы, перспективы развития : сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. 6-7 окт. 2010 г. - Оренбург : ОГПУ, 2010. - С. 117-128.

Источник: Психолого-педагогические и правовые аспекты предупреждения П863 преступности среди несовершеннолетних: проблемы и пути их решения : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / Шадр. гос. пед. ун-т ; под ред. И.Ю. Блясовой. - Шадринск : ШГПУ, 2017. - 287 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.